МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОМОНЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СЕЛТИНСКОГО РАЙОНА УР
Утверждаю:
Директор школы:
__________ Т.А. Эшмакова
«___»__________20___г
Рассмотрено на заседании
Педагогического Совета
Протокол №____
От «___» ___________20__г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Агрокласс»
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 12 - 14 лет
Автор программы: педагоги дополнительного образования
Эшмакова Дарья Николаевна
Новая Монья, 2022
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Агрокласс» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Направленность программы – естественнонаучная.
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы:
В настоящее время наблюдается сравнительно низкое качество приема в аграрные ВУЗы, низкая научная продуктивность и недостаточный уровень мотивации абитуриентов к аграрному образованию, отсутствие престижа работы в сельском хозяйстве, а также сравнительно низкая доля выпускников аграрных ВУЗов, продолжающих свою профессиональную траекторию в агропромышленном комплексе. Программа позволяет решить проблему нехватки квалифицированных кадров, заинтересованных в работе в аграрном секторе Удмуртской Республики, а также способных стратегически планировать развитие отрасли с учетом последних достижений.
Адресат программы: дети 12-14 лет, количество учащихся в группе – 10 человек.
Формы организации образовательного процесса: очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Объем и срок освоения программы: 72 часа
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа
Виды и периодичность контроля: промежуточный (отчет по практической работе), итоговый (защита проекта).
2. Цель и задачи программы
Цель программы: освоение знаний по аграрному направлению; популяризация аграрного образования, сельскохозяйственных и инженерных специальностей.
Задачи:
1. Знакомство с современными направлениями развития сельского хозяйства в стране и республике.
2.Освоение и развитие через различные формы деятельности компетенций, необходимых для успешной самореализации
3. Разработка проектов, направленных на личное развитие и популяризацию аграрного образования.
В процессе изучения программы предусмотрена проектная деятельность учащихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций, а также заключение договора а сетевом взаимодействии в БПОУ УР «Увинский профессиональный колледж», СПК «Свобода».
3. Содержание программы
Учебный план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Форма (аттестации) контроля |
теория | практика |
| Ландшафтный дизайн | 8 | 3 | 5 | |
| Садоводство | 8 | 4 | 4 | |
| Тепличные технологии | 8 | 4 | 4 | |
| Сити-фермерство | 12 | 4 | 8 | |
| Агрономия | 12 | 4 | 8 | Отчет по практической работе |
| Сельскохозяйственные биотехнологии | 8 | 4 | 4 | |
| Эксплуатация сельскохозяйственных машин | 8 | 4 | 4 | |
| Ветеринария | 8 | 4 | 4 | |
| Итого | 72 | 31 | 41 | |
Содержание учебного плана
Ландшафтный дизайн
Теория. Основные стили в ландшафтном дизайне; ассортимент древесных и цветочных растений в условиях Удмуртской Республики; основные принципы ландшафтного проектирования и композиционные элементы дизайна; применение инновационных технологий в ландшафтном дизайне.
Практика. Проектирование цветников, клумб; подготовка и оформление мини-проекта ландшафтного дизайна участка.
Садоводство
Теория. Освоение специальной терминологии; история садоводства; основы рациональной организации садоводства; система садоводства
Практика. Экскурсия на агропредприятия.
Тепличные технологии
Теория. Типы и виды теплиц; принципы выращивания растений в защищенном грунте; основные виды овощных и цветочных растений для выращивания в условиях теплицы; применение инновационных технологий в тепличном хозяйстве.
Практика. Экскурсия на агропредприятия.
Сити-фермерство
Теория. Основные понятия; оборудование для сити-фермерства; виды гидропонных установок; способы выращивания растений; ассортимент растений для сити-фермерства.
Практика. Экскурсия в Увинский профессиональный колледж, практические работы
Агрономия
Теория. Освоение специальной терминологии; основные группы растений в агрономии; почвы и их плодородие; защита растений от вредителей и болезней; применение инновационных технологий в агрономии.
Практика. Экскурсия в Увинский профессиональный колледж, практические работы
Сельскохозяйственные биотехнологии
Теория. Биотехнология в сельском хозяйстве - создание новых сортов сельскохозяйственных растений и животных с использованием современных постгеномных и биотехнологических методов;
Практика. Экскурсия в Увинский профессиональный колледж, практические работы
Эксплуатация сельскохозяйственных машин
Теория. Характеристика сельскохозяйственных тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, их устройство.
Практика. Практические занятия по изучению технического состояния сельскохозяйственных машин, приспособлений к ним, регулировки рабочих органов, правил эксплуатации; экскурсии на агропредприятия.
Ветеринария
Теория. Анатомия и физиология домашних животных; диагностика и лечение заболеваний сельскохозяйственных животных
Практика. Экскурсия на агропредприятия. Экскурсия в Увинский профессиональный колледж, практические работы.
4. Планируемые результаты
По окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе учащиеся приобретут:
Предметные результаты
общие сведения об агропромышленном комплексе России и Удмуртии;
основные понятия и термины;
роль сельского хозяйства;
новые способы, методы и технологии в АПК;
принципы организации и ведения сельского хозяйства;
составление ландшафтных проектов и документации.
Метапредметные результаты:
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты:
развитие критического мышления
развитие творческой инициативы, самостоятельности.
Комплекс организационно-педагогических условий
5. Календарный учебный график
Календарный график на 72 часа
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Недели \ даты | Недели \ даты | Недели \ даты | Недели \ даты |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5-11 | 12-18 | 19-25 | 26- 2 | 3-9 | 10-16 | 17-23 | 24- 30 | 31-6 | 7-13 | 14- 20 | 21-27 | 28-4 | 5-11 | 12-18 | 19-25 | 26 -30 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | 16 | 24 | 34 |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Недели \ даты | Недели \ даты | Недели \ даты | Недели \ даты | Недели \ даты |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 |
9-15 | 16-22 | 23-29 | 30-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-2 | 3-9 | 10-16 | 17-23 | 24-30 | 8-14 | 15-21 | 22-28 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ИА 2 |
40 | 48 | 58 | 66 | 72 |
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет образовательного Центра Точка Роста.
Учебные столы и стулья.
Широкий ассортимент канцелярских принадлежностей.
Бумага для принтера.
Компьютеры, с установленным программным обеспечением Мiсгоsoft Windows XP\2000, Мiсгоsoft Оffice 2003, Аdobe Рhotoshop
Принтер, с возможностью цветной печати.
Сканер, мультимедийный проектор
Лабораторное оборудование образовательного Центра Точка Роста: микроскопы, гербарий и т.д..
Информационные материалы: презентации, энциклопедии, источники Интернет ресурсов
Кадровое обеспечение
Уровень образования педагога: высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандарта Педагогом дополнительного образования пройдено повышение квалификации по направлению программы.
7. Оценочные материалы
Критерием достижения образовательных результатов является:
- уровень усвоения ключевых понятий, заложенных в содержании программы;
- уровень освоения полученных навыков.
Диагностика: итоговое тестирование.
Критерием результативности воспитательных задач программы можно считать доброжелательную комфортную атмосферу в коллективе, отсутствие межличностных конфликтов, умение работать в команде.
Критерии оценки проекта:
Структура проекта (0-5 баллов)
Соответствие методов целям и задачам проекта (0-5 баллов)
Воспроизводимость проекта (0-5 баллов)
Расчет бюджета проекта (0-5 баллов)
Качество оформления проекта (0-5 баллов)
Максимальное количество баллов – 25 баллов
Уровни оценивания:
От 20 до 25 баллов – высокий уровень освоения программы
От 14 до 20 баллов – средний уровень освоения программы
От 1 до 14 баллов – низкий уровень освоения программы
Критерии оценки отчетов по практическим работам:
1.Формулировка цели и задач практической работы (0-1 балл)
2.Описание методики исследования. (0-1 балл)
3.Наличие анализа данных, полученных в ходе практической работы. (0-1 балл)
4.Выводы и их обоснование. (0-1 балл)
5.Качество оформления отчета. (0-1 балл)
Максимальное количество баллов – 5 баллов
Уровни оценивания:
От 4 до 5 баллов – высокий уровень освоения программы
От 2 до 4 баллов – средний уровень освоения программы
До 2 баллов – низкий уровень освоения программы
8. Методические материалы
Отличительной особенностью данной программы является ориентация на компетентностный подход, позволяющий обучающимся развивать и наращивать предметные и межпредметные компетенции.
Программой предусматриваются следующий методический инструментарий:
Формы организации учебной деятельности:
Групповая
Индивидуальная/Самостоятельная
Парная
В малых группах
Формы занятий:
Практическое занятие
Консультация
Беседа
Используемые методы в рамках занятий:
Проектный метод
Проблемное обучение
Виды учебной деятельности в рамках занятий:
Поиск и анализ информации
Анализ и решение проблемных ситуаций
Просмотр презентаций и видеороликов
Проведение исследовательских экспериментов
Публичное выступление и защита
Список используемой литературы по разделам:
Наименование разделов и тем | Список литературы |
Ландшафтный дизайн | 1.Андреев Ю.М. Освоение дачного участка – М.: Эксмо-пресс, 2001. 2.Брукс Дж. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003. 3.Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”. |
Садоводство | 1. Колобова А.И.Организация садоводства: монография/А.И.Колобова, А.С.Кудашкин – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 392 с. 2.Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”. |
Тепличные технологии | 1. Современные технологии в овощеводстве / А.А. Аутко и др.; под редакцией А.А. Аутко. – НАН Беларуси, Ин-т овощеводства. – Минск: Беларус. навука, 2012. – 490 с. 2. Старых Г.А. Инновационные технологии в овощеводстве: учеб. пособие / Г.А. Старых, А.В. Гончаров, Л.Л. Носова. – М.: ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2013. – 88 с. |
Сити-фермерство | Руденко М.С. Чудесная гидропоника. Все секреты урожая в гидрогеле, торфе, сене, мхе. М.- «Виват». 2017. 224 с. Выращивание рассады овощных культур методом подтопления. Hydropon East. 14/02/2013. С. 42-51. Тексье Уильям. Гидропоника для всех. Все о садоводстве на дому HydroScope, 2013. — 296 с. Федоренко А. Как получить чудо-урожай с подоконника круглый год. - М., АСТ, 2003 |
Агрономия | 1.Басина М., Гуцевич А. «Справочник огородника», изд. «Профиздат», 2012. 2.Энциклопедический словарь сельскохозяйственный, изд. «Советская энциклопедия» 2005. |
Сельскохозяйственные биотехнологии | 1.Лутова Л. А. Биотехнология высших растений. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010. - 240 c. 2.Неверова О. А. Пищевая биотехнология продуктов из сырья растительного происхождения / О.А. Неверова, Г.А. Гореликова, В.М. Позняковский. - М.: Сибирское университетское издательство, 2007. - 416 c. 3.Сельскохозяйственная биотехнология и биоинженерия. - М.: Ленанд, 2015. - 118 c. 4.Сельскохозяйственная биотехнология. - М.: Высшая школа, 2008. - 205 c. |
Эксплуатация сельскохозяйственных машин | 1.Максимов И. И. Практикум по сельскохозяйственным машинам. Учебное пособие. - М.: Лань, 2015. - 416 c. 2.Устинов А. Н. Сельскохозяйственные машины. - М.: Академия, 2012. - 270 c. |
Ветеринария | 1.Методы комплексной оценки сельскохозяйственных домашних животных. Учебное пособие / Н.И. Римиханов и др. - М.: Инфра-М, КУРС, 2015. - 144 c. 2.Практикум по внутренним болезням животных. Учебник. - М.: Лань, 2016. - 548 c. 3.Сон К. Н. Ветеринарная санитария на предприятиях по переработке пищевого сырья животного происхождения. Учебное пособие / К.Н. Сон, В.И. Родин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 208 c. 4.Хохрин С.Н. Кормление животных с основами кормопроизводства. Учебник. - Москва: РГГУ, 2016. - 753 c. |
Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы
объединения «Агрокласс»
на __2022 - 2023____ учебный год
Педагог Эшмакова Дарья Николаевна
№ п/п | Форма и название мероприятия | Сроки проведения | Охват обучающиеся/ родители | Краткое содержание мероприятия (для значимых) |
1.Организация и проведение массовых событийных и тематических мероприятий разного уровня |
1.1 | Выставка – фотографий по итогам реализации программы «Агрокласс» (для родителей, учеников и педагогов) | Май, 2023 | | |
| | | | |
2. Участие в мероприятиях, акциях, месячниках разного уровня |
2.1 | Единый кл.час, приуроченный Дню полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады Акция «Блокадный хлеб» | январь | | |
3. Участие в разноуровневых конкурсах |
|
3.1 | Игровая викторина «Международный день художника» | 8 декабря | | |
3.2 | Школьная УПК «Субботинские чтения» | Март, 2023 | | |
4. Совместные мероприятия с другими объединениями |
4.1 | Заключение договоров о сетевом взаимодействии для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ с СПК района, БПОУ УР «Увинский профессиональный колледж» | В течение года | | |
| | | | |
5. Совместные мероприятия с организациями и учреждениями |
5.1 | Беседы по профориентации студентами «Увинского профессионального колледжа» | Март, 2023 | | |
| | | | |
6. Организация экскурсий походов, экспедиций |
6.1 | Экскурсия в «Увинский профессиональный колледж» | В течение года | | |
6.2 | Экскурсия в СПК «Свобода» | В течение года | | |
7. Организация каникулярного отдыха детей и подростков |
7.1 | Проведение занятий, экскурсий в период осенних, зимних, весенних каникул | | | |
| | | | |
Список литературы
1.Ландшафтный дизайн
Для педагога:
1.Андреев Ю.М. Освоение дачного участка – М.: Эксмо-пресс, 2001.
2.Брукс Дж. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.
3.Лазарева А.В. Цветы в саду и ландшафтный дизайн – М.: Аделант, 2001.
4.Мак-Кой П. Мини-сад. Архитектура. Дизайн – М.: Росмэн, 2001.
Для обучающихся:
1. Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д:
Феникс, 2005.
2. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).
3. Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.
2.Садоводство
Для педагога:
1. Кашин В.И., Косякин А.С., Одинцов В.А. История садоводства России. – Рязань: Рус. слово, 1999. - 447 с.
2. Колобова А.И.Организация садоводства: монография/А.И.Колобова, А.С.Кудашкин – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 392 с.
Для обучающихся:
1.Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.
2.Справочник по садоводству/Под ред. В. И. Майдебуры. - Киев: Урожай, 1983.
3.Тепличные технологии
Для педагога:
1.Алиев Э.А. Овощеводство и цветоводство защищенного грунта для любителей / Э.А. Алиев, Л.С. Гиль. – К.: Урожай, 1990. –256 с.
2.Климов В.В. Оборудование теплиц для подсобных и личных хозяйств / В.В. Климов. – М.: Энергоатомиздат, 1992. – 96 с.
3.Современные технологии в овощеводстве / А.А. Аутко и др.; под редакцией А.А. Аутко. – НАН Беларуси, Ин-т овощеводства. – Минск: Беларус. навука, 2012. – 490 с.
Для обучающихся:
1.Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.
2.Старых Г.А. Инновационные технологии в овощеводстве: учеб. пособие / Г.А. Старых, А.В. Гончаров, Л.Л. Носова. – М.: ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2013. – 88 с.
4.Сити-фермерство
Для педагога:
Иванов В.Б., Плотникова И.В, Живухина Е.А. и др. Минеральное питание растений.// Практикум по физиологии растений. - М., Академия, 2001
Руденко М.С. Чудесная гидропоника. Все секреты урожая в гидрогеле, торфе, сене, мхе. М.- «Виват». 2017. 224 с.
Для обучающихся:
Выращивание рассады овощных культур методом подтопления. Hydropon East. 14/02/2013. С. 42-51.
Тексье Уильям. Гидропоника для всех. Все о садоводстве на дому HydroScope, 2013. — 296 с.
Федоренко А. Как получить чудо-урожай с подоконника круглый год. - М., АСТ, 2003
5.Агрономия
Для педагога:
1.Растениеводство. Под. Ред. П. П. Вавилова. М.,1986.
2.Смирнов П.М., Муравин Э.А. Агрохимия. – М.: Колос, 1991. 3. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Просвещение, 1986.
Для обучающихся:
1.Басина М., Гуцевич А. «Справочник огородника», изд. «Профиздат», 2012.
2.Энциклопедический словарь сельскохозяйственный, изд. «Советская энциклопедия» 2005.
6.Сельскохозяйственные биотехнологии
Для педагога:
1.Лутова Л. А. Биотехнология высших растений. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010. - 240 c.
2.Неверова О. А. Пищевая биотехнология продуктов из сырья растительного происхождения / О.А. Неверова, Г.А. Гореликова, В.М. Позняковский. - М.: Сибирское университетское издательство, 2007. - 416 c.
3.Сельскохозяйственная биотехнология и биоинженерия. - М.: Ленанд, 2015. - 118 c.
4.Сельскохозяйственная биотехнология. - М.: Высшая школа, 2008. - 205 c.
Для обучающихся:
1.Беккер М.Е. Введение в биотехнологию. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 115 c.
2. Вакула В. Биотехнология: Что это такое? - Л.: Молодая Гвардия, 2008. - 302 c.
3.Никишова Е. А. Основы биотехнологии. 10-11 классы. Учебное пособие / Е.А. Никишова. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 160 c.
7.Эксплуатация сельскохозяйственных машин
Для педагога:
1.Проничев Н. П. Справочник механизатора. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272с.
2.Сергеев И.Ф. Сельскохозяйственные машины / И.Ф. Сергеев, Н.П. Сычугов. - М.: Машиностроение, 2013. - 223 c.
3.Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины. - М.: КолосС, 2006. - 624 с.
Для обучающихся:
1.Максимов И. И. Практикум по сельскохозяйственным машинам. Учебное пособие. - М.: Лань, 2015. - 416 c.
2.Устинов А. Н. Сельскохозяйственные машины. - М.: Академия, 2012. - 270 c.
8.Ветеринария
Для педагога:
1.Методы комплексной оценки сельскохозяйственных домашних животных. Учебное пособие / Н.И. Римиханов и др. - М.: Инфра-М, КУРС, 2015. - 144 c.
2.Практикум по внутренним болезням животных. Учебник. - М.: Лань, 2016. - 548 c.
3.Сон К. Н. Ветеринарная санитария на предприятиях по переработке пищевого сырья животного происхождения. Учебное пособие / К.Н. Сон, В.И. Родин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 208 c.
4.Хохрин С.Н. Кормление животных с основами кормопроизводства. Учебник. - Москва: РГГУ, 2016. - 753 c.
Для обучающихся:
1.Дмитриева Т. А. Топографическая анатомия домашних животных / Т.А. Дмитриева, П.Т. Саленко, М.Ш. Шакуров. - М.: КолосС, 2015. - 416 c.
2.Изилов Ю. С. Практикум по скотоводству. - М.: КолосС, 2012. - 184 c.
3.Медведский В. А. Фермерское животноводство / В.А. Медведский, Е.А. Капитонова. - М.: ИВЦ Минфина, 2012. - 304 c.
3.Практикум по ветеринарной санитарии, зоогигиене и биоэкологии. Учебное пособие. - М.: Лань, 2013. - 512 c.