СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Алгоритмика и програмирование в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с помощью робототехнического набора Matatalab"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Алгоритмика и програмирование в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с помощью робототехнического набора Matatalab"»

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи проекта и новизна проекта

3. Планируемые результаты реализации проекта

4. Формы оценивания качества реализации проекта

5. Этапы и содержание проекта

6.. Заключение.

Список использованных источников











































1.Пояснительная записка.

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, все больше внимания уделяется развитию интеллектуальных способностей детей с раннего возраста. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является формирование словесно-логического мышления в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский считал, что « объединение речи и мышления является предпосылкой появления словесно-логического мышления.» (7352)  Это не только способствует успешному обучению в школе, но и закладывает основу для критического и аналитического мышления в будущем. Словесно-логическое мышление включает в себя способность детей понимать и интерпретировать информацию, полученную через язык, а также использовать логические операции для решения задач. В дошкольном возрасте это особенно важно, поскольку именно в этот период формируются основные когнитивные функции, которые будут определять успех в обучении и личностном развитии. Одним из инновационных подходов к развитию словесно-логического мышления является использование робота Matatalab. Робот, оснащенный специализированной программой, может стать эффективным инструментом в обучении детей.... В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, все больше внимания уделяется развитию интеллектуальных способностей детей с раннего возраста. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является формирование словесно-логического мышления в дошкольном возрасте. Это не только способствует успешному обучению в школе, но и закладывает основу для критического и аналитического мышления в будущем. Словесно-логическое мышление включает в себя способность детей понимать и интерпретировать информацию, полученную через язык, а также использовать логические операции для решения задач. В дошкольном возрасте это особенно важно, поскольку именно в этот период формируются основные когнитивные функции, которые будут определять успех в обучении и личностном развитии.

Внедрение инновационных технологий, таких как робот Matatalab, открывает новые горизонты для формирования этих навыков. Через интерактивные игры и задачки, этот робот способствует развитию языка, логики и критического мышления у малышей.

Обучение идёт от простой техники выполнения задания к более сложной. Через прямое обучение дети знакомятся с объектами, явлениями, при помощи которых будут решаться предполагаемые проблемные ситуации.

Актуальность использования роботехнического набора Matatalab в комплексном подходе к интенсивному развитию алгоритмических способностей и основам прог. Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знания должны быть применимы на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это должно принести хорошие плоды в будущем для каждого ребенка. Реализация данного обучающего набора в образовательной деятельности ДОУ носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении, что отвечает основным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Так как образование должно соответствовать целям опережающего развития, другими словами, обеспечивать изучение технологий, которые пригодятся в будущем, программируемый робот Matatalab в полной мере реализует эти задачи. Все виды деятельности настраиваются в зависимости от возраста, уровня развития, подготовки отдельного ребенка и/или группы детей

2. Цель, задачи и новизна проекта

Цель: создать условия для обучения программированию и развитию алгоритмического мышления средствами робототехнического набора MatataLab.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умений обращаться с программируемым цифровым устройством, формирование элементарных навыков программирования(знание основных элементов программирования и и использование этих знаний на практике)

Развивающие:

 - развитие логических функций; формирование речи, внимания,; развитие инициативности и самостоятельности

Воспитательные:

-создание условий для воспитания трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, силы воли, терпения, настойчивости, умения работать в команде

Новизна проекта заключается в отсутствии необходимости использовать компьютер или мобильное устройство для программирования. Набор MatataLab - это уникальный дидактический комплекс, где с помощью простейшей логики и элементарной, на первый взгляд, робототехники, дети дошкольного возраста в игровой форме осваивают основы математики, геометрии, программирования и даже музыки. Блоки для программирования созданы чтобы сделать процесс программирования игровым и осязаемым. Процесс программирования превращается в практический опыт. Разработаны специальные карты для подобных занятий с робототехническим набором MatataLab. Matatalab позволяет дошкольникам в форме игры осваивать технологии и навыки 21 века и способствует развитию многих качеств. С помощью Matatalab проводим серию занятий «Matatalab идет в гости» по программированию робота - движение до заданной цели. Дети с помощью блоков: вперед, поворот, числовых блоков выстраивают маршрут, по которому пойдет наш Matata по карте от одного объекта до другого. Начало и конец пути ребята обозначают цветными флажками. Таким образом учимся составлять алгоритм движений робота

Принципы и подходы к формированию проекта:

  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по определенным темам.

  • принцип наглядности - представление изучаемому материалу соответствующей наглядности: схемы, рисунки, модели, алгоритмы и т.д.;

  • принцип занимательности - материал является интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, мотивирует к стремлению в достижении результата. принцип личностно - ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом.

Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми. Проект основан на педагогических теориях авторов программы «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.), выдвигающих следующие идеи:  обеспечения целостного развития личности ребенка посредством социализации, осознания им своих потребностей, возможностей, способностей;  отбор образовательного содержания, соответствующего познавательным интересам современного ребенка;  широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных и творческих способностей,  построение образовательного процесса по модели субъектно-субъектного взаимодействия с ребенком. В основе использования роботехнического набора Matatalab лежат теории таких известных педагогов и психологов, как Ж.Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, З.П. Дьёнеш, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский.

Целевая аудитория

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Срок реализации проекта. Реализация проекта предполагается ежегодно (старший дошкольный возраст)

3. Планируемые результаты реализации проекта:

К концу реализации проекта у детей будут сформированы следующие умения и представления по образовательным областям:

Для детей:

  • Появится интерес к робототехнике, сформируются элементарные навыки программирования;

  • Повысится уровень познавательного развития;

  • Повысится уровень речевого развития;

  • Повысится уровень социально-коммуникативной компетентности;

  • Повысится уровень творческих способностей.

Для педагогов:

  • Будет создан информационный банк по деятельности с роботехническим набором Matatalab.

  • Повысится уровень компетентности по вопросам применения в образовательной деятельности робототехники.

Для родителей:

  • Повысится уровень компетентности по вопросам ознакомления детей с робототехникой.

4. Формы оценивания качества образовательной деятельности Эффективность реализации проекта определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, в результате сравнения итогов выполнения диагностических заданий как до так и после реализации содержания проекта. При проведении педагогической диагностики использовались следующие методики, рекомендованные программой «Детство» из методического пособия Т.И.Бабаевой «Мониторинг в детском саду»:

№ п/п

Задачи

Планируемый результат

Критерии оценки результатов

1.

Развивать основы программирования и умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственное восприятие.

Умет создавать алгоритм действий.






Развито образно-логическое мышление.


Развито пространственное восприятие

Самостоятельно создает алгоритм действий для достижения цели (элементарное программирование).


Понимает логические связи и отношения.



Правильно называет предметы, расположенные спереди и сзади, слева и справа, сверху и снизу от самого себя и другого человека. Различает у себя левую и правую руку

2.

Способствовать формированию представлений об окружающем мире, его объектах, о себе, других людях.


Способствовать формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них.

Имеет представления об окружающем мире, его объектах, о себе, других людях.



Имеет представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них.

Называет объекты окружающего мира, о его объектах, рассказывает информацию о себе и других людях.



Называет опасные для человека и окружающего мира ситуации и способы поведения в них

3.

Развивать связную, грамматически правильную речь ребенка. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность.

Развита связная, грамматическая речь ребенка.



Развита звуковая аналитико-синтетическая активность.

Ведёт грамматически правильный диалог со взрослыми и сверстниками. Выделяет звуки в словах, определяет их последовательность и местоположение.

4.

Способствовать развитию основных анализаторов (визуального, аудиального, кинестетического) у детей для отражения собственного видения окружающего мира.

Имеет представления о различных свойствах предметов (базовых цветах, основных формах и величине предметов и др.

Называет основные цвета. Различает предметы по форме. Различает предметы по величине

5

Способствовать проявлению самостоятельности, индивидуальности в творческой деятельности.

Развита самостоятельность в творческой деятельности.

Проявляет самостоятельность и инициативу в творческой деятельности, рисует детализировано. Владеет способами композиционного расположения объектов на листе бумаги



5. Этапы и содержание Проекта

1 этап – подготовительный

1.Изучение возможности внедрения с роботехническим набором Matatalab

2. Создание материально-технических и педагогических условий для реализации проекта (ППР среды, разработка перспективных планов, дидактического материала и пособий, разработка показателей и критериев оценки эффективности).

3. Обеспечение повышения квалификации по вопросам использования роботехнического набора Matatalab, а также ИКТтехнологий в образовательной деятельности ДОУ.

2 этап – основной

1.Непосредственная реализация содержания перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием роботехнического набора Matatalab;

2. Реализация совместных мероприятий с семьями воспитанников.

3. Реализация мероприятий с педагогами по освоению технологии работы с роботехническим набором Matatalab

3 этап – заключительный

1.Мониторинг результатов реализации хода проекта (проведение педагогической диагностики).

2. Обобщение и распространение опыта по реализации проекта (презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, Интернет-ресурсы).

3. Участие воспитанников в конкурсах технической, познавательной и творческой направленности по теме проекта

Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с воспитателями, работа с родителями.

Работа с детьми:

Разработанные педагогом игровые задания с учетом основных тем календарно-тематического плана ДОУ

Месяц

Работа с детьми

Задачи

сентябрь

Знакомство с Matatalab. Управление Matatalab.



Ознакомление с робототехническим набором Matatalab.

Ознакомление с понятиями, программными блоками, функционалом фишек.

Блоки, препятствия и пункты назначения


Ознакомление с программными блоками. Помочь детям понять функцию каждого блока робототехнического набора MatataLab

Блоки, препятствия и пункты назначения

Блоки, препятствия и пункты назначения

октябрь



Деревья осенью

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования

Обобщение представлений детей  об осенних деревьях и плодах  посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab.

Деревья осенью

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования

Обобщение представлений детей  об осенних деревьях и плодах  посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab.

Осенняя пора

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования

Закрепление знаний о характерных признаках осени и осенних явлениях посредством использования робототехнического набора Matatalab

Труд людей осенью

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Расширение представлений детей о труде людей осенью посредством использования робототехнического набора MatataLab.

ноябрь

Моя страна- Россия

Обогащение знаний детей о России посредством использования робототехнического набораMatataLab.

Собираем урожай. Овощи

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Расширение представлений детей об овощах посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Собираем урожай. Фрукты

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Расширение представлений детей о фруктах посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Домашние животные

Обобщение представлений детей о домашних животных и их детёнышей посредством использования робототехнического набора MatataLab.

декабрь

Ноты. Мелодии

Ознакомление с музыкальными блоками. Помочь понять принципы использования музыкальных блоков MatataLab.

Создаем мелодии

Формировать умение программировать робота на воспроизведение мелодий.

Создаем мелодии

Формировать умение программировать робота на воспроизведение мелодий.

Новый год у ворот

Обогащение знаний детей о празднике Новый год посредством использования робототехнического набора MatataLab.

январь











Февраль

Этикет

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Формирование представлений детей об этикете посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Зимушка-зима

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Формирование представлений о зиме посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Юные исследователи

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Расширение представлений детей о свойствах различных предметов посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Транспорт. Азбука безопасности

Расширение представлений детей о разных видах транспорта посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Защитники Отечества

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Обобщение и уточнение представлений детей о Российской армии, о родах войск, военных профессиях посредством использования робототехнического набора MatataLab.


Наш быт. Посуда

Обобщение знаний детей о посуде, посредством использования робототехнического набора MatataLab.

март

Моя семья . Международный женский день

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Уточнение представлений детей о своей семье и международном женском дне 8 марта посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Весна-красна

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Расширение знаний детей о весеннем времени года посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Весна-красна

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Обобщение знаний детей о весеннем времени года посредством использования робототехнического набора MatataLab.

Библиотека сказок

Расширение представлений детей о сказках и их авторах посредством использования робототехнического набора MatataLab.

апрель

«Космос»

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми посредством использования робототехнического набора MatataLab.

«Деревья весной»

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Расширение представлений детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab.


«Деревья весной»

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Ообобщение представлений детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab.

Такие разные дома

Обобщение представления детей  о домах и материалах, из которых они построены, посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab

май

«День Победы. Города-герои»

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Обобщение и расширение знаний у детей о Великой Отечественной войне, посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab.

«Птицы и животные весной»

Обобщение знаний детей о птицах и диких животных весной,  посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab.

«Мир природы Цветы»

Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования.

Обобщение представления детей о  разнообразии цветущих растений,  посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab.


Мир природы. Насекомые

Обобщение  элементарных экологических представлений о многообразии природы насекомых посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab



Структура занятия с использованием роботехнического набора Matatalab: Первая часть занятия – это осмысливание основных понятий программирования посредством выполнения заданий с дидактическими материалами и учебными аксессуарами (длительность – до 10 минут) (в соответствии с возрастом и нормами СанПиН).

Вторая часть – это выполнение задания с дидактическими материалами и пособиями (длительность – до 15 минут) (в соответствии с возрастом и нормами СанПиН).

Третья часть – обыгрывание полученного результата, рефлексия (длительность – 5минут). Основная работа по реализации проекта осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми (познавательной, продуктивной, коммуникативной, игровой). Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности с применением роботехнического набора Matatalab.

В ходе реализации проекта используются следующие формы, методы и приемы работы с детьми: тематические занятия; подгрупповые занятия по 5-6 человек, что позволяет воспитывать в них командный дух и самостоятельность.

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание и демонстрация способов действия с Matatalab

Информационно-рецептивный

Обследование Matatalab через активацию различных анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных). Совместная деятельность педагога и ребенка, трансляция информации

Репродуктивный

Воспроизводство знаний, навыков и умений, способов действий через различные формы (по образцу, упражнения по аналогу и пр.)

Практический

Использование детьми в практике полученных знаний, навыков и умений, приемов работы

Словесный

Описание и объяснение действий. Сопровождение и демонстрация образцов и разных вариантов моделей, карточек и пр.

Проблемный

Постановка проблемы. Поиск в решении проблемы. Творческое использование готовых имеющихся предметов

Частично-поисковый

Решение проблемных ситуаций и задач с помощью педагога.

Игровой

Использование сюжета для игр при организации детской деятельности. Использование персонажей для обыгрывание сюжета.



Работа с педагогами: Работа с воспитателями предполагает:

  • проведение обучающих семинаров, мастер - классов по использованию роботехнического набора Matatalab (в том числе через систему наставничества);

  • методическая помощь по обучению самостоятельному созданию новых заданий и игр по обучению детей элементарному программированию.

Работа с родителями:

Взаимодействие с родителями предполагает:

  • проведение презентации роботехнического набора Matatalab для обучения и развития детей;  показ образовательной работы с детьми с использованием роботехнического набора Matatalab;  создание и реализация совместных мини-проектов по данной теме;

  • организация фотоотчета и выставки работ по рисованию детей и родителей с помощью роботехнического набора Matatalab.

Список использованных источников

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 21.12.2012г.

2. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования»).

3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

4. Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88. 5. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство » (Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой)

6. Matatalab. Уроки робототехники. Книга для учителя. Авторское право © 2018 TechTerra Education, LLC.

7. Выготский Л.С. «Matatalab, «Мышление и речь» Изд.5 испр.-Издательство «Лабиринт» М.1999-352с.

Интернет-ресурсы: 1. https://www.youtube.com/channel/UCkStnat_9jUXPkJbbnNQfFQ

2. https://www.youtube.com/watch?v=gCJl6MIhDlE

3. https://lab.digis.ru/matatalab