Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи проекта и новизна проекта
3. Планируемые результаты реализации проекта
4. Формы оценивания качества реализации проекта
5. Этапы и содержание проекта
6.. Заключение.
Список использованных источников
1.Пояснительная записка.
В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, все больше внимания уделяется развитию интеллектуальных способностей детей с раннего возраста. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является формирование словесно-логического мышления в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский считал, что « объединение речи и мышления является предпосылкой появления словесно-логического мышления.» (7352) Это не только способствует успешному обучению в школе, но и закладывает основу для критического и аналитического мышления в будущем. Словесно-логическое мышление включает в себя способность детей понимать и интерпретировать информацию, полученную через язык, а также использовать логические операции для решения задач. В дошкольном возрасте это особенно важно, поскольку именно в этот период формируются основные когнитивные функции, которые будут определять успех в обучении и личностном развитии. Одним из инновационных подходов к развитию словесно-логического мышления является использование робота Matatalab. Робот, оснащенный специализированной программой, может стать эффективным инструментом в обучении детей.... В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, все больше внимания уделяется развитию интеллектуальных способностей детей с раннего возраста. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является формирование словесно-логического мышления в дошкольном возрасте. Это не только способствует успешному обучению в школе, но и закладывает основу для критического и аналитического мышления в будущем. Словесно-логическое мышление включает в себя способность детей понимать и интерпретировать информацию, полученную через язык, а также использовать логические операции для решения задач. В дошкольном возрасте это особенно важно, поскольку именно в этот период формируются основные когнитивные функции, которые будут определять успех в обучении и личностном развитии.
Внедрение инновационных технологий, таких как робот Matatalab, открывает новые горизонты для формирования этих навыков. Через интерактивные игры и задачки, этот робот способствует развитию языка, логики и критического мышления у малышей.
Обучение идёт от простой техники выполнения задания к более сложной. Через прямое обучение дети знакомятся с объектами, явлениями, при помощи которых будут решаться предполагаемые проблемные ситуации.
Актуальность использования роботехнического набора Matatalab в комплексном подходе к интенсивному развитию алгоритмических способностей и основам прог. Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знания должны быть применимы на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это должно принести хорошие плоды в будущем для каждого ребенка. Реализация данного обучающего набора в образовательной деятельности ДОУ носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении, что отвечает основным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Так как образование должно соответствовать целям опережающего развития, другими словами, обеспечивать изучение технологий, которые пригодятся в будущем, программируемый робот Matatalab в полной мере реализует эти задачи. Все виды деятельности настраиваются в зависимости от возраста, уровня развития, подготовки отдельного ребенка и/или группы детей
2. Цель, задачи и новизна проекта
Цель: создать условия для обучения программированию и развитию алгоритмического мышления средствами робототехнического набора MatataLab.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умений обращаться с программируемым цифровым устройством, формирование элементарных навыков программирования(знание основных элементов программирования и и использование этих знаний на практике)
Развивающие:
- развитие логических функций; формирование речи, внимания,; развитие инициативности и самостоятельности
Воспитательные:
-создание условий для воспитания трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, силы воли, терпения, настойчивости, умения работать в команде
Новизна проекта заключается в отсутствии необходимости использовать компьютер или мобильное устройство для программирования. Набор MatataLab - это уникальный дидактический комплекс, где с помощью простейшей логики и элементарной, на первый взгляд, робототехники, дети дошкольного возраста в игровой форме осваивают основы математики, геометрии, программирования и даже музыки. Блоки для программирования созданы чтобы сделать процесс программирования игровым и осязаемым. Процесс программирования превращается в практический опыт. Разработаны специальные карты для подобных занятий с робототехническим набором MatataLab. Matatalab позволяет дошкольникам в форме игры осваивать технологии и навыки 21 века и способствует развитию многих качеств. С помощью Matatalab проводим серию занятий «Matatalab идет в гости» по программированию робота - движение до заданной цели. Дети с помощью блоков: вперед, поворот, числовых блоков выстраивают маршрут, по которому пойдет наш Matata по карте от одного объекта до другого. Начало и конец пути ребята обозначают цветными флажками. Таким образом учимся составлять алгоритм движений робота
Принципы и подходы к формированию проекта:
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по определенным темам.
принцип наглядности - представление изучаемому материалу соответствующей наглядности: схемы, рисунки, модели, алгоритмы и т.д.;
принцип занимательности - материал является интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, мотивирует к стремлению в достижении результата. принцип личностно - ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом.
Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми. Проект основан на педагогических теориях авторов программы «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.), выдвигающих следующие идеи: обеспечения целостного развития личности ребенка посредством социализации, осознания им своих потребностей, возможностей, способностей; отбор образовательного содержания, соответствующего познавательным интересам современного ребенка; широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных и творческих способностей, построение образовательного процесса по модели субъектно-субъектного взаимодействия с ребенком. В основе использования роботехнического набора Matatalab лежат теории таких известных педагогов и психологов, как Ж.Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, З.П. Дьёнеш, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский.
Целевая аудитория
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации проекта. Реализация проекта предполагается ежегодно (старший дошкольный возраст)
3. Планируемые результаты реализации проекта:
К концу реализации проекта у детей будут сформированы следующие умения и представления по образовательным областям:
Для детей:
Появится интерес к робототехнике, сформируются элементарные навыки программирования;
Повысится уровень познавательного развития;
Повысится уровень речевого развития;
Повысится уровень социально-коммуникативной компетентности;
Повысится уровень творческих способностей.
Для педагогов:
Будет создан информационный банк по деятельности с роботехническим набором Matatalab.
Повысится уровень компетентности по вопросам применения в образовательной деятельности робототехники.
Для родителей:
4. Формы оценивания качества образовательной деятельности Эффективность реализации проекта определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, в результате сравнения итогов выполнения диагностических заданий как до так и после реализации содержания проекта. При проведении педагогической диагностики использовались следующие методики, рекомендованные программой «Детство» из методического пособия Т.И.Бабаевой «Мониторинг в детском саду»:
№ п/п | Задачи | Планируемый результат | Критерии оценки результатов |
1. | Развивать основы программирования и умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственное восприятие. | Умет создавать алгоритм действий. Развито образно-логическое мышление. Развито пространственное восприятие | Самостоятельно создает алгоритм действий для достижения цели (элементарное программирование). Понимает логические связи и отношения. Правильно называет предметы, расположенные спереди и сзади, слева и справа, сверху и снизу от самого себя и другого человека. Различает у себя левую и правую руку |
2. | Способствовать формированию представлений об окружающем мире, его объектах, о себе, других людях. Способствовать формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них. | Имеет представления об окружающем мире, его объектах, о себе, других людях. Имеет представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них. | Называет объекты окружающего мира, о его объектах, рассказывает информацию о себе и других людях. Называет опасные для человека и окружающего мира ситуации и способы поведения в них |
3. | Развивать связную, грамматически правильную речь ребенка. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. | Развита связная, грамматическая речь ребенка. Развита звуковая аналитико-синтетическая активность. | Ведёт грамматически правильный диалог со взрослыми и сверстниками. Выделяет звуки в словах, определяет их последовательность и местоположение. |
4. | Способствовать развитию основных анализаторов (визуального, аудиального, кинестетического) у детей для отражения собственного видения окружающего мира. | Имеет представления о различных свойствах предметов (базовых цветах, основных формах и величине предметов и др. | Называет основные цвета. Различает предметы по форме. Различает предметы по величине |
5 | Способствовать проявлению самостоятельности, индивидуальности в творческой деятельности. | Развита самостоятельность в творческой деятельности. | Проявляет самостоятельность и инициативу в творческой деятельности, рисует детализировано. Владеет способами композиционного расположения объектов на листе бумаги |
5. Этапы и содержание Проекта
1 этап – подготовительный
1.Изучение возможности внедрения с роботехническим набором Matatalab
2. Создание материально-технических и педагогических условий для реализации проекта (ППР среды, разработка перспективных планов, дидактического материала и пособий, разработка показателей и критериев оценки эффективности).
3. Обеспечение повышения квалификации по вопросам использования роботехнического набора Matatalab, а также ИКТтехнологий в образовательной деятельности ДОУ.
2 этап – основной
1.Непосредственная реализация содержания перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием роботехнического набора Matatalab;
2. Реализация совместных мероприятий с семьями воспитанников.
3. Реализация мероприятий с педагогами по освоению технологии работы с роботехническим набором Matatalab
3 этап – заключительный
1.Мониторинг результатов реализации хода проекта (проведение педагогической диагностики).
2. Обобщение и распространение опыта по реализации проекта (презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, Интернет-ресурсы).
3. Участие воспитанников в конкурсах технической, познавательной и творческой направленности по теме проекта
Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с воспитателями, работа с родителями.
Работа с детьми:
Разработанные педагогом игровые задания с учетом основных тем календарно-тематического плана ДОУ
Месяц | Работа с детьми | Задачи |
сентябрь | Знакомство с Matatalab. Управление Matatalab. | Ознакомление с робототехническим набором Matatalab. Ознакомление с понятиями, программными блоками, функционалом фишек. |
Блоки, препятствия и пункты назначения | Ознакомление с программными блоками. Помочь детям понять функцию каждого блока робототехнического набора MatataLab |
Блоки, препятствия и пункты назначения |
Блоки, препятствия и пункты назначения |
октябрь | Деревья осенью | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования Обобщение представлений детей об осенних деревьях и плодах посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab. |
Деревья осенью | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования Обобщение представлений детей об осенних деревьях и плодах посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab. |
Осенняя пора | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования Закрепление знаний о характерных признаках осени и осенних явлениях посредством использования робототехнического набора Matatalab |
Труд людей осенью | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Расширение представлений детей о труде людей осенью посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
ноябрь | Моя страна- Россия | Обогащение знаний детей о России посредством использования робототехнического набораMatataLab. |
Собираем урожай. Овощи | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Расширение представлений детей об овощах посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Собираем урожай. Фрукты | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Расширение представлений детей о фруктах посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Домашние животные | Обобщение представлений детей о домашних животных и их детёнышей посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
декабрь | Ноты. Мелодии | Ознакомление с музыкальными блоками. Помочь понять принципы использования музыкальных блоков MatataLab. |
Создаем мелодии | Формировать умение программировать робота на воспроизведение мелодий. |
Создаем мелодии | Формировать умение программировать робота на воспроизведение мелодий. |
Новый год у ворот | Обогащение знаний детей о празднике Новый год посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
январь Февраль | Этикет | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Формирование представлений детей об этикете посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Зимушка-зима | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Формирование представлений о зиме посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Юные исследователи | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Расширение представлений детей о свойствах различных предметов посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Транспорт. Азбука безопасности | Расширение представлений детей о разных видах транспорта посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Защитники Отечества | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Обобщение и уточнение представлений детей о Российской армии, о родах войск, военных профессиях посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
| Наш быт. Посуда | Обобщение знаний детей о посуде, посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
март | Моя семья . Международный женский день | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Уточнение представлений детей о своей семье и международном женском дне 8 марта посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Весна-красна | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Расширение знаний детей о весеннем времени года посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Весна-красна | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Обобщение знаний детей о весеннем времени года посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
Библиотека сказок | Расширение представлений детей о сказках и их авторах посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
апрель | «Космос» | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми посредством использования робототехнического набора MatataLab. |
«Деревья весной» | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Расширение представлений детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab. |
| «Деревья весной» | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Ообобщение представлений детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab. |
Такие разные дома | Обобщение представления детей о домах и материалах, из которых они построены, посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab |
май | «День Победы. Города-герои» | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Обобщение и расширение знаний у детей о Великой Отечественной войне, посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab. |
«Птицы и животные весной» | Обобщение знаний детей о птицах и диких животных весной, посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab. |
«Мир природы Цветы» | Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Обобщение представления детей о разнообразии цветущих растений, посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab. |
| Мир природы. Насекомые | Обобщение элементарных экологических представлений о многообразии природы насекомых посредством программирования с использованием образовательного набора MatataLab |
Структура занятия с использованием роботехнического набора Matatalab: Первая часть занятия – это осмысливание основных понятий программирования посредством выполнения заданий с дидактическими материалами и учебными аксессуарами (длительность – до 10 минут) (в соответствии с возрастом и нормами СанПиН).
Вторая часть – это выполнение задания с дидактическими материалами и пособиями (длительность – до 15 минут) (в соответствии с возрастом и нормами СанПиН).
Третья часть – обыгрывание полученного результата, рефлексия (длительность – 5минут). Основная работа по реализации проекта осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми (познавательной, продуктивной, коммуникативной, игровой). Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности с применением роботехнического набора Matatalab.
В ходе реализации проекта используются следующие формы, методы и приемы работы с детьми: тематические занятия; подгрупповые занятия по 5-6 человек, что позволяет воспитывать в них командный дух и самостоятельность.
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание и демонстрация способов действия с Matatalab |
Информационно-рецептивный | Обследование Matatalab через активацию различных анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных). Совместная деятельность педагога и ребенка, трансляция информации |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний, навыков и умений, способов действий через различные формы (по образцу, упражнения по аналогу и пр.) |
Практический | Использование детьми в практике полученных знаний, навыков и умений, приемов работы |
Словесный | Описание и объяснение действий. Сопровождение и демонстрация образцов и разных вариантов моделей, карточек и пр. |
Проблемный | Постановка проблемы. Поиск в решении проблемы. Творческое использование готовых имеющихся предметов |
Частично-поисковый | Решение проблемных ситуаций и задач с помощью педагога. |
Игровой | Использование сюжета для игр при организации детской деятельности. Использование персонажей для обыгрывание сюжета. |
Работа с педагогами: Работа с воспитателями предполагает:
проведение обучающих семинаров, мастер - классов по использованию роботехнического набора Matatalab (в том числе через систему наставничества);
методическая помощь по обучению самостоятельному созданию новых заданий и игр по обучению детей элементарному программированию.
Работа с родителями:
Взаимодействие с родителями предполагает:
проведение презентации роботехнического набора Matatalab для обучения и развития детей; показ образовательной работы с детьми с использованием роботехнического набора Matatalab; создание и реализация совместных мини-проектов по данной теме;
организация фотоотчета и выставки работ по рисованию детей и родителей с помощью роботехнического набора Matatalab.
Список использованных источников
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 21.12.2012г.
2. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования»).
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88. 5. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство » (Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой)
6. Matatalab. Уроки робототехники. Книга для учителя. Авторское право © 2018 TechTerra Education, LLC.
7. Выготский Л.С. «Matatalab, «Мышление и речь» Изд.5 испр.-Издательство «Лабиринт» М.1999-352с.
Интернет-ресурсы: 1. https://www.youtube.com/channel/UCkStnat_9jUXPkJbbnNQfFQ
2. https://www.youtube.com/watch?v=gCJl6MIhDlE
3. https://lab.digis.ru/matatalab