СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»»

Программа кружка  «Экономическое воспитание дошкольников:  формирование предпосылок финансовой грамотности»  (для детей 5-7 лет)   Составлена творческой группой  воспитателей МАДОУ «Детский сад «Ивушка»

Программа кружка «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (для детей 5-7 лет)

Составлена

творческой группой

воспитателей

МАДОУ «Детский сад «Ивушка»

Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.  

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.

 

Новизна программы Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Новизна программы

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Актуальность обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Актуальность

обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

 Данная программа базируется на основе примерной образовательной программы для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МО и науки РФ и Банка России, авторской программы А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А. А. Смоленцевой.  

Данная программа базируется на основе примерной образовательной программы для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МО и науки РФ и Банка России, авторской программы А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А. А. Смоленцевой.

 

Цель программы :  помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.  Основные задачи программы :  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Цель программы :

помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи программы :

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

 • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Принципы программы учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания,  комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания)

Принципы программы

  • учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников,
  • их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности,
  • тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания,
  • комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания)
Планируемые результаты освоения программы • адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой программой); • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; • понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии); • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; • адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении; • объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка

Планируемые результаты освоения программы

адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой программой);

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка

Этапы реализации программы

Этапы реализации программы

Организация образовательной деятельности  Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся с середины сентября по апрель во вторую половину дня один раз в неделю – пятница, 15.50 мин, продолжительностью 25- 30 мин.   Состав группы – одновозрастной: 5-6 лет, 6-7 лет.  Формы работы : групповые и индивидуальные. месяц Сентябрь кол-во в неделю кол-во в месяц 1 Октябрь Ноябрь 2 1 Декабрь 4 1 Январь 4 1 Февраль 4 1 3 Март 1 Апрель 4 1 Итого в год 4 1 5   30 занятий

Организация образовательной деятельности

Программа рассчитана на два года.

Занятия проводятся с середины сентября по апрель во вторую половину дня один раз в неделю – пятница, 15.50 мин, продолжительностью 25- 30 мин.

  Состав группы – одновозрастной: 5-6 лет, 6-7 лет.

Формы работы : групповые и индивидуальные.

месяц

Сентябрь

кол-во в неделю

кол-во в месяц

1

Октябрь

Ноябрь

2

1

Декабрь

4

1

Январь

4

1

Февраль

4

1

3

Март

1

Апрель

4

1

Итого в год

4

1

5

 

30 занятий

Учебно-тематический план Название блока Форма занятия Количество занятий 1-й год обучения всего Труд- продукт (товар) теоретических Групповое занятие Реклама: желания и возможности Групповое занятие 17 2-й год обучения практических 6 комбинированных 13 Деньги, цена (стоимость) 7 Полезные привычки и навыки в быту- тоже экономика 5 Групповое занятие 4 Групповое занятие 3 17   8 12 5 4 5 4 4 4

Учебно-тематический план

Название блока

Форма занятия

Количество занятий

1-й год обучения

всего

Труд- продукт (товар)

теоретических

Групповое занятие

Реклама: желания и возможности

Групповое занятие

17

2-й год обучения

практических

6

комбинированных

13

Деньги, цена (стоимость)

7

Полезные привычки и навыки в быту- тоже экономика

5

Групповое занятие

4

Групповое занятие

3

17

 

8

12

5

4

5

4

4

4

Предметная среда 1. Пособия «Назови профессию», «Что лишнее», «Как товар приходит к человеку». 2. Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров). 3.Ценники. 4.Книга для детей «Профессии» Безруких М.Н., Филипповой Т.А. 5. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления. 6. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек, пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): «Супермаркет», «Автосалон», «Продукты», «Путешествия». 7. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства). 8. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран. 9. Кошельки, сумочки величиной с образец «денег», которые используются для игр и занятий.

Предметная среда

1. Пособия «Назови профессию», «Что лишнее», «Как товар приходит к человеку».

2. Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).

3.Ценники.

4.Книга для детей «Профессии» Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

5. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.

6. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек, пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): «Супермаркет», «Автосалон», «Продукты», «Путешествия».

7. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).

8. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.

9. Кошельки, сумочки величиной с образец «денег», которые используются для игр и занятий.

Список использованной литературы.  1. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001. 2. Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977. 3. Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31. 4. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000. 5. Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995. 6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002. 7. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997. 9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001. 10. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 11. Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003. 12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.

Список использованной литературы.

1. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.

2. Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.

3. Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.

4. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

5. Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.

6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.

7. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.

8. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.

9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.

10. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

11. Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.