Программа кружка «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (для детей 5-7 лет)
Составлена
творческой группой
воспитателей
МАДОУ «Детский сад «Ивушка»
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Новизна программы
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Актуальность
обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Данная программа базируется на основе примерной образовательной программы для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МО и науки РФ и Банка России, авторской программы А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А. А. Смоленцевой.
Цель программы :
помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи программы :
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Принципы программы
- учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников,
- их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности,
- тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания,
- комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания)
Планируемые результаты освоения программы
• адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой программой);
• знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
• понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
• знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
• адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
• объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка
Этапы реализации программы
Организация образовательной деятельности
Программа рассчитана на два года.
Занятия проводятся с середины сентября по апрель во вторую половину дня один раз в неделю – пятница, 15.50 мин, продолжительностью 25- 30 мин.
Состав группы – одновозрастной: 5-6 лет, 6-7 лет.
Формы работы : групповые и индивидуальные.
месяц
Сентябрь
кол-во в неделю
кол-во в месяц
1
Октябрь
Ноябрь
2
1
Декабрь
4
1
Январь
4
1
Февраль
4
1
3
Март
1
Апрель
4
1
Итого в год
4
1
5
30 занятий
Учебно-тематический план
Название блока
Форма занятия
Количество занятий
1-й год обучения
всего
Труд- продукт (товар)
теоретических
Групповое занятие
Реклама: желания и возможности
Групповое занятие
17
2-й год обучения
практических
6
комбинированных
13
Деньги, цена (стоимость)
7
Полезные привычки и навыки в быту- тоже экономика
5
Групповое занятие
4
Групповое занятие
3
17
8
12
5
4
5
4
4
4
Предметная среда
1. Пособия «Назови профессию», «Что лишнее», «Как товар приходит к человеку».
2. Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).
3.Ценники.
4.Книга для детей «Профессии» Безруких М.Н., Филипповой Т.А.
5. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
6. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек, пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): «Супермаркет», «Автосалон», «Продукты», «Путешествия».
7. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
8. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
9. Кошельки, сумочки величиной с образец «денег», которые используются для игр и занятий.
Список использованной литературы.
1. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
2. Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.
3. Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
4. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
5. Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
7. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
8. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
10. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
11. Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.