МУНИЦИПАЛЬНое ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “Фединская СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”
| УТВЕРЖДЕНО Приказ № от ________________201_____ |
Дополнительная общеобразовательная программа
Естественнонаучной направленности
«Юный краевед-эколог»
(стартовый уровень)
Возраст детей: 13 - 14 лет
Срок реализации программы: 1г
Составитель:
Полуэктова М.В., учитель географии МОУ “Фединская СОШ”
г. Воскресенск
Пояснительная записка
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе примерной программы для системы дополнительного образования (Кружок Эколого-Краеведческого направления) под редакцией Смирнова Д.В., Константинова Ю.С., Маслов А.Г..ЦДЮТ и К МО РФ. Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 5-7 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на непосредственное познание окружающего его мира.
Направленность дополнительной образовательной программы. В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы.
Введение в систему дополнительного образования кружка «Юный краевед-эколог» продиктовано рядом объективных факторов.
Во-первых, теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции и новых ценностных ориентаций. Все это напрямую связано с краеведческим принципом обучения в образовании. «Краеведение позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь» — так образно определил сущность краеведения — соединение обучения с жизнью — выдающийся географ прошлого столетия Н. Н. Баранский.
Во-вторых, курс «Юный краевед-эколог» становится тем образовательным пространством, в рамках которого реализуется одно из ведущих направлений образования — экологизация. Приоритетная роль экологического образования и краеведения как «базиса изучения реальных экологических проблем» сделала краеведческий принцип одним из ключевых при формировании экологической культуры обучающихся.
В-третьих, члены кружка получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем учащиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранной деятельности, проводить опытническую и исследовательскую работу.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности. В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на учащихся 5-7 класса.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 15 человек в возрасте с 11 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требований к их знаниям и умениям в области экологии.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий 68 часов: входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах - в неделю по 2 часа.
Цели и задачи
Цель занятий в объединении эколого-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе познавательной деятельности.
При этом предполагается решение следующих основных задач:
Образовательные задачи:
Сформирования представления об окружающей среде, об экологии, об краеведении как о науках.
Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность освоения своего края;
Способствовать учащимися овладению навыками оценивать состояния окружающей среды.
Развивающие задачи:
Развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
Развитие внимательности наблюдательности, творческого воображения и фантазии через творческие задания;
Воспитательные задачи:
Формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родине.
Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и к природе.
Особенности организации образовательного процесса - в соответствии с индивидуальным учебным планом образовательного учреждения в МОУ «Фединская СОШ» сформировано дополнительное образовательное объединение по интересам возрастной группы (11-13 лет), являющейся основным составом объединения кружка «Юный краевед-эколог». Условия приёма – по желанию детей, имеющих эколого-краеведческой направленности. Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов.
Важно, что у детей воспитывается стремление доводить начатое дело до конца, соблюдать правила культуры труда, содержать в порядке рабочее место, рационально использовать знания, выполнять правила техники безопасности.
Программа предполагает коллективные задания по изготовлению плакатов, газет, поделок из природных материалов, к примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет изготовления, позволяет распределить задания с учётом умений и навыков каждого учащегося.
В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать природоведческий материал; находить разные решения нестандартных ситуаций.
Благодаря экскурсиям они соприкасаются с элементами природы. Начинают оценивать свои действия по отношению к экологии своего района. Проведение конкурсов сочинений, рисунков, сообщений и рефератов мотивируют учащихся больше узнавать, красиво оформлять, используя современные средства информатизации. Самый главный результат – это воспитание любви к Родному краю – Воскресенский.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
формирование ценностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся научится:
проводить наблюдения за природными объектами;
элементарным практическим умениям использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
правилам поведения в природе;
оценке текущей метеорологической, фенологической и экологической обстановки;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
строить простые планы местности;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
описывать погоду своей местности;
различать основные биогеоценозы нашей местности
вести фенологические наблюдения
определять наиболее распространенные виды растений и животных
проводить элементарные опыты и практические работы
основным навыкам нахождения, использования и презентации естественнонаучной информации;
объяснять значение ключевых понятий.
Обучающийся получит возможность научиться:
сформировать представления о естественнонаучных исследованиях, их роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
сформировать первичные компетенции использования территориального подхода как основы естественнонаучного мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
овладеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
самостоятельно составлять простейший план местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности;
сформировать представления о природоохранных территориях Московской области и родного края;
сформировать основные меры по охране природы и правила поведения в природе;
научиться как различные растения и животные готовятся и приспосабливаются к смене сезонов;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических и биологических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Воспитательные результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности "Юный краевед-эколог» распределяется по трем уровням.
Первый уровень результатов (получение школьниками социально-значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (топограф, журналист, картограф, минеролог, геолог, фенолог, сейсмолог, метеоролог, гидробиолог).
Второй уровень результатов (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебным дисциплинам географии, биологии, истории, исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками.
Этапы освоения программы:
Занятия в кружке рассчитаны на 1 год обучения. Годовой план рассчитан на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.
Режим занятий: 2 часа в неделю по 45 минут.
Возраст детей: учащиеся 5-7 классов.(12 - 14 лет)
Формы подведения итогов и реализации образовательной программы:
занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление географических карт);
подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ;
участие в учебно-исследовательских конкурса;
,участие в олимпиадах, выставках эколого-краеведческой направленности, конкурсах различного уровня
участие в конкурсах исследовательских работ на разных уровнях, выступление на семинарах, пресс – конференциях;
участие в неделях по экологии, географии, биологии;
участие в исследовательской и проектной деятельности
Итогом работы кружка является научно-практическая конференция, к которой каждый воспитанник должен подготовить отчет о проделанной исследовательской работе.
Материально-техническое обеспечение - кружок проводиться в кабинете географии, на третьем этаже. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество обучающихся) есть в наличии.
Содержание программы
Введение – 2 часа
Что такое экология? Ознакомление с экологией как наукой. Ознакомление с методами сбора информации по экологии. Обзор экологической литературы по району.
Практические занятия Сбор информации для ознакомления с экологией своего района.
Правила поведения на экскурсиях Теория: Инструкции о поведении при пешем походе, в электричке, в автобусе, в лесу и у водоема.
Практические занятия Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем.
Раздел I. Источники и методы изучения настоящего и будущего родного края (42ч.)
Школа юного краеведа эколога - исследователя. Географические исследования – приемы, модели, приборы от древности до наших дней. Методы географии и значение науки в жизни людей. Что такое свой край, своя местность, малая Родина. Родной край- часть России, частица мира. Направления краеведения: экологическое, биологическое, географическое. Школьное краеведение, его цели, задачи предмет исследования.
Организация исследовательской деятельности (6ч)
Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения
Изучение краеведческой литературы. Как работать с научной литературой, архивными данными, справочниками. Переписка с краеведами. Встречи со старожилами села. Работа в школьном музее. Введение полевого дневника. Оформление исследовательских работ и их презентация.
Методы организации исследовательской деятельности.
Вводный инструктаж. Инструкция №1. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования. Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
С чего начинается малая Родина (14ч)
Мой дом. Понятие «генеологическое дерево». Мои родители, образование, трудовая деятельность. Семейные традиции, реликвии, семейные фотографии. Рассказы «бабушкиного сундука» проблемы семьи.
Практическая работа . Составление совместно с родителями родословной, генеалогического древа. Рассказы о своих бабушках, дедушках, других родственников. Выставка рисунков «Моя семья».
Родная школа. Её история, традиции. Основные этапы развития. Педагоги разных поколений. Традиции школы. Современные проблемы школы.
Практическая работа; проект «Школа в судьбе моей семьи».
Мое село – Федино. История возникновения моего села. Источники знаний о прошлом села. Первые упоминания о селе. Топонимы села.
Практическая работа. Составление топонимики села. Экскурсия на остатки усадьбы (пруды).
Земляки. Теория: Народные обычаи, обряды, народные игры, характерные для Федиснкого поселения. Фольклор.
Практические занятия
Чтение сказок, ознакомление с народными песнями, частушками, играми. Изучение русских народных песен. Конкурс исполнителей частушек.
Азбука краеведения –
Теория: Краеведческие должности: краевед-эколог, юный историк-краевед; краевед-летописец; краевед фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ,. Ведение дневника краеведческих наблюдений.
Практические занятия
Ведение дневника наблюдений и впечатлений.
Районный краеведческий музей -
Теория: Знакомство с экспозицией краеведческого музея: историей, геологией, экологией, животным и растительным мирами, населением, замечательными людьми и др.
Практические занятия
Посещение районного Краеведческого музея. Составление отчета об увиденном.
Раздел 2. Воскресенск - наш край родной – 18 часов
Рельеф
Знакомство с рельефом Москвы и Подмосковья. Геологическое строение территории.
Практические занятия
Знакомство с картой физической и геологической Московской области, Воскресенского муниципального района, сельского поселения Федино
Минеральные богатства
Теория: Подземные кладовые России. Полезные ископаемые используемые в строительстве, торфяные месторождения. Коллекция горных пород и минералов (практическое занятие). Горные породы своей местности Экология при добычи полезных ископаемых на территории Воскресенского муниципального района Московской области.
Практическая работа: Создание презентации «Человек и мир камня», составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые своего села»
Климат Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности людей. Особенности климата. Атмосферное давление, опыты по определению и измерению атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра (моделирование). Суточный и годовой ход температуры воздуха. Анализ графика хода температур.
Ветер. Построение и анализ «розы ветров» свой местности. Определение направление ветра.
Наблюдения за погодой. Читаем карту погоды. Народные приметы о погоде. Знакомство с климатической картой. Дневник наблюдений за погодой..
Практическая работа: наблюдение за погодой, описание погоды по сезонам, обработка материалов наблюдения за погодой. Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями. Изготовление «Календаря погоды». Объяснение причин изменения погоды в регионе
Гидрология своей местности
Внутренние воды. Характеристика водных объектов села, их экономическое состояние. Хозяйственное использование. Опасные природные явления. Изучение водных объектов с. Федино.
Практическая работа: Экскурсия к усадебным прудам с. Федино. Забор воды. Органолептический анализ воды из прудов, из р. Фединка и водопроводной воды. Отчет о проделанной работе.
Выявление источников загрязнения. Проекты: Обустройство усадебных прудов, Создание экологического проекта «Водные ресурсы села».
Эколог - Почвовед
Изучение основных почв. Составление карто - схемы изучения почв. Меры улучшению плодородия.
Флора и фауна Воскресенского района. ООПТ родного края
Лесные богатства Подмосковья: еловые, березовые, сосновые, смешанные и широколиственный состав. Видовой состав. Ярусы леса. Вырубка лесов. Экология леса: отдых в лесу, правила поведения в лесу, мусор и время разложения отдельных видов мусора, лесные пожары.
Животные Подмосковья: птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающие, насекомые, дождевые черви живущие на территории леса. Знакомство с голосами птиц.
Знакомство с книгой «Животный мир Подмосковья». Обзор фотографий.
Виды домашних животных встречающихся в подворьях села и в квартирах жителей сельского поселения
Практические занятия
Проект ; «Я и мое домашнее животное»: конкурс рисунков.
Природное и культурное наследие Воскресенского района
Что такое ландшафт? Виды ландшафтов: природный и антропогенный. Как человек изменяет природный ландшафт. Природные и культурные охраняемые ландшафты Воскресенского района: Москворецкий заказник, Сосновые боры, урочище серых цапель. Практические занятия
Практическая работа:. Выявление в ходе экскурсий видового состава растений и животных села. Изучение экосистемы Москворецкого заказника (Виноградовской поймы). Флора и фауна заказника. Исследовательский проект «Флора и фауна с. Федино»; «ООПТ Воскресенского района».
Раздел 3 Москва – порт пяти морей (8ч)
Теория: Главная водная артерия – Москва река. Связь Москвы с пятью морями. Московские каналы. Экология водных ресурсов Московского края.
Практические занятия
Работа с физической картой Европейской части России. Проект «Мой корабль плывет из ….моря в Москву. Я видел города …….»
Раздел4. Рациональное использование природных ресурсов и их охрана (16 ч.)
Экологические проблемы в селе. Практические занятия по мониторингу своей местности. Обработка материалов исследований. Создание экологического паспорта села, школы. Нанесение карто-схему результатов эко - мониторинга села. Участие в природоохранной деятельности села, проведение исследований на местности в ходе экскурсий, походов. Исследовательская работа на учебной тропе вдоль усадебных прудов с. Федино .
Защита исследовательских проектов в школе, районе.
Предполагаемые результаты обучения по окончании курса обучения:
1. Расширение кругозора.
2. Популяризация биологических и экологических знаний, повышение интереса к экологии, биологии, географиии.
3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.
4. Ведение здорового образа жизни.
5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.
6. Ответственное отношение к природе.
7. Возрастание творческой активности школьников.
8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.
9. Овладение навыками научного мышления.
10. Развитие умений и навыков исследовательской работы.
11. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.
12. Умение добывать самостоятельно информацию.
13. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.
14. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
"Юный эколог-краевед»
Кабинет биологии , где представлены представитетели флоры и фауны Подмосковья.
Кабинет географии, где представлены карты Подмосковья по тематикам.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, фотоаппарат, веб-камера.
Пробирки для сбора воды, микроскоп.
Природный материал – камни и полезные ископаемые.
Картотеки: стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы о растениях; дидактические игры.
Пособия: гербарии, изделия из растений, поделки из растительного материала, иллюстрации, фото, видео с изображением растений родного края.
Кассета с документальными фильмами о природе. Кассета с голосами птиц.
Книги, учебник Москвоведение. Альбом с картинами русских художников о природе. Иллюстрированный материал.
Методы проведения занятий:
Словесные методы обучения:
Наглядные методы обучения:
показ иллюстраций, схем;
наблюдение;
работа по схеме;
работа по образцу.
Практические методы обучения:
самостоятельный подбор механизма исполнения задания;
подбор природного материала, для творческих заданий;
наблюдение за животными и растениями в природе;
самостоятельное составление родословной;
подбор книжного материала для выполнения творческого задания в форме сочинений;
подбор видов растений и животных природной зоны «Смешанный лес»;
подбор местного фольклора, для выполнения творческого задания.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1.Объяснительно - иллюстративные методы обучения.
(Дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
иллюстрации журналов, книги для просмотра видов животных и растений Московской области;
демонстрация гербария, полезных ископаемых;
демонстрация видеофильмов о природе Московской области, об экологии, о заповедниках;
схемы составления родословной;
изучение материала учебника по Москвоведению;
разнообразные наглядные пособия по географии и биологии, раздаточный материал.
2. Репродуктивные методы обучения.
(Учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
составления осенних букетов и поделок из природного материала;
написание сочинений на заданную тему;
мониторинг окружающей среды;
составление родословной.
3.Частично-поисковые методы обучения.
(Участие детей в коллективном поиске).
составления осенних букетов и поделок из природного материала;
написание плакатов по экологии « Гальчинского леса»;
выполнение газеты по теме «Животные и растения Гальчинского леса»;
выполнение экологического проекта.
4.Исследовательские методы обучения.
( Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, индивидуально - групповая, проектная.
Формы организации учебного занятия (Обучение проводится в двух направлениях:)
Теоретическая часть - определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов, «заочных» и очных экскурсий, защит проектов, презентации.
Практическая часть включает в себя навыки работы с природными материалами, навыки написания сочинений, подборка материалов по заданной теме.
В образовательную часть программы включена и досуговая деятельность детей, которая организуется в соответствии с их интересами, запросами, нацелена на расширение их кругозора по профилю программы. Это украшение праздников, конкурсы, экскурсии, посиделки, встречи с интересными людьми.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы родословных, журналы, открытки и т.п.
Литература
Литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников : Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения : / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Завьялов А.Я.Занимательные вопросы юного географа. М; Просвещение, 2007г.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Плавилищиков Н.Н. Определитель насекомых. М.: Топикал, 1994 г.
Программа для системы дополнительного образования Кружок Эколого-Краеведческого направления.Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г..ЦДЮТ и К МО РФ, 2004
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения : / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
Суслов А. очерки истории Воскресенского края. – М.:Новалис. 2012. – 752 с
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула : / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе : / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)..
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н.
Земля и люди: Географический календарь – М.,: Мысли.
Куприн А.М. Занимательная картография: Книга для учащихся 6-8 классов средней школы / А.М. Куприн –М.,: Просвещение 2009 г.
Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М.; ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные» - М.; ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2007 г.
Пивоварова Г.Я. По страницам занимательной географии: Книга для учащихся 6-8 классов /Г.Я. Пивоварова- М; Просвещение, 2005г.
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в школе.- М. БАЛЛАС,2008
3. Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. Педагогика, 2011г.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
1. * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
3. * А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem. _
4. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
5. * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
6. Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС основного общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
8. Проектная деятельность в школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/ ht tp://www.nachalka.com/proekty
Календарно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы
«Юный краевед-эколог»
(базовый уровень)
68 часов
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятий | УУД |
Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | |
2 | Источники и методы изучения настоящего и будущего родного края (16 ч) | 38 | 1 | 4 |
| Организация исследовательской деятельности | 6 | 4 | 2 | мотивация учения; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно |
| С чего начинается малая Родина – 4 ч. | 10 | 4 | 6 | ✓ различать предметы наиболее известных народных промыслов; ✓ приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве. ✓ изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; ✓ проводить наблюдения за природными объектами; ✓ работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений; ✓ выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения; |
| Воскресенск - наш край родной | 22 | 10 | 12 |
| Москва – столица нашей родины | 8 | 2 | 6 | поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование; уметь находить ответ; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации формирование основ гражданской индентичности личности |
7 | Раздел VI. Рациональное использование природных ресурсов и их охрана (18 ч.) | 18 | 22 | 10 | самостоятельное создание способов решения проблем и творческого и поискового характера; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формирование основ гражданской индентичности личности |
8 | Итоговое занятие. | 2 | | 2 | мотивация учения; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно |
| Итого: | 68 | 10 | 46 | |
Список литературы
1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.
2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.
3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994
4. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. М., 1995.
5. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.
6. Гирусов Э.В., Широкова Н.Ю. Экология и культура. М.,1989.
7. Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла «Здоровье человека как экологическая проблема». Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.32-36.
8. Родзевич Н.Н. Экологическая глобализация. География в школе: теоретический научно-методический журнал.-2005. -№4 с.8-15.
9. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.
10. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2005. -№7 с.25-27.
11. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле. Наука и жизнь.-2005. -№12, с.28-29.
12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.
13. СанПин 2.16.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений» СанПин 4630-88. «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения».
Литература, рекомендованная обучающимся и родителям
14. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
15. ГОСТ 27593-88(2005).Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602:ОО4.
16. ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России 2003 (Гигиенические нормативы).
17. Экологический мониторинг в школе под ред. Коробейниковой Л.А, Вологда: Русь, 1998, 212 с.
18. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М.,1982.
19. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., «Агар», 2000.
20. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка «Первого сентября», серия « Химия». - №4/2005.
21. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». -№20.
22. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.
23. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: МГУ. 1961 г. 46.
18