СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Юный следопыт"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Юный следопыт"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Терновский дом детского творчества».



«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

«Терновский ДДТ»

_________Т.А. Игнатова

Протокол педсовета №__от_____2011г.



ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Туристического объединения


«Юный следопыт»


Тип программы:

образовательно-развивающая,

многоуровневая

модифицированная

(«Туризм и автономное существование»

Авторский коллектив:

М. В. Андреев, В. В. Андреев,

С. Б. Андреева, Н. А. Федотова,

г. Пенза)


Срок реализации: 3 года


Возрастная категория детей:12-15 лет.


Автор-составитель: Т.К. Садовский,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Терновский ДДТ»




п. Терновка 2011г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Наш предок не имел ничего и поэтому умел все. Он умел добывать огонь трением палочек друг о друга, ловить рыбу руками, по яркости звезд определять погоду на завтрашний день, каменным скребком выделывать шкуры и многое другое. Мы, современные люди, затрудняемся раз­вести костер даже с помощью спичек, не можем поймать окуня наи­новейшим спиннингом, всецело зависим от тысяч неизвестных нам, людей, которые где-то сеют пшеницу и пасут скот, греют воду, выпус­кают различные приборы, шьют одежду и т.д. Все вместе мы можем все. По отдельности - почти ничего. Но природа не стала к человеку мило­сердней. За легкомыслие, неумение, незнание она наказывает самым жестоким образом.

Ежегодно тысячи людей пополняют ряды любите­лей путешествий и все более широкий размах приобретает самодея­тельный спортивный туризм. Люди погибают в морях, горах, пустынях и пригородных лесах. Для поиска и спасения людей, попавших в беду, используется самая современная техника. И все же подавляющему большинству потерпевших приходится рассчитывать только на себя. Давно известно от неумения до беды один шаг. Описаны десятки случаев, когда люди погибали от голода в окружении съедобных рас­тений, о которых не знали, и дичи, которую не могли поймать, замер­зали, не догадавшись соорудить даже примитивное убежище, умира­ли в муках жажды в двух шагах от воды.

В последнее время среди учащейся молодежи большую популяр­ность имеют соревнования по спортивному ориентированию, технике туризма и поисково-спасательным работам, которые являются одной из эффективных форм воспитания подрастающего поколения, пропа­ганды здорового образа жизни и подготовки к безопасному проведе­нию различных походов и путешествий. Часто в спортивном туризме возникают непредвиденные, экстремальные, порой аварийные ситуации. Незна­ние правильных действий выхода из них оборачивается трагедией. Для того чтобы избежать проблемных ситуаций, которые могут воз­никнуть в детской группе на природе, необходимо провести предва­рительную подготовку юных туристов. Поэтому возникла необходи­мость создания программы «Юные следопыт», которая знакомит с алгоритмом подготовки, прогнозирования, ликви­дации и выхода из многих проблем природного характера.

При подготовке команд к туристским слетам необходимо уделять одинаково большое внимание и спортивному ориентированию, и техни­ке туризма, и поисково-спасательным работам, а также физической, тех­нической и психологической подготовке спортсменов, поэтому в настоя­щее время создано немало хороших программ: «Юные туристы», «Туристское многоборье», «Спортивное ориентирование», «Инструкторы туризма», «Юные судьи», «Юные спасатели» и др., которые позволяют до­биваться результатов по отдельным направлениям и видам спорта.

Программа «Юный следопыт» в отличие от узкопрофильных программ в сфере туризма, является синтезом смеж­ных с туризмом областей знания: картографии, физической геогра­фии, спортивного ориентирования, медицины, физической культуры, туристского многоборья и автономного существования.

Данная программа комплексная по содержанию. Занимаясь по этой программе, воспитанники учатся адекватно оценивать сложившуюся нестандартную ситуацию, быстро и правильно принимать решение выхода из нее и практически осуществлять это с учетом техники бе­зопасности.

Программа «Юный следопыт» рассчитана на три года обучения, на детей среднего школьного возраста, не имею­щих специальных туристских навыков, проявляющих интерес к спортив­ному ориентированию, технике туризма и поисково-спасательным работам, имеющих медицинский допуск на участие в походах и со­ревнованиях.

Программа «Юный следопыт» многоуровне­вая по структуре. Первый уровень - начальный, общекультурный. Вто­рой уровень - углубленный, практико-ориентированный. Вновь прибывший воспитан­ник зачисляется в группу на 1 уровень, также он имеет возможность начать обучение по программе с более высокого 2 уровня при условии:

1) положительного результата профильного тестирования, вклю­чающего знание основ начальной туристской подготовки;

2) сдачи физических и тактико-технических нормативов;

3) наличия опыта участия в походах и соревнованиях, подтверж­даемого определенными результатами.

Разноуровневые группы объединены в разновозрастное детское объединение - клуб «Следопыт», имеющий свой устав, традиции, симво­лы, выборный орган детского самоуправления, традиционные ключе­вые дела.

В клубе есть звания « », « », « », которые присваиваются пос­ле выполнения определенных нормативов.


Цель программы: формирование личности, способной жить в гар­монии с природой.


Задачи программы:

• развитие творческих способностей воспитанников;

• развитие способностей воспитанников быстро адаптироваться в различных условиях окружающей среды и грамотно действовать в эк­стремальных ситуациях;

• укрепление здоровья воспитанников;

• расширение кругозора воспитанников по географии, биологии, физической культуре, истории Воронежского края;

• воспитание бережного отношения к природе;

• подготовка воспитанников к туристическим слетам, соревнова­ниям.



Механизм реализации цели и задач.

Реализация цели и задач программы состоит в организации обра­зовательной и оздоровительной деятельности учащихся в туристском клубе «Следопыт». Указанные направления деятельности осуществляются в тесном единстве и не зависят от возраста и степени специальной и физической подготовки воспитанников. Непосредственное активное участие воспитанников в учебных занятиях, походах, конкурсах, праз­дниках, ключевых делах клуба позволяет реализовать интеллектуаль­ные, физические, духовные, творческие способности, в результате чего члены клуба расширяют свой кругозор, поддерживают свой организм в хорошей физической форме, приобретают туристские умения и на­выки, учатся жить в коллективе.

Для проведения занятий формируются группы по 2-м уровням подготовки.


Первый уровень - начальный, общекультурный. Рекомендуемый состав группы 15-20 человек, возраст воспитанников 12-13 лет.

На этом уровне происходит знакомство воспитанников с клубом, определение задач, перспектив деятельности, приобретение началь­ных знаний и навыков по туризму.


Цель: формирование у воспитанников устойчивого интереса к ту­ризму.


Задачи:

  • привитие интереса к занятиям спортом;

  • знакомство с историей развития туризма и специальной терми­нологией;

  • овладение основными понятиями техники туризма и спортивно­го ориентирования, элементарными приемами техники преодоления препятствий;

  • приобретение практических умений и навыков в подборе снаря­жения, в организации привалов и ночлегов;

  • знакомство с принципами составления рационов питания для походов выходного дня;

  • воспитание трудолюбия в учебно-спортивной работе;

  • достижение воспитанниками уровня начальной физической под­готовки.


Характеристика деятельности по реализации цели и комплекса задач:


  1. Обучающая деятельность:

  • изучение основ техники туризма и спортивного ориентирования;

  • изучение тактико-технических приемов преодоления естествен­ных препятствий.

  1. Воспитывающая деятельность:

  • формирование межличностных отношений между воспитан­никами, воспитанниками и педагогами клуба;

  • формирование потребности во взаимоотношениях и умении общаться;

  • развитие трудолюбия, взаимопомощи, добросовестности, ак­куратности, знания законов, правил, традиций, норм поведения на природе и в социальной среде.

3 Оздоровительная деятельность:

  • осознание воспитанниками необходимости четкой системы зна­ний, тренировок, соблюдения гигиенических норм и правил здо­ровья человека.


Второй уровень - углубленный, практико-ориентированный. Рекомендуемый состав группы 12-15 человек, возраст воспитан­ников 13-15 лет.

Этап обретения индивидуальности. В это время воспитанники про­буют сделать все, что у них получается, и овладевают новыми знани­ями, умениями, навыками.


Цель: включение воспитанников в активное освоение окружающе­го мира.


Задачи:

  • углубление знаний и приобретенного опыта по технике туризма и спортивному ориентированию;

  • овладение основными понятиями автономного существования в природе;

  • приобретение практических умений различного способа преодо­ления естественных и искусственных препятствий;

  • овладение знаниями грамотного составления рационов питания в походе в зависимости от типа путешествия, опираясь на принципы совместимости продуктов и их максимальное усвоение;

  • приобретение практических умений и навыков приготовления пищи в походе;

  • приобретение умений и навыков быстрого ориентирования в не­знакомой местности и правильного выбора дальнейшего маршрута;

  • пропаганда здорового образа жизни, развитие системы профи­лактики и коррекции здоровья;

  • воспитание целеустремленности, упорства в достижение цели, трудолюбия;

  • повышение уровня общей и специальной физической под­готовки.


Характеристика деятельности по реализации цели и комплекса задач:


1. Обучающая деятельность:

  • совершенствование техники и тактики спортивного ориенти­рования, туризма;

  • регулярное участие в соревнованиях, выполнение юношеских спортивных разрядов;

  • изучение и выполнение основ экстремального туризма и по­исково-спасательных работ.

2. Воспитывающая деятельность:

  • накопление жизненного опыта;

  • участие в организации творческих дел своего коллектива;

  • формирование взаимоотношений в коллективе; личной ответ­ственности и самодисциплины.

3. Оздоровительная деятельность:

  • развитие силы, ловкости, скорости, координации движения;

  • закаливание организма.


Усвоение воспитанниками учебного материала в большой степе­ни зависит от выбора форм проведения занятий, методов обучения, постепенного возрастания объема и сложности учебного материала и от поддержания повышенного интереса к изучаемым подготовкам.


  • Формы проведения занятий - лекция, беседа, игра, викторина, со­ревнование, самостоятельная работа, поход, учебно-тренировочное занятие, творческое и коллективно-творческое дело.


  • Методы обучения: объяснительно - иллюстрационный, репродук­тивный, частично - поисковый, проблемный.


В клубе «Следопыт» существует балльная система оценки качества обу­чения, участия воспитанников в учебных занятиях, учебно-трениро­вочных походах, соревнованиях, слетах, коллективно-творческих де­лах клуба, Балльная система позволяет оценивать активность воспи­танников и результативность обучения в течение учебного года. Дос­тижения каждого воспитанника ежемесячно и по итогам учебного года фиксируются в индивидуальной карточке воспитанника. Количество баллов, набранных за учебный год, влияет на итоговый результат со­ревнований, проводимых в рамках зачетного похода.

Учебный год поделен на два периода:


Осенне-Зимний (сентябрь-март)

  • теоретическая и техническая подготовка по программе;

  • подведение итогов самого активного весенне-летнего периода;

  • оформление отчетов о совершённых походах в виде фото-, ви­деоматериалов, отчетов, дневников;

  • участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию;

  • ремонт, восстановление, подготовка к хранению специального снаряжения, используемого в летних походах;

  • проведение осенних сборов по технике туризма;

  • подведение итогов осенних сборов;

  • походы выходного дня;

  • отработка специфики зимних походов;

  • планирование весенне-летнего периода.


Весенне-летний (апрель - август)


  • теоретическая и техническая подготовка по программе;

  • подведение итогов зимнего периода;

  • активное участие в спортивных мероприятиях;

  • проведение сборов по направлениям спортивного ту­ризма, туристского многоборья и спортивного ориентирования;

  • проведение зачетных походов, с проверкой качества знаний и умений, полученных воспи­танниками в течение учебного года;

  • планирование на новый учебный год.


В конце каждого года занятий планиру­ется проведение зачетного похода, в котором осуществляется про­верка полученных знаний и умений воспитанников. Зачетные походы проводятся в виде соревнований между воспитанниками по различ­ным подготовкам. По результатам этих соревнований определяется готовность перехода на следующий уровень обучения.


Прогнозируемый результат.


Первый уровень обучения.


После успешного прохождения первого уровня подготовки (1-ый

год обучения) воспитанники

должны знать:

  • нормативы турпоходов и обязанности членов туристских групп;

  • технику безопасности при подготовке к походу и на маршруте;

  • географию Терновского района, туристические возможности род­ного края;

  • состав и назначение медицинской аптечки;

  • виды спортивного ориентирования, условные знаки спортивных карт, легенды контрольных пунктов (КП);

  • классификацию узлов и их назначение.

должны уметь:

  • укладывать рюкзак, разжигать костер, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы;

  • составлять меню на 3-хдневный поход;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;

  • пользоваться простыми приемами ориентирования: ориентиро­вание карты, чтение карты и местности, движение по азимуту, изме­рение расстояний, отметка на контрольном пункте (КП);

  • преодолевать естественные препятствия.


Второй уровень обучения.


После успешного прохождения второго уровня подготовки (2-го года обучения) воспитанники

должны знать:

  • историческое и экономическое прошлое и настоящее Воронежс­кого края;

  • особенности питания в разных походах;

  • приемы спортивного ориентирования;

  • факторы и агрессоры выживания, условия автономного суще­ствования в различных природных зонах;

  • виды самодельных жилищ, способы добычи огня;

  • виды повязок;

  • способы транспортировки пострадавшего через естественные препятствия;

  • сигналы международной кодовой таблицы;

  • виды специального снаряжения, их назначение.

должны уметь:

  • составлять рацион питания на многодневные походы;

  • оказывать медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;

  • использовать тактико-технические приемы на дистанциях по спортивному ориентированию;

  • анализировать пройденные дистанции;

  • выбирать снаряжение для выживания в различных ситуациях, на­ходить и очищать воду;

  • составлять отчет о походе;

  • преодолевать естественные препятствия.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


(1 год занятий).


п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1.

Основы туризма.




1.1

Введение.

2

2


1.2

Личное и групповое туристическое снаряжение.

8

6

2

1.3

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

10

6

4

1.4

Туристические должности в группе.

4

2

2

1.5

Питание в походе.

10

4

6

1.6

Основы медицины.

8

4

4

1.7

Топография и ориентирование.

8

4

4

1.8

Зачетные занятия.

10

2

8






2.

Краеведение.

12

2

10

2.1

Зачетные занятия.

6

2

4

3.

Техника пешеходного туризма.

14

6

8

3.1

Зачетные занятия.

6

2

4






4.

Техника спортивного ориентирования.

14

6

8

4.1

Зачетные занятия.

6

2

4






5.

Физическая подготовка. Походная деятельность.

12


12

5.1

Зачетные занятия.

6

2

4






6.

Подготовка к соревнованиям.

8


8







ИТОГО:

144

34

74








СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ.


  1. Основы туризма


1.1 Введение. История раз­вития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Зна­комство со спортивным туризмом: спортивные походы, туристское мно­гоборье, спортивное ориентирование. Туристские и разрядные нормати­вы. Значки «Юный турист России», «Турист России». Учебные подготовки в туристском клубе «Следопыт». Традиционный план мероприятий на год, на весь период обучения. Система отметок, зачетов, контроля обучения. Этика туриста.


1.2 Личное и групповое туристское снаряжение. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для летних и зимних походов. Индивидуальные наборы: костровой, ремонтный, аптечка. Укладка рюкзака. Одежда и обувь. Групповое снаряжение: палатки, топоры, пилы, посуда, оборудование для костра. Уход за сна­ряжением, правила хранения.

Практические занятия. Укладка рюкзаков, выбор и подгонка снаря­жения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением.


1.3 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Привалы и ночле­ги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Комплексная работа на биваке: выбор места для палаток, установка палаток, размеще­ние вещей в них, выбор места для костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Заготовка дров. Разжигание костра. Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипят­ком. Уборка места лагеря перед уходом группы. Организация ночлегов в помещении. Правила поведения в населенных пунктах. Правила купания.

Практические занятия. Бивачные работы: оборудование кострово­го места, поиск и заготовка дров, разжигание костра, установка пала­ток, уборка бивака.


1.4 Туристские должности в группе. Туристские должности в группе: постоянные и временные. Командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, санитар, хронометрист, фотограф, культорг. Их обязанности. Дежурные по кухне, их обязан­ности. Дублеры по постоянным должностям.

Практические занятия. Выполнение обязанностей в период прове­дения походов.


1.5 Питание в походе. Значение правильного питания в походе. Организация питания в одно-, двух-, трехдневном походе. Составление меню, списка про­дуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приго­товление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия. Составление меню и списка продуктов для одно-, двух-, трехдневного похода. Приготовление пищи на костре.


1.6 Основы медицины. Понятие о гигиене. Значение закаливания, физических упражнений, пра­вильного питания для укрепления здоровья, развития физических спо­собностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Походная медицинская аптечка: состав, хранение и транспорти­ровка. Личная аптечка туриста. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.

Практические занятия. Оказание первой помощи условно постра­давшему и самому себе в походных условиях, в быту.


1.7 Топография и ориентирование. Значение топографических карт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Условные зна­ки. Группы топографических знаков. Рельеф. Способы изображения ре­льефа на картах. Компас. Типы компасов. Правила обращения с компа­сом. Определения азимута. Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по Солнцу и Луне. Полярная звезда, ее нахожде­ние. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Действия в случае потери ориентировки.

Практические занятия. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по измерению расстояния на карте. Ориентирование карты по компасу. Движение по азимуту. Упражнения на запоминание зна­ков. Моделирование ситуации потери ориентировки, построение схе­мы действий выхода из трудного положения.


1.8 Зачетные занятия: тест-опрос по основам туризма, топографический диктант, игра-практикум «Помоги себе сам...», контрольный поход выходного дня: «Комплексная работа на биваке».


  1. Краеведение.


География и история Терновского района. Туристские возможности родного края. Охрана природы.

Практические занятия. Обзорная экскурсия по археологическим и культурным памятникам Терновского района (раскоп культуры бронзового века в село Раздольное, Введенская церковь 1715г. село Русаново и др. ).


2.1 Зачетные занятия: фотовыставка «Своими глазами».


  1. Техника пешеходного туризма.

Основные понятия техни­ки туризма. Характеристика естественных препятствий: лесные зарос­ли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Летние и зимние особенности естественных препятствий.

Знакомство с техникой преодоления препятствий, Меры безопас­ности при преодолении естественных препятствий. Знакомство со стра­ховкой. Организация самостраховки. Узлы, назначение, способы вязания. Знакомство со специальным снаряжением: веревки, карабины, индивидуальные страховочные сис­темы, их назначение. Комплекс этапов (Туристская полоса препятствий). Дисциплина на тренировочных занятиях и соревнованиях.

Практические занятия: отработка техники преодоления естествен­ных препятствий. Вязание узлов: для крепления к опоре, для связывания веревок, для самостра­ховки. Организация переправы по бревну с самостраховкой.


3.1 Зачетные занятия: тест по технике туризма, сдача норма­тивов по вязанию узлов.


  1. Техника спортивного ориентирования.


Карта для спортивного ори­ентирования: условные знаки, масштаб, сечение рельефа. Жидкостной компас: виды, устройства, назначение. Технические приемы: ориен­тирование карты, чтение карты, чтение местности. Измерения по кар­те и на местности. Движение по азимуту. Оборудование дистанции по спортивному ориентированию. Устройство КП. Техника отметки КП. Система отметки КП на маркированной трассе. Легенды КП. Контроль ситуации. Контроль направления. Контроль расстояния.

Практические занятия. Упражнения для развития глазомера, памяти, пространственного воображения. Отработка приемов ориентирования. Составление легенд КП.


4.1 Зачетные занятия: тест по условным знакам и легендам спортивно­го ориентирования.


  1. Физическая подготовка. Походная деятельность.


Практические занятия. Разминка. Комп­лексы для развития силы, скорости, пластики, выносливости, ловкости. Беговая подготовка. Пла­вание - освоение одного из способов. Спортивные игры. Эстафеты. Техника бега по пересеченной местности: лес с различной проходимостью, заболоченные участки, крутые подъе­мы и спуски с различной опорной поверхностью. Тренировки в полевых условиях с применением теоретических знаний на практике (походы выходного дня, радиальные выходы).


5.1 Зачетные занятия: сдача физических нормативов.


  1. Подготовка к соревнованиям.


Подготовка к участию в клубных, межшкольных, районных, зональных и областных соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.

































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


(2 год занятий).



п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1.

Туристическая подготовка.




1.1

Виды туризма, особенности подготовки и проведения походов по различным видам туризма.

6

2

4

1.2

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

6

2

4

1.3

Питание в туристическом походе.

4

2

2

1.4

Топография и ориентирование.

6

2

4

1.5

Зачетные занятия.

8


8






2.

Автономное существование.




2.1

Введение.

2

2


2.2

Обеспечение жизнедеятельности.

10

6

4

2.3

Основы безопасности в туризме.

6

2

4

2.4

Основы медицинских знаний.

10

2

8

2.5

Зачетные занятия.

10

2

8






3.

Краеведение.

4

2

2

3.1

Зачетные занятия.

2

2







4.

Техника и тактика пешеходного туризма.

20

10

10

4.1

Зачетные занятия.

8


8






5.

Техника и тактика спортивного ориентирования.

14

4

10

5.1

Зачетные занятия.

4


4






6.

Физическая подготовка. Походная деятельность.

12


12

6.1

Зачетные занятия.

4


4






8.

Подготовка к соревнованиям.

8


8







ИТОГО:

144

42

102

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ.


  1. Туристская подготовка.


1.1 Виды туризма. Особенности подготовки и проведения по­ходов по различным видам туризма. Пешеходный, лыжный, водный, гор­ный, велосипедный туризм. Характеристика каждого вида туризма. Гео­графия видов туризма. Нормативы степенных и категорийных походов. Подбор и особенности личного и группового снаряжения, в зависимости от вида туризма и сложности похода. Знакомство со специальным снаря­жением по видам туризма. Ремонтный набор. Снаряжение для краевед­ческой работы. Особенности режима дня и графика движения на маршру­те, в зависимости от вида туризма. Обеспечение безопасности в походе.

Практические занятия. Комплектование личного и группового сна­ряжения. Усовершенствование и ремонт снаряжения.


1.2 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Требования к месту бивака: безопасность, жизнеобеспечение, комфортность. Орга­низация бивака в различных природных районах. Установка палатки и разведение костра при различных погодных условиях. Правила рабо­ты дежурных по кухне.

Практические занятия. Выбор места бивака. Заготовка дров, раз­ведение костра, установка палатки. Установка палаток в сложных по­годных условиях.


1.3 Питание в туристском походе. Значение, режим и особенности питания в многодневном походе. Калорийность, вес и нормы дневно­го рациона. Составление меню, списка продуктов на 2-4 дня похода. Фасовка и упаковка продуктов.

Практические занятия. Составление меню и списка продуктов. При­готовление пищи на костре.


1.4 Топография и ориентирование. Виды топографических карт. Ус­ловные знаки топографических карт. Изображение рельефа. Отдель­ные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный.

Азимут, снятие азимута с карты. Промежуточные ориентиры. Оп­ределение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта по растительности, при помощи местных предметов, созданных природой и людьми. Дви­жение по легенде.

Практические занятия. Упражнение на запоминание условных зна­ков. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Упраж­нения по определению азимута.


1.5 Зачетные занятия: условно-самостоятельное проведение похода выходного дня по произвольному маршруту с элементами ориентирования на местности.


  1. Автономное существование


2.1 Введение. Краткая история выживания с древнейших времен до современных дней. Понятие об автономном существовании человека. Факторы риска и факторы выживания в условиях автономного суще­ствования. Тактика выживания. Роль эмоционально-волевой устойчи­вости человека в условиях автономного существования.


2.2 Обеспечение жизнедеятельности. Знакомство с климатогеографи-ческими зонами. Характеристика зон. Знакомство со стратегией и тактикой выживания. Общая схема действий в первые минуты ава­рии, экстремальной ситуации, вынужденной автономии. Подача сиг­налов бедствия. Механические, радиотехнические, электрические, пиротехнические сигнальные средства, кодовая таблица. Алгоритм дей­ствий при потере ориентировки. Определение сторон горизонта. Самодельный компас. Азимут. Принципы выдерживания заданного курса. Оценка расстояний. Актив­ные формы выживания. Наблюдения. Прослушивание. Следопытство. Аварийно-спасательные наборы.

Практические занятия. Практическое знакомство с оборудованием, используемым при подаче сигналов бедствия. Изготовление самодель­ного компаса. Комплектование аварийно-спасательного набора.


2.3 Основы безопасности в туризме. Система обеспечения безопасности в туризме. Безо­пасность - основное и обязательное требование при проведении тре­нировочных занятий, учебных выходов, походов и путешествий. Опас­ности в туризме: субъективные и объективные. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.

Основные причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологи­ческие аспекты взаимоотношений в группе. Факторы устойчивости груп­пы. Тактические приемы выхода группы из аварийной ситуации.

Практические занятия. Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походе. Разбор конкретных аварийных ситуаций в туризме. Психологический тренинг.


2.4 Основы медицинских знаний. Травмы и заболевания в природной среде, их характеристика, меры по их профилактике. Инфекционные заболевания. Ожоги. Обморожения. Отравления. Повреждения и ра­нения. Основные принципы оказания первой медицинской помощи. Правила поведения оказывающего первую медицинскую помощь. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Практические занятия. Практикум по комплектованию медицинс­кой аптечки. Отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфи­цирующих и лекарственных средств с учетом травмы или заболева­ния. Остановка кровотечений, наложение повязок и шин. Подготовка к транспортировке и транспортировка пострадавшего. Профилактика травм и заболеваний до выхода на маршрут и во время похода.


2. 5 Зачетные занятия: тесты «В первые минуты вынужденной автоно­мии», «Кодовая таблица», конкурс - игра «Необычное использование обычных вещей», игра-треннинг на местности «Если друг оказался вдруг».


  1. Краеведение.


География и история Воронежской области. Туристские возможности Воронежской области.

Практические занятия. Работа с атласом и картами Воронежской области. Обзорная интерактивная экскурсия по достопримечательностям Воронежского края.


3.1 Зачетные занятия: викторина «Дела давно минувших дней».



  1. Техника и тактика пешеходного туризма.


Специальное снаряжение: основные и вспомогательные веревки, карабины, индивидуальные страховочные системы, спусковые устройства, блоки, их разновидно­сти и назначение. Узлы, их назначение и способы вязания. Характери­стика естественных препятствий: непроходимый лес, буреломы, ка­ньоны, реки с быстрым течением, скальные стены. Способы наведе­ния переправ через естественные препятствия. Подбор оптимально­го и минимального наборов специального снаряжения для выполне­ния технических приемов при преодолении препятствий. Переправа первого участника. Переправа команды. Транспортировка груза. Тех­ника безопасности. Выбор способов наведения пере­прав и тактики преодоления в зависимости от параметров препятствия, количества человек в команде, количества специального снаряжения и контрольного времени этапа на соревнованиях по технике туризма.

Практические занятия. Отработка техники движения и различных способов преодоления препятствий. Решение тактических задач по технике ту­ризма.


4.1 Зачетные занятия: сдача нормативов по вязанию узлов, преодоление препятствий.


  1. Техника и тактика спортивного ориентирования.


Технические приемы ориенти­рования: бег в «мешок», бег с упреждением, точное и грубое движение по направлению, запоминание отрезков пути, техника парного шага, регули­рование скорости бега на дистанции. Контроль ситуации, расстояния, на­правления. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Выбор пути и технических приемов ориентирования на дистанции. Действия спортсмена в не­стандартных ситуациях.

Практические занятия. Отработка отдельных технических приемов. Прохождение различных по сложности дистанций с использованием технических приемов ориентирование. Решение задач по выбору пути движения. Моделирование нестандартных ситуаций на различных дистанциях и построение алгоритма действий по быстрому нахождению правильно­го решения.


5.1 Зачетные занятия: тест по условным знакам на основе фрагментов спортивных карт в условиях ограниченного периода времени.


  1. Физическая подготовка. Походная деятельность.


Практические занятия. Упражнения на развитие быстроты, ловкости, прыгучести, силы, гибкости, равновесия. Комплексы для развития

скоростной и силовой выносливости. Подвижные игры, Беговая подготовка. Кросс-походы: средние дистанции (10-15 км). Комплексы упражне­ний по расслаблению мышц и восстановлению работоспособности.


6.1 Зачетные занятия: сдача физических нормативов по различным ком­плексам - контрольный марафон «Двенадцать часов движения».




  1. Подготовка к соревнованиям.


Подготовка к участию в клубных, межшкольных, районных, зональных и областных соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


(3 год занятий).



п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1.

Туристическая подготовка.




1.1

Виды туризма, особенности подготовки и проведения походов по различным видам туризма.

10

4

6

1.2

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

6

2

4

1.3

Питание в туристическом походе.

2

1

1

1.4

Топография и ориентирование.

14

6

8

1.5

Зачетные занятия.

8

2

6






2.

Автономное существование и поисково-спасательные работы.




2.1

Обеспечение жизнедеятельности.

22

6

16

2.2

Поисково-спасательные работы.

18

6

12

2.3

Основы медицинских знаний.

12

6

6

2.4

Зачетные занятия.

10

2

8






3.

Краеведение.

10

2

10

3.1

Зачетные занятия.

2


2






4.

Техника и тактика пешеходного туризма.

24

8

16

4.1

Зачетные занятия.

6


6






5.

Техника и тактика спортивного ориентирования.

22

6

16

5.1

Зачетные занятия.

2

2







6.

Физическая подготовка. Походная деятельность.

20

2

18

6.1

Зачетные занятия.

18


18






8.

Подготовка к соревнованиям.

10


10







ИТОГО:

216

53

163

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЗАНЯТИЙ.


  1. Туристская подготовка.


    1. Виды туризма.

Особенности подготовки и проведения спортивных походов по различным видам туризма.

Альпинизм, спелеотуризм. Экстремальный туризм. Экскурсионный, международный туризм. География видов туризма. Нормативы сте­пенных и категорийных походов. Подбор и особенности личного и груп­пового снаряжения, в зависимости от вида туризма. Знакомство со специальным снаряжением по видам туризма. Усовершенствование снаряжения. Особенности режима дня и графика движения на марш­руте, в зависимости от вида туризма. Обеспечение безопасности в походе.

Практические занятия. Комплектование личного и группового сна­ряжения. Изготовление необходимого туристского снаряжения.


    1. Организация туристского быта. Привалы, и ночлеги.

Организация ночлегов в горных условиях, в период межсезонья, зимой. Защита от осадков и ветра. Ночные дежурства. Ночлег в палатке с использова­нием печки и без нее.

Практические занятия. Организация ночлега в неблагоприятных услови­ях.


    1. Питание в туристском походе.

Нормы закладки продуктов в зави­симости от вида туризма и сложности похода. Способы уменьшения веса дневного рациона. Расчет калорийности дневного рациона. Спо­собы увеличения калорийности питания в походах. Витамины.

Практические занятия. Расчет меню и калорийности дневного ра­циона в различных вариантах, с учетом усвояемости продуктов.


1.4 Топография и ориентирование.

Виды топографических карт и ос­новные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Выбор карты. Рельеф и его влияние на пути движения в походе. Построение профиля маршру­та. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.

Ориентирование в условиях плохой видимости. Организация раз­ведок в походе, уточнение карт и схем. Движение по легенде. Причи­ны, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки.

Практические занятия. Упражнения по определению своего место­нахождения на местности при помощи карты. Моделирование ситуа­ций потери ориентировки, построение алгоритма действий по вос­становлению своего местонахождения.


1.5 Зачетные занятия: тест-опросник по видам туризма, конкурс-игра на лучшее туристское изобретение, игра на местности «Поди туда не знаю куда».


  1. Автономное существование и поисково-спасательные работы.


    1. Обеспечение жизнедеятельности.

Подручные средства жизнеобес­печения. Защита от неблагоприятных климатических воздействий. Зна­комство с примитивными типами убежищ, их характеристика. Подготов­ка места под бивак. Выбор материала и изготовление укрытий в различ­ных природных зонах. Оборудование кострового места. Аварийные костровые ночевки. Водопотребление и водообеспечение. Обеззараживание воды. Питание в условиях автономного суще­ствования. Принципы оценки качества продуктов. Неприкосновенный продуктовый запас. Знакомство с дикорастущими съедобными растени­ями. Ядовитые растения. Рыбалка и рыболовные снасти. Приготовление пищи в аварийных условиях. Изготовление примитивной посуды.

Практические занятия. Изготовление примитивных укрытий, ава­рийных костровых ночевок. Экскурсия - знакомство с дикорастущими съедобными и ядовитыми растениями (в природе и по гербарию). Изготовление примитивной посуды.


    1. Поисково-спасательные работы.

Классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, эколо­гического характера. Понятие об опасных природных явлениях, сти­хийных бедствиях, авариях и катастрофах. Понятия опасности и опре­деление опасных факторов. История создания спасательных служб в России. Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в ус­ловиях природной среды. Чрезвычайные ситуации в туристских груп­пах. Поиск и спасение людей при стихийных действиях. Использова­ние подручных средств для оказания помощи и спасения пострадав­ших. Использование специальных спасательных средств. Основы бе­зопасного ведения спасательных работ.

Практические занятия. Наблюдения и определение факторов рис­ка в природной, городской и производственной сферах. Оказание по­мощи в условиях окружающей среды. Организация взаимодействия участников работ. Страховка и самостраховка спасателей и пострадавших.


    1. Основы медицинских знаний.

Первая медицинская помощь при острых состояниях и несчастных случаях. Укусы насекомых, змей. От­равление сильнодействующими ядовитыми веществами. Утопление. Поражение электричеством. Термические и химические ожоги. Теп­ловой, солнечный удар. Попадание в организм инородных тел. Поте­ря сознания. Средства оказания первой медицинской помощи. Пра­вила поведения оказывающего первую медицинскую помощь. Прави­ла и способы транспортировки пострадавшего.

Практические занятия. Отработка правильной последовательности действий при осмотре и выборе пособий при травмах и заболеваниях.


2.4 Зачетные занятия: тест на знание гербария, сдача нормативов по изготовлению примитивных укрытий и аварийных костровых ночевок. Игра-тренниг «Спасти и сохранить».



  1. Краеведение.


Экономика и культура Воронежской области. Знатные люди края, их вклад в развитие области. Памятники истории и культуры.

Практические занятия. Посещение музеев г. Воронежа, культурных и природных памятников края.


3.1 Зачетные занятия: фотовыставка «Своими глазами».


  1. Техника и тактика пешеходного туризма.


Варианты способов на­ведения переправ через естественные препятствия. Подбор оптималь­ного и минимального наборов специального снаряжения для выпол­нения технических приемов при преодолении препятствий. Средства транспортировки пострадавшего: носилки, волокуши. Способы транс­портировки пострадавшего: на носилках, волокушах по сильно пере­сеченной местности. Контрольно-туристский маршрут- комплекс эта­пов. Длинные и короткие технические дистанции. Транспортировка груза на дистанциях. Техника безопасности. Выбор способов наведения пе­реправ и тактики преодоления в зависимости от параметров препят­ствия, количества человек в команде, количества специального сна­ряжения и контрольного времени этапа на соревнованиях по технике туризма. Изменение тактики преодоления препятствий при работе на этапе. Тактика прохождения коротких технических дистанций.

Практические занятия. Отработка различных способов преодоле­ния препятствий. Изготовление различных средств транспортировки пострадавшего. Решение тактических задач по технике туризма.


4.1 Зачетные занятия: сдача нормативов по вязанию узлов, изготовле­нию средств транспортировки пострадавшего, сдача нормативов по технике преодоления комплекса препятствий, практический тест по тактике преодоления комплекса препятствий.



  1. Техника и тактика спортивного ориентирования.

Технические приемы ори­ентирования: использование линейных попутных ориентиров, косвен­ных привязок, точное и грубое движение по направлению, детальное чтение рельефа, техника парного шага, техника «взятия» азимута на бегу, чтение карты с двух рук, контроль ситуации, расстояния, на­правления. Выбор пути и технических приемов ориентирования на дистанции. Действия спортсмена в не­стандартных ситуациях.

Практические занятия. Разработка дистанций по спортивному ори­ентированию. Отработка отдельных технических приемов. Прохождение различных по сложности дистанций с использованием максималь­ного набора технических приемов ориентирования. Решение задач по выбору пути движения. Моделирование комплекса нестандартных ситуаций на различных дистанциях, построение алгоритма оптимальных действий по быст­рому нахождению правильных решений.


5.1 Зачетные занятия: тест по правилам соревнований по спортивному ориентированию, анализ пройденных дистанций.


  1. Физическая подготовка. Походная деятельность.


Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля на тре­нировках. Понятие о «спортивной форме», утомлении, об остром и хрони­ческом состоянии при перетренировке. Принципы восстановительной терапии, меры предупреждения переутомления. Дневник самоконтроля.

Практические занятия. Комплексы для развития скоростной и си­ловой выносливости. Подвижные игры. Кросс-походы: средне дистанции (10-20 км). Комплексы упражнений по расслаблению мышц и восстанов­лению работоспособности. Массаж и самомассаж.


6.1 Зачетные занятия: сдача физических нормативов по различным ком­плексам, контрольный марафон «Восемнадцать часов движения».


  1. Подготовка к соревнованиям.


Подготовка к участию в клубных, межшкольных, районных, зональных и областных соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.




Литература.


1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе, издание пятое, дополненное. - М., 1990.

2. Баленко С. В. Школа выживания. - М., 1992. (1 и 2 часть).

3. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994.

4. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: «Зеркало», 1995.

5. Ильичев А. А. Большая энциклопедия выживания.

6. Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащих­ся, Учебно-методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.

7. Краткий справочник туриста. - М.: Профиздат, 1985.

8. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирова­ние в туристском путешествии. - М., 1997.

9. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. Учеб­но-методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.

10. МасловА. Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». Учебно-методическое пособие. - М,: Гумани­тарный издательский центр «Владос», 2000.

11. Нурмимаа. Спортивное ориентирование. 1997.

12. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для 10-11 клас­сов.

13. Панфилов А. М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции (Вопросы безопасности) - М.: ЦДЮТур, 1997.

14. Правила организации и проведения туристических сорев­нований учащихся Российской Федерации. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

15. Путрик Ю. С., Свеншиков В. В, Туризм глазами географа, - М.: «Мысль», 1986.

16. Рыжавский Г. Я. Биваки. - М.: ЦДЮТ, 1995.

17. Самодеятельное туристское снаряжение /сост. П. И. Лукоянов/ - Н. Новгород, 1997.

18. Скрягин Л. Н. Морские узлы. - М.: ЦДЮТ, 1995.

19. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. - М.: «Физкультура и спорт», 1998.

20. SURVIVAL (выживание) /сост. С. И. Коледа, П. Н. Драчев; - Мн.: 000 «Лазурак», 1996.

21. Усыкин Г. С. Игры и соревнования юных туристов. - М., 1996.

22. Шамов А. П. Узлы в туризме. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998.

23. Энциклопедия туриста. - М.: Большая Российская энциклопе­дия, 1993.