ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Терновский дом детского творчества».
«Утверждаю»
Директор МОУ ДОД
«Терновский ДДТ»
_________Т.А. Игнатова
Протокол педсовета №__от_____2011г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Туристического объединения
«Юный следопыт»
Тип программы:
образовательно-развивающая,
многоуровневая
модифицированная
(«Туризм и автономное существование»
Авторский коллектив:
М. В. Андреев, В. В. Андреев,
С. Б. Андреева, Н. А. Федотова,
г. Пенза)
Срок реализации: 3 года
Возрастная категория детей:12-15 лет.
Автор-составитель: Т.К. Садовский,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Терновский ДДТ»
п. Терновка 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наш предок не имел ничего и поэтому умел все. Он умел добывать огонь трением палочек друг о друга, ловить рыбу руками, по яркости звезд определять погоду на завтрашний день, каменным скребком выделывать шкуры и многое другое. Мы, современные люди, затрудняемся развести костер даже с помощью спичек, не можем поймать окуня наиновейшим спиннингом, всецело зависим от тысяч неизвестных нам, людей, которые где-то сеют пшеницу и пасут скот, греют воду, выпускают различные приборы, шьют одежду и т.д. Все вместе мы можем все. По отдельности - почти ничего. Но природа не стала к человеку милосердней. За легкомыслие, неумение, незнание она наказывает самым жестоким образом.
Ежегодно тысячи людей пополняют ряды любителей путешествий и все более широкий размах приобретает самодеятельный спортивный туризм. Люди погибают в морях, горах, пустынях и пригородных лесах. Для поиска и спасения людей, попавших в беду, используется самая современная техника. И все же подавляющему большинству потерпевших приходится рассчитывать только на себя. Давно известно от неумения до беды один шаг. Описаны десятки случаев, когда люди погибали от голода в окружении съедобных растений, о которых не знали, и дичи, которую не могли поймать, замерзали, не догадавшись соорудить даже примитивное убежище, умирали в муках жажды в двух шагах от воды.
В последнее время среди учащейся молодежи большую популярность имеют соревнования по спортивному ориентированию, технике туризма и поисково-спасательным работам, которые являются одной из эффективных форм воспитания подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни и подготовки к безопасному проведению различных походов и путешествий. Часто в спортивном туризме возникают непредвиденные, экстремальные, порой аварийные ситуации. Незнание правильных действий выхода из них оборачивается трагедией. Для того чтобы избежать проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе на природе, необходимо провести предварительную подготовку юных туристов. Поэтому возникла необходимость создания программы «Юные следопыт», которая знакомит с алгоритмом подготовки, прогнозирования, ликвидации и выхода из многих проблем природного характера.
При подготовке команд к туристским слетам необходимо уделять одинаково большое внимание и спортивному ориентированию, и технике туризма, и поисково-спасательным работам, а также физической, технической и психологической подготовке спортсменов, поэтому в настоящее время создано немало хороших программ: «Юные туристы», «Туристское многоборье», «Спортивное ориентирование», «Инструкторы туризма», «Юные судьи», «Юные спасатели» и др., которые позволяют добиваться результатов по отдельным направлениям и видам спорта.
Программа «Юный следопыт» в отличие от узкопрофильных программ в сфере туризма, является синтезом смежных с туризмом областей знания: картографии, физической географии, спортивного ориентирования, медицины, физической культуры, туристского многоборья и автономного существования.
Данная программа комплексная по содержанию. Занимаясь по этой программе, воспитанники учатся адекватно оценивать сложившуюся нестандартную ситуацию, быстро и правильно принимать решение выхода из нее и практически осуществлять это с учетом техники безопасности.
Программа «Юный следопыт» рассчитана на три года обучения, на детей среднего школьного возраста, не имеющих специальных туристских навыков, проявляющих интерес к спортивному ориентированию, технике туризма и поисково-спасательным работам, имеющих медицинский допуск на участие в походах и соревнованиях.
Программа «Юный следопыт» многоуровневая по структуре. Первый уровень - начальный, общекультурный. Второй уровень - углубленный, практико-ориентированный. Вновь прибывший воспитанник зачисляется в группу на 1 уровень, также он имеет возможность начать обучение по программе с более высокого 2 уровня при условии:
1) положительного результата профильного тестирования, включающего знание основ начальной туристской подготовки;
2) сдачи физических и тактико-технических нормативов;
3) наличия опыта участия в походах и соревнованиях, подтверждаемого определенными результатами.
Разноуровневые группы объединены в разновозрастное детское объединение - клуб «Следопыт», имеющий свой устав, традиции, символы, выборный орган детского самоуправления, традиционные ключевые дела.
В клубе есть звания « », « », « », которые присваиваются после выполнения определенных нормативов.
Цель программы: формирование личности, способной жить в гармонии с природой.
Задачи программы:
• развитие творческих способностей воспитанников;
• развитие способностей воспитанников быстро адаптироваться в различных условиях окружающей среды и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;
• укрепление здоровья воспитанников;
• расширение кругозора воспитанников по географии, биологии, физической культуре, истории Воронежского края;
• воспитание бережного отношения к природе;
• подготовка воспитанников к туристическим слетам, соревнованиям.
Механизм реализации цели и задач.
Реализация цели и задач программы состоит в организации образовательной и оздоровительной деятельности учащихся в туристском клубе «Следопыт». Указанные направления деятельности осуществляются в тесном единстве и не зависят от возраста и степени специальной и физической подготовки воспитанников. Непосредственное активное участие воспитанников в учебных занятиях, походах, конкурсах, праздниках, ключевых делах клуба позволяет реализовать интеллектуальные, физические, духовные, творческие способности, в результате чего члены клуба расширяют свой кругозор, поддерживают свой организм в хорошей физической форме, приобретают туристские умения и навыки, учатся жить в коллективе.
Для проведения занятий формируются группы по 2-м уровням подготовки.
Первый уровень - начальный, общекультурный. Рекомендуемый состав группы 15-20 человек, возраст воспитанников 12-13 лет.
На этом уровне происходит знакомство воспитанников с клубом, определение задач, перспектив деятельности, приобретение начальных знаний и навыков по туризму.
Цель: формирование у воспитанников устойчивого интереса к туризму.
Задачи:
привитие интереса к занятиям спортом;
знакомство с историей развития туризма и специальной терминологией;
овладение основными понятиями техники туризма и спортивного ориентирования, элементарными приемами техники преодоления препятствий;
приобретение практических умений и навыков в подборе снаряжения, в организации привалов и ночлегов;
знакомство с принципами составления рационов питания для походов выходного дня;
воспитание трудолюбия в учебно-спортивной работе;
достижение воспитанниками уровня начальной физической подготовки.
Характеристика деятельности по реализации цели и комплекса задач:
Обучающая деятельность:
изучение основ техники туризма и спортивного ориентирования;
изучение тактико-технических приемов преодоления естественных препятствий.
Воспитывающая деятельность:
формирование межличностных отношений между воспитанниками, воспитанниками и педагогами клуба;
формирование потребности во взаимоотношениях и умении общаться;
развитие трудолюбия, взаимопомощи, добросовестности, аккуратности, знания законов, правил, традиций, норм поведения на природе и в социальной среде.
3 Оздоровительная деятельность:
осознание воспитанниками необходимости четкой системы знаний, тренировок, соблюдения гигиенических норм и правил здоровья человека.
Второй уровень - углубленный, практико-ориентированный. Рекомендуемый состав группы 12-15 человек, возраст воспитанников 13-15 лет.
Этап обретения индивидуальности. В это время воспитанники пробуют сделать все, что у них получается, и овладевают новыми знаниями, умениями, навыками.
Цель: включение воспитанников в активное освоение окружающего мира.
Задачи:
углубление знаний и приобретенного опыта по технике туризма и спортивному ориентированию;
овладение основными понятиями автономного существования в природе;
приобретение практических умений различного способа преодоления естественных и искусственных препятствий;
овладение знаниями грамотного составления рационов питания в походе в зависимости от типа путешествия, опираясь на принципы совместимости продуктов и их максимальное усвоение;
приобретение практических умений и навыков приготовления пищи в походе;
приобретение умений и навыков быстрого ориентирования в незнакомой местности и правильного выбора дальнейшего маршрута;
пропаганда здорового образа жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья;
воспитание целеустремленности, упорства в достижение цели, трудолюбия;
повышение уровня общей и специальной физической подготовки.
Характеристика деятельности по реализации цели и комплекса задач:
1. Обучающая деятельность:
совершенствование техники и тактики спортивного ориентирования, туризма;
регулярное участие в соревнованиях, выполнение юношеских спортивных разрядов;
изучение и выполнение основ экстремального туризма и поисково-спасательных работ.
2. Воспитывающая деятельность:
накопление жизненного опыта;
участие в организации творческих дел своего коллектива;
формирование взаимоотношений в коллективе; личной ответственности и самодисциплины.
3. Оздоровительная деятельность:
развитие силы, ловкости, скорости, координации движения;
закаливание организма.
Усвоение воспитанниками учебного материала в большой степени зависит от выбора форм проведения занятий, методов обучения, постепенного возрастания объема и сложности учебного материала и от поддержания повышенного интереса к изучаемым подготовкам.
Формы проведения занятий - лекция, беседа, игра, викторина, соревнование, самостоятельная работа, поход, учебно-тренировочное занятие, творческое и коллективно-творческое дело.
Методы обучения: объяснительно - иллюстрационный, репродуктивный, частично - поисковый, проблемный.
В клубе «Следопыт» существует балльная система оценки качества обучения, участия воспитанников в учебных занятиях, учебно-тренировочных походах, соревнованиях, слетах, коллективно-творческих делах клуба, Балльная система позволяет оценивать активность воспитанников и результативность обучения в течение учебного года. Достижения каждого воспитанника ежемесячно и по итогам учебного года фиксируются в индивидуальной карточке воспитанника. Количество баллов, набранных за учебный год, влияет на итоговый результат соревнований, проводимых в рамках зачетного похода.
Учебный год поделен на два периода:
Осенне-Зимний (сентябрь-март)
теоретическая и техническая подготовка по программе;
подведение итогов самого активного весенне-летнего периода;
оформление отчетов о совершённых походах в виде фото-, видеоматериалов, отчетов, дневников;
участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию;
ремонт, восстановление, подготовка к хранению специального снаряжения, используемого в летних походах;
проведение осенних сборов по технике туризма;
подведение итогов осенних сборов;
походы выходного дня;
отработка специфики зимних походов;
планирование весенне-летнего периода.
Весенне-летний (апрель - август)
теоретическая и техническая подготовка по программе;
подведение итогов зимнего периода;
активное участие в спортивных мероприятиях;
проведение сборов по направлениям спортивного туризма, туристского многоборья и спортивного ориентирования;
проведение зачетных походов, с проверкой качества знаний и умений, полученных воспитанниками в течение учебного года;
планирование на новый учебный год.
В конце каждого года занятий планируется проведение зачетного похода, в котором осуществляется проверка полученных знаний и умений воспитанников. Зачетные походы проводятся в виде соревнований между воспитанниками по различным подготовкам. По результатам этих соревнований определяется готовность перехода на следующий уровень обучения.
Прогнозируемый результат.
Первый уровень обучения.
После успешного прохождения первого уровня подготовки (1-ый
год обучения) воспитанники
должны знать:
нормативы турпоходов и обязанности членов туристских групп;
технику безопасности при подготовке к походу и на маршруте;
географию Терновского района, туристические возможности родного края;
состав и назначение медицинской аптечки;
виды спортивного ориентирования, условные знаки спортивных карт, легенды контрольных пунктов (КП);
классификацию узлов и их назначение.
должны уметь:
укладывать рюкзак, разжигать костер, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы;
составлять меню на 3-хдневный поход;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;
пользоваться простыми приемами ориентирования: ориентирование карты, чтение карты и местности, движение по азимуту, измерение расстояний, отметка на контрольном пункте (КП);
преодолевать естественные препятствия.
Второй уровень обучения.
После успешного прохождения второго уровня подготовки (2-го года обучения) воспитанники
должны знать:
историческое и экономическое прошлое и настоящее Воронежского края;
особенности питания в разных походах;
приемы спортивного ориентирования;
факторы и агрессоры выживания, условия автономного существования в различных природных зонах;
виды самодельных жилищ, способы добычи огня;
виды повязок;
способы транспортировки пострадавшего через естественные препятствия;
сигналы международной кодовой таблицы;
виды специального снаряжения, их назначение.
должны уметь:
составлять рацион питания на многодневные походы;
оказывать медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;
использовать тактико-технические приемы на дистанциях по спортивному ориентированию;
анализировать пройденные дистанции;
выбирать снаряжение для выживания в различных ситуациях, находить и очищать воду;
составлять отчет о походе;
преодолевать естественные препятствия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год занятий).
№ п/п | Название темы | Общее кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
1. | Основы туризма. | | | |
1.1 | Введение. | 2 | 2 | |
1.2 | Личное и групповое туристическое снаряжение. | 8 | 6 | 2 |
1.3 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. | 10 | 6 | 4 |
1.4 | Туристические должности в группе. | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Питание в походе. | 10 | 4 | 6 |
1.6 | Основы медицины. | 8 | 4 | 4 |
1.7 | Топография и ориентирование. | 8 | 4 | 4 |
1.8 | Зачетные занятия. | 10 | 2 | 8 |
| | | | |
2. | Краеведение. | 12 | 2 | 10 |
2.1 | Зачетные занятия. | 6 | 2 | 4 |
3. | Техника пешеходного туризма. | 14 | 6 | 8 |
3.1 | Зачетные занятия. | 6 | 2 | 4 |
| | | | |
4. | Техника спортивного ориентирования. | 14 | 6 | 8 |
4.1 | Зачетные занятия. | 6 | 2 | 4 |
| | | | |
5. | Физическая подготовка. Походная деятельность. | 12 | | 12 |
5.1 | Зачетные занятия. | 6 | 2 | 4 |
| | | | |
6. | Подготовка к соревнованиям. | 8 | | 8 |
| | | | |
| ИТОГО: | 144 | 34 | 74 |
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ.
Основы туризма
1.1 Введение. История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Знакомство со спортивным туризмом: спортивные походы, туристское многоборье, спортивное ориентирование. Туристские и разрядные нормативы. Значки «Юный турист России», «Турист России». Учебные подготовки в туристском клубе «Следопыт». Традиционный план мероприятий на год, на весь период обучения. Система отметок, зачетов, контроля обучения. Этика туриста.
1.2 Личное и групповое туристское снаряжение. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для летних и зимних походов. Индивидуальные наборы: костровой, ремонтный, аптечка. Укладка рюкзака. Одежда и обувь. Групповое снаряжение: палатки, топоры, пилы, посуда, оборудование для костра. Уход за снаряжением, правила хранения.
Практические занятия. Укладка рюкзаков, выбор и подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением.
1.3 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Комплексная работа на биваке: выбор места для палаток, установка палаток, размещение вещей в них, выбор места для костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Заготовка дров. Разжигание костра. Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Уборка места лагеря перед уходом группы. Организация ночлегов в помещении. Правила поведения в населенных пунктах. Правила купания.
Практические занятия. Бивачные работы: оборудование кострового места, поиск и заготовка дров, разжигание костра, установка палаток, уборка бивака.
1.4 Туристские должности в группе. Туристские должности в группе: постоянные и временные. Командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, санитар, хронометрист, фотограф, культорг. Их обязанности. Дежурные по кухне, их обязанности. Дублеры по постоянным должностям.
Практические занятия. Выполнение обязанностей в период проведения походов.
1.5 Питание в походе. Значение правильного питания в походе. Организация питания в одно-, двух-, трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.
Практические занятия. Составление меню и списка продуктов для одно-, двух-, трехдневного похода. Приготовление пищи на костре.
1.6 Основы медицины. Понятие о гигиене. Значение закаливания, физических упражнений, правильного питания для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
Походная медицинская аптечка: состав, хранение и транспортировка. Личная аптечка туриста. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.
Практические занятия. Оказание первой помощи условно пострадавшему и самому себе в походных условиях, в быту.
1.7 Топография и ориентирование. Значение топографических карт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Условные знаки. Группы топографических знаков. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Определения азимута. Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по Солнцу и Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Действия в случае потери ориентировки.
Практические занятия. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по измерению расстояния на карте. Ориентирование карты по компасу. Движение по азимуту. Упражнения на запоминание знаков. Моделирование ситуации потери ориентировки, построение схемы действий выхода из трудного положения.
1.8 Зачетные занятия: тест-опрос по основам туризма, топографический диктант, игра-практикум «Помоги себе сам...», контрольный поход выходного дня: «Комплексная работа на биваке».
Краеведение.
География и история Терновского района. Туристские возможности родного края. Охрана природы.
Практические занятия. Обзорная экскурсия по археологическим и культурным памятникам Терновского района (раскоп культуры бронзового века в село Раздольное, Введенская церковь 1715г. село Русаново и др. ).
2.1 Зачетные занятия: фотовыставка «Своими глазами».
Техника пешеходного туризма.
Основные понятия техники туризма. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Летние и зимние особенности естественных препятствий.
Знакомство с техникой преодоления препятствий, Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Знакомство со страховкой. Организация самостраховки. Узлы, назначение, способы вязания. Знакомство со специальным снаряжением: веревки, карабины, индивидуальные страховочные системы, их назначение. Комплекс этапов (Туристская полоса препятствий). Дисциплина на тренировочных занятиях и соревнованиях.
Практические занятия: отработка техники преодоления естественных препятствий. Вязание узлов: для крепления к опоре, для связывания веревок, для самостраховки. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
3.1 Зачетные занятия: тест по технике туризма, сдача нормативов по вязанию узлов.
Техника спортивного ориентирования.
Карта для спортивного ориентирования: условные знаки, масштаб, сечение рельефа. Жидкостной компас: виды, устройства, назначение. Технические приемы: ориентирование карты, чтение карты, чтение местности. Измерения по карте и на местности. Движение по азимуту. Оборудование дистанции по спортивному ориентированию. Устройство КП. Техника отметки КП. Система отметки КП на маркированной трассе. Легенды КП. Контроль ситуации. Контроль направления. Контроль расстояния.
Практические занятия. Упражнения для развития глазомера, памяти, пространственного воображения. Отработка приемов ориентирования. Составление легенд КП.
4.1 Зачетные занятия: тест по условным знакам и легендам спортивного ориентирования.
Физическая подготовка. Походная деятельность.
Практические занятия. Разминка. Комплексы для развития силы, скорости, пластики, выносливости, ловкости. Беговая подготовка. Плавание - освоение одного из способов. Спортивные игры. Эстафеты. Техника бега по пересеченной местности: лес с различной проходимостью, заболоченные участки, крутые подъемы и спуски с различной опорной поверхностью. Тренировки в полевых условиях с применением теоретических знаний на практике (походы выходного дня, радиальные выходы).
5.1 Зачетные занятия: сдача физических нормативов.
Подготовка к соревнованиям.
Подготовка к участию в клубных, межшкольных, районных, зональных и областных соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 год занятий).
№ п/п | Название темы | Общее кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
1. | Туристическая подготовка. | | | |
1.1 | Виды туризма, особенности подготовки и проведения походов по различным видам туризма. | 6 | 2 | 4 |
1.2 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. | 6 | 2 | 4 |
1.3 | Питание в туристическом походе. | 4 | 2 | 2 |
1.4 | Топография и ориентирование. | 6 | 2 | 4 |
1.5 | Зачетные занятия. | 8 | | 8 |
| | | | |
2. | Автономное существование. | | | |
2.1 | Введение. | 2 | 2 | |
2.2 | Обеспечение жизнедеятельности. | 10 | 6 | 4 |
2.3 | Основы безопасности в туризме. | 6 | 2 | 4 |
2.4 | Основы медицинских знаний. | 10 | 2 | 8 |
2.5 | Зачетные занятия. | 10 | 2 | 8 |
| | | | |
3. | Краеведение. | 4 | 2 | 2 |
3.1 | Зачетные занятия. | 2 | 2 | |
| | | | |
4. | Техника и тактика пешеходного туризма. | 20 | 10 | 10 |
4.1 | Зачетные занятия. | 8 | | 8 |
| | | | |
5. | Техника и тактика спортивного ориентирования. | 14 | 4 | 10 |
5.1 | Зачетные занятия. | 4 | | 4 |
| | | | |
6. | Физическая подготовка. Походная деятельность. | 12 | | 12 |
6.1 | Зачетные занятия. | 4 | | 4 |
| | | | |
8. | Подготовка к соревнованиям. | 8 | | 8 |
| | | | |
| ИТОГО: | 144 | 42 | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ.
Туристская подготовка.
1.1 Виды туризма. Особенности подготовки и проведения походов по различным видам туризма. Пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный туризм. Характеристика каждого вида туризма. География видов туризма. Нормативы степенных и категорийных походов. Подбор и особенности личного и группового снаряжения, в зависимости от вида туризма и сложности похода. Знакомство со специальным снаряжением по видам туризма. Ремонтный набор. Снаряжение для краеведческой работы. Особенности режима дня и графика движения на маршруте, в зависимости от вида туризма. Обеспечение безопасности в походе.
Практические занятия. Комплектование личного и группового снаряжения. Усовершенствование и ремонт снаряжения.
1.2 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Требования к месту бивака: безопасность, жизнеобеспечение, комфортность. Организация бивака в различных природных районах. Установка палатки и разведение костра при различных погодных условиях. Правила работы дежурных по кухне.
Практические занятия. Выбор места бивака. Заготовка дров, разведение костра, установка палатки. Установка палаток в сложных погодных условиях.
1.3 Питание в туристском походе. Значение, режим и особенности питания в многодневном походе. Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Составление меню, списка продуктов на 2-4 дня похода. Фасовка и упаковка продуктов.
Практические занятия. Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.
1.4 Топография и ориентирование. Виды топографических карт. Условные знаки топографических карт. Изображение рельефа. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный.
Азимут, снятие азимута с карты. Промежуточные ориентиры. Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта по растительности, при помощи местных предметов, созданных природой и людьми. Движение по легенде.
Практические занятия. Упражнение на запоминание условных знаков. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Упражнения по определению азимута.
1.5 Зачетные занятия: условно-самостоятельное проведение похода выходного дня по произвольному маршруту с элементами ориентирования на местности.
Автономное существование
2.1 Введение. Краткая история выживания с древнейших времен до современных дней. Понятие об автономном существовании человека. Факторы риска и факторы выживания в условиях автономного существования. Тактика выживания. Роль эмоционально-волевой устойчивости человека в условиях автономного существования.
2.2 Обеспечение жизнедеятельности. Знакомство с климатогеографи-ческими зонами. Характеристика зон. Знакомство со стратегией и тактикой выживания. Общая схема действий в первые минуты аварии, экстремальной ситуации, вынужденной автономии. Подача сигналов бедствия. Механические, радиотехнические, электрические, пиротехнические сигнальные средства, кодовая таблица. Алгоритм действий при потере ориентировки. Определение сторон горизонта. Самодельный компас. Азимут. Принципы выдерживания заданного курса. Оценка расстояний. Активные формы выживания. Наблюдения. Прослушивание. Следопытство. Аварийно-спасательные наборы.
Практические занятия. Практическое знакомство с оборудованием, используемым при подаче сигналов бедствия. Изготовление самодельного компаса. Комплектование аварийно-спасательного набора.
2.3 Основы безопасности в туризме. Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность - основное и обязательное требование при проведении тренировочных занятий, учебных выходов, походов и путешествий. Опасности в туризме: субъективные и объективные. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.
Основные причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе. Факторы устойчивости группы. Тактические приемы выхода группы из аварийной ситуации.
Практические занятия. Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походе. Разбор конкретных аварийных ситуаций в туризме. Психологический тренинг.
2.4 Основы медицинских знаний. Травмы и заболевания в природной среде, их характеристика, меры по их профилактике. Инфекционные заболевания. Ожоги. Обморожения. Отравления. Повреждения и ранения. Основные принципы оказания первой медицинской помощи. Правила поведения оказывающего первую медицинскую помощь. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Практические занятия. Практикум по комплектованию медицинской аптечки. Отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств с учетом травмы или заболевания. Остановка кровотечений, наложение повязок и шин. Подготовка к транспортировке и транспортировка пострадавшего. Профилактика травм и заболеваний до выхода на маршрут и во время похода.
2. 5 Зачетные занятия: тесты «В первые минуты вынужденной автономии», «Кодовая таблица», конкурс - игра «Необычное использование обычных вещей», игра-треннинг на местности «Если друг оказался вдруг».
Краеведение.
География и история Воронежской области. Туристские возможности Воронежской области.
Практические занятия. Работа с атласом и картами Воронежской области. Обзорная интерактивная экскурсия по достопримечательностям Воронежского края.
3.1 Зачетные занятия: викторина «Дела давно минувших дней».
Техника и тактика пешеходного туризма.
Специальное снаряжение: основные и вспомогательные веревки, карабины, индивидуальные страховочные системы, спусковые устройства, блоки, их разновидности и назначение. Узлы, их назначение и способы вязания. Характеристика естественных препятствий: непроходимый лес, буреломы, каньоны, реки с быстрым течением, скальные стены. Способы наведения переправ через естественные препятствия. Подбор оптимального и минимального наборов специального снаряжения для выполнения технических приемов при преодолении препятствий. Переправа первого участника. Переправа команды. Транспортировка груза. Техника безопасности. Выбор способов наведения переправ и тактики преодоления в зависимости от параметров препятствия, количества человек в команде, количества специального снаряжения и контрольного времени этапа на соревнованиях по технике туризма.
Практические занятия. Отработка техники движения и различных способов преодоления препятствий. Решение тактических задач по технике туризма.
4.1 Зачетные занятия: сдача нормативов по вязанию узлов, преодоление препятствий.
Техника и тактика спортивного ориентирования.
Технические приемы ориентирования: бег в «мешок», бег с упреждением, точное и грубое движение по направлению, запоминание отрезков пути, техника парного шага, регулирование скорости бега на дистанции. Контроль ситуации, расстояния, направления. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Выбор пути и технических приемов ориентирования на дистанции. Действия спортсмена в нестандартных ситуациях.
Практические занятия. Отработка отдельных технических приемов. Прохождение различных по сложности дистанций с использованием технических приемов ориентирование. Решение задач по выбору пути движения. Моделирование нестандартных ситуаций на различных дистанциях и построение алгоритма действий по быстрому нахождению правильного решения.
5.1 Зачетные занятия: тест по условным знакам на основе фрагментов спортивных карт в условиях ограниченного периода времени.
Физическая подготовка. Походная деятельность.
Практические занятия. Упражнения на развитие быстроты, ловкости, прыгучести, силы, гибкости, равновесия. Комплексы для развития
скоростной и силовой выносливости. Подвижные игры, Беговая подготовка. Кросс-походы: средние дистанции (10-15 км). Комплексы упражнений по расслаблению мышц и восстановлению работоспособности.
6.1 Зачетные занятия: сдача физических нормативов по различным комплексам - контрольный марафон «Двенадцать часов движения».
Подготовка к соревнованиям.
Подготовка к участию в клубных, межшкольных, районных, зональных и областных соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(3 год занятий).
№ п/п | Название темы | Общее кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
1. | Туристическая подготовка. | | | |
1.1 | Виды туризма, особенности подготовки и проведения походов по различным видам туризма. | 10 | 4 | 6 |
1.2 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. | 6 | 2 | 4 |
1.3 | Питание в туристическом походе. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Топография и ориентирование. | 14 | 6 | 8 |
1.5 | Зачетные занятия. | 8 | 2 | 6 |
| | | | |
2. | Автономное существование и поисково-спасательные работы. | | | |
2.1 | Обеспечение жизнедеятельности. | 22 | 6 | 16 |
2.2 | Поисково-спасательные работы. | 18 | 6 | 12 |
2.3 | Основы медицинских знаний. | 12 | 6 | 6 |
2.4 | Зачетные занятия. | 10 | 2 | 8 |
| | | | |
3. | Краеведение. | 10 | 2 | 10 |
3.1 | Зачетные занятия. | 2 | | 2 |
| | | | |
4. | Техника и тактика пешеходного туризма. | 24 | 8 | 16 |
4.1 | Зачетные занятия. | 6 | | 6 |
| | | | |
5. | Техника и тактика спортивного ориентирования. | 22 | 6 | 16 |
5.1 | Зачетные занятия. | 2 | 2 | |
| | | | |
6. | Физическая подготовка. Походная деятельность. | 20 | 2 | 18 |
6.1 | Зачетные занятия. | 18 | | 18 |
| | | | |
8. | Подготовка к соревнованиям. | 10 | | 10 |
| | | | |
| ИТОГО: | 216 | 53 | 163 |
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЗАНЯТИЙ.
Туристская подготовка.
Виды туризма.
Особенности подготовки и проведения спортивных походов по различным видам туризма.
Альпинизм, спелеотуризм. Экстремальный туризм. Экскурсионный, международный туризм. География видов туризма. Нормативы степенных и категорийных походов. Подбор и особенности личного и группового снаряжения, в зависимости от вида туризма. Знакомство со специальным снаряжением по видам туризма. Усовершенствование снаряжения. Особенности режима дня и графика движения на маршруте, в зависимости от вида туризма. Обеспечение безопасности в походе.
Практические занятия. Комплектование личного и группового снаряжения. Изготовление необходимого туристского снаряжения.
Организация туристского быта. Привалы, и ночлеги.
Организация ночлегов в горных условиях, в период межсезонья, зимой. Защита от осадков и ветра. Ночные дежурства. Ночлег в палатке с использованием печки и без нее.
Практические занятия. Организация ночлега в неблагоприятных условиях.
Питание в туристском походе.
Нормы закладки продуктов в зависимости от вида туризма и сложности похода. Способы уменьшения веса дневного рациона. Расчет калорийности дневного рациона. Способы увеличения калорийности питания в походах. Витамины.
Практические занятия. Расчет меню и калорийности дневного рациона в различных вариантах, с учетом усвояемости продуктов.
1.4 Топография и ориентирование.
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Выбор карты. Рельеф и его влияние на пути движения в походе. Построение профиля маршрута. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.
Ориентирование в условиях плохой видимости. Организация разведок в походе, уточнение карт и схем. Движение по легенде. Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки.
Практические занятия. Упражнения по определению своего местонахождения на местности при помощи карты. Моделирование ситуаций потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению своего местонахождения.
1.5 Зачетные занятия: тест-опросник по видам туризма, конкурс-игра на лучшее туристское изобретение, игра на местности «Поди туда не знаю куда».
Автономное существование и поисково-спасательные работы.
Обеспечение жизнедеятельности.
Подручные средства жизнеобеспечения. Защита от неблагоприятных климатических воздействий. Знакомство с примитивными типами убежищ, их характеристика. Подготовка места под бивак. Выбор материала и изготовление укрытий в различных природных зонах. Оборудование кострового места. Аварийные костровые ночевки. Водопотребление и водообеспечение. Обеззараживание воды. Питание в условиях автономного существования. Принципы оценки качества продуктов. Неприкосновенный продуктовый запас. Знакомство с дикорастущими съедобными растениями. Ядовитые растения. Рыбалка и рыболовные снасти. Приготовление пищи в аварийных условиях. Изготовление примитивной посуды.
Практические занятия. Изготовление примитивных укрытий, аварийных костровых ночевок. Экскурсия - знакомство с дикорастущими съедобными и ядовитыми растениями (в природе и по гербарию). Изготовление примитивной посуды.
Поисково-спасательные работы.
Классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, экологического характера. Понятие об опасных природных явлениях, стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. Понятия опасности и определение опасных факторов. История создания спасательных служб в России. Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды. Чрезвычайные ситуации в туристских группах. Поиск и спасение людей при стихийных действиях. Использование подручных средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств. Основы безопасного ведения спасательных работ.
Практические занятия. Наблюдения и определение факторов риска в природной, городской и производственной сферах. Оказание помощи в условиях окружающей среды. Организация взаимодействия участников работ. Страховка и самостраховка спасателей и пострадавших.
Основы медицинских знаний.
Первая медицинская помощь при острых состояниях и несчастных случаях. Укусы насекомых, змей. Отравление сильнодействующими ядовитыми веществами. Утопление. Поражение электричеством. Термические и химические ожоги. Тепловой, солнечный удар. Попадание в организм инородных тел. Потеря сознания. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила поведения оказывающего первую медицинскую помощь. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Практические занятия. Отработка правильной последовательности действий при осмотре и выборе пособий при травмах и заболеваниях.
2.4 Зачетные занятия: тест на знание гербария, сдача нормативов по изготовлению примитивных укрытий и аварийных костровых ночевок. Игра-тренниг «Спасти и сохранить».
Краеведение.
Экономика и культура Воронежской области. Знатные люди края, их вклад в развитие области. Памятники истории и культуры.
Практические занятия. Посещение музеев г. Воронежа, культурных и природных памятников края.
3.1 Зачетные занятия: фотовыставка «Своими глазами».
Техника и тактика пешеходного туризма.
Варианты способов наведения переправ через естественные препятствия. Подбор оптимального и минимального наборов специального снаряжения для выполнения технических приемов при преодолении препятствий. Средства транспортировки пострадавшего: носилки, волокуши. Способы транспортировки пострадавшего: на носилках, волокушах по сильно пересеченной местности. Контрольно-туристский маршрут- комплекс этапов. Длинные и короткие технические дистанции. Транспортировка груза на дистанциях. Техника безопасности. Выбор способов наведения переправ и тактики преодоления в зависимости от параметров препятствия, количества человек в команде, количества специального снаряжения и контрольного времени этапа на соревнованиях по технике туризма. Изменение тактики преодоления препятствий при работе на этапе. Тактика прохождения коротких технических дистанций.
Практические занятия. Отработка различных способов преодоления препятствий. Изготовление различных средств транспортировки пострадавшего. Решение тактических задач по технике туризма.
4.1 Зачетные занятия: сдача нормативов по вязанию узлов, изготовлению средств транспортировки пострадавшего, сдача нормативов по технике преодоления комплекса препятствий, практический тест по тактике преодоления комплекса препятствий.
Техника и тактика спортивного ориентирования.
Технические приемы ориентирования: использование линейных попутных ориентиров, косвенных привязок, точное и грубое движение по направлению, детальное чтение рельефа, техника парного шага, техника «взятия» азимута на бегу, чтение карты с двух рук, контроль ситуации, расстояния, направления. Выбор пути и технических приемов ориентирования на дистанции. Действия спортсмена в нестандартных ситуациях.
Практические занятия. Разработка дистанций по спортивному ориентированию. Отработка отдельных технических приемов. Прохождение различных по сложности дистанций с использованием максимального набора технических приемов ориентирования. Решение задач по выбору пути движения. Моделирование комплекса нестандартных ситуаций на различных дистанциях, построение алгоритма оптимальных действий по быстрому нахождению правильных решений.
5.1 Зачетные занятия: тест по правилам соревнований по спортивному ориентированию, анализ пройденных дистанций.
Физическая подготовка. Походная деятельность.
Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля на тренировках. Понятие о «спортивной форме», утомлении, об остром и хроническом состоянии при перетренировке. Принципы восстановительной терапии, меры предупреждения переутомления. Дневник самоконтроля.
Практические занятия. Комплексы для развития скоростной и силовой выносливости. Подвижные игры. Кросс-походы: средне дистанции (10-20 км). Комплексы упражнений по расслаблению мышц и восстановлению работоспособности. Массаж и самомассаж.
6.1 Зачетные занятия: сдача физических нормативов по различным комплексам, контрольный марафон «Восемнадцать часов движения».
Подготовка к соревнованиям.
Подготовка к участию в клубных, межшкольных, районных, зональных и областных соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
Литература.
1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе, издание пятое, дополненное. - М., 1990.
2. Баленко С. В. Школа выживания. - М., 1992. (1 и 2 часть).
3. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994.
4. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: «Зеркало», 1995.
5. Ильичев А. А. Большая энциклопедия выживания.
6. Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся, Учебно-методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.
7. Краткий справочник туриста. - М.: Профиздат, 1985.
8. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., 1997.
9. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. Учебно-методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
10. МасловА. Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». Учебно-методическое пособие. - М,: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
11. Нурмимаа. Спортивное ориентирование. 1997.
12. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для 10-11 классов.
13. Панфилов А. М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции (Вопросы безопасности) - М.: ЦДЮТур, 1997.
14. Правила организации и проведения туристических соревнований учащихся Российской Федерации. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
15. Путрик Ю. С., Свеншиков В. В, Туризм глазами географа, - М.: «Мысль», 1986.
16. Рыжавский Г. Я. Биваки. - М.: ЦДЮТ, 1995.
17. Самодеятельное туристское снаряжение /сост. П. И. Лукоянов/ - Н. Новгород, 1997.
18. Скрягин Л. Н. Морские узлы. - М.: ЦДЮТ, 1995.
19. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. - М.: «Физкультура и спорт», 1998.
20. SURVIVAL (выживание) /сост. С. И. Коледа, П. Н. Драчев; - Мн.: 000 «Лазурак», 1996.
21. Усыкин Г. С. Игры и соревнования юных туристов. - М., 1996.
22. Шамов А. П. Узлы в туризме. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998.
23. Энциклопедия туриста. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.