МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Л.И.Г.Р.»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 9-18 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА
Разработчик (Автор):
Стецкова Алевтина Викторовна,
педагог дополнительного образования
Ростов-на-Дону
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
I | Пояснительная записка | 2 |
II | Учебно-тематический план (первый год обучения) | 13 |
III | Содержание программы (первый год обучения) | 14 |
IV | Учебно-тематический план (второй год обучения) | 17 |
V | Содержание программы (второй год обучения) | 18 |
VI | Учебно-тематический план (третий год обучения) | 20 |
VII | Содержание программы ( третий год обучения) | 21 |
VIII | Формы контроля и оценочные материалы | 24 |
IX | Организационно-педагогические условия реализации программы | 25 |
X | Литература | 27 |
I.Пояснительная записка.
«Сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации», – сказал, в частности, глава государства, выступая на форуме.
«Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. И ничего с веками, слава Богу, в этом смысле не меняется.
Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии».
В.В. Путин
Дополнительная общеобразовательная программа волонтёрского объединения «Л.И.Г.Р.» разработана с учетом следующих нормативных актов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Федерального Закона Российской Федерации от 05.02.2018г. № 15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»;
Федерального Закона Российской Федерации от 11.08.1995г. № 155 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р)
Областной закон от 27.06.2012г. № 895-ЗС «О поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в Ростовской области»;
Постановление Ростовской области от 07.08.2019г. № 564 «Об утверждении региональной межведомственной программы «Развития добровольчества (волонтерства) в Ростовской области на 2019-2024 годы»;
Постановление Ростовской области от 25.04.2019г. № 288 «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Ростовской области до 2025 года»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования учащихся»;
Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Центр внешкольной работы «Досуг»;
Лицензии МБУ ДО ЦВР «Досуг» на образовательную деятельность.
Дополнительная общеобразовательная программа «Л.И.Г.Р.» отнесена к программам социально-педагогической направленности. Ее цель и задачи направлены на социальную адаптацию, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, волонтерской деятельности, устройстве общества, создание условий для развития социальных компетенций.
При организации учебной деятельности воспитанникам предоставляется возможность включения в разнообразные формы работы с учетом индивидуальных особенностей здоровья, создается ситуация успеха для каждого ребенка.
Актуальность программы
«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
Задача социального становления личности ребенка на сегодняшний день является важной и актуальной.
Целью Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации детей и подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа детского объединения «Л.И.Г.Р.» является актуальной.
Педагогическая целесообразность программы
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для социализации детей, будут формировать коммуникативную культуру, способствовать воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, толерантность, готовность помочь в различных жизненных ситуациях. Данная программа включает специальные занятия, по работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа способствует повышению социальной адаптированности детей и подростков, обучает их способам успешной социализации, через создание ситуации успеха.
Новизна программы
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта учащихся, их морально-волевых и нравственных качеств, через их участие в благотворительных акциях и реализацию социальных проектов.
Отличительные особенности программы
Программа волонтерского объединения «Л.И.Г.Р.» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Цель программы
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Создание условий для самореализации и саморазвития личности воспитанников, обретение ими необходимых социальных компетенций, индивидуального социально-культурного и коммуникативного опыта.
Задачи программы:
Задачи 1 года обучения:
Образовательные
обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим учащимся лучше понимать себя;
обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
обучение основам работы с различными видами информации.
Развивающие:
формирование первичных организаторских умений и навыков;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
развитие уверенности в себе.
Воспитательные:
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья.
Задачи 2 и 3 годов обучения:
Образовательные
знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
обучение методике социального проектирования;
расширение навыков работы с информацией;
специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию).
Развивающие
дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности и деятельности коллектива.
Воспитательные
содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, городе, стране; воспитание активной гражданской позиции;
воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни.
Категории учащихся
Программа предназначена для занятий с детьми от 9 до 18 лет. Количество обучающихся в группах – 12-15 человек.
Формирование групп проводится по следующим возрастным категориям: 9-11 лет, 12-15 лет и 16-18 лет.
Волонтеры нашего объединения - это не только ребята из благополучных семей, но и те, которые находятся в группе риска (дети-инвалиды, дети с ОВЗ, дети из малообеспеченных и многодетных семей).
Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров на занятиях. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях здоровья, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Каждый из обучающихся обретет самоуважение, станет уверенным и компетентным в своей деятельности. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Миссия:
Миссия данной программы – внести вклад в нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче, сформировать социальную компетенцию каждого из участников программы.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Программа первого года обучения рассчитана на 144 час, занятия в рамках программы формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях и творческих мероприятиях.
Второй год обучения рассчитан на 216 ч, внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
Третий год рассчитан на 216 ч, направлен на развитие волонтерской деятельности через теоретическую и практическую деятельность. Отработка навыков волонтерской деятельности. Реализация самостоятельно разработанных акций и проектов.
Формы и виды занятий:
Групповые, коллективные.
Тренинг, деловая игра, лекция, круглый стол, презентация, диспут.
Мастер-класс, конкурс, выставка.
Концерт, праздник, спектакль, фестиваль, экскурсия.
Акция, ярмарка.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучения по программе обучающиеся должны
знать и понимать:
нормативные акты регулирующие добровольческую (волонтерскую) деятельность;
цели, задачи и принципы добровольческого (волонтерского) движения в России и Ростовской области;
историю развития добровольческого (волонтерского) движения в России и Ростовской области, за рубежом;
владеть информацией о сайтах: ДоброволецРФ и ДонВолонтер;
владеть информацией о благотворительных фондах и общественных организациях, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также с семьями в трудной жизненной ситуации;
вопросы духовного, нравственного, патриотического и физического развития;
методы и способы оказания волонтерами социальной помощи.
должны уметь:
общаться с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
применять на практике полученные знания и умения;
работать с сайтами: ДоброволецРФ и ДонВолонтер;
организовывать и проводить мероприятия;
подбирать соответствующий материал для проведения мероприятия, оформления материалов для СМИ;
подводить итоги, анализировать проведенное мероприятие, составлять отчетную документацию;
самостоятельно изготавливать рекламную продукцию (буклеты, листовки), сувенирную продукцию.
Основной результат работы:
В процессе реализации программы учащиеся должны:
приобрести социально-значимый опыт;
повысить уровень развития интеллектуально-эмоциональной сферы:
повысить свою социальную активность;
расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности;
развить свои организаторские способности, творческий потенциал и
лидерские качества каждого;
Условия эффективной реализации программы.
учет уровня развития, интереса к волонтерской деятельности, возрастных и национальных особенностей обучающихся, их пожеланий;
организация систематических занятий;
учет практической работы: коллективные дела, участие в благотворительных мероприятиях, открытые занятия, выступления, взаимодействие с другими организациями, ведение электронных волонтерских книжек.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Название тем, разделов | Количество часов | Формы аттестации |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Введение. Волонтерское движение. | 6 | 6 | 0 | Входное тестирование |
Раздел 2. История развития волонтерства в России и Ростовской области, в мире | 6 | 4 | 2 | Тестирование |
Раздел 3. Нормативно правовые акты, регламентирующие волонтерскую деятельность | 14 | 12 | 2 | Тестирование |
Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтера | 28 | 10 | 18 | Тестирование |
Раздел 5. Социальное проектирование | 34 | 12 | 22 | Тестирование |
Раздел 6. Особенности волонтерской работы | 24 | 8 | 16 | Тестирование |
Раздел 7. Школа волонтера. | 30 | | 30 | |
Итоговая аттестация | 2 | | 2 | Фронтальный опрос |
Итого: | 144 часа | 48 часа | 92 часа | |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(144 часа)
Раздел 1.
Введение. Волонтерское движение - 6 часов
Теория – 6 часов
Инструктаж по ТБ.
Знакомство с кодексом волонтера.
Волонтер, волонтерское движение.
Раздел 2.
История развития волонтерства в России и Ростовской области, в мире – 6 часов
Теория – 4 часа
История волонтерства в России
История волонтерства в мире
Практика - 2 часа
Подготовка презентаций
Раздел 3.
Нормативно правовые акты, регламентирующие волонтерскую деятельность – 14 часов
Теория - 12 часов
Знакомство с правовыми актами, регламентирующими добровольческую (волонтерскую) деятельность в России.
Знакомство с правовыми актами регламентирующими добровольческую (волонтерскую) деятельность в Ростовской области.
Практика - 2 часа
Подготовка презентации
Раздел 4.
Информационные технологии в работе волонтера - 28 часов
Теория - 10 часов
Правила работа с социальными сетями.
Правила работы со страницей объединения в социальных сетях.
Правила работы с сайтами: ДоброволецРФ и ДонВолонтер.
Практика – 18 часов
Пропаганда волонтерского движения
Написание информации для СМИ
Создание рекламной продукции: буклетов, листовок об объединении.
Раздел 5.
Социальное проектирование - 34 часа
Теория - 12 часов
Основы социального волонтерства.
Правила написания социального проекта.
Практика – 22 часа
Написание социального проекта.
Реализация плана мероприятий социального проекта.
Раздел 6.
Особенности волонтерской работы - 24 часов
Теория – 8 часов
Виды волонтерской деятельности.
Основы проведения благотворительной акции.
Практика – 16 часов
Целевая группа социального волонтерства.
Социально-гражданская деятельность.
Работа в команде.
Раздел 7.
Школа волонтера. - 30 часов
Практика - 30 часов
Тренинг коммуникативных навыков.
Инклюзивное волонтерство.
Раздел 8. Итоговая аттестация – 2 часа
Практика - 2 часа
Подведение итогов работы за год.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(216 часов)
Название тем, разделов | Количество часов | Формы аттестации |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Введение. Организационные вопросы деятельности добровольческих отрядов | 10 | 6 | 4 | Входное тестирование |
Раздел 2. Нормативно правовые акты, регламентирующие волонтерскую деятельность | 8 | 4 | 4 | Тестирование |
Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера | 34 | 16 | 18 | Тестирование |
Раздел 4. Социальное проектирование | 70 | 16 | 54 | Тестирование |
Раздел 5. Особенности волонтерской работы | 34 | 12 | 22 | Тестирование |
Раздел 6. Школа волонтера. | 58 | 0 | 58 | Тестирование |
Итоговая аттестация | 2 | | 2 | Тестирование |
Итого: | 216 час. | 54 часа | 162 часа | |
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1.
Введение. Организационные вопросы деятельности добровольческих отрядов - 10 часов
Теория – 6 часов
Инструктаж по ТБ.
Изучение нормативной документации, регламентирующей работу волонтерского объединения
Волонтерская книжка.
Практика – 4 часа
Составление плана работы объединения.
Раздел 2.
Нормативно правовые акты, регламентирующие волонтерскую деятельность – 8 часов
Теория - 4 часа
Знакомство с правовыми актами, регламентирующими добровольческую (волонтерскую) деятельность в России.
Знакомство с правовыми актами регламентирующими добровольческую (волонтерскую) деятельность в Ростовской области.
Практика - 4 часа
Работа с сайтом ДоброволецРФ
Раздел 3.
Информационные технологии в работе волонтера - 34 часа
Теория - 16 часов
Школа социальных технологий
Социальные сети и волонтерство
Сайт волонтерского объединения
Практика – 18 часов
Школа социальных технологий
Страница волонтерского объединения в социальных сетях
Работа с сайтами: ДоброволецРФ и ДонВолонтер.
Раздел 4.
Социальное проектирование - 70 часов
Теория - 16 часов
Основы социального волонтерства.
Социальный университет.
Практика – 54 часа
Разработка социального проекта.
Реализация плана мероприятий социального проекта.
Раздел 5.
Особенности волонтерской работы - 34 часов
Теория – 12 часов
Виды волонтерской деятельности.
Благотворительные фонды Ростова-на-Дону.
Общественное объединение осуществляющие работу с детьми-инвалидами.
Практика – 16 часов
Целевые группы социального волонтерства.
Социально-гражданская деятельность.
Формирование социальной активности.
Раздел 6.
Школа волонтера. - 58 часов Практика - 58 часов
Тренинг личностного роста.
Тренинг коммуникативных навыков.
Школа инклюзивное волонтерства.
Раздел 7. Итоговая аттестация – 2 часа
VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Название тем, разделов | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Введение. Развитие волонтерского движения | 12 | 6 | 6 | Входное тестирование |
Раздел 2. Человек и культура общения | 22 | 6 | 16 | Тестирование |
Раздел 3. Добро, милосердие и сострадание | 20 | 6 | 14 | Тестирование |
Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтера | 16 | 0 | 16 | Тестирование |
Раздел 5. Социальное проектирование | 90 | 0 | 90 | Тестирование |
Раздел 6. Школа волонтера. | 56 | 0 | 56 | Тестирование |
Итоговая аттестация | 2 | | 2 | Тестирование |
Итого: | 216 час. | 18 час. | 198 час. | |
VII. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(216 часов)
Раздел 1.
Введение. Развитие волонтерского движения. - 12 часов
Теория – 6 часов
Инструктаж по ТБ.
Значение волонтерского движения.
Взаимодействие волонтёров с другими общественными организациями.
Практика – 6 часов
Тестирование «Волонтерское движение в России»
Тестирование «Волонтерское движение в Ростовской области»
Эссе «Я - волонтер»
Раздел 2.
Человек и культура общения – 22 часа
Теория – 6 часов
Ты и общество.
Практика - 16 часов
Ситуативные игры «Правила поведения в различных ситуациях»
Раздел 3.
Добро, милосердие и сострадание – 20 часов
Теория - 6 часов
Волонтеры медики- история объединения.
Виды благотворительных мероприятий.
Практика - 14 часов
Благотворительные акции: «Рождественский перезвон», «Весенняя неделя добра».
Раздел 4.
Информационные технологии в работе волонтера - 16 часов
Практика – 16 часов
Работа с сайтами ДоброволецРФ, ДонВолонтер.
Работа с сайтом объединения.
Раздел 5.
Социальное проектирование - 90 часов
Практика – 90 часов
Написание социального проекта.
Реализация плана мероприятий социального проекта.
Составление отчетной документации.
Раздел 6.
Школа волонтера. - 50 часов
Практика - 50 часов
Тренинг личностного роста
Школа инклюзивного волонтерства.
Раздел 8. Итоговая аттестация – 2 часа
VIII. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля, которые позволяют определить степень достижения планируемых результатов освоения программы:
Предварительный контроль - проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы.
Проводится в начале года в виде входного тестирования с элементами мозгового штурма.
Текущий контроль - отслеживание активности обучающихся в реализации социального проекта, участие в тренингах и массовых мероприятиях.
Итоговый контроль - заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии - тестирование, включающее элементы мозгового штурма, рефлексии. Презентации, подготовленные учащимися в ходе реализации программы, творческие работы.
Диагностика результативности и качества образовательного процесса
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия учащихся в мероприятиях по реализации социального проект;
мониторинг (волонтерская книжка).
IX. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации программы.
Кабинет на первом этаже, для удобства работы с детьми-инвалидами;
оборудование учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
технические средства обучения (компьютер, микрофоны принтер, мультимедиа-проектор, музыкальный центр, DVD-проигрыватель, фотоаппарат );
доступ к интернету;
материалы, необходимые для занятий: канцелярские товары, ткань, фурнитура, и другие материалы для творчества;
наличие актового зала.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия различных видов.
Виды дидактических материалов:
схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, рисунки, плакаты, шаблоны и т.п.);
дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
справочные материалы;
нормативные акты регламентирующие деятельность добровольческого (волонтерского) движения.
Кадровое обеспечение реализации программы
Для реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимы педагог дополнительного образования, имеющий психологического образование.
X. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
Волохов А.В. , Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
24