СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Мир, где зажигаются сердца" (театр)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть реализованна как  в центрах дополнительного образования детей, так и в школе, на занятиях внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Мир, где зажигаются сердца" (театр)»

+

Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Центр творчества детей и молодёжи»





Принята на заседании

педагогического совета

от «____» _______ 2022 г.

Протокол № _____


Утверждаю:

Директор МБОУ ДО «ЦТДМ»

__________Фукс О.В.

« »____________ 2022 г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мир, где изменяются сердца» объединения «Юный театрал»

Возраст обучающихся 7 – 18 лет

Срок реализации: 1 год







Автор – составитель:

Суняйкин Дмитрий Викторович,

педагог дополнительного образования



















г. Славгород, 2022.









ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы …………………………………………………………………..3 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………...3 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты …………………………………………………...5 1.3. Содержание программы …………………………………………………………………...7 2. Комплекс организационно-педагогических условий ……………………………………..10 2.1. Календарный учебный график ……………………………………………………………10 2.2. Условия реализации программы ……………………………………………………….20 2.3. Формы аттестации ……………………………………………………….........................20 2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………………….20 2.5. Методические материалы …………………………………………………………….. 21 2.6. Список литературы ………………………………………………………………………22
  1. Приложение ……………………………………………………….................................23





































1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г);

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

(Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

Актуальность

В современном обществе традиционные формы театральной работы с подрастающим поколением становятся все менее и менее востребованными. Театры и драматические кружки уходят в прошлое как архаичные формы воспитательной работы. У этого положения есть несколько причин: виртуализация общества, усиление влияния средств информационно-коммуникационных технологий. Современный ребёнок находится под воздействием социальных сетей и компьютерных игр, он уже не хочет быть только пассивным наблюдателем и созерцателем, хочет сам влиять на ход событий. Одной из причин снижения образовательного и воспитательного влияния театра на школьников является и нежелание и неумение профессиональных коллективов работать с подростками в новых социокультурных условиях, когда значительно ослабевает интерес к традиционным формам искусства, к которым можно отнести и театр. В современном обществе активно развиваются новые практики в искусстве, науке и социуме, которые уже меняют нашу жизнь или сделают это в скором будущем. В связи с этим разработанная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир, где изменяются сердца» включает традиционные и инновационные формы работы, учитывает интерес обучающихся и нацелена на приобщение современного поколения к театральному искусству.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:

  • Азбука театра

  • Актёрское мастерство

  • Сценическая речь

  • Сценическое движение

  • Постановка спектакля

Вид ДООП: Программа «Мир, где изменяются сердца» является модифицированной, обладает актуальностью, оригинальностью и новизной. За основу взята образовательная комплексная программа Образцового детско-юношеского театра-студии “Гелиос Краснодарского ЦТДМ «Театр, где играют дети». Руководит студией Гарбузова Светлана Анатольевна. Её программа помимо творческих задач ставит перед собой воспитательные задачи. А именно, обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач. Из данной программы мною взяты разделы «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «Постановка спектакля». Мною же в программу добавлены разделы «Азбука театра», «Сценическое движение», таким образом, доля авторского материала составляет около 40 %. Направленность ДООП:

Художественная

Адресат ДООП:

Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 – 18 лет.
Зачисление детей на программу осуществляется на основе свободного выбора, в соответствии с интересами и потребностями. Программу могут осваивать все желающие, без учета уровня стартовых знаний, умений. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количественный состав детей в группе - 12 -15 человек.

Срок и объем освоения ДООП:

1 год, 144 педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1год, 144 педагогических часа;

Форма обучения:

Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Разновозрастная группа.

Режим занятий:

Таблица 1.1.1

Режим занятий

Предмет

Стартовый уровень

Театр

4 часа в неделю;

144 часа в год.











1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель: создание условий для формирования и развития художественного вкуса и пробуждения творческой активности каждого ребёнка.

Задачи:

Развивающие:

- увлечь, заинтересовать, заинтриговать ребёнка тайнами и волшебством театра;

- знакомство с историей развития мирового театрального искусства, с терминами и понятиями театральной специфики, с другими видами искусства.

Обучающие:

- обучение ребёнка азам актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения,

- формирование навыков и умений работы над этюдом, композицией,

- учить коллективному и самостоятельному творчеству.

Воспитательные:

- формирование у ребёнка таких качеств личности как:

* вкус,

* чувство меры,

* творчества,

* способность видеть и воспринимать прекрасное,

* желание и умение вносить красоту в быт,

* прилежание и тщательность в работе,

* дисциплинированность,

* трудолюбие,

* заботливость,

* доброта,

* внимательность,

* способность к приобретению новых знаний





















Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате занятий в объединении дети получают следующие навыки и умения:

  • Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

  • Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

  • Умеют подбирать рифму к заданному слову.

  • Умеют составлять диалог между сказочными героями.

  • Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
























1.3. Содержание программы

Таблица 1.3.1

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела программы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Азбука театра

18

1

19

Викторина/

опрос

2

Актёрское мастерство

-

37

37

Наблюдение/ творческий показ

3

Сценическая речь

6

15

21

Наблюдение/ творческий показ

4


Сценическое движение

-

20

20

Наблюдение/ творческий показ

5

Постановка спектакля

1

40

41

Наблюдение/ показ спектакля

6

Воспитательная работа

-

6

6

Участие в мероприятиях/


Всего часов

25

119

144


Содержание дополнительной программа:

В содержание курса включены шесть основных разделов:

Азбука театра - призван обеспечить условия для овладения младшими школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Актёрское мастерство  направлен на развитие актёрской игры, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Сценическая речь - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. 

Сценическая движение – объединяет упражнения и тренинги по развитию координации движений рук и ног; ритмики и пластики движений

Постановка спектакля включает в себя всю работу над спектаклем: знакомство с пьесой и обсуждение, распределение ролей, репетиции спектакля (эпизоды, сводная, генеральная, прогонная), показ на зрителе.

Воспитательная работа включает в себя мероприятия не входящие в учебную программу и нацелены на сплочение коллектива, знакомство и приобщение к традициям и имиджу объединения.

1. Азбука театра . 1.1.Тема: Актёр. Теория: Профессия – актёр. Виды актёрской деятельности (театр, кино, телевидение, шоу). Актёрское амплуа. Демонстрация видео-роликов об известных актёрах. 1.2. Тема: Балет. Теория: История Балета. Профессии в балетном искусстве: балетмейстер (постановщик), артисты балета (прима, премьер, кордебалет). Демонстрация видеофрагментов из известных сказках-балетов. 1.3. Тема: Водевиль. Теория: Водевиль - как жанр театрального искусства. Особенности жанра. Авторы (Э. Скриб, А. Шаховский, А. Чехов) Известные актёры водевильного жанра (М. Щепкин, А. Мартынов, И. Варламов). Водевиль в кино «Ах, водевиль, водевиль», «Гусарская баллада». 1.4. Тема: Грим. Теория: Искусство грима. Грим в театре, кино, телевидении, эстраде. Профессия гримёр. Гримировальные принадлежности. 1.5. Тема: Декорация. Теория: Художественное оформление спектакля. Плоскостные и объёмные декорации. Известные художники-декораторы (К. Браун, И. Билибин, С. Крем) 1.6. Тема: Дирижёр. Теория: Профессия – дирижёр. Дирижёр и композитор. Дирижёр и оркестр. Роль дирижёра в театре. Известные дирижёры (В. Тергиев, К. Петренко, И. Мусин). 1.7. Тема: Зритель. Теория: Зритель - участник спектакля. Как смотреть спектакль. Книга отзывов в театре. 1.8. Тема: Комедия. Теория: Комедия - как жанр театрального искусства. Особенности жанра. Известные актёры комедийного жанра (Ю. Никулин, Г. Вицин, Е. Леонов). Комедия в театре и кино. 1.9. Тема: Макет. Теория: Понятие: макет театральный. Виды театральных макетов. Работа художника и режиссёра спектакля. Музей театральный. 1.10. Тема: Маска. Теория: История театральной маски. Современная театральная маска. 1.11. Тема: Мимика. Теория: Мимика и её значение в повседневной и театральной жизни. Мимика – как одно из выразительных средств актёра. 1.12. Тема: Оркестр. Теория: Оркестр в театре. Живое музыкальное оформление спектакля. Оркестровая яма. 1.13. Тема: Пантомима. Теория: Пантомима – как жанр. Пантомима в театре, цирке и на эстраде. Известные актёры-мимы: (Марсель Марсо, Вячеслав Полунин). 1.14. Тема: Режиссёр. Теория: Режиссёр – создатель спектакля. Известные театральные режиссёры (К.С. Станиславский, Е. Вахтангов, О. Ефремов, Г. Волчек) Режиссёры в кино и на телевидении. Известные кинорежиссёры: С. Эйзенштейн, Л. Гайдай, Э. Рязанов). 1.15. Тема: Репетиция. Теория: Репетиция – основная форма подготовки спектакля. Виды репетиций в театре. 1.16. Тема: Театральное здание. Теория. Театральные здания вчера и сегодня. Сцена – основа театрального здания. Одежда сцены. Другие помещения в театре (фойе, гардероб буфет, гримёрные, репетиционные, костюмерные, цеха) Демонстрация виртуальной экскурсии по театральному зданию. 1.17.Тема: Театр для детей Теория: История создания театра для детей. Наталья Сац и Александр Брянцев –основоположники детского театра в России. Известные детские театры России (Детский музыкальный театр имени Н. Сац, Московский детский сказочный театр, Детский театр эстрады). Театр, где играют дети. 1.18. Тема: Театр кукол Теория: История кукольного театра. Сергей Образцов – главный кукольник СССР. Виды кукол в кукольном театре. Известные кукольные театры России (Центральный театр кукол имени С. Образцова, Московский детский театр теней, Алтайский театр кукол «Сказка»). Самодеятельные кукольные театры в детских садах, школах, центрах детского творчества, клубах). 1.9 Тема: Повторение курса Практика: Итоговая викторина-презентация «Азбука театра».

2. Актёрское мастерство.

2. 1. Тема: Актёрские аутотренинги. Практика: Проведение актёрских тренингов: «Зёрнышко», «Путешествие», «Детский сад», «Театр», «Море», «Марионетки», «Больница», «Кино». . 2.2. Тема: Внимание. Практика: Упражнения на внимание: «Капитаны», «Не собьюсь», «10 предметов».. 2.3 Тема: Память. Практика: Упражнения на развитие памяти: «Мой день», «Предметы». 2.4. Тема: Фантазия. Практика: Упражнения на развитие фантазии: «Я - сказочник», «Я - писатель» . 2.5. Тема: Изображение животных. Практика: Подготовка и показ этюдов «В мире животных» (общий, групповые, индивидуальные). 2.6. Тема: Изображение предметов. Практика: Подготовка и показ этюдов «Необычные обычные предметы» (общий, парные, индивидуальные). 2.7. Тема: Творческий актёрский показ. Практика: Работа над творческим показом по актёрскому мастерству: репетиции (сводная, генеральная, прогонная); показ.

3. Сценическая речь. 3.1. Тема: Речь в быту и в театральном искусстве. Теория: Отличие повседневной речи от сценической. Актёрская сценическая речь, её особенности. 3.2. Тема: Артикуляция. Теория: Понятие: артикуляционный аппарат. Артикуляционная гимнастика Практика: Проведение артикуляционной гимнастики: Упражнения «Расчёска», «Пятачок», «Лодочка», «Змея», «Часы», «Толкушка», «Блины», «Ёжик», «Киска». 3.3. Тема: Дыхание. Теория: Понятие дыхание и голос. Роль дыхания в развитии речевого голоса. Практика: Упражнения по дыхательной гимнастике: «Свеча», «Насос», «Мельница», «Дровосек», «Черепаха», «Тряпичная кукла». 3.4.Тема: Дикция. Теория: Голос и дикция. Роль дикции в актёрской профессии. Речевые дефекты. Гласный звукоряд. Согласные сонорные. Согласные свистящие. Практика: Дикционные упражнения: «Немой диалог», «Соседи», «Чистоговорки», 3.4. Тема: Речь в движении Теория: Правила дыхания при произнесении речи в движении. Практика: Упражнения «Речь в движении» с использованием стихов С. Маршака «Зоопарк», А. Барто «Верёвочка», С. Михалкова «Весёлые путешественники» и др. 3.5. Тема: Итоговое занятие Практика: Творческий показ по сценической речи (артикуляция, дыхание, дикция, речь в движении)

4. Сценическое движение. 4.1. Тема: Координация движений. Практика: Упражнения на развитие координации рук и ног: «1/4; ½; 1», «Однажды…», «Наша Таня», «Когда я стану великаном», «Молитва» 4.2. Тема: Ритмика. Практика: Упражнения на развитие ритмики: «Барабан», «Часы», «Мячик», «Металлофон», «Оловянные солдатики». 4.3. Тема: Пластика. Практика: Упражнения на развитие пластики: «Покраска», «Волна», «Змея»

5. Постановка спектакля.

5.1. Тема: Знакомство с пьесой. Теория: Понятия «Пьеса», «Автор». Чтение пьесы педагогом Практика: Обсуждение пьесы с детьми. 5.2. Тема: Распределение ролей в спектакле. Практика: Творческий кастинг на исполнение ролей через мини-этюды. 5.3. Тема: Репетиция отдельных эпизодов (сцен). Практика: Работа над эпизодами (сценами) спектакля. Мизансценирование. Импровизация. Наглядный показ педагога. Закрепление. 5.4. Тема: Сводная репетиция спектакля. Практика: Соединение эпизодов в целый спектакль. Музыкальное и художественное оформление. 5.5. Тема: Монтировочная репетиция спектакля. Практика: Соединение работы всех технических служб спектакля (свет, звук, смена декораций и реквизита). 5.6. Тема: Генеральная репетиция спектакля. Практика: Репетиция спектакля в костюмах и гриме, с художественным и музыкальным оформлением. Отработка последних замечаний режиссёра. 5.7. Тема: Прогон спектакля (чистый). Практика: Сдача спектакля руководству, просмотр актёрами не занятыми в спектакле, приглашёнными. 5.8. Тема: Показ спектакля на зрителе Практика: Показ спектакля зрителям. Анализ спектакля. Повторные выступления.

6. Воспитательная работа. 6.1. Тема: «Огонёк знакомств». Цель: Организация начала учебного года. Содержание: Знакомство с новичками. Обсуждение планов на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Театр-экспромт. 6.2. Тема: «Посвящение в студийцы». Цель: Сплочение коллектива и поддержка его традиций Содержание: Театрализованный ритуал посвящения в студийцы. Капустник. Чаепитие. 3. Тема: «День театра». Цель: Сплочение коллектива и развитие его творческого роста. Содержание: Театральный капустник «Весь мир – театр». Чаепитие.



2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график


Таблица 2.1.1

Календарно-учебный график


Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность каникул


Даты начала и окончания учебного года

15.09.2022-31.05.2023

Промежуточная аттестация

Декабрь 2022

Итоговая аттестация

Май 2023

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




Беседа,

Импровизация

1

«Огонёк знакомств»

(рассказ о кружке, прослушивание, инструктаж по ТБ, театр-экспромт)


Входной

2





Импровизация


Тренинг

1



1

Азбука театра:

тема «Актёр».

Сценическая речь: Речь в быту и в театральном искусстве.


Текущий



Текущий

3




Беседа


Вводное занятие


1

1

Актёрское мастерство: Аутотренинг «Зёрнышко» Сценическое движение: Координация рук и ног. « 1\4; 1\2; 1»


Текущий



Текущий


4





Импровизация


Тренинг


1



1

Азбука театра:

«Балет».

Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика.


Текущий





Текущий

5





Беседа


Вводное занятие


1

Азбука театра:

«Водевиль».

Сценическая речь: Дыхательная гимнастика


Текущий



Текущий

6





Импровизация



Тренинг


1



1

Актёрское мастерство:

Аутотренинг «Детский сад»

Сценическое движение: Пластика: «Волна»


Текущий





Текущий

7



Беседа

Вводное занятие

1



1

Азбука театра: «Грим».


Сценическая речь: Работа над дикцией




Текущий



Текущий

8




Традиционный праздник


2



«Посвящение в студийцы»

Торжественный ритуал посвящения. Капустник. Чаепитие






Текущий




9





Беседа


Тренинг

1



1

Азбука театра:

«Декорация».

Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика.


Текущий



Текущий

10





Тренинг





Тренинг


1





1

Актёрское мастерство: Внимание: Капитаны», «Не собьюсь»»

Сценическое движение: Ритмика: «Оловянные солдатики» (повтор)

Текущий







Текущий

11





Беседа


Тренинг

1



1

Азбука театра:

«Дерижёр».

Сценическая речь: Дыхательная гимнастика


Текущий



Текущий

12





Рассказ детей



Тренинг


1



1

Актёрское мастерство: Память: «Мой день»

Сценическое движение: Пластика:

«Волна» (повтор)


Текущий





Текущий

13





Беседа



Тренинг

1



1

Азбука театра:

«Зритель».

Сценическая речь: Работа над дикцией.


Текущий



Текущий

14





Рассказ детей



Тренинг


1




1

Актёрское мастерство: Фантазия: «Я сказочник».

Сценическое движение: Координация рук и ног. «Молитва» (повтор)


Текущий





Текущий

15





Беседа


Тренинг

1

1

Азбука театра:

«Комедия».

Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика.


Текущий



Текущий

16





Тренинг



Тренинг


1



1

Актёрское мастерство:

Внимание:

«10 предметов»

Сценическое движение:

Ритмика: «Ипподром»


Текущий





Текущий

17





Беседа


Тренинг

1


1

Азбука театра:

«Макет».

Сценическая речь: Дыхательная гимнастика

Текущий

Текущий

18





Этюд

общий



Тренинг

1




1

Актёрское мастерство: Воображаемые предметы

Сценическое движение: Пластика: «Змея».



Текущий




Текущий

19





Беседа


Тренинг

1



1

Азбука театра:

«Маска».

Сценическая речь: Работа над дикцией.


Текущий

Текущий

20





Этюды групповые


Тренинг

1




1

Актёрское мастерство: Воображаемые предметы Сценическое движение: Координация рук «Молитва»


Текущий





Текущий

21





Беседа


Тренинг

1



1

Азбука театра: «Мимика».

Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика.


Текущий



Текущий

22





Этюды

одиночные


Тренинг


1



1

Актёрское мастерство: Воображаемые предметы

Сценическое движение: Ритмика: «Ипподром»


Текущий





Текущий

23




Беседа

Тренинг

1


1

Азбука театра: «Оркестр».

Сценическая речь: Дыхательная гимнастика


Текущий

Текущий

24





Этюд

общий




Тренинг


1



1

Актёрское мастерство: Оправданное молчание «В кино».

Сценическое движение: Развитие пластики: «Змея» (повтор).

Текущий







Текущий

25





Беседа

Тренинг

1



1

Азбука театра: «Пантомима».

Сценическая речь: Работа над дикцией.


Текущий



Текущий

26




Этюды

групповые


Тренинг

1



1

Актёрское мастерство: Оправданное молчание Сценическое движение: Координация рук и ног: «Молитва» (повтор).



Текущий





Текущий

27





Беседа

Тренинг

1



1

Азбука театра: «Режиссёр».

Сценическая речь: Артикуляционная гимнастика.


Текущий



Текущий

28





Этюд

общий




Тренинг


1





1

Актёрское мастерство: Изображение животных: «Домашний двор». Сценическое движение:

Ритмика: «Барабан»


Текущий







Текущий

29





Беседа

Этюды

групповые


1



1

Азбука театра: «Репетиция».

Актёрское мастерство: Изображение животных: «Джунгли» и «Зоопарк».


Текущий



Текущий

30





Этюды

одиночные


Тренинг

1


1

Актёрское мастерство: Изображение животных.

Сценическое движение: Пластика: «Покраска»


Текущий




Текущий

31




Беседа


Этюды

одиночные

1



1

Азбука театра: «Театральное здание».

Актёрское мастерство:

«Ожившие куклы»

Текущий

Текущий

32




Тренинг




Этюд

общий

1



1

Сценическое движение: Координация рук и ног: «Однажды»

Актёрское мастерство:

«Магазин игрушек»


Текущий





Текущий

33





Репетиция этюдов:

одиночные

групповые

общие


2

Актёрское мастерство:

Работа над творческим показом по актёрскому мастерству (воображаемые предметы, молчание, животные, предметы).


Текущий







34





Репетиция

отдельных этюдов

2

Актёрское мастерство:

Работа над творческим показом по актёрскому мастерству


Текущий

35





Репетиция

отдельных

этюдов

2

Актёрское мастерство:

Работа над творческим показом по актёрскому мастерству


Текущий

36





Сводная репетиция

2

Актёрское мастерство:

Работа над творческим показом по актёрскому мастерству


Текущий

37





Генеральная

репетиция

2

Актёрское мастерство:

Работа над творческим показом по актёрскому мастерству


Текущий

38





Показ творческих работ

2

Актёрское мастерство:

Открытый творческий показ по актёрскому мастерству

Промежуточный

39





Чтение педагога,

беседа

2

Постановка спектакля: Знакомство с пьесой Обсуждение.


Текущий

40





Беседа


Импровизация

1


1

Азбука театра: «Театр для детей»

Постановка спектакля: Распределение ролей.


Текущий

Текущий


41




Тренинг



Этюдный метод

1



1

Актёрское мастерство: Память: «Фотография».

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (1сцена)


Текущий

Текущий


42





Беседа

Репетиция в выгородке

1


1

Азбука театра: «Театр кукол».

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (1сцена)


Текущий



Текущий

43





Рассказы детей

Репетиция

сцены

1



1

Актёрское мастерство:

Фантазия «Я - писатель»

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (1сцена)


Текущий



Текущий

44





Итоговое тестирование

Этюдный метод

1



1

Азбука театра: Повторение

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (2сцена)


Промежуточный


Текущий

45





Тренинг

Репетиция в выгородке

1



1


Актёрское мастерство:

Внимание: «Печатная машинка».

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (2сцена)

Текущий





Текущий


46





Тренинг

Репетиция

сцены

1



1

Сценическая речь: Дыхательная гимнастика

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (2сцена)


Текущий



Текущий

47





Импровизация

Репетиция

сцен

1



1

Актёрское мастерство:

Аутотренинг: «Подводное царство».

Репетиция спектакля 1-2 сц


Текущий



Текущий

48





Тренинг



Этюдный метод

1




1

Сценическое движение:

Ритмика: «Металлофон».

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (3сцена)


Текущий





Текущий


49





Импровизация

Репетиция в выгородке

1



1

Актёрское мастерство:

Аутотренинг: «Музей».

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (3сцена)


Текущий





Текущий

50





Тренинг


Репетиция

сцены

1

1

Сценическая речь: Дыхательная гимнастика

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (3 сцена)


Текущий

Текущий

51





Импровизация

Репетиция

сцен

1


1

Актёрское мастерство:

Аутотренинг: «Школа».

Постановка спектакля: Репетиция спектакля (1-3сц)


Текущий


Текущий

52





Тренинг



Этюдный метод

1

1

Сценическое движение:

Пластика: «Покраска».

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (4сцена)

Текущий





Текущий

53





Традиционный праздник

2

«День театра» (Капустник, чаепитие.)


Текущий


54




Тренинг

Репетиция в выгородке

1



1

Сценическая речь:

Работа над дикцией.

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (4 сцена)


Текущий



Текущий


55





Импровизация

Репетиция

сцен

1

1

Акт. мастерство:

Аутотренинг: «Марионетки».

Постановка спектакля: Репетиция спектакля (1- 4сц)


Текущий



Текущий

56





Тренинг




Этюдный метод

1



1

Сценическое движение: Координация рук и ног: «Однажды»

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (5сцена)


Текущий





Текущий

57





Импровизация


Репетиция в выгородке

1


1

Актёрское мастерство:

Аутотренинг: «Больница».

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (5сц.)


Текущий




Текущий


58




Вводное занятие

Репетиция

сцены

1



1

Сценическая речь:

Речь в движении

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (5сц.)


Текущий




Текущий

59




Импровизация

Репетиция

сцен

1

1

Актёрское мастерство:

Аутотренинг: «Кино».

Постановка спектакля: Репетиция спектакля (1-5сц)

Текущий



Текущий

60





Тренинг




Этюдный метод

1


1

Сценическое движение:

Координации рук и ног: «Когда я стану великаном»

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (6сц.)


Текущий





Текущий

61





Практическая работа

Репетиция в выгородке


1

1

Сценическая речь: Речь в движении

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (6сц.)


Текущий

Текущий


62





Тренинг




Репетиция

сцены

1



1

Сцен. движение: Координации рук и ног: «Когда я стану великаном»

Постановка спектакля:

Репетиция сказки (6сц.)


Текущий





Текущий


63





Практическая работа

Репетиция

сцен

1


1




Сценическая речь: Речь в движении


Постановка спектакля: Репетиция спектакля (1-6 сц)


Текущий



Текущий


64





Тренинг

Этюдный метод

1

1

Сценическое движение:

Ритмика: «Ипподром».

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (7сц.)


Текущий

Текущий

65





Творческий показ

Репетиция в выгородке

1


1

Сценическая речь: Итоговое занятие

Постановка спектакля:

Репетиция спектакля (7сцена)


Текущий

Текущий


66





1 Сводная репетиция

2

Постановка спектакля: Репетиция спектакля (1-7 сц)

Текущий

67





2 Сводная репетиция

2

Постановка спектакля:

Работа над спектаклем



Текущий

68





Монтировочная репетиция

2

Постановка спектакля:

Работа над спектаклем


Текущий

69





Генеральная репетиция

2

Постановка спектакля:

Работа над спектаклем



Текущий

70





Прогонная репетиция

2

Постановка спектакля:

Работа над спектаклем


Текущий

71





Сдача спектакля

2

Постановка спектакля: «Домашний» показ спектакля


Текущий

72





Показ спектакля зрителям

2

Постановка спектакля:

Показ спектакля


Текущий

2.2. Условия реализации программы

Для реализации и организации воспитательно-образовательного процесса в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Мир, где изменяются сердца» имеется ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:

- наличие помещения - просторная, хорошо проветриваемое рекреация школы со свободной серединой и минисценой;

- кабинет для хранения костюмов, реквизита, методической литературы, - стулья, скамьи;

- реквизит, бутафория;

- костюмы театральные и карнавальные, обувь;

- парики,

- грим, декоративная косметика ;

- проектор,

- компьютер;

- акустическая система;

- аудио файлы с записями музыки, стихов, сказок, песен, «театральных шумов»;

- видеофонд записей постановок театральной студии;

- альбомы с фотографиями;

- наглядные пособия: портреты детских русских писателей ХХ в., портреты детских зарубежных писателей, портреты русских писателей 19-20 в., иллюстрации, репродукции, альбомы с эскизами грима, костюмов, открытки;

-учебно - методические пособия, художественная литература, журналы «Я вхожу в мир искусств» с постановочным репертуаром.

2.3. Формы аттестации

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

Входной контроль - прослушивание

Текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

Промежуточный контроль – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

Итоговый контроль – открытые занятия, спектакли.

2.4. Оценочные материалы

- Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности (Приложение 1);

- Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся в театральном объединении (Приложение 2);;

- Методика диагностики уровня творческой активности обучающихся (Приложение 3).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Аналитическая справка, видеозапись, грамоты, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, портфолио, фото, отзывы о спектаклях, статьи и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, диагностическая карта, конкурсы и фестивали, семинары, спектакли, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник и др.

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение

Ведущий  метод - художественная импровизация.

Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над речью, актёрские игры, работа над пьесой. Итогом деятельности объединения является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей.

Методы обучения:

- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);

- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);

- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);

- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);

Методы воспитания:

-убеждение;

- поощрение;

- мотивация;

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая;

- групповая;

Формы проведения занятий:

  • игра

  • импровизация

  • тренинг

  • этюды и показы обучающихся

  • чтение педагога

  • беседы

  • просмотр видеофильмов

  • репетиции

  • подготовка спектакля


Педагогические технологии:


- группового обучения,

- развивающего обучения,

- игровой деятельности,

- коммуникативная технология обучения,

- коллективной творческой деятельности,

- здоровьесберегающие технологии

Алгоритм учебного занятия

  1. Вводный этап: актуализация опорных знаний, мотивация ребят на работу, разминка тела (5 минут).

  2. Основная часть занятия: беседы по теме, постановка этюдов, разыгрывание сценок, читка с обсуждением, игры, отработка инсценировки (30 минут).

  3. Заключительный этап: оценка работы каждого ребёнка педагогом, рефлексия (5 минут).

2.6. Список литературы

Для педагога:

  1. 1. Агапова И.А. «Школьный театр». М.: ВАКО, 2016г. 2. Генералова И. А. «Мастерская чувств» М.: Центр, 2006г. 3. Дунаев Ю. «Репертуар детского театра». М.: «Вако», 2011г. 4. Дроздов В. В. “Уроки театральной школы” М: ВЦХТ 2013г . 5. Жук Л.И. «Начинающим артистам». Минск ИООО «Красико-Принт», 2002г.

  2. 6. Логинов С.В. «Школьный театр миниатюр». Волгоград, «Учитель» 2009г.

  3. 7. Мелик-Пашаев А. «Искусство в общем образовании» М: ВЦХТ 2013г .

  4. 8. Никитина А.Б. «Ребёнок на сцене» М: ВЦХТ 2013г .

  5. 9. Рубина Ю.И. «Основы руководства школьным театром» М6 «Просвещение»,1974г.

  6. 10. Савостьянов. Сценическая речь. Дикция и орфоэпия. М: ВЦХТ 2007г . 11. Поля Л. Я. «Театр сказок». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001г. 12. Фатеев С. «Театр в школе, дома и детском саду» М: ООО «Этрол» 2005г. 13. Царенко Л.И., Соловьёва Е.В., «Образование и театр», 2003г. 14. Шангина Е.Ф. «Методика работы с детским театральным коллективом» Б: 2019г.

  7. Для обучающихся:

  8. 1. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. 2. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Л. Искусство 1986г. 4. Лаптева Е. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г. 5. Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.


















Приложение 1

Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.

Ход проведения:

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа на вопрос используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что тебя привлекает в театральной деятельности?

  1. Интересное дело.

  2. Общение.

  3. Помочь товарищам.

  4. Возможность показать свои способности.

  5. Творчество.

  6. Приобретение новых знаний, умений.

  7. Возможность проявить организаторские качества.

  8. Участие в делах своего коллектива.

  9. Вероятность заслужить уважение.

  10. Сделать доброе дело для других.

  11. Выделиться среди других.

  12. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов:

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

 










Приложение 2



Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся в театральном объединении

Методика разработана на основании методики Р.В. Овчаровой и предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся в театральном объединении. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков 12 – 17 лет. Исследование проводит педагог театрального объединения 1 раз в год. Методика проводится в стандартных условиях учреждений дополнительного образования (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Цель:

выявление коммуникативных склонностей учащихся в театральном объединении.

Ход проведения.

Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

  1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

  4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

  5. Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?

  6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

  7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

  9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя

  10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

  11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

  12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

  14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

  15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

  16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или

решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

  1. Охотно ли Вы приступаете к организации различных

мероприятий для своих товарищей?

  1. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  2. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

  3. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в

окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов.

Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

 низкий уровень — 0,1—0,45;

 ниже среднего — 0,46—0,55;

 средний уровень — 0,56—0,65;

 выше среднего — 0,66—0,75;

 высокий уровень — 0,76—1.






























Приложение 3


Методика диагностики уровня творческой активности обучающихся.


Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой. Методы аутентичной оценки (отслеживание, наблюдение) способствуют выявлению положительных и отрицательных результатов, возникающих проблем. Итоги дают возможность скорректировать планы деятельности, как в настоящее время, так и на перспективу (в следующей возрастной группе), разработать планы индивидуальных занятий.


Критерии оценки развития навыков театрализованной деятельности


Критерии педагогической оценки:

  • знание основ театральной культуры;

  • речевая культура;

  • основы коллективной творческой деятельности.


Критерии психологической оценки:

  • поведенческая активность;

  • коммуникативная активность с детьми и взрослыми;

  • лидерская активность;

  • конфликтность, агрессивность;

  • эмоционально-образное развитие.


Механизм оценки получаемых результатов


Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается на организацию коллективной творческой деятельности.


  1. Основы театральной культуры.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень - 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень - 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;

затрудняется назвать различные виды театра.


  1. Речевая культура.

Высокий уровень - 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень - 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень - 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.


  1. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень - 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень - 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень - 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.


  1. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность.

Средний уровень - 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень - 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен.

Диагностическая карта

Фамилия имя ребенка

Основы театраль

ной культуры

Речевая культура

Эмоциональ

но-образное развитие

Основы коллектив

ной творческой деятельности

Итог

1

Ф.И.

1

1

2

1

6

2

Ф.И.

2

2

2

3

11

3

Ф.И.

2

3

3

3

14

4

Ф.И.

2

2

2

2

10

5

Ф.И.

1

1

1

1

5

6

Ф.И.

2

3

2

2

11

7

Ф.И.

3

3

3

3

15

8

Ф.И.

2

1

1

1

7

9

Ф.И.

3

3

3

3

14

10

Ф.И.

2

2

2

1

9

11

Ф.И.

2

2

2

3

11

12

Ф.И.

2

2

2

3

11

Общий итог (в баллах) – количественный состав – 12 воспитанников


Высокий уровень

(12-15 баллов)






3

Средний

уровень

(7-11 баллов)





6

Низкий уровень

(1-6 баллов)





2

Общий итог (в процентах) – 12 воспитанников – 100 %


Высокий уровень

(12-15 баллов)





27%

Средний уровень

(7-11 баллов)





55%

Низкий уровень

(1-6 баллов)





18%