
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по направлению декоративно-прикладное искусство

Разработчик: инструктор по труду Парфёнова И. А.
с.Великовечное
2018г.
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» 30 августа 2018 г., протокол № 2 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ___________________А.И.Артюхов «______»_______________20__г. |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по направлению декоративно-прикладное искусство
«Творческая мастерская»
Разработчик: инструктор по труду
Парфёнова Ирина Анатольевна.
с.Великовечное
2018 г.
Пояснительная записка.
Программа “Творческая мастерская” разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир искусства с помощью листа бумаги, различных лоскутков превратить их в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность геометрических и арифметических представлений способствует более легкому усвоению материала в школе, формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.
Актуальность данной программы дополнительного образования детей определяется тем, что в последние годы у младших школьников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В возрасте младших школьников эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.
Основное предназначение настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная и практическая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по программе “Творческая мастерская” открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Система работы с бумагой и тканью построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения.
Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Формирует навыки анализа плоских геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования своей деятельность, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.
Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные на школьных уроках.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Цель программы: воспитание творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к художественному и техническому творчеству и желание трудиться.
Задачи программы:
Обучающие:
обучать технологиям конструирования бумажной и лоскутной пластики;
формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и экологической культуры;
синхронизация программ образовательного и дополнительного обучения.
Развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как созданию красоты и пользы;
развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
прививать навыки работы в парах;
нравственное воспитание.
Коррекционные:
коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
коррекция недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)
Методика и технология реализации.
Данная программа рассчитана на три месяца. Общая продолжительность обучения детей равна 12 часам.
Категория обучаемых.
Программа рассчитана на детей 7-14 лет. Принимаются все желающие, без специального отбора.
Форма занятий:
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, выставки и др.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного, демонстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
В проведении занятий используются формы индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Режим занятий: занятия проходят один раз в неделю по 1 часу, в течение 3-х месяцев.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой обучения является занятие. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 5% учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой.
Для достижения результатов работы требуется большая вариативность подходов и постоянного творчества.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля:
В кабинете имеется компьютер, фотоаппарат, мультимидийный проектор.
Для реализации разделов имеется:
Образцы (работы педагога или контрольные работы детей),
Иллюстративный материал (альбомы, репродукции, фотографии),
Наборы цветной бумаги, образцы фетра и тканей.
Изделия и модели, выполненные детьми и педагогом.
Образцы видов бумаги и ткани.
Схемы составления композиций для открытки, панно.
Шаблоны для аппликаций.
Инструкции по технике безопасности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Предполагается, что у ребенка, обучающегося по настоящей программе, будут сформированы:
умения организовывать свое рабочее место;
умения четко работать с инструментами;
овладение практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги, ткани, фетра;
знание основных геометрических понятий;
умение создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы выполнения фигур;
умение работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;
умении красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
умении овладения навыками культуры труда;
умении проводить анализ и самоанализ личных работ.
Формы подведения итогов реализации программы.
Технические и творческие навыки детей можно выявить только в процессе практической работы. Для получения устойчивого навыка в работе ребенку требуется многократное повторение конкретного действия при внимательном и терпеливом руководстве педагога.
Формами начальной диагностики является собеседование с ребенком и наблюдение за работой (фиксируется уровень подготовки).
Итоговая проверка знаний, умений и навыков проводится на заключительном занятии – выставке.
Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Введение в программу. Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты.
Раздел 2 «Бумажное царство». 4 ч.
Изготовление гриба из бумаги в формате 3 Д. Розы из двусторонней цветной бумаги. Оригами из кругов. Изготовление поделок к выставке на свободную тему.
Раздел 3 «Фетрография». 4 ч.
Фетр. Виды фетра. Приемы работы с фетром. Плоская игрушка. Изготовление объёмных изделий из фетра. Композиции из фетра на свободную тему. Изготовление поделок к выставке.
Раздел 4. Лоскутная аппликация. 4 ч.
Материалы и инструменты. Аппликация в технике кинусайга (аппликация на пенопласте). Планирование работы, подбор материалов, рисунка.
Выполнение рисунка на пенопласте. Выполнение аппликации. Анализ работы, отделка.
Список рекомендованной литературы.
Литература для несовершеннолетних:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона.– М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.– СПб.: Паритет, 2007. – 127 с.
Литература для педагога:
Волкова С.И. Методическое пособие к курсу: Математика и конструирование.– М.: Просвещение,2 004. – 142 с.
Кулакова Л.Ю.Цветы из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.– М.: АСТ – пресс книга, 2008. – 144 с.
Иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).
Интернет материал.
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
| | УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ___________________А.И. Артюхов «____»_________________ 2018 г. |
Учебный план
общеразвивающей программы дополнительного образования по направлению декоративно-прикладного искусства
«Творческая мастерская»
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1. | Бумажное царство. | 4 |
2. | Фетрография. | 4 |
3. | Лоскутная аппликация. | 4 |
Итого | | 12 |
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
| | УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ___________________А.И. Артюхов «____»_________________ 2018 г. |
Календарно-тематический план общеразвивающей программы дополнительного образования по направлению декоративно-прикладного искусства «Творческая мастерская»
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема | Количество часов |
| | Вводное занятие. Введение в программу. Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. | |
Бумажное царство. | 4 |
1. | | Изготовление гриба из бумаги в формате 3 Д. | 1 |
2. | | Розы из двусторонней цветной бумаги. | 1 |
3. | | Оригами из кругов. | 1 |
4. | | Изготовление поделок к выставке. | 1 |
Фетрография. | 4 |
5. | | Фетр. Виды фетра. Приемы работы с фетром Плоская игрушка. | 1 |
6. | | Изготовление объёмных изделий из фетра. | 1 |
7. | | Композиции из фетра. | 1 |
8. | | Изготовление поделок к выставке. | 1 |
Лоскутная аппликация. | 4 |
9. | | Материалы и инструменты. Аппликация в технике кинусайга (аппликация на пенопласте). | 1 |
10. | | Планирование работы, подбор материалов, рисунка. | 1 |
11. | | Выполнение рисунка на пенопласте. Выполнение аппликации. | 1 |
12. | | Анализ работы, отделка. | 1 |
Итого часов: | | 12 |