СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования по профилактике и коррекции плоскостопия «Крепыш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок, как организованная форма работы составная часть физкультурно-оздоровительной работы в МДОБУ, призваны содействовать оздоровлению, формированию и развитию ребенка, они способствуют более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по профилактике и коррекции плоскостопия «Крепыш»»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Азановский детский сад «Колосок» муниципального образования «Медведевский муниципальный район»




Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МДОБУ «Азановский детский сад «Колосок»

Протокол № от 2020 г.

Утверждаю: заведующий МДОБУ

«Азановский детский сад «Колосок»

_____________ Т. В. Рыбакова




Программа дополнительного образования по профилактике и коррекции
плоскостопия «Крепыш»















Разработала: воспитатель

высшей квалификационной категории

МДОБУ «Азановский детский сад

«Колосок» В. Л.Петякова

2020- 2021 уч. год.



Пояснительная записка

Особую тревогу в нашей стране вызывает увеличение численности детей, имеющих уплощенную стопу или плоскостопие.

Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребенка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвертывания» стоп, болей в суставах, а также от головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп, и возможно, от остеохондроза в будущем. Специалистами установлена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, наличием определенных заболеваний (рахита, слабости опорно-связочного аппарата у часто болеющих детей и др).

Таким образом, при плоскостопии у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка.

Чтобы уменьшить предотвратить данные проявления, необходима систематическая профилактическая работа со всеми детьми, а не только с теми, у которых обнаружены функциональные нарушения.

В поисках новых подходов работы была изучена структура нарушений опорно-двигательного аппарата. Поэтому и возникла необходимость в разработке модифицированной дополнительной образовательной программы, которая помогла бы педагогу организовать работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

Кружок, как организованная форма работы составная часть физкультурно-оздоровительной работы в МДОБУ, призваны содействовать оздоровлению, формированию и развитию ребенка, они способствуют более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.

Дополнительная образовательная программа по профилактике плоскостопия отвечает особенностям физического развития детей дошкольного возраста и медицинским требованиям коррекции плоскостопия.

В рамках программы разработаны:

·  учебный план;

·  учебно-тематический план работы с детьми;

Направленность данной модифицированной дополнительной образовательной программы: профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.

Новизна данной модифицированной дополнительной образовательной программы:

·  в использовании тематического сюжетно-игрового характера организованной деятельности со стихотворным сопровождением выполняемых упражнений;

·  в проведении комплексной профилактики и коррекции плоскостопия в достаточно ранние сроки (дошкольный возраст);

·  профилактика и коррекция плоскостопия проводится воспитателем совместно с медперсоналом в организованной деятельности с детьми.

Цель данной модифицированной дополнительной образовательной программы: профилактика и коррекция детского плоскостопия.

Задачи модифицированной дополнительной образовательной программы:

·  раннее выявление детей с диагнозом плоскостопие;

·  укрепление у детей опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени и освоение детьми специальных упражнений;

·  заинтересованность детей упражнениями и играми по профилактике и коррекции плоскостопия;

·  проведение просветительской работы среди педагогов, детей и их родителей.

Дополнительные задачи по обновлению содержания образования: повышение мотивации двигательной активности детей в организованной деятельности путем использования мультимедийного оборудования, дыхательной двигательной гимнастики для детей, зрительной гимнастики, профилактики нарушений осанки путем использования CD-обучающих программ

Предполагаемый результат учебного процесса: позволит добиться значительного снижения числа детей, имеющих нарушения, в результате комплексного использования средств физического воспитания; частичная коррекция нарушений свода стопы; повышение интереса детей к организованной деятельности, преодоление негативных реакций; активное вовлечение родителей и сотрудников МДОБУ в процессе оздоровления детей.

Кружок посещают 12 детей.

Особенностью набора являются дети, имеющие плосковальгусную установку стопы, увеличение угла плоскостопия выше 18%.

Модифицированная дополнительная образовательная программа рассчитана на один учебный год (количество организованной деятельности за год – 34; 1 в неделю), 25 минут в неделю, за год – 14 часов 16минут.

Организованная деятельность состоят из трех этапов:

1 этап (Диагностический).

Цель: Раннее выявление детей с диагнозом плоскостопие

2 этап (Практический)

Цель: Профилактика и коррекция детского плоскостопия

3 этап (Контрольный)

Цель: Эффективность проводимой профилактической работы

Практический этап состоит:

Вводная часть – 15% (продолжительность 3 минуты)

·  Мотивация детей и разминка: различные виды ходьбы и бега.

Основная часть – 70% (продолжительность 19 минут).

·  общеразвивающие и специальные игровые упражнения;

·  подвижная игра или игровое упражнения.

Заключительная часть -15% (продолжительность 3 минуты).

·  малоподвижная игра или ходьба с выполнением заданий;

·  подведение итогов.

Учебный план

Образовательные области

Образовательные компоненты

(учебные предметы)

Возрастная группа

количество организованной деятельности в неделю, за год

1. Физическая культура

2. Здоровье

Кружок по профилактике плоскостопия «Крепыш»

Старшая группа

(с 5 до 6 лет)

1 организованная деятельность в неделю (длительность - 25 минут); 25 минут в неделю; количество организованной деятельности за год – 34.




Итого:


за год – 14 часов 16минут







Учебно-тематический план

№ п/п.

Недели

Месяц

Программное содержание

Тема организованной деятельности

Количество организованной деятельности

1.

1; 2

Октябрь

Упражнять в ходьбе и беге на пятках, переступая через кубики на полу, ходьбе по гимнастической палке вдоль и поперек; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; повышению остроты фиксации укреплять мышечно-связочный аппарат стопы

«Осень»; ОРУ«Осенний урожай»;

п/п «Зайцы в огороде».

1

2.

3;4

Учить подтягивать пальцами ног дорожку с грузом весом 500 г; упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании;

Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; повышению остроты фиксации; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы

«Осень»; ОРУ«Осенний урожай»;

п/п «Кто быстрее?».

1


3.

5;6

Учить захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их с места на место; упражнять в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом;

Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; повышению остроты фиксации; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы

«Осень»; ОРУ«Осенний урожай»;

п/п «Пройди – не ошибись».

1


4.

7;8

Упражнять в ходьбе на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч; учить лазанию по гимнастической лестнице и ходьба по ребристой доске; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; повышению остроты фиксации укреплять мышечно-связочный аппарат стопы

«Осень»; ОРУ«Осенний урожай»;

п/п «Резвый мешочек».

1


5.

1;2

Ноябрь

Упражнять в ходьбе «гусиным шагом»; учить выполнять массаж стопыРазвивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы; во время ходьбы развивать у детей правильно принимать осанку (сдвинув плечи и плотно прижавшись, друг к другу спинами и затылками

«Домашние птицы» ОРУ«Утята»;

п/п «Полоса препятствий».

1

6.

3;4

Учить ходьбе на месте, не отрывая носков от пола; упражнять в поднимании внутренних сводов стопы, опираясь при этом на наружные края стоп; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат упражнять детей в умении прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, удерживая равновесие.

«Домашние птицы»;ОРУ«Утята»;

п/п «Пройди – не ошибись».

.

1


7.

5;6

Учить ходьбе на месте, не отрывая носков от пола; упражнять в поднимании внутренних сводов стопы, опираясь при этом на наружные края стоп;

Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

«Домашние птицы»;ОРУ«Утята»;

п/п «Тик - так».

1



№ п/п.

Недели

Месяц

Программное содержание

Тема организованной деятельности

Количество организованной деятельности

8.

7;8


Упражнять в разгибании и сгибании стоп (поочередно);

Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

«Домашние птицы»;ОРУ«Утята»;

п/п «Быстро возьми».

1

9.

1;2

Декабрь

Упражнять ходьбе на наружном своде стопы; закреплять умение ходить по гимнастической палке; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

«Поход в лес»; ОРУ«Поход в лес»;

п/и «Кто быстрее?».

1

10.

3;4

Закрепить умение ходьбы на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы»;

Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы; упражнять в умении удерживать равновесие.

«Поход в лес»; ОРУ«Поход в лес»;

п/и «Зайцы в огороде».

1


11.

5;6

Закрепить умение активного сгибания и разгибания стоп, катание подошвами округлого предмета; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы и голени; упражнять в умении удерживать равновесие.

«Поход в лес»; ОРУ«Поход в лес»;

п/и «Пройди – не ошибись».

1


12.

7;8

Упражнять в умении прыгать на месте и с небольшим продвижением вперед (на носках);

Совершенствовать ходьбу по рейке гимнастической скамейки и ребристой доске; Увеличивать у детей силовую выносливость и укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы;

развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию

«Поход в лес»; ОРУ«Поход в лес»;

п/и «Резвый мешочек».

1


13.

1;2

Январь

Закреплять ходьбу по намеченной линии с приставлением пятки к носку; совершенствовать ходьбу на наружных краях стоп;

Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

«Техника»; ОРУ«Строительная техника»;

п/и «Запрещенные движения».

1





Закреплять круговые вращения стопы влево-вправо; упражнять в собирании пальцами ног ткани, лежащей на полу; Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию;

укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

«Техника»; ОРУ«Строительная техника»;

п/и «Полоса препятствий».

1

14.

3;4






№ п/п.

Недели

Месяц

Программное содержание

Тема организованной деятельности

Количество организованной деятельности

1.

5;6


Совершенствовать в захвате, приподнимании и удерживании пальцами одной ноги легкого предмета;

Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом; Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

«Техника»; ОРУ«Строительная техника»;

п/и «Тик - так».

1

2.

7;8

Учить ходьбе на носках по наклонной плоскости, а также приставным шагом по рейке гимнастической скамейки (прямо боком);

Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы

«Техника»; ОРУ«Строительная техника»;

п/и «Быстро возьми».

1


3.

1;2

Февраль

Закреплять умение ходьбы на наружных сводах стопы и на носках по наклонной плоскости; Укреплять мышцы свода стоп.

«Мы веселые матрешки»; ОРУ«Мы веселые матрешки»;

п/п. «Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног».

1

4.

3;4

Отработать общеразвивающие упражнения: «Матрешки», «Красные сапожки, резвые ножки», «Танец каблучков»;

Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

«Мы веселые матрешки»;

ОРУ«Мы веселые матрешки»;

п/и «Пройди – не ошибись».

1


5.

5;6

Отработать общеразвивающие упражнения: «Гармошка», «Елочка»;

Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

«Мы веселые матрешки»; ОРУ«Мы веселые матрешки»;

п/и «Великаны и гномы».

1


6.

7;8

Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы;

Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

«Мы веселые матрешки»; ОРУ«Мы веселые матрешки»;

п/и «Пройди – не ошибись».

1


7.

1;2

Март

Совершенствовать умение ходить на наружных краях стоп по канату боковым приставным шагом; Укреплять мышцы свода стопы; развивать координацию движений.

«Дикие животные»; ОРУ«Дикие животные»;

п/и «Полоса препятствий».

1

8.

3;4

Закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; совершенствовать круговые движения стопами по максимальной окружности;

Укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

«Дикие животные»; ОРУ«Дикие животные»;

п/и «Ходьба змейкой».

1


9.

5;6

Закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; учить балансированию на набивном мяче;

Укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы

«Дикие животные»; ОРУ«Дикие животные»;

п/и «Резвый мешочек».

1


10.

7;8

Учить перепрыгивать через скамейку с одной стороны на другую, опираясь обеими руками; отработать ходьбу с постановкой ноги с носка на всю ступню; Закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; Сохранять равновесие,

укреплять мышцы нижних конечностей и мышц.

«Дикие животные»; ОРУ«Дикие животные»;

п/и «Веселые медвежата».

1


11.

1;2

Апрель

Упражнять в ходьбе на наружном своде стопы и с перекатом на носок; закреплять умение ходить по гимнастической палке; Укрепление мышц, участвующих в формировании сводов стопы; развивать координацию движений.

«Мы спортсмены»; ОРУ«Мы спортсмены»;

и/у «Пантера».

1

12.

3;4


Совершенствовать умение ходить по гимнастической палке прямо и боком; отработать общеражвивающие упражнения: «Эквилибристы», «Цыплята»; Укрепление мышц, участвующих в формировании сводов стопы; развивать координацию движений, чувство равновесия.

«Мы спортсмены»; ОРУ«Мы спортсмены»;

п/и «Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног».

1

13.

5;6

Отработать общеражвивающие упражнения: «Лыжные тренировки», «Разминка»; Укрепление мышц, участвующих в формировании сводов стопы; развивать координацию движений, чувство равновесия.

«Мы спортсмены»; ОРУ«Мы спортсмены»;

п/и «Кто быстрее?».

1



14.

7;8


Отработать общеражвивающие упражнения; Укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища.

«Мы спортсмены»; ОРУ«Мы спортсмены»;

п/и «Великаны и гномы».

1

15.

1;2

Май

Совершенствовать ходьбу на носках с высоким подниманием бедра и ходьбу по гимнастической палке прямо и боком;

Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

«Птицы»; ОРУ «Птицы»;

п/и «Запрещенное движение».

1

16.

3;4

Отработать общеразвивающие упражнения из положения сидя;

Укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

«Птицы»;ОРУ «Птицы»;

п/и «Быстро возьми».

1


17.

5;6

Отработать общеражвивающие упражнения из положения сидя;

Укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища.

«Птицы»; ОРУ «Птицы»;

п/и «Резвый мешочек».

1


18.

7;8

Совершенствовать умение выполнять повороты голени внутрь и наружу;

отработать прыжки с небольшим продвижением вперед (на носках);

Развивать у детей зрительно-двигательную ориентацию; укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

«Птицы»; ОРУ «Птицы»;

п/и «Тик - так».

1




Список используемой литературы



  1. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

  2. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно–двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

  3. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» СПб.: Речь, 2007.

  4. Г.В. Каштанова «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 –е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.

  5. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.

  6. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» – М.: ТЦ Сфера, 2012.

  7. Карепова Т.Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» - Волгоград: Учитель, 2011г.

  8. Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста

  9. Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет», М.: Учитель, 2008.

  10. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006.

  11. Подольская Е.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников». М: «Скрипторий 2003», 2009.