Рассмотрено на заседании ММО учителей русского языка и литературы: протокол № 1 от 28.08.2018 г.
Согласовано: __________________ руководитель МЦ Запруднова И. Н.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
подготовки учащихся к муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
для учащихся 8-11 классов
Учитель русского языка
Соколова О.Н.,
высшая квалификационная категория
г. Ростов
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования и предназначена для учащихся 8-11 классов. Основной идеей стандарта является предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи; на первый план выдвигается задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения.
Цель программы:
реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.
Задачи программы:
воспитание любви к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;
пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;
углубление знаний по разным разделам курса русского языка;
развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач;
формирование навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
расширение, углубление и закрепление изученного в основном курсе теоретического материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах,
повышение их языковой и речевой культуры;
сформированность умения находить нестандартные способы решения заданий;
развитие умения решения нестандартных языковых и речевых задач;
сформированность навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога;
успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных уровней.
сформированность основ логического мышления;
сформированность умений применять полученные знания при решении олимпиадных заданий;
владение методами формирования заданий; использование наблюдений и рассуждений при выстраивании алгоритма решения олимпиадных заданий;
владение навыками использования ИКТ, справочной литературы
умение применять полученные сведения для решения задач исследовательского и комбинаторного характера
Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, акцентирует внимание на знания, необходимые учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, выявляет умения и навыки, формирование которых нужно не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах.
Программа рассчитана на 22 часа. Занятия (1,5 ч) проводятся раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Возможно дистанционное освоение некоторых разделов курса.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 8-11-х классов.
Содержание программы
| Тема занятия | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Форма организации учебной деятельности |
| Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты. | Лекция с элементами беседы. Самостоятельная работа. Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений. | Групповая, индивидуальная |
| История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история. Характеристика кириллового письма. Буквенная цифирь. Палеография. Изменение графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь. | Лекция с элементами беседы. Сравнительный анализ текстов. Наблюдение за изменением алфавита. | Групповая. |
| Историческая грамматика. Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические чередования звуков. Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных. | Рассуждения и наблюдения. Построение высказываний в устной и письменной форме. | Групповая. |
| Носовые гласные, история буквы ять. Строение слога в древнерусском и современном русском языках. | Сравнительный анализ звуков, букв и слогов в древнерусском и современном русском языках. | групповая, индивидуальная |
| Реформы русского языка Старославянские тексты | Наблюдения, анализ текстов из олимпиад прошлых лет | индивидуальная |
| Чтение и перевод древнерусского текста. Классификация древнерусских памятников. Основные памятники древнерусской письменности. Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода. | Наблюдение и рассуждения. Чтение и перевод древнерусского текста. Анализ особенностей древнерусских текстов. | |
| Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм. Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая карта мира. Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интерлингвистика. | Наблюдение, анализ, систематизация. Обобщающий ретроспективный анализ. | Групповая |
| Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX века. Лингвисты XX века. | Изучение и сравнительный анализ трудов лингвистов XIX века и лингвистов XXвека. | Фронтальная. |
| Морфемика. Словообразование. Типы аффиксов: формообразущие, словообразование. Способы словообразования. | Лекция учителя, тренировочные упражнения. Самостоятельная работа. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
| Лексика. Фразеология. Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы. Устаревшая лексика. | Лекция с элементами беседы. Упражнения определению и характеристике лексических средств. | Групповая, индивидуальная. |
| Приметы исконно русских и заимствованных слов. | Тренировочные упражнения | Групповая, индивидуальная. |
| Морфология. Основные грамматические категории. | Изучение, анализ, систематизация. | Групповая. |
| Морфология. Основные грамматические категории. | Практические задания | Индивидуальная |
| Синтаксис. Структурные типы предложений. Синтаксические синонимы | Конструирование синтаксических синонимов | Индивидуальная. |
| Типы односоставных предложений. | Тренировочные упражнения по определению типов односоставных предложений. | Индивидуальная |
| Орфография. Пунктуация. Основные принципы русской орфографии. Нарушение морфологического принципа. | Лекция учителя. Упражнения | Групповая, индивидуальная. |
| Повторение сложных орфографических правил. | Тренировочные упражнения по нахождению и исправлению орфографических ошибок. | Индивидуальная. |
| Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. | Лекция учителя | Групповая, индивидуальная. |
| Грамматические ошибки. | Тренировочные упражнения по нахождению и исправлению грамматических ошибок. | Групповая, индивидуальная. |
| Лексикография. Основные типы словарей. Содержание словарной статьи. | Изучение и систематизация словарей. | Групповая. |
| Решение задач сопоставительного плана. | Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных задач сопоставительного плана. | |
| Решение задач комбинированного типа. | Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных задач комбинированного типа. | Индивидуальная. Творческая работа. |
7