СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования подготовки учащихся к муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся 8-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в рамках муниципального проекта "Одаренные дети" и апробирована. Преподавание ведется с 2014 года

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования подготовки учащихся к муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся 8-11 классов»


Рассмотрено на заседании ММО учителей русского языка и литературы: протокол № 1 от 28.08.2018 г.

Согласовано: __________________ руководитель МЦ Запруднова И. Н.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

подготовки учащихся к муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

для учащихся 8-11 классов







Учитель русского языка

Соколова О.Н.,

высшая квалификационная категория



















г. Ростов

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка


Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования и предназначена для учащихся 8-11 классов.  Основной идеей стандарта является предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи; на первый план выдвигается задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения.

Цель программы:

реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.

Задачи программы:

  • воспитание любви к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;

  • пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;

  • углубление знаний по разным разделам курса русского языка;

  • развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач;

  • формирование навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога.

Результаты освоения курса:

Личностные результаты

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; 

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества; 

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности;

  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

  • выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 
    умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

  • расширение, углубление и закрепление изученного в основном курсе теоретического материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах,

  • повышение их языковой и речевой культуры;

  • сформированность умения находить нестандартные способы решения заданий;

  • развитие умения решения нестандартных языковых и речевых задач;

  • сформированность навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога;

  • успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных уровней.

  • сформированность основ логического мышления;

  • сформированность умений применять полученные знания при решении олимпиадных заданий;

  • владение методами формирования заданий; использование наблюдений и рассуждений при выстраивании алгоритма решения олимпиадных заданий;

  • владение навыками использования ИКТ, справочной литературы

  • умение применять полученные сведения для решения задач исследовательского и комбинаторного характера

Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, акцентирует внимание на знания, необходимые учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, выявляет умения и навыки, формирование которых нужно не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах.

Программа рассчитана на 22 часа. Занятия (1,5 ч) проводятся раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Возможно дистанционное освоение некоторых разделов курса.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 8-11-х классов.




Содержание программы


Тема занятия


Основные виды учебной деятельности обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты.

Лекция с элементами беседы. Самостоятельная работа. Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений.

Групповая, индивидуальная


История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история. Характеристика кириллового письма. Буквенная цифирь. Палеография. Изменение графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь.

Лекция с элементами беседы. Сравнительный анализ текстов. Наблюдение за изменением алфавита.


Групповая.


Историческая грамматика. Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические чередования звуков. Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных.

Рассуждения и наблюдения. Построение высказываний в устной и письменной форме.

Групповая.


Носовые гласные, история буквы ять. Строение слога в древнерусском и современном русском языках.

Сравнительный анализ звуков, букв и слогов в древнерусском и современном русском языках.

групповая, индивидуальная

Реформы русского языка Старославянские тексты

Наблюдения, анализ текстов из олимпиад прошлых лет

индивидуальная

Чтение и перевод древнерусского текста. Классификация древнерусских памятников. Основные памятники древнерусской письменности. Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода.

Наблюдение и рассуждения. Чтение и перевод древнерусского текста. Анализ особенностей древнерусских текстов.


Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм. Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая карта мира. Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интерлингвистика.

Наблюдение, анализ, систематизация. Обобщающий ретроспективный анализ.


Групповая


Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX века. Лингвисты XX века.

Изучение и сравнительный анализ трудов лингвистов XIX века и лингвистов XXвека.

Фронтальная.


Морфемика. Словообразование. Типы аффиксов: формообразущие, словообразование. Способы словообразования.

Лекция учителя, тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.


Лексика. Фразеология. Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы. Устаревшая лексика.

Лекция с элементами беседы. Упражнения определению и характеристике лексических средств.

Групповая, индивидуальная.


Приметы исконно русских и заимствованных слов.

Тренировочные упражнения

Групповая, индивидуальная.

Морфология. Основные грамматические категории.

Изучение, анализ, систематизация.

Групповая.


Морфология. Основные грамматические категории.

Практические задания

Индивидуальная

Синтаксис. Структурные типы предложений. Синтаксические синонимы

Конструирование синтаксических синонимов

Индивидуальная.


Типы односоставных предложений.

Тренировочные упражнения по определению типов односоставных предложений.

Индивидуальная

Орфография. Пунктуация. Основные принципы русской орфографии. Нарушение морфологического принципа.

Лекция учителя.

Упражнения

Групповая, индивидуальная.


Повторение сложных орфографических правил.


Тренировочные упражнения по нахождению и исправлению орфографических ошибок.

Индивидуальная.


Нормы грамматики. Сочетаемость единиц.

Лекция учителя

Групповая, индивидуальная.


Грамматические ошибки.

Тренировочные упражнения по нахождению и исправлению грамматических ошибок.

Групповая, индивидуальная.

Лексикография. Основные типы словарей. Содержание словарной статьи.

Изучение и систематизация словарей.

Групповая.


Решение задач сопоставительного плана.


Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных задач сопоставительного плана.


Решение задач комбинированного типа.

Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных задач комбинированного типа.

Индивидуальная.

Творческая работа.



7