Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146» города Рязани
Принято Утверждаю
На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад №146» МБДОУ «Детский сад №146»
Протокол № 1от 29.08.2019 г. ___________________ Закусило Е.В.
Председатель педагогического совета Приказ №109-А от 29.08.2019 г.
_____________________ Закусило Е.В.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Родничок»
социально-педагогической направленности
Возраст детей: 5-6 лет
Срок обучения: 1 год
Количество часов в год: 18 час.
Автор-составитель:
воспитатель высшей квалификационной категории
Щелкунова Маргарита Юрьевна
г. Рязань, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………..1
Цель, задачи программы………………………………………………. 3
Планируемые результаты………………………………………………4
Учебный план………………………………………………...................5
Тематический годовой план…………………………………………....7
Используемая литература……………………………………………...10
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родничок» социально-педагогической направленности разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), и парциальной программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с учётом образовательной Программы МБДОУ «Детский сад №146».
Исследования известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А.Запорожца, Н. Ветлугиной) показали, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства.
Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены, как составные части единого целого – народного самосознания.
Веками собирались и копились народные традиции, обряды, игры и забавы. Они помогали коротать ненастные и длинные осенние или зимние вечера, украшали отдых, празднества, служили родником, из которого черпали народную мудрость многие поколения.
Наши предки проявили талант творца, сочиняя загадки, приметы, пословицы, поговорки, перевёртыши, небылицы, сказки, и это богатое наследие должно использоваться в работе с детьми и, обязательно передано следующим поколениям. К.Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах». Произведения фольклора ставят перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое добро и зло, справедливость, честность, сострадание, милосердие. Задача педагога, ведущего ребёнка по жизненному пути, способствовать пробуждению «духа», укреплять в ребёнке чувство гражданственности, любви к своей Родине, видения своего места в развитии родной и мировой культуры.
В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, работает ФГОС ДО. Имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий.
Внедряя новые программы и технологии, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности развития воспитанников. Проведённый мной мониторинг показал, что у детей довольно низкий уровень знаний о народных традициях, праздниках и обычаях, о устном народном творчестве. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Чтобы восполнить этот пробел я на протяжении многих лет занимаюсь работой по приобщению и развитию интереса у детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Ведь именно народная культура и фольклор являются особым средством формирования нравственно-патриотических качеств у детей, развития творческих способностей личности. Это то, с чего начинается становление личности ребёнка, воспитание его культуры и нравственных норм, его гражданской позиции.
В программе большое внимание уделяется воспитанию у детей патриотических чувств, любви к Родине. Решаются задачи воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
Программа так же нацелена на развитие у детей познавательного интереса. Одной из задач, которую ставит программа, является сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение потребности в двигательной активности (через народные игры и хороводы), воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям и самовыражению.
Цель программы:
Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с фольклором и приобщения к русской народной культуре.
Задачи программы:
Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
Дать представления о традиционных календарных праздниках и обрядах.
Познакомить с произведениями устного народного творчества, малого фольклорного жанра.
Развивать познавательный интерес, творческие способности дошкольников.
Воспитывать интерес к русской народной культуре и истории.
Воспитывать интерес к народным подвижным играм и хороводам.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы
Проявляет уважение к истории и традициям своего народа.
Эмоционально отзывается на произведения народного искусства.
Имеет первичные представления об устройстве быта русской семьи, традициях русского народа.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Владеет определённым багажом народных игр.
Ребенок достаточно хорошо понимает слова и фразы, характерные для фольклора, употребляет их в собственной речи.
Продолжительность образовательного процесса: 1 учебный год.
Продолжительность занятий: длительность занятий в соответствии с СанПин от 15 мая 2013 №26 2.4.1.3049-13,
25 минут.
График работы по программе «Родничок»: 2 раза в месяц, во второй половине дня.
Формы организации детей:
НОД, беседы, рассказы педагога, экскурсии, ИКТ, дидактические игры.
Развлечения, праздники, посиделки.
Народные игры, забавы, игры-драматизации.
Конкурсы, викторины.
Неделя народной игрушки.
Формы оценки планируемых результатов:
Критерии оценки:
1.Знает и называет некоторые предметы старинного быта и их назначение;
2.Знает некоторые традиционные русские календарные праздники, народные обычаи, русские народные игрушки и игрушки Рязанского края.
3.Знает произведения устного народного творчества, эмоционально воспринимает фольклор.
4.Употребляет в своей речи образные слова и выражения.
5.Проявляет интерес к народным играм и хороводам.
Учебный план
Месяц | Недели | Тема занятия | количество часов |
Сентябрь | II неделя IV неделя | Обследование детей. «Теремок». | 1 1 |
Октябрь | II неделя IV неделя | «Матушка печка». «Народные праздники. Покров день» | 1 1 |
Ноябрь | II неделя IV неделя | «Как рубашка в поле выросла». «Устное народное творчество – пословицы, поговорки, считалки, небылицы» | 1 1 |
Декабрь | II неделя IV неделя | «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» «Народная деревянная игрушка – игрушка-самоделка» | 1 1 |
Январь | II неделя IV неделя | «Коляда-коляда накануне Рождества». «Русская свистулька». | 1 1 |
Февраль | II неделя IV неделя | «Русский народный костюм» «Ой, ты, Масленица. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | 1 1 |
Март | II неделя IV неделя | «Сердце матери лучше солнца греет». «Рязанский народный костюм» | 1 1 |
Апрель | II неделя IV неделя | «Грач на горе – весна на дворе» «Великий праздник – Пасха» | 1 1 |
Май | II неделя IV неделя | «Куклы - обереги» «Шутку шутить – людей насмешить» | 1 1 |
Тематический годовой план занятий
| Тема занятия | Задачи программы. |
Сентябрь | Обследование детей. | |
«Теремок» | Знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы. Расширять словарный запас: изба, сруб, помочь, рубить, конёк, крыльцо. Воспитывать чувства уважения и восхищения мастерством человека. |
Октябрь | «Матушка печка» | Знакомить детей с особенностями избы и бытом крестьян; активизация словарного запаса; воспитание любви к самобытной красоте жизни наших предков |
«Народные праздники. Покров день» | Обогащать знания детей о народных приметах, фольклоре. Воспитывать интерес к русским народным играм, раскрыть их ценность и самобытность. |
Ноябрь | «Как рубашка в поле выросла». | Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды. Обогащать словарный запас детей словами: трепало, лён, кудель. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян. |
«Устное народное творчество – пословицы, поговорки, считалки, небылицы» | Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить находить практическое применение фольклорных произведений в речи и игровых ситуациях. Воспитывать интерес к малым формам фольклора. |
Декабрь | «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Заучивание пословиц и поговорок о дружбе на примере сказки «Кот – серый лоб, козёл да баран»; Учить детей воспринимать и понимать идею, образное содержание произведений. |
«Народная деревянная игрушка – игрушка-самоделка» | Познакомить с народной деревянной игрушкой. Развивать познавательный интерес к её созданию. |
Январь | «Коляда-коляда накануне Рождества» | Знакомить с традиционными русскими праздниками. Воспитывать интерес к культуре и истории своей страны. |
«Русская свистулька» | Познакомить детей с глиняной свистулькой, способами её изготовления. Учить отгадывать загадки о музыкальных инструментах. Развивать слуховое восприятие. |
Февраль | «Русский народный костюм» | Знакомить детей с русским народным костюмом, его самобытностью, оригинальностью, практичностью. |
«Ой, ты, Масленица. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Знакомить с праздниками народного календаря, его традициями и обычаями. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Март | «Сердце матери лучше солнца греет» | Воспитывать чувства любви и заботы о маме, желание сделать приятное. Заучить пословицы и поговорки о матери. |
«Рязанский народный костюм» | Познакомить детей с рязанским народным костюмом, его деталями, их функциональным назначением оберега. Воспитывать уважение к традициям русского народа, к народному искусству. |
Апрель | «Грач на горе – весна на дворе» | Обогащать знания о народных приметах, русских традициях встречи весны. Заучить закличек о птицах. |
«Великий праздник – Пасха» | Знакомить с православным праздником - Пасхой, её традициями и обычаями. Воспитывать уважение к культуре своего народа. |
Май | «Куклы - обереги» | Познакомить детей с куклами-оберегами, их многообразием и красотой, с процессом изготовления куклы-самоделки. Формировать интерес к прикладному творчеству. Развивать творческие способности детей, художественный вкус. |
«Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомить детей с потешным фольклором, помочь понять юмористический смысл произведений, осмыслить значение образных выражений в тексте. Создать радостное эмоциональное настроение. |
Используемая литература: Используемая литература:
Бойчук И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2013. – 416с.
Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель, 2013. – 166с.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2010.
Панкеев И.А.. «Русские праздники и игры». – М.: ООО изд-во «Яуза», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. – 414с.
Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н., Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 326с.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» - М.: ТЦ Сфера,2012. – 128с.
Фёдорова Г.П. «На золотом крыльце сидели». Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2006. – 128с.
График работы фольклорной студии «Родничок»
II и IV понедельник каждого месяца в 16час.30 мин.