СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Родничок" в старшей группе для детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Родничок" в старшей группе для детей с ТНР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146» города Рязани



Принято Утверждаю

На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад №146» МБДОУ «Детский сад №146»

Протокол № 1от 29.08.2019 г. ___________________ Закусило Е.В.

Председатель педагогического совета Приказ №109-А от 29.08.2019 г.

_____________________ Закусило Е.В.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Родничок»

социально-педагогической направленности




Возраст детей: 5-6 лет

Срок обучения: 1 год

Количество часов в год: 18 час.


Автор-составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Щелкунова Маргарита Юрьевна




г. Рязань, 2022 г.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Пояснительная записка………………………………………………..1

Цель, задачи программы………………………………………………. 3

Планируемые результаты………………………………………………4

Учебный план………………………………………………...................5

Тематический годовой план…………………………………………....7

Используемая литература……………………………………………...10



Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родничок» социально-педагогической направленности разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), и парциальной программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с учётом образовательной Программы МБДОУ «Детский сад №146».

Исследования известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А.Запорожца, Н. Ветлугиной) показали, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства.

Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены, как составные части единого целого – народного самосознания.

         Веками собирались и копились народные традиции, обряды, игры и забавы. Они помогали коротать ненастные и длинные осенние или зимние вечера, украшали отдых, празднества, служили родником, из которого черпали народную мудрость многие поколения.

Наши предки проявили талант творца, сочиняя загадки, приметы, пословицы, поговорки, перевёртыши, небылицы, сказки, и это богатое наследие должно использоваться в работе с детьми и, обязательно передано следующим поколениям. К.Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах». Произведения фольклора ставят перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое добро и зло, справедливость, честность, сострадание, милосердие. Задача педагога, ведущего ребёнка по жизненному пути, способствовать пробуждению «духа», укреплять в ребёнке чувство гражданственности, любви к своей Родине, видения своего места в развитии родной и мировой культуры.

В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, работает ФГОС ДО. Имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий.

Внедряя новые программы и технологии, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности развития воспитанников. Проведённый мной мониторинг показал, что у детей довольно низкий уровень знаний о народных традициях, праздниках и обычаях, о устном народном творчестве. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Чтобы восполнить этот пробел я на протяжении многих лет занимаюсь работой по приобщению и развитию интереса у детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Ведь именно народная культура и фольклор являются особым средством формирования нравственно-патриотических качеств у детей, развития творческих способностей личности. Это то, с чего начинается становление личности ребёнка, воспитание его культуры и нравственных норм, его гражданской позиции.

В программе большое внимание уделяется воспитанию у детей  патриотических чувств, любви к Родине. Решаются задачи воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.

Программа так же нацелена на развитие у детей  познавательного интереса. Одной из задач, которую ставит программа, является сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение потребности в двигательной активности (через народные игры и хороводы), воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям и самовыражению.


Цель программы:

Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с фольклором и приобщения к русской народной культуре.


Задачи программы:

  • Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.

  • Дать представления о традиционных календарных праздниках и обрядах.

  • Познакомить с произведениями устного народного творчества, малого фольклорного жанра.

  • Развивать познавательный интерес, творческие способности дошкольников.

  • Воспитывать интерес к русской народной культуре и истории.

  • Воспитывать интерес к народным подвижным играм и хороводам.


Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы


  •    Проявляет уважение к истории и традициям своего народа.

  •    Эмоционально отзывается на произведения народного искусства.

  •    Имеет первичные представления об устройстве быта русской семьи, традициях русского народа.

  •    Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

  •    Владеет определённым багажом народных игр.

  •   Ребенок достаточно хорошо понимает слова и фразы, характерные для фольклора, употребляет их в собственной речи.


Продолжительность образовательного процесса: 1 учебный год.


Продолжительность занятий: длительность занятий в соответствии с СанПин от 15 мая 2013 №26 2.4.1.3049-13,

25 минут.


График работы по программе «Родничок»: 2 раза в месяц, во второй половине дня.


Формы организации детей:

  • НОД, беседы, рассказы педагога, экскурсии, ИКТ, дидактические игры.

  • Развлечения, праздники, посиделки.

  • Народные игры, забавы, игры-драматизации.

  • Конкурсы, викторины.

  • Неделя народной игрушки.


Формы оценки планируемых результатов:

  • Наблюдение

  • Диагностика



Критерии оценки:

1.Знает и называет некоторые предметы старинного быта и их назначение;

2.Знает некоторые традиционные русские календарные праздники, народные обычаи, русские народные игрушки и игрушки Рязанского края.

3.Знает произведения устного народного творчества, эмоционально воспринимает фольклор.

4.Употребляет в своей речи образные слова и выражения.

5.Проявляет интерес к народным играм и хороводам.


Учебный план


Месяц

Недели

Тема занятия

количество часов

Сентябрь

II неделя

IV неделя

Обследование детей.

«Теремок».

1

1

Октябрь

II неделя

IV неделя


«Матушка печка».

«Народные праздники. Покров день»

1

1

Ноябрь

II неделя

IV неделя


«Как рубашка в поле выросла».

«Устное народное творчество – пословицы, поговорки, считалки, небылицы»

1

1

Декабрь

II неделя

IV неделя


«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

«Народная деревянная игрушка – игрушка-самоделка»

1

1

Январь

II неделя

IV неделя


«Коляда-коляда накануне Рождества».

«Русская свистулька».

1

1

Февраль

II неделя

IV неделя


«Русский народный костюм»

«Ой, ты, Масленица. Рассказывание сказки

«Крылатый, мохнатый да масляный»

1

1

Март

II неделя

IV неделя

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Рязанский народный костюм»

1

1

Апрель

II неделя

IV неделя

«Грач на горе – весна на дворе»

«Великий праздник – Пасха»

1

1

Май

II неделя

IV неделя

«Куклы - обереги»

«Шутку шутить – людей насмешить»

1

1


Тематический годовой план занятий



Тема занятия

Задачи программы.  

Сентябрь

Обследование детей.



«Теремок»

Знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы.

Расширять словарный запас: изба, сруб, помочь, рубить, конёк, крыльцо.

Воспитывать чувства уважения и восхищения мастерством человека.

Октябрь

«Матушка печка»

Знакомить детей с особенностями избы и бытом крестьян; активизация словарного запаса; воспитание любви к самобытной красоте жизни наших предков

«Народные праздники. Покров день»

Обогащать знания детей о народных приметах, фольклоре.

Воспитывать интерес к русским народным играм, раскрыть их ценность и самобытность.

Ноябрь

«Как рубашка в поле выросла».

Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды.

Обогащать словарный запас детей словами: трепало, лён, кудель.

Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.

«Устное народное творчество – пословицы, поговорки, считалки, небылицы»

Знакомить детей с устным народным творчеством.

Учить находить практическое применение фольклорных произведений в речи и игровых ситуациях.

Воспитывать интерес к малым формам фольклора.

Декабрь

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»


Заучивание пословиц и поговорок о дружбе на примере сказки «Кот – серый лоб, козёл да баран»;

Учить детей воспринимать и понимать идею, образное содержание произведений.

«Народная деревянная игрушка – игрушка-самоделка»

Познакомить с народной деревянной игрушкой.

Развивать познавательный интерес к её созданию.

Январь

«Коляда-коляда накануне Рождества»

Знакомить с традиционными русскими праздниками.

Воспитывать интерес к культуре и истории своей страны.

«Русская свистулька»

Познакомить детей с глиняной свистулькой, способами её изготовления.

Учить отгадывать загадки о музыкальных инструментах.

Развивать слуховое восприятие.

Февраль

«Русский народный костюм»

Знакомить детей с русским народным костюмом, его самобытностью, оригинальностью, практичностью.

«Ой, ты, Масленица. Рассказывание сказки

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Знакомить с праздниками народного календаря, его традициями и обычаями.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Март







«Сердце матери лучше солнца греет»

Воспитывать чувства любви и заботы о маме, желание сделать приятное.

Заучить пословицы и поговорки о матери.

«Рязанский народный костюм»

Познакомить детей с рязанским народным костюмом, его деталями, их функциональным назначением оберега.

Воспитывать уважение к традициям русского народа, к народному искусству.

Апрель

«Грач на горе – весна на дворе»

Обогащать знания о народных приметах, русских традициях встречи весны.

Заучить закличек о птицах.

«Великий праздник – Пасха»

Знакомить с православным праздником - Пасхой, её традициями и обычаями.

Воспитывать уважение к культуре своего народа.

Май

«Куклы - обереги»

Познакомить детей с куклами-оберегами, их многообразием и красотой, с процессом изготовления куклы-самоделки.

Формировать интерес к прикладному творчеству.

Развивать творческие способности детей, художественный вкус.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомить детей с потешным фольклором, помочь понять юмористический смысл произведений, осмыслить значение образных выражений в тексте.

Создать радостное эмоциональное настроение.



Используемая литература: Используемая литература:


  1. Бойчук И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2013. – 416с.

  2. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель, 2013. – 166с.

  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2010.

  4. Панкеев И.А.. «Русские праздники и игры». – М.: ООО изд-во «Яуза», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. – 414с.

  5. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н., Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 326с.

  6. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» - М.: ТЦ Сфера,2012. – 128с.

  7. Фёдорова Г.П. «На золотом крыльце сидели». Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2006. – 128с.






График работы фольклорной студии «Родничок»

II и IV понедельник каждого месяца в 16час.30 мин.