СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Совушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования индивидуальности человека. Раннее выявление способностей, дает возможность к своевременному их развитию. Поэтому нужно обращать внимание на проявление каких-либо способностей с раннего детства и помогать развивать их.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Совушки"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Центр развития ребенка – Детский сад №16 «Золотинка»

Городского округа «Город Якутск»

Чернышевского 8/2А тел. 45-02-44, 45-01.65



Программа дополнительного образовательная

кружковой деятельности

«Совушки»

на 2024-2025 учебный год


Паспорт программы дополнительного образования «Совушки»

с детьми, проявляющими интеллектуальные способности (одаренность)


Наименование программы

Программа дополнительного образования «Совушки»

Разработчик программы

Иванова И.В. педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения, центр развития ребенка детский сад №16 «Золотинка» городской округ «Город. Якутск»

Идея Программы

Идея Программы состоит в том, что в основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать творческую одарённость у воспитанников. Для развития творческих способностей необходимо создавать условия для их проявления.


Цели и задачи Программы

Цель программы: раннее выявление, сопровождение и развитие одаренных детей.

Задачи программы:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности воспитанников к творческой деятельности

  • Создавать условия для развития творческих способностей.

  • Формировать у детей стремление к самостоятельной творческой деятельности.

  • Формировать позитивную самооценку, самоуважение


Целевая аудитория

Воспитанники общеразвивающих подготовительных групп №1 и №2

Срок реализации

2024-2025 учебный год


Периодичность занятий

1 раз в неделю по 30 минут


Основные виды деятельности

  • Решение логических задач, ребусов, головоломок;

  • работа с различными источниками информации;

  • практическая работа, проектная деятельность;

  • творческие задания

Формы проверки результативности занятий

  • Реализация тематических мини проектов;

  • участие в конкурсах различного уровня.


Ожидаемые результаты

Программа предполагает приобретение воспитанниками новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций, умение решать нестандартные, творческие задания.

Результатом работы по программе данного курса можно считать:

  • сформированность у детей любознательности, интереса к новому;

  • развитие уровня творческих способностей;

  • улучшение межличностных отношений в коллективе;

  • умение выражать свои мысли, высказывать оригинальные идеи.


Детство – это пора, когда возможны чудеса.

Почему бы не попробовать их творить вместе с детьми?


Пояснительная записка


Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования индивидуальности человека. Раннее выявление способностей, дает возможность к своевременному их развитию. Поэтому нужно обращать внимание на проявление каких-либо способностей с раннего детства и помогать развивать их.

По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей старшего дошкольного возраста.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение – обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.

В более широком значении одаренный ребенок – это ребёнок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющей ценность для общества.

Таким образом, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности - повышенная активность и особенности саморегуляции.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Б.Кларк, С. Риз и др.), одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность практической работы с одаренными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала молодого поколения.

Цель программы: раннее выявление, сопровождение и развитие одаренных детей.


Задачи программы:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности воспитанников к творческой деятельности

  • Создавать условия для развития творческих способностей.

  • Формировать у детей стремление к самостоятельной творческой деятельности.

  • Формировать позитивную самооценку, самоуважение

Содержание данной программы отвечает требованию к организации кружковой деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на развитие творческих способностей воспитанников.

Критерии творческой одаренности:

  • Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п.;

  • имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);

  • часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности;

  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;

  • часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

  • способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен

Материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по программе кружка «Совушки» в кабинете имеется:

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Видеопроектор.

  • Оборудование для песочной терапии.

  • Сенсорное оборудование













Тематическое планирование кружка «Совушки»


Тема занятия

Содержание

Пособия и материалы

Кол-во часов

1

Знакомство

Игры на, сплочение коллектива Игра «Кто я?»


1

2

Диагностика творческих способностей

Изучение актуального уровня творческого мышления.

Игра «На что похоже», «Дорисуй фигуры»

Методика Дорисуй фигуры»

1

3

Задачки в сказках

Логические задачи из сказок

Игра «Сочини сказки по картинкам»

Презентация №3

1

4

Волшебство в реальном мире

Игра «Волшебные краски»


1

5

Деревня волшебных слов

Задание «Угадай слово, расшифруй ребусы»


Презентация №5

1

6

Умные совята

Задание «Расшифруй фразу».

Игра «Да-нет». Обучение решению и составлению ребусов из картинок, решение олимпиадных задач


1

7

Карусель загадок

Обучение разгадыванию и составлению загадок по картинкам, описанию.


1

8

Магазин головоломок

Задания на развитие логики, мышления Игра «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери бусы», «Что вначале, что потом», «Что спряталось в мешке», «Найди дорожку», «Чего не бывает»,

Презентация №8

Новогодние задания для детей


1

9

Магазин головоломок.

Задания на развитие логики, мышления: «Найди чья открытка», «Собери набор», «Собери бусы», «Сходство и отличие», «Что вначале, что потом», «Новогодний отсчет», «Найди пару», «Найди порядок»

Презентация №9

Новогодние задания

1

10

Финансовая грамотность

«Разложи товар», «Последовательность событий», «Что важнее»


1

11

Зима в загадках.

Игра «Ассоциации», творческие задания.

Презентация №11

1

12.

Любопытные факты из жизни животных.

Задание: «Поиск», «Занимательные задачи». Рисуночный тест «Несуществующее животное».

Презентация №12

1

13

Дид игра Вопрос ребром Эти разноцветные предметы

Черно белые карточки, цветные карточки, кубик с цветными сторонами.

1. На выпавший цвет кубика подбирают предметы на картинках, которые могут быть окрашены в этот цвет

2. Все карточки поровну делят на всех участников. Цветные в ряд. По очереди подбирают все, которые могут окрашены в данный цвет

3. Все карточки поровну делят на всех участников, одна цветная карточка на столе. Дети подбирают из своего набора к ней те, что подходят

Задания из дид игры «Вопрос-ребром»

1

14

Путешествие в мир сказок.

Викторина по сказкам.


Презентация №14

1

15

Лабиринты

Поиск выхода из сложных ситуаций.

Пособия «Лабиринты, шарики, трубочки, палочки.


16

Необычное в обычном

Поиск информации о необычных явлениях. Презентация. Задания «Необычное в обычном»

Презентация №16

1

17

Волшебные картинки

Веселая гусеница (ножницы, бумага, трубочка, фломастеры)

Картинки (салфетки белые, фломастеры, лоток с водой)

Творческие задания

1

18

Лента занимательных заданий.

Задания «Фотография», «Расшифруй слово», «Угадай загадку».


1

19

Любопытные факты из жизни растений.

«Удивительные факты о растениях» Поиск информации о необычных растениях, решение поставленных задач Работа в зимнем саду: измерьте растение, какое самое высокое, какое низкое, у кого широкие листья, узкие и др

Презентация №19

1

20

Интеллектуальный клуб «Мыслитель»

Творческие задания: «Установи связь», «Выдели главное», «Задачи-головоломки», «По какому принципу?»


1


Диагностика творческих способностей

Изучение уровня творческого мышления. Тест «Самооценка»


1

Использованная литература


  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

  2. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1994

  3. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 2001.

  4. Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. – Минск: ГУО АПО, 2006.

  5. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 1996.

  6. Работа с одаренными детьми /Сост. О. А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.

  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Спб., 2000.

  8. Теплов Б. М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т. – Т. 1. – М., 1985.— 461 с.






































4