Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
«Центр развития ребенка – Детский сад №16 «Золотинка»
Городского округа «Город Якутск»
Чернышевского 8/2А тел. 45-02-44, 45-01.65
Программа дополнительного образовательная
кружковой деятельности
«Совушки»
на 2024-2025 учебный год
Паспорт программы дополнительного образования «Совушки»
с детьми, проявляющими интеллектуальные способности (одаренность)
Наименование программы | Программа дополнительного образования «Совушки» |
Разработчик программы | Иванова И.В. педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения, центр развития ребенка детский сад №16 «Золотинка» городской округ «Город. Якутск» |
Идея Программы | Идея Программы состоит в том, что в основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать творческую одарённость у воспитанников. Для развития творческих способностей необходимо создавать условия для их проявления. |
Цели и задачи Программы | Цель программы: раннее выявление, сопровождение и развитие одаренных детей. Задачи программы: Выявлять интересы, склонности, способности, возможности воспитанников к творческой деятельности Создавать условия для развития творческих способностей. Формировать у детей стремление к самостоятельной творческой деятельности. Формировать позитивную самооценку, самоуважение |
Целевая аудитория | Воспитанники общеразвивающих подготовительных групп №1 и №2 |
Срок реализации | 2024-2025 учебный год |
Периодичность занятий | 1 раз в неделю по 30 минут |
Основные виды деятельности | Решение логических задач, ребусов, головоломок; работа с различными источниками информации; практическая работа, проектная деятельность; творческие задания |
Формы проверки результативности занятий | Реализация тематических мини проектов; участие в конкурсах различного уровня. |
Ожидаемые результаты | Программа предполагает приобретение воспитанниками новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций, умение решать нестандартные, творческие задания. Результатом работы по программе данного курса можно считать: сформированность у детей любознательности, интереса к новому; развитие уровня творческих способностей; улучшение межличностных отношений в коллективе; умение выражать свои мысли, высказывать оригинальные идеи. |
Детство – это пора, когда возможны чудеса.
Почему бы не попробовать их творить вместе с детьми?
Пояснительная записка
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования индивидуальности человека. Раннее выявление способностей, дает возможность к своевременному их развитию. Поэтому нужно обращать внимание на проявление каких-либо способностей с раннего детства и помогать развивать их.
По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей старшего дошкольного возраста.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.
Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение – обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
В более широком значении одаренный ребенок – это ребёнок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющей ценность для общества.
Таким образом, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности - повышенная активность и особенности саморегуляции.
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Б.Кларк, С. Риз и др.), одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.
Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность практической работы с одаренными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала молодого поколения.
Цель программы: раннее выявление, сопровождение и развитие одаренных детей.
Задачи программы:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности воспитанников к творческой деятельности
Создавать условия для развития творческих способностей.
Формировать у детей стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Формировать позитивную самооценку, самоуважение
Содержание данной программы отвечает требованию к организации кружковой деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на развитие творческих способностей воспитанников.
Критерии творческой одаренности:
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п.;
имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);
часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности;
изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе кружка «Совушки» в кабинете имеется:
Персональный компьютер с принтером.
Видеопроектор.
Оборудование для песочной терапии.
Сенсорное оборудование
Тематическое планирование кружка «Совушки»
№ | Тема занятия | Содержание | Пособия и материалы | Кол-во часов |
1 | Знакомство | Игры на, сплочение коллектива Игра «Кто я?» | | 1 |
2 | Диагностика творческих способностей | Изучение актуального уровня творческого мышления. Игра «На что похоже», «Дорисуй фигуры» | Методика Дорисуй фигуры» | 1 |
3 | Задачки в сказках | Логические задачи из сказок Игра «Сочини сказки по картинкам» | Презентация №3 | 1 |
4 | Волшебство в реальном мире | Игра «Волшебные краски» | | 1 |
5 | Деревня волшебных слов | Задание «Угадай слово, расшифруй ребусы» | Презентация №5 | 1 |
6 | Умные совята | Задание «Расшифруй фразу». Игра «Да-нет». Обучение решению и составлению ребусов из картинок, решение олимпиадных задач | | 1 |
7 | Карусель загадок | Обучение разгадыванию и составлению загадок по картинкам, описанию. | | 1 |
8 | Магазин головоломок | Задания на развитие логики, мышления Игра «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери бусы», «Что вначале, что потом», «Что спряталось в мешке», «Найди дорожку», «Чего не бывает», | Презентация №8 Новогодние задания для детей | 1 |
9 | Магазин головоломок. | Задания на развитие логики, мышления: «Найди чья открытка», «Собери набор», «Собери бусы», «Сходство и отличие», «Что вначале, что потом», «Новогодний отсчет», «Найди пару», «Найди порядок» | Презентация №9 Новогодние задания | 1 |
10 | Финансовая грамотность | «Разложи товар», «Последовательность событий», «Что важнее» | | 1 |
11 | Зима в загадках. | Игра «Ассоциации», творческие задания. | Презентация №11 | 1 |
12. | Любопытные факты из жизни животных. | Задание: «Поиск», «Занимательные задачи». Рисуночный тест «Несуществующее животное». | Презентация №12 | 1 |
13 | Дид игра Вопрос ребром Эти разноцветные предметы | Черно белые карточки, цветные карточки, кубик с цветными сторонами. 1. На выпавший цвет кубика подбирают предметы на картинках, которые могут быть окрашены в этот цвет 2. Все карточки поровну делят на всех участников. Цветные в ряд. По очереди подбирают все, которые могут окрашены в данный цвет 3. Все карточки поровну делят на всех участников, одна цветная карточка на столе. Дети подбирают из своего набора к ней те, что подходят | Задания из дид игры «Вопрос-ребром» | 1 |
14 | Путешествие в мир сказок. | Викторина по сказкам. | Презентация №14 | 1 |
15 | Лабиринты | Поиск выхода из сложных ситуаций. | Пособия «Лабиринты, шарики, трубочки, палочки. | |
16 | Необычное в обычном | Поиск информации о необычных явлениях. Презентация. Задания «Необычное в обычном» | Презентация №16 | 1 |
17 | Волшебные картинки | Веселая гусеница (ножницы, бумага, трубочка, фломастеры) Картинки (салфетки белые, фломастеры, лоток с водой) | Творческие задания | 1 |
18 | Лента занимательных заданий. | Задания «Фотография», «Расшифруй слово», «Угадай загадку». | | 1 |
19 | Любопытные факты из жизни растений. | «Удивительные факты о растениях» Поиск информации о необычных растениях, решение поставленных задач Работа в зимнем саду: измерьте растение, какое самое высокое, какое низкое, у кого широкие листья, узкие и др | Презентация №19 | 1 |
20 | Интеллектуальный клуб «Мыслитель» | Творческие задания: «Установи связь», «Выдели главное», «Задачи-головоломки», «По какому принципу?» | | 1 |
| Диагностика творческих способностей | Изучение уровня творческого мышления. Тест «Самооценка» | | 1 |
Использованная литература
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1994
Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 2001.
Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. – Минск: ГУО АПО, 2006.
Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 1996.
Работа с одаренными детьми /Сост. О. А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Спб., 2000.
Теплов Б. М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т. – Т. 1. – М., 1985.— 461 с.
4