СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования в школе "Театральная студия "Затейники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования  "Театральная студия" предусматривает личностно ориентированный подход к учащимся, который обеспечивает условия для реализации их склонностей и способностей.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования в школе "Театральная студия "Затейники"»













Рабочая программа курса внеурочной деятельности

театральной студии

«Затейники»



















с. Барабаш

2016г.


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1.1.Цели и задачи программы …………………………………………………

1.2. Планируемые результаты.............................................................................

1.3. Формы и методы работы……………………………………………………


Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Общее содержание программы……………………………………………

2.2.Разделы программы и темы ……………..………………………………

2.3. Планирование по часам…………………………………………………….

2.4. Календарно-тематическое планирование занятий курса

в 1-2 классе…………………………..........................................................

2.5. Календарно-тематическое планирование занятий курса

в 3-4 классе…………………………............................................................

Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………………………


3.2. Рекомендуемая литература……………………………………………….














Введение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество.

Особое место в художественном творчестве занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).














Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1.1.Цели и задачи программы

Цель

Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться. Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.


Задачи


  • Развивать и реализовывать творческие возможности детей.

  • Развивать познавательную сферу (мышление, речь, память, воображение).

  • Воспитывать культуру речи, формировать навыки дикции, мимики и пластики.

  • Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на его эмоциональное состояние.

  • Формировать умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни.

  • Способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала ребенка.

  • Через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней.

  • Научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.


Отличительными особенностями и новизной программы является:


  • деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра. Школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. На практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

  • принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

  • принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.


1.2. Планируемые результаты


Образовательные:

Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; Воспитывать культуру поведения в театре.


Развивающие:

Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

Развивать чувство ритма и координацию движения;

Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.



Воспитательные:

Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость в жизни и в искусстве.

Воспитывать в детях добро, любовь к родным. Учить быть внимательными к людям. Прививать заботу о родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в рисунках.

Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей.

Приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

К концу изучения курса:

Будут знать:

  1. Что такое театр

  2. Чем отличается театр от других видов искусств

  3. С чего зародился театр

  4. Какие виды театров существуют

  5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)


Будут иметь понятия:

  1. Об элементарных технических средствах сцены

  2. Об оформлении сцены

  3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале


Научатся:

  1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

  2. Образно мыслить

  3. Концентрировать внимание

  4. Ощущать себя в сценическом пространстве


Приобретут навыки:

  1. Общения с партнером (одноклассниками)

  2. Элементарного актёрского мастерства

  3. Образного восприятия окружающего мира

  4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители


Научатся работать:

Коллективно, сообща, творчески. Избавится от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны". Станет общительным, открытым, ответственным перед коллективом. Будет бережно относиться к окружающему миру.




Формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, , постановка сказок, пьес и сценок из жизни школы для свободного просмотра, участие в клубной жизни города.


1.3. Формы и методы работы


Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Данная программа увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном виде деятельности.





Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Общее содержание программы

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.

Театральная студия «Затейники» является предметом внеурочной деятельности в школе. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением.


 2.2. Разделы программы и темы

Курс театральной студии «Затейники» рассчитан на 1 час в неделю и включает разделы:

  1. «Мы играем – мы мечтаем!» (Игры, «от внимания – к воображению»).

  2. Театр. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение.

  3. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

  4. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

  5. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках. Изготовление костюмов, декораций.

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит при помощи игры «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».


  • Тема «Пластичность»

Содержание

«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».


  • Тема «Речевая гимнастика»

Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идёт, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог) и т.д.


  • Тема «Развитие речи»

Содержание

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.


  • Тема «Фольклор»

Содержание

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяют неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми. А также пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.


  • Тема «Театр»

Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, постановка спектакля.


  • Тема «Творчество»

Содержание

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы – творческие игры, конкурсы.


  • Тема «Постановка спектакля»

Содержание

«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

Формы

Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл произведения.

Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.

По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.

Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.

Индивидуальная подготовка главных исполнителей.

Повторное обращение к тексту пьесы.

Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение.

Темы разделов программы повторяются в каждом классе, но при различном количестве часов, отведенных на изучение раздела. Изучение тем происходит на различном уровне сложности, с разным объемом информации, подбором творческих заданий. С каждым годом обучения наблюдается углубление познания.

Большая роль в курсе театральной студии «Затейники» отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Тренинг пробуждает творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности.

Конструирование занятий предоставляется учителю. Учитель организовывает занятие исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, место расположения школы от профессионального театра, материальной базы и ряда других факторов.

Курс театральной студии «Затейники» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций формируем цели и задачи.


2.3. Планирование по часам


Курс рассчитан на 1-2 класс, 3-4 класс по 1 часу в неделю.


2.4. календарно-Тематическое планирование

1-2 класс

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «ЗАТЕЙНИКИ»

Тема занятия


Часы

Дата

Театральная игра.  Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка».

1


Ритмопластика.

Свободная импровизация. Игры. Жесты. Двигательные способности под музыку: ловкость, подвижность. Игры: Муравьи», «Кактус и ива», «Баба Яга» на развитие двигательных способностей.

1


Культура и техника речи. Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов. Игры по развитию внимания: «Дружные звери», «Руки-ноги». Тренинг согласных и гласных звуков (произношение их поочерёдно с ударением на разные звуки). Пословицы. Произношение с ударением на разных словах.

1


Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства: драматические, музыкальные

( опера, балет, оперетта) и кукольный театр. Техника грима.

Просмотр детского мюзикла. Сравнение разных видов театрального искусства.

1


Театральная игра.  Загадки-пантомимы. Этюды на развитие творческого воображения. Ритмический этюд. Игра «Не ошибись».

1


Ритмопластика

Показ частями тела (по заданию). Игра «Передай позу». Диалоги-пантомимы. Игры под музыку.

1


Культура и техника речи. Фонетическая зарядка. Игры и упражнения на речевое дыхание: «Игра со свечой», «Колокольчики». Короткие диалоги. Скороговорки.

1


Основы театральной культуры.  Экскурсия в драматический театр. Знакомство с работой актёров. Просмотр и обсуждение спектакля. Анализ произведения и характеристика героев просмотренного произведения.

1


Театральная игра. Игры с предметами быта и игрушками. Выбрать любой предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился. Определить, какой у него характер, какое настроение в данный момент. Сочинение историй про данный предмет.

1


Ритмопластика. Отработка движений и текста. Игра «Кругосветное путешествие». Дети должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение. Игры под музыку: «Танец Лавата», Четыре шага», «Делай так».

1


Культура и техника речи. Игра «Зеркало» (в парах). Этюды на общение (задаётся тема с куклами). Игры «Капризуля», «Колыбельная».

1


Основы театральной культуры. Знакомство со сценарием по произведениям К.И. Чуковского. Распределение ролей с учётом соответствия каждого из них избранной роли. Выразительное чтение сказки по ролям.

1


Театральная игра. Погружения в сказочные ситуации. Игра «Угадай героя». Этюд на расслабление «Поговорим с лесом».

Репетиция спектакля «Чудо-дерево».

1


Ритмопластика. Пластическая импровизация. Музыкальные игры «Если весело живётся», «Буги-вуги». Музыкальное сопровождение спектакля. Игра « Учимся выходить и уходить со сцены под музыку».

1


Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Чтение четверостиший с заданной темой: с радостью и грустью, с плачем и со смехом. Репетиция спектакля.

1


Основы театральной культуры. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей спектакля и характеристика героев. Репетиция спектакля.

1


Театральная игра.  Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии: «Звуки улицы», «Звуки помещения», «Звуки внутри нас». Репетиция спектакля.

1


Ритмопластика. Пластическая импровизация. Игры: «Факир и змеи», «Умирающий лебедь». Музыкальные пластические импровизации. Репетиция спектакля.

1


Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Чтение перевёртышей, скороговорок, небылиц, деформированных текстов. Репетиция спектакля.

1


Основы театральной культуры. Показ спектакля «Чудо дерево». Анализ выступления.

1


Театральная игра. Игры на сообразительность, воображение и фантазию: «Превращение предмета», «Превращение детей» и «Превращение комнаты».

1


Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры: «Мокрые котята», «Пальма», «Штанга». Музыкальные игры: «Макароны», «Прыг-скок».

1


Основы театральной культуры. Знакомство со сценарием мини-спектакля «Дети и война» по стихотворениям, посвящённым юбилею Дня Победы.

1


Театральная игра. Умение владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. Игры: « Самолёты и бабочки», « Буратино и Пьеро». Репетиция мини-спектакля «Дети и война».

1


Ритмопластика. Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация. Игры на развитие ловкости, координации движений: «Медведи в клетке», «Змеи».

1


Театральная игра. Этюды на развитие творческого воображения. Игры: «В гостях у Русалочки», «В замке Спящей красавицы».

1


Ритмопластика. Показ движений частями тела по заданию ведущего. Передача книги товарищу как кирпич, кусок торта,

бомба, фарфоровая статуэтка.

1


Театральная игра. Игры на развитие внимания, воображения, находчивости, умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики: « Бабушка Маланья», «Заводная кукла».

1


Основы театральной культуры. Знакомство с ареной цирка, местом выхода и ухода артистов. Сравнение циркового представления с представлением артистов драматического театра.

1


Театральная игра. Игры на развитие координации движений, быстроты реакции, воображения: «Голова или хвост», «Поймай хлопок», «Считалочка».













2.5. календарно-Тематическое планирование 3-4 класс

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «ЗАТЕЙНИКИ»

Тема занятия


Часы

Дата

Театральная игра.  Игра «Театральная разминка». Считалки. Дразнилки. Прибаутки. Молчанки.

1


Ритмопластика.

Свободная импровизация. Игры. Двигательные способности под музыку: ловкость, подвижность. Игры: «Насос и надувная кукла», «Снеговик».

1


Культура и техника речи. Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов. Игры по развитию внимания: «Передай позу», «Запомни фотографию», «Кто во что одет»? «Колокольчики». Страшилки. Заклички. Скороговорки.

1


Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства: драматические, музыкальные

( опера, балет, оперетта) и кукольный театр. Просмотр отрывков балета. Беседы о различии и сходстве театрального искусства.

1


Театральная игра.  Небылицы и перевёртыши. Смешные диалоги. Загадки пантомимы: «В магазине», «В зоопарке», На лодке», «Погода на улице», «Настроение человека».

1


Ритмопластика. Игра «Пройти по линии на полу как по канату». Игра «Зеркало». «Исполни одно движение по-разному». Задание «сидеть». Варианты: сидеть у телевизора; сидеть в цирке; сидеть в кабинете у зубного врача; сидеть у шахматной доски; сидеть с удочкой на берегу реки и т.д

1


Культура и техника речи. Фонетическая зарядка. Игры и упражнения на речевое дыхание. «Зарядка для языка»: Жало змеи. Конфетка. Колокольчик. Уколы.

1


Основы театральной культуры.   Знакомство со сценарием спектакля «Ожившие сказки Н. Сладкова». Распределение ролей. Выразительное чтение сказки по ролям.

1


Театральная игра. Сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных: Курица – петух. Свинья - корова. Лев-баран. Собака – кошка. Две обезьяны. Большая собака – маленькая собака. Репетиция сказки.

1


Ритмопластика. Отработка движений персонажей и текста сказки. Игра «Колыбельная». Музыкальное сопровождение.

Выход и уход героев под музыку.

1


Культура и техника речи. Игра-зарядка для шеи и челюсти. Небылицы и перевёртыши. Игра «Повтори птичьи разговоры». Считалки. Скороговорки.

1


Основы театральной культуры. Отработка ролей разных персонажей сказки Николая Сладкова. Выход и уход героев под музыку. Работа над дикцией.

1


Театральная игра. Дразнилки. Страшилки. Молчанки. Игра «Прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит: Какая погода на улице? Какая машина проехала? Где сейчас мама на кухне или в ванной? Отгадать, кто пришел? (по шагам). Отгадать, где находится Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на берегу моря…

1


Ритмопластика. Пластическая импровизация. Музыкальные игры: « Паровозик», «Иголка и нитка». Музыкальное сопровождение спектакля. Репетиция сказки с музыкальным сопровождением.

1


Культура и техника речи. Прибаутка «Совушка». Рассказ от разных лиц: дедушки, бабушки, мальчишки. Показать, как каждый жалеет совушку или смеётся над ней. Скороговорки.

1


Основы театральной культуры. Показ музыкальной сказки по произведениям Николая Сладкова «Ожившие сказки». Обсуждение выступления.

1


Ритмопластика. Пластическая импровизация. Игры: «Охотники», « Превращение в лентяев». Музыкальные игры: « Невод», «Поиск ведут знатоки», «Повтори за ведущим».

1


Театральная игра. Игры на сообразительность, воображение и фантазию: — задание «бежать». Возможные варианты: бежать, опаздывая в театр; бежать от злой собаки;
бежать, попав под дождь; бежать, играя в жмурки и т.д.

1


Культура и техника речи.  Специфика речевого общения.

Чтение необычных стихотворений (со звуками животных). Стихотворения со слово - звукоподражанием.

1


Основы театральной культуры. Просмотр художественного детского фильма. Игра артистов. Анализ фильма.

1


Театральная игра. Умение владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. Игры: «Класс, делай так», «Я, ты, он, она».

1


Ритмопластика. Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация. Игры на развитие ловкости, координации движений: « Пантеры», «Ёжик».

1


Культура и техника речи. Работа над дикцией. Птичьи скороговорки. Чтение стихотворения со слово - звукоподражанием.

1


Основы театральной культуры. Посещение драматического театра. Просмотр спектакля.

1


Театральная игра. Этюды на развитие воображения и фантазии, совершенствование пластических возможностей тела, умения действовать с партнёром: «Скульптор»,
«Кто на картинке»?

1


Ритмопластика. Показ движений частями тела по заданию ведущего. задание «размахивать руками».Возможные варианты: отгонять комаров; подавать сигнал кораблю; сушить мокрые руки и т.д.

1


Культура и техника речи.  Работа над дикцией. Стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок». Чтение стихотворений с добавлением строчки. Скороговорки и считалки.

1


Театральная игра. Игра на развитие внимания, воображения, находчивости, чувства веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию:

« Превращение предмета из одного в другой».

1


Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Чтение необычных стихов. Ю. Мориц «Сказка о каменном короле».

1


Театральная игра. Игры на развитие координации движений, быстроты реакции, воображения: «Шея есть - шеи нет», «Цыплята», «Подарок», «Первая потеря».








Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Методическая литература


  1. Крамаренко О.К. «Театральная деятельность учащихся как средство формирования творческой активности». М., 2003.

  2. Крамаренко О.К. «Методические рекомендации учителям – руководителям театральных кружков». М., 2003.

  3. Станиславский К.С. «Основы театрального искусства», М., 1992.

  4. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. «Мастерская слова», М., 1994

  5. Щепкин М.С. «Театр переживания». М., 1986.


Материально-техническое обеспечение


  1. Компьютер, проектор, интерактивная доска или экран.

  2. Магнитофон.

  3. Телевизор.

  4. Микрофоны.

  5. Костюмы для спектаклей.

  6. Диски с детскими спектаклями.

  7. Диски с музыкальной фонограммой.

  8. Презентации.


Информационная поддержка:


http://dramateshka.ru/index.php/education/5407-teatraljnoe-otdelenie-shkolih-iskusstv-sreda-dlya-razvitiya-tvorcheskoyj-lichnosti


http://www.iq007.ru/



http://www.solnet.ee/holidays/s9.html


http://www.millionpodarkov.ru/scenarii/dlya-detej/



http://romanov-murman.narod.ru/detki/raznoe/scenki/index.htm


http://www.vampodarok.com/scenarii.php?name=21


http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarii_i_igry_igry_na_ivan_kupalu_i_troicu/17-1-0-494