РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Волшебный сундучок» составлена в соответствие с требованиями к дополнительному образованию ФГОС, рабочего учебного плана ГБОУ РО «Новочеркасской школы-интерната», в соответствии с «Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей» Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844.
Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работыи самоанализа результатов деятельности. У детей формируются навыки обращенияс инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук – это один из показателей готовности ребенка к школе.
Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты.
Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дадут возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка. Все это определяет новизну данной программы.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Обучение девочек рукоделию, может быть востребована,в дальнейшем, как профессиональное ориентирование.
Цель – создание условий для развития личности, способной к творческой самореализации через ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством – шитьем, вязанием и вышиванием.
Задачи:
Образовательные:
- обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;
- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий ;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
- научить читать чертежи;
- научить определять название и форму деталей кроя;
- научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
- научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
- научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
- научить выбирать последовательность операций по изготовлению .
Воспитательные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
Развивающие:
- развивать моторику рук во время занятий;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Формы работы: практическое занятие, занятий-игра, занятие-праздник, занятие-путешествие, экскурсия, мастерская, выставка, в процессе которых используются все виды детской деятельности: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.
Программа кружка разработана для детей 7-10 лет (1 подгруппа),11-13 лет (2 подгруппа). Длительность занятий не превышает 40 минут. Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствования ранее изученных приемов.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. В начале каждого занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутку, гимнастику для глаз.
РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины, начиная от пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский сад и уже мечтает о том, чтобы шить своими руками одежду для своих кукол и заканчивая семидесятилетней бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы также своими руками шить одежду, но уже для своей внучки. Получается такой вот круговорот одежды, сделанной собственноручно в природе. Самое сложное в этом всем процессе понять, что ты можешь, что ты должна, что ты научишься шить, и здесь нет ничего сложного.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры.
Принципы, на которых базируется программа:
Обязательными компонентами каждого занятия являются:
получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
показ образца планируемого изделия, который преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
На занятии используются такие виды наглядности как иллюстрации, рисунки, фотографии, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить ихв практической деятельности;
приемы, направленные на обогащение чувственным опытом и опытом практической деятельности не только в ходе выполнения работы, но и в условиях межличностного общения;
обретение умений и навыков без принуждения;
занятость каждого ребенка в течение всего занятия;
стимулирование и коррекция: поощрение, похвала, соревнование, оценка, убеждение, пример, разъяснение, дискуссия, приучение, подражание, требование). Успех детей в изготовлении изделий рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы;
создание атмосферы сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе изготовления продукта;
результативность: каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда;
для поддержания постоянного интереса детей к занятиям и профилактики физического утомления предусматривается частая смена видов деятельности;
в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
РАЗДЕЛ III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный сундучок» составлена в соответствие с количеством часов, указанных в рабочем учебном плане ГБОУ РО «Новочеркасской школы - интерната». Программа изучается в объеме 1 подгруппа – 68 часов, 2 подгруппа- 34 часа. Режим занятий: 1 подгруппа - четверг - 2 часа, пятница- 1 час; 2 подгруппа - вторник- 2 часа .
РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Шитье - вид ручного труда, представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т.п. Шитье - это название для нескольких видов рукоделия, включая вышивание, квилинг, аппликация, пэчворк. Это одно из древнейших технологий производства, возникшее еще в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных. Тысячелетиями шитье осуществлялось исключительно вручную. Изобретение швейной машины в 19 веке и компьютеризация привели к массовому промышленному производству швейных изделий, но шитье вручную по-прежнему широко практикуется во всем мире. Обычно шитье ассоциируется с созданием одежды и домашнего текстиля (например, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец, занавесей). При изготовлении одежды применяют следующие основные виды стежков: прямой, косой, крестообразный, петельнообразный и петельный.
Вышивание - общеизвестное распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Вязание- процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путем изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальные крючок, спицы, игла,вилка или просто на пяльцах. Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Программа кружка «Волшебный сундучок» включает в себя:
изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
изучение простейших способов шитья: вдевание нитки в иголку и завязывание нитки в узелок, пришивание пуговицы;
изучение и практическое освоение технологий выполнения швов«тамбурный шов», «иголка вперед», «обметочный шов», «петельный шов»;
изучение и практическое освоение технологий изготовления мягких игрушек и поделок из фетра и ткани: изготовление шаблона, перевод рисунка на ткань по шаблону, выкраивания ткани по контуру пришивание частей друг к другу, выполнение мелких деталей, украшение из бисера и бус;
изучение и практическое освоение технологий вышивания на пяльцах;
умение правильно держать крючок и спицы в руках и набирать несколько накидных петель, а также создавать несложное вязаное изделие;
освоение специальных трудовых умений и способов самоконтроля для работыс тканями, нитками и простейшими инструментами (ножницами и иголкой);
расширение словаря детей (нитки мулине, шерсть, пяльцы, цветовая гамма и др.), закрепление название цветов и оттенков;
умение оценить качество изделия;
умение организовать труд и самостоятельную работу;
приобретение навыков работы с лоскутом, бисером и бисером.
РАЗДЕЛ V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ( 1 ПОДГРУППА)
ТЕМА | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ДАТА |
ПЛАН | ФАКТ |
1-я четверть |
Раздел «Шитье» |
Уроки иголочки. Шов «вперед иголка». Шов «тамбурный». | Беседа по технике безопасности. Обучение простейшим приемам шитья. Показ шва «Иголка вперед». Обучение простейшим приемам шитья. Показ шва «тамбурный». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «вперед иголка» Овладеть навыком «тамбурный». | 05.09.19 | |
Шов «петельный». Шов «назад иголка». | Обучение простейшим приемам шитья.Показ шва «петельный». Показ шва «назад иголка». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «назад иголка». | 06.09.19 | |
3-4.Пришивание пуговицы. Работа с фурнитурой. | Обучение простейшим приемам шитья. Знакомство с правилами пришивания пуговиц | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Научить пришивать пуговицу. | 12.09.19 13.09.19 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
5. «Цветочек». | Вышивание цветочка тамбурным швом. | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Учить детей вышивать тамбурным швом силуэт цветочка. | 19.09.19 | |
6. «Цветочек» (продолжение). | Вышивание лепестков цветочка швом «гладью». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Научить детей вышивать гладью. | 20.09.19 | |
Раздел «Вязание» |
7. «Цыпленок» из помпонов. | Последовательность изготовления шаблона из картона и помпона из пряжи. | Научить последовательности изготовления помпона: вырезать из бумаги шаблоны из картона; обмотать пряжей до нужной толщины; разрезать ножницами между шаблонами завязать помпон посередине той же ниткой из пряжи. | 26.09.19 | |
8. «Цыпленок» из помпонов. | Последовательность изготовления игрушки «цыпленок» из готовых помпонов пряжи. | Научить последовательности изготовления помпонов «цыпленка»: соединять два готовых помпона с помощью цыганской иглы, приклеивать с помощью клеевого пистолета глаза, крылья, хвост и клюв. | 27.09.19 | |
Раздел «Шитье» |
9. Мягкая игрушка из фетра (по желанию детей). | Последовательность изготовления игрушки из фетра используя технику «обметочный шов». | Продолжать закреплять навык пользования иглой и ниткой. Учить детей соединять две детали игрушки «обметочным швом» оставляя отверстие в 5 см. для наполнителя (суперпух). | 03.10.19 | |
10. Мягкая игрушка из фетра (продолжение). | Последовательность соединения деталей лапок, крыльев и других частей игрушки используя технику «обметочный шов». | Научить последовательности изготовления игрушки: соединять детали крыльев, лапок «обметочным швом» оставляя отверстие для наполнителя 4 см.; закрывать отверстие обметочным швом. | 04.10.19 | |
11. Мягкая игрушка из фетра (продолжение). | Последовательность и завершение изготовления мягкой игрушки «Обметочным швом». | Научить последовательности изготовления игрушки: набивать игрушку наполнителем и закрывать отверстие «обметочным швом», пришивать глазки и ротик из бусинок. | 10.10.19 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
12. Любимый сказочный герой (по желанию детей). | Вышивание любимых сказочных героев «петельным швом». | Учить детей вышивать «петельным швом» по контуру разноцветными нитками. | 11.10.19 | |
13.Любимый сказочный герой (продолжение). | Вышивание любимых сказочных героев «петельным швом» (продолжение). | Продолжать учить детей вышивать «петельным швом» по контуру разноцветными нитками. | 17.10.19 | |
14. Любимый сказочный герой (продолжение). | Вышивание сказочных героев пришивание деталей из бисера (продолжение). | Продолжать учить работать с бисером и иглой для бисера. | 18.10.19 | |
|
Раздел «Вязание» |
15. «Косичка». | Вывязывание петель из пряжи. | Учить держать в руках крючок для вязания. Учить детей вывязывать «косичку» из пряжи. | 24.10.19 | |
16. «Косичка» (продолжение). | Вывязывание петель из пряжи. | Продолжать учить правильно держать в руках крючок для вязания. Учить детей вывязывать «косичку» из пряжи. | 25.10.19 | |
2-я четверть Раздел «Шитье» | 17. «Осминожка». | Последовательность изготовления игрушки «Осминожка». | Учить переводить выкройку из картона на ткань с помощью карандаша и аккуратно выкраивать по шаблону силуэт осминожки. | 07.11.19 | | | 18. «Осминожка» (продолжение). | Последовательность изготовления игрушки «Осминожка». | Учить на выкроенный шаблон выкладывать наполнитель и заматывать ниткой, придавая форму головы осминожки. | 08.11.19 | | | 19. Изготовление игрушки «Осминожка» (продолжение). | Последовательность изготовления игрушки «Осминожка» (завершение). | Учить заплетать щупальцыосминожки «косичкой» и концы перематывать ниткой. Пришивать осминожке глаза и ротик. | 14.11.19 | | | Раздел «Вышивание на пяльцах» | | 20. «Принцесса в бальном платье». | Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. | Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. Продолжать учить справилам техники безопасности в работе с инструментами (ножницами, иглой). | 15.11.19 | | | 21.«Принцесса в бальном платье» (продолжение). | Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед», «гладью» по контуру рисунка. | Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. | 21.11.19 | | | 22. Принцесса в бальном платье» (завершение). | Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед», «гладью» внутри контура. | Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» по контуру рисунка и «гладью» внутри контура. | 22.11.19 | | Раздел «Вязание» | 23. «Цветочек». | Вязание цветочка из цветной пряжи крючком. | Учить детей вывязывать из пряжи петлю-косичку. Учить соединять петли в круг и делать тычинку цветочка. | 28.11.19 | | 24. «Цветочек» (продолжение). | Вязание цветочка из цветной пряжи крючком. | Учить от тычинки вывязывать лепестки цветов (косичка вывязывается длиннее чем тычинка). | 29.11.19 | | 25. «Цветочек» (продолжение). | Вязание цветочка из цветной пряжи. | Учить с помощью клеевого пистолета приклеивать готовый цветочек на ткань из фетра, красиво оформлять фон вокруг цветочка бисером, бусами, блестками. | 05.12.19 | | Раздел «Шитье» |
26. «Наряжаем елочку игрушками» (из фетра разного цвета). | Последовательность изготовления елочной игрушки из фетра. | Учить соединять детали елочной игрушки швом «иголка вперед» оставить отверстие для наполнителя, закрепить навыки набивания игрушки наполнителем и закрывания швом «иголка вперед» | 06.12.19 | |
27. «Наряжаем елочку игрушками» (из фетра разного цвета). продолжение | Последовательность изготовления елочной игрушки из фетра. | Закрепить навыки украшения елочной игрушки бусинами и блестками, оформления петельки атласной ленточкой. | 12.12.19 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
28. «Елочка». | Последовательность изготовления игрушки «Елочка» из фетра «петельным швом» «Елочки». | Продолжать учить детей вышиванию петельным швом при изготовлении «Елочки». | 13.12.19 | |
29. «Елочка» (продолжение). | Вышивание петельным швом по контуру «Елочка» (продолжение). | Закрепить навыки вышивания петельным швом при изготовлении «Елочки» | 19.12.19 | |
30. «Елочка» (продолжение). | Вышивание петельным швом по контуру «Елочка» (продолжение). | Учить пришивать бусины на елочку и оформлять гирлянды из бисера. | 20.12.19 | |
31-32. «Елочка» (завершение работы). | Оформления елочки в рамку. | Учить оформлять свою работу «Елочку» в рамку, познакомить с техникой украшения рамки бусинами, блестками посредством использования клеевого пистолета. | 26.12.19 27.12.19 | |
3-я четверть |
Раздел «Вязание» |
33.Вязание спицами. | Вывязывание накидных петель. | Учить правильно держать спицы в руках. Учить накидывать петлю на спицу. | 16.01.20 | |
34.Вязание спицами (продолжение). | Вывязывание накидных петель. | Продолжать учить правильно держать спицы в руках, накидывать петлю на спицу. | 17.01.20 | |
Раздел «Шитье» |
35. «Котик Васька». | Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки «Котик Васька». | Научить последовательно превращать готовую перчатку в игрушку: убирать внутрь перчатки третий пальчик и закрывать шов обметочным швом, набивать наполнителем всю перчатку включая пальчики. | 23.01.20 | |
36. «Котик Васька» (продолжение). | Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки «Котик Васька». | Продолжать последовательно превращать готовую перчатку в игрушку: из бус и бисера для пришивать глаз, носик и ротик; пришивать глазки из бусинок, из бисера сделать носик и ротик; по необходимости добавить наполнитель в голову игрушки. | 24.01.20 | |
37-38. «Котик Васька» (продолжение). | Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки «Котик Васька». | Продолжать последовательно превращать готовую перчатку в игрушку: закрывать шов сверху обметочным швом, с помощью из шаблона выкраивать из розового фетра 2 одинаковые части сердечка, соединять части обметочным швом, оставляя отверстие для наполнителя. | 30.01.20 31.01.20 | |
39-40. «Котик Васька» (завершение). | Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки «Котик Васька». | Учить последовательно завершать изготовление котика: наполнять сердечко пухом и закрывать шов обметочным швом; готовое сердечко пришивать с двух сторон к большому пальцу перчатки и мизинчику, чтобы котик держал сердечко в своих лапках. | 06.02.20 07.02.20 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
41. «Собачка». | Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед». | Учить рисовать по шаблону готовую собачку простым карандашом на ткани. Продолжать формировать навыки безопасного пользования инструментами | 13.02.20 | |
42. «Собачка». | Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед». | Продолжать учить последовательно вышивать «Собачку»: вдевать нитку в иголку и на конце нитки завязывать узелок, вышивать собачку по контуру «швом иголка вперед». | 14.02.20 | |
43. «Собачка». | Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед». | Продолжать учить последовательно вышивать «Собачку»: пришивать глазки, ротик, носик используя разные бусы, бисер, стразы. | 20.02.20 | |
Раздел «Вязание крючком» |
44-45.«Шарфик для куклы Барби». | Вязание шарфика крючком. | Продолжать учить вывязывать петли косичкой. | 21.02.20 27.02.20 | |
46.«Шарфик для куклы Барби» (продолжение). | Вязание шарфика крючком. | Продолжать учить вывязывать петли «косичкой», пока каждый ряд пока не достигнет желаемой длины. | 28.02.20 | |
47. «Шарфик для куклы Барби» (завершение). | Вязание шарфика крючком. | Продолжать учить вывязывать петли «косичкой», пока каждый ряд пока не достигнет желаемой длины. | 05.03.20 | |
Раздел «Шитье» |
48. «Зайчик Тильда» из хлопчатобумажной ткани (продолжение). | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Зайчик Тильда» из хлопчатобумажной ткани. | Учить пришивать белую мордочку на голову зайчика «обметочным швом», пришивать глазки из бусинок, носик из пуговки, ротик из бисера. | 06.03.20 | |
49-50. «Зайчик Тильда» из хлопчатобумажной ткани. | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Зайчик Тильда» из хлопчатобумажной ткани. | Учить соединять детали зайчика «обметочным швом» контролируя, чтобы не осыпались края и оставляя отверстие для наполнителя размером в 5 см. | 12.03.20 13.03.20 | |
51. «Зайчик Тильда» из хлопчатобумажной ткани (завершение). | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Зайчик Тильда» из хлопчатобумажной ткани. | Учить полностью набивать наполнителем игрушку, закрывать отверстие «обметочным швом». | 19.03.20 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
52. «Букет цветов для мамы». | Рисование шаблона букета на ткани. | Учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: рисовать на ткани шаблон букета цветов простым карандашом, закреплять навык вдевания нитки в иголку, завязывать узелок на конце нитки. | 20.03.20 | |
4-я четверть |
53-54. «Букет цветов для мамы» (продолжение). | Последовательность вышивания «Букета цветов для мамы». | Продолжать учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: цветными нитками вышивать по контуру швом «петельный шов» цветы, а стебельки с листиками вышивать зелеными нитками швом «иголка вперед». | 02.04.20 03.04.20 | |
55-56«Букет цветов для мамы» (продолжение). | Последовательность вышивания «Букета цветов для мамы». | Продолжать учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: закрывать каждый цветок швом «гладь», по желанию добавлять бусинки, бисер разных цветов, красиво оформлять готовую работу в рамку. | 09.04.20 10.04.20 | |
Раздел «Вязание» |
57.Вязание «Салфетка». | Показ готовой салфетки. Показ вывязывания столбиков. | Учить детей набирать 6 воздушных петель и соединять по кругу. Затем дальше вывязываем по кругу столбики без накида. | 16.04.20 | |
58.Вязание «Салфетка». (Продолжение) | Показ готовой салфетки. Показ вывязывания столбиков. | Продолжать учить вывязывать столбики без накида по кругу, превращая маленький круг в большой. | 17.04.20 | |
59-60.Вязание «Салфетка».(Продолжение) | Показ готовой салфетки. Показ вывязывания столбиков. | Продолжать учить вывязывать столбики без накида по кругу, превращая маленький круг в большой. | 23.04.20 24.04.20 | |
Раздел «Шитье» |
61.«Умка» из помпонов. | Наглядный показ готовой игрушки медвежонка «Умка». | Намотать цветную пряжу на шаблон из картона до желаемой толщины. Разрезать между шаблонами пряжу ножницами и перевязать туго посередине этой же пряжей. | 30.04.20 | |
62-63. «Умка» из помпонов (продолжение). | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Научить делать заготовки помпонов для мягкой игрушки «Умка» в количестве 7 штук | 07.05.20 08.05.20 | |
64.«Умка» из помпонов (продолжение). | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Продолжать учить последовательно изготавливать мягкую игрушку «Умка»: знакомить с большой «цыганской иглой», используя которую соединить все помпоны между собой, создать силуэт медвежонка. | 14.05.20 | |
65. «Умка» из помпонов (продолжение). | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Продолжать учить последовательно изготавливать мягкую игрушку «Умка»: приклеивать глазки, носик, ротик клеевым пистолетом, привязывать на шею игрушки красивый атласный бантик. | 15.05.20 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
66-67. «Сказочные персонажи для кукольного театра». | Совместное отчетное занятие с родителей. Чаепитие. Присуждение и раздача призов, выдача выпускных сертификатов. | Создать благоприятную среду для детей и родителей. Совместно с родителями изготовить из фетра сказочных персонажей. | 21.05.20 22.05.20 | |
РАЗДЕЛ V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ (2 ПОДГРУППА)
ТЕМА | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ДАТА |
ПЛАН | ФАКТ |
1-я четверть |
Раздел «Шитье» |
1. Уроки иголочки.Шов «вперед иголка».Шов «тамбурный». | Беседа по технике безопасности.Обучение простейшим приемам шитья. Показ шва «Иголка вперед».Показ шва «тамбурный». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.Овладеть навыком шва «вперед иголка». Овладеть навыком «тамбурный». | 03.09.19 | |
2. Шов «петельный».Шов «назад иголка». | Обучение простейшим приемам шитья. Показ шва «петельный».Показ шва «назад иголка». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «петельный».Овладеть навыком шва «назад иголка». | 10.09.19 | |
3. Пришивание пуговицы.Работа с фурнитурой. | Обучение простейшим приемам шитья. Знакомство с правилами пришивания пуговиц и фурнитур | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.научить пришивать пуговицу и фурнитуру. | 17.09.19 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
4. «Листочек». | Вышивание листочка тамбурным швом. Вышивание середины листочка швом «гладью». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Учить детей вышивать тамбурным швом силуэт цветочка. Научить детей вышивать гладью. | 24.09.19 | |
Раздел «Вязание» |
5. «Цыпленок» из помпонов. | Последовательность изготовления шаблона из картона и помпона из пряжи. | Научить последовательности изготовления помпона: вырезать из бумаги шаблоны из картона; обмотать пряжей до нужной толщины; разрезать ножницами между шаблонами завязать помпон посередине той же ниткой из пряжи. | 01.10.19 | |
6-7. «Цыпленок» из помпонов. | Последовательность изготовления игрушки «цыпленок» из готовых помпонов пряжи. | Научить последовательности изготовления помпонов «цыпленка»: соединять два готовых помпона с помощью цыганской иглы, приклеивать с помощью клеевого пистолета глаза, крылья, хвост и клюв. | 08.10.19 15.10.19 | |
Раздел «Шитье» |
9. Знакомство с выкройками | Подбор ткани и подготовка к пошиву. | Продолжать закреплять навык пользования иглой и ниткой. Учить детей соединять две детали выкройки «обметочным швом» оставляя отверстие в 5 см. для наполнителя (суперпух). | 22.10.19 | |
2-я четверть |
10-11.Раскрой прихватки. Пошив прихватки | Изготовление выкройки прихватки. Последовательность соединения деталей прихватки, на полнее её синтепоном, используя технику «обметочный шов». | Научить последовательности изготовления игрушки: соединять детали крыльев, лапок «обметочным швом» оставляя отверстие для наполнителя 4 см.; закрывать отверстие обметочным швом. | 05.11.19 12.11.19 | |
12. Раскрой карандашницы Пришивание «молнии». | Изготовление карандашницы. Подбор ткани. | Раскрой деталей. Приметывание, пришивание «молнии». | 19.11.19 | |
13-14. Отделка и пошив. Оформление работы | Технология пошива. Выполнение двумя способами | Соединение швом «назад иголкой». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий | 26.11.19 03.12.19 | |
15.Аппликация. Выбор эскиза | Основные понятия об аппликации, композиции. | Законы и правила аппликации и композиции. Выбор эскиза. | 10.12.19 | |
16-17.Разметка изображения. Сборка и закрепление | Раскрой деталей. Выполнение узора. | Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий | 17.12.19 24.12.19 | |
3- я четверть |
18-20. Панно из ткани. ( картина по выбору обучающихся) | Раскрой деталей. Выполнение узора. Соединение аппликаций в единую картину- панно. | Выбор эскиза. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий | 14.01.20 21.01.20 28.01.20 | |
21-22.Мешочек для подарка. | Раскрой деталей. Сбор мешочка и его декор | Раскрой деталей. Приметывание, пришивание декора и фурнитуры. | 04.02.20 11.02.20 | |
Раздел «Вязание» |
23. «Цветочек». | Вязание цветочка из цветной пряжи крючком. | Учить детей вывязывать из пряжи петлю-косичку. Учить соединять петли в круг и делать тычинку цветочка. | 18.02.20 | |
24. «Цветочек» (продолжение). | Вязание цветочка из цветной пряжи крючком. | Учить от тычинки вывязывать лепестки цветов (косичка вывязывается длиннее чем тычинка). | 25.02.20 | |
25. «Цветочек» (продолжение). | Вязание цветочка из цветной пряжи. | Учить с помощью клеевого пистолета приклеивать готовый цветочек на ткань из фетра, красиво оформлять фон вокруг цветочка бисером, бусами, блестками. | 03.03.20 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
26-27. «Букет цветов для мамы» | Последовательность вышивания «Букета цветов для мамы». | Продолжать учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: цветными нитками вышивать по контуру швом «петельный шов» цветы, а стебельки с листиками вышивать зелеными нитками швом «иголка вперед». | 10.03.20 17.03.20 | |
4-я четверть Раздел «Шитье» |
28.«Умка» из помпонов (продолжение). | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Научить делать заготовки помпонов для мягкой игрушки «Умка» в количестве 7 штук | 31.03.20 | |
29.«Умка» из помпонов (продолжение). | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Продолжать учить последовательно изготавливать мягкую игрушку «Умка»: знакомить с большой «цыганской иглой», используя которую соединить все помпоны между собой, создать силуэт медвежонка. | 07.04.20 | |
30.«Умка» из помпонов (продолжение). | Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Продолжать учить последовательно изготавливать мягкую игрушку «Умка»: приклеивать глазки, носик, ротик клеевым пистолетом, привязывать на шею игрушки красивый атласный бантик. | 14.04.20 | |
Раздел «Вышивание на пяльцах» |
31. «Собачка». | Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед». | Учить рисовать по шаблону готовую собачку простым карандашом на ткани. Продолжать формировать навыки безопасного пользования инструментами | 21.04.20 | |
32. «Собачка». | Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед». | Продолжать учить последовательно вышивать «Собачку»: вдевать нитку в иголку и на конце нитки завязывать узелок, вышивать собачку по контуру «швом иголка вперед». | 28.04.20 | |
Раздел «Вязание» |
33. Вязание «Салфетка». | Показ готовой салфетки. Показ вывязывания столбиков. | Учить детей набирать 6 воздушных петель и соединять по кругу. Затем дальше вывязываем по кругу столбики без накида. | 12.05.20 | |
34.Вязание «Салфетка». (Продолжение) | Показ готовой салфетки. Показ вывязывания столбиков. | Продолжать учить вывязывать столбики без накида по кругу, превращая маленький круг в большой. | 19.05.20 | |
РАЗДЕЛ VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оборудование: учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Рамки разных размеров. Подрамники.
Материалы для рукоделия: пряжа цветная шерстяная, пряжа цветная хлопчатобумажная, фетр разного цвета и толщины, цветные нитки для шитья, цветной бисер, бусы, стразы, пришивные пуговицы, тесьма, ленты атласные, ткань ситцевая, калька копировальная, бархатная бумага, мех, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, шишки; катушки деревянные, поролон.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, подставка для ножниц, иголки швейные, для вышивания, булавки, шило, крючок, пяльцы, шаблоны выкроек, пяльцы, спицы вязальные, крючки вязальные, наперстки, нитковдеватель, клеевой пистолет
Выкройки – шаблоны для изготовления мягких игрушек, образцы различных видов тканей (фетр, флис, сукно, бархат).
Образцы мягких игрушек:осминожка, елочка, кот из перчатки, елочные игрушки, зайчик.
РАЗДЕЛ VII. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .
В конце учебного года учащиеся должны
Знать:
-виды машинных швов: накладного, двойного, стачного, вподгибку с закрытым срезом;
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;
-техники пошива узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-способы выполнения стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в шитье.
Уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для шитья;
-составлять и шить узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-обрабатывать, оформлять изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий
-выполнять ремонт одежды: пришивку пуговиц, вешалку.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-выполнять ремонт одежды: пришивку пуговиц, изготовление и соединения с изделием вешалки, ремонт распоровшегося шва, заплату в виде аппликации;
-знать виды, свойства и применение хлопчатобумажных тканей;
-выполнять пошив простейших швейных изделий: платка, салфетки, наволочки, мешочка, хозяйственной сумки.
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ Н.П. Новикова
Пр. № 228 от « 30 » августа 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«Волшебный сундучок»
1 группа по 3 часа в неделю (67 часов)
2 группа по 2 часа в неделю (34 часа )
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования
Составил:
педагог организатор
Черенко Р.П.
Новочеркасск
2019
Принято решением педсовета Согласована
Протокол № 1 на методическом совете
от «29» августа 2019г. Протокол № 1 от « 28 » августа 2019 г.
Председатель МС___________________