СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровейка» для обучающихся 1-4классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

       ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                               «Здоровейка»

для обучающихся 1-4классов

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровейка» для обучающихся 1-4классов»









ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Здоровейка»

для обучающихся 1-4классов

учителя физической культуры начальных классов

Непомнящих Андрей Михайлович Программа рассчитана на 4 года обучения















2020- 2021 учебный год





с. Сухая

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования составлена в соответствии с Феде­ральным государственным образовательн­ым стандартом начального общего образова­ния (приказ МО РФ от 06.10.2009г. №373), Концепцией духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы по внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка» Простоквашиной Е.Н.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р в целях сохранения и укрепления здоровья школьников.


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначена для обучающихся 1- 4 классов. Она направлена на формирование у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровье сберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные каче­ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса:

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

  • навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;

  • знания о функциональных возможностях организма, способах профилак­тики заболеваний и перенапряжения.

Метапредметные результаты –

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;

  • - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физиче­ские, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • - умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

  • - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Обучающийся научится:

  • сознательное относиться к собственному здоровью во всем его проявлениях;

  • проявлять заботу о своём здоровье и здоровье близких;

  • вырабатывать формы поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

  • социально адаптироваться в обществе;

  • расширять сферы общения;

  • приобретет опыт взаимодействия с окружающим миром.



Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» способствует нивелированию следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

  • навыков конструктивного общения;

  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Приоритет отдан игровым методам обучения, а также методам анализа конкретных ситуаций.

Формой подведения итогов станет участие детей в соревнованиях, праздниках Здоровья, фестивалях, конкурсах, проектах по здоровью сбережению.




УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

«Первые шаги к здоровью»

Цель первого года:

первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.


Категория слушателей: обучающиеся 1 класса

Срок обучения: 1 года

Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)

№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего

час.

В том числе


лекции

выездные занятия, стажировки, деловые игры

практические

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

1

2

1.1

Дорога к доброму здоровью

1



1

1.2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке

1



1

1.3

В гостях у Мойдодыра

Игровая программа

1

1



1.4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

1


1


II

Питание и здоровье

5

3


2

2.1

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1

1



2.2

Культура питания

Приглашаем к чаю

1



1

2.3

Ю.Тувим «Овощи» информационно- познавательная программа

1

1



2.4

Как и чем мы питаемся


1



2.5

Красный, жёлтый, зелёный

1



1

III

Моё здоровье в моих руках

7

3


4

3.1

Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим

1

1



3.2

Полезные и вредные продукты.

1

1



3.3

Стихотворение «Ручеёк»

1

1



3.4

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1



1

3.5

Как обезопасить свою жизнь

1



1

3.6

День здоровья

«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

1



1

3.7

В здоровом теле здоровый дух

1



1

IV

Я в школе и дома

6

3


3

4.1

Мой внешний вид – залог здоровья

1

1



4.2

Зрение – это сила

1

1



4.3

Осанка – это красиво

1



1

4.4

Весёлые переменки

1



1

4.5

Здоровье и домашние задания

1

1



4.6

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим

1



1

V

Чтоб забыть про докторов

4

1


3

5.1

“Хочу остаться здоровым”.

1

1



5.2

Вкусные и полезные вкусности

1



1

5.3

День здоровья

«Как хорошо здоровым быть»

1



1

5.4

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1



1

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

2


1

6.1

Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»

1

1



6.2

Вредные и полезные привычки

1

1



6.3

“Я б в спасатели пошел”

1



1

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2


2

7.1

Опасности летом (просмотр видео фильма)

1

1



7.2

Первая доврачебная помощь

1



1

7.3

Вредные и полезные растения.

1

1



7.4

Чему мы научились за год.

1



1


Итого:

33

15

1

17






2 класс

«Если хочешь быть здоров»

Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

Категория слушателей: обучающиеся 2 классов

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 1 час в неделю (34часа)


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


лекции

выездные занятия, стажировки, деловые игры

практические

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1


2

1.1

Что мы знаем о ЗОЖ

1



1

1.2

По стране Здоровейке

1



1

1.3

В гостях у Мойдодыра


1

1



1.4

Я хозяин своего здоровья

1



1

II

Питание и здоровье

5

3


2

2.1

Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.

1

1



2.2

Культура питания. Этикет.

1



1

2.3

Стихи о здоровой пищи «Я выбираю кашу»

1

1



2.4

«Что даёт нам море»



1



2.5

Светофор здорового питания

1



1

III

Моё здоровье в моих руках

7

4


3

3.1

Сон и его значение для здоровья человека

1

1



3.2

Закаливание в домашних условиях

1

1



3.3

День здоровья

«Будьте здоровы»

1

1



3.4

Иммунитет

1



1

3.5

Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.

1



1

3.6

Спорт в жизни ребёнка.

1

1



3.7

Слагаемые здоровья

1



1

IV

Я в школе и дома

6

3


3

4.1

Я и мои одноклассники

1

1



4.2

Почему устают глаза?

1

1



4.3

Гигиена позвоночника. Сколиоз

1



1

4.4

Шалости и травмы

1



1

4.5

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление

1

1



4.6

Умники и умницы

1



1

V

Чтоб забыть про докторов

4

1


3

5.1

С. Преображенский «Огородники»


1

1



5.2

Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков)

1



1

5.3

День здоровья

«Самый здоровый класс»

1



1

5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1



1

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

2


2

6.1

Мир эмоций и чувств.

1

1



6.2

Вредные привычки

1

1



6.3

«Веснянка»

1



1

6.4

В мире интересного

1



1

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2


2

7.1

Я и опасность.

1

1



7.2

Чем и как можно отравиться. «Красивые грибы»

1



1

7.3

Первая помощь при отравлении

1

1



7.4

Наши успехи и достижения


1



1


Итого:

34

16


18









УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Здоровейка»

3 класс

«По дорожкам здоровья»

Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.

Категория слушателей: обучающиеся 3 классов(34 часа)

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 1 час в неделю


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


лекции

выездные занятия, стажировки, деловые игры

практические

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1


2

1.1

«Здоровый образ жизни, что это?»

1



1

1.2

Личная гигиена

1



1

1.3

В гостях у Мойдодыра


1

1



1.4

«Остров здоровья»

1



1

II

Питание и здоровье

5

3


2

2.1

Игра «Смак»

1

1



2.2

Правильное питание – залог физического и психологического здоровья

1



1

2.3

Вредные микробы

1

1



2.4

Что такое здоровая пища и как её приготовить


1



2.5

«Чудесный сундучок»

1



1

III

Моё здоровье в моих руках

7

4


3

3.1

Труд и здоровье


1

1



3.2

Наш мозг и его волшебные действия

1

1



3.3

День здоровья

«Хочу остаться здоровым»

1

1



3.4

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

1



1

3.5

Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.

1



1

3.6

Экскурсия «Природа – источник здоровья»

1

1



3.7

«Моё здоровье в моих руках»

1



1

IV

Я в школе и дома

6

3


3

4.1

Мой внешний вид –залог здоровья

1

1



4.2

«Доброречие»

1

1



4.3

Просмотр спектакля С. Преображнский «Капризка»

1



1

4.4

«Бесценный дар - зрение».

1



1

4.5

Гигиена правильной осанки

1

1



4.6

«Спасатели, вперёд!»

1



1

V

Чтоб забыть про докторов

4

1


3

5.1

Шарль Перро «Красная шапочка»


1

1



5.2

Движение это жизнь

1



1

5.3

День здоровья

«Дальше, быстрее, выше»

1



1

5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1



1

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

2


2

6.1

Мир моих увлечений

1

1



6.2

Вредные привычки и их профилактика

1

1



6.3

Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.

Чтение сказки

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1



1

6.4

В мире интересного.

1




VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2


2

7.1

Я и опасность.

1

1



7.2

Лесная аптека на службе человека

1



1

7.3

Игра «Не зная броду, не суйся в воду»

1

1



7.4

Чему мы научились и чего достигли


1



1


Итого:

34

16


18





УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Здоровейка»

4 класс

«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»

Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Категория слушателей: обучающиеся 4 классов

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 1 час в неделю


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


лекции

выездные занятия, стажировки, деловые игры

практические

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1


3

1.1

«Здоровье и здоровый образ жизни»

1



1

1.2

Правила личной гигиены

1



1

1.3

Физическая активность и здоровье

1

1



1.4

Как познать себя

1



1

II

Питание и здоровье

5

3


2

2.1

Питание необходимое условие для жизни человека


1

1



2.2

Здоровая пища для всей семьи

1



1

2.3

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени

1

1



2.4

Секреты здорового питания. Рацион питания


1



2.5

«Богатырская силушка»

1



1

III

Моё здоровье в моих руках

7

4


3

3.1

Домашняя аптечка

1

1



3.2

«Мы за здоровый образ жизни»

1

1



3.3

Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»

1

1



3.4

«Береги зрение с молоду».

1



1

3.5

Как избежать искривления позвоночника

1



1

3.6

Отдых для здоровья

1

1



3.7

Умеем ли мы отвечать за своё здоровье

1



1

IV

Я в школе и дома

6

3


3

4.1

«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»

1

1



4.2

«Класс не улица ребята

И запомнить это надо!»

1

1



4.3

Кукольный спектакль

«Спеши делать добро»

1



1

4.4

Что такое дружба? Как дружить в школе?

1



1

4.5

Мода и школьные будни

1

1



4.6

Делу время, потехе час.

1



1

V

Чтоб забыть про докторов

4

1


3

5.1

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

1

1



5.2

День здоровья

«За здоровый образ жизни».


1



1

5.3

Просмотр кукольного спектакля

С. Преображенский «Огородники»

1



1

5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1



1

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

2


2

6.1

Размышление о жизненном опыте

1

1



6.2

Вредные привычки и их профилактика

1

1



6.3

Школа и моё настроение

1



1

6.4

В мире интересного.

1




VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2


2

7.1

Я и опасность.

1

1



7.2

Игра «Мой горизонт»

1



1

7.3

Гордо реет флаг здоровья


1

1



7.4

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»


1



1


Итого:

34

16


18







Содержание программы

(1-4 год освоения -135 часов)


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:

  • «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма ( 16 часов по 4 часа в каждом классе)

  • «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого; ( 20 часов по 5 часов в каждом классе)

  • «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата; ( 28 часов по 7часов в каждом классе)

  • «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; ( 24 часа по 6часов в каждом классе)

  • «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма; ; ( 16 часов по 4часа в каждом классе)

  • «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; ; ( 15 часов- 1 класс 3 часа, 2-4 класс по 4часа в каждом классе)

  • «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. ( 16 часов по 4часа в каждом классе)

  • Итого ( 16 +20+28+24+16+15+16 = 135 часов за 4 года)

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из четырёх частей:

  • 1 класс - 33 часа «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

  • 2 класс – 34 часа «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

  • 3 класс – 34 часа «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.

  • 4 класс– 34 часа «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература


  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

  6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

  7. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

  8. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.



Интернет ресурсы.

  • http://www.edu.ru/

  • http://www.nachalka.ru/

  • http://www.viki.rdf.

Специфическое оборудование

  • Персональный компьютер;

  • Мультимедийный проектор;

  • Экспозиционный экран;

  • спортивный инвентарь ( мяч, скакалка…) ;

  • таблицы к основным разделам тематического материала (в соответствии с программой);

  • наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с темами, определёнными в программе);

  • настольные развивающие игры;

  • аудиозаписи в соответствии с темой обучения;

  • Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы.