ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Здоровейка»
для обучающихся 1-4классов
учителя физической культуры начальных классов
Непомнящих Андрей Михайлович Программа рассчитана на 4 года обучения
2020- 2021 учебный год
с. Сухая
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009г. №373), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы по внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровейка» Простоквашиной Е.Н.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р в целях сохранения и укрепления здоровья школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначена для обучающихся 1- 4 классов. Она направлена на формирование у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровье сберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса:
понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения.
Метапредметные результаты –
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Обучающийся научится:
сознательное относиться к собственному здоровью во всем его проявлениях;
проявлять заботу о своём здоровье и здоровье близких;
вырабатывать формы поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
социально адаптироваться в обществе;
расширять сферы общения;
приобретет опыт взаимодействия с окружающим миром.
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» способствует нивелированию следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Приоритет отдан игровым методам обучения, а также методам анализа конкретных ситуаций.
Формой подведения итогов станет участие детей в соревнованиях, праздниках Здоровья, фестивалях, конкурсах, проектах по здоровью сбережению.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
Цель первого года:
первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего час. | В том числе |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практические занятия |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 1 | 2 |
1.1 | Дорога к доброму здоровью | 1 | | | 1 |
1.2 | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 1 | | | 1 |
1.3 | В гостях у Мойдодыра Игровая программа | 1 | 1 | | |
1.4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 | | 1 | |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 |
2.1 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 1 | 1 | | |
2.2 | Культура питания Приглашаем к чаю | 1 | | | 1 |
2.3 | Ю.Тувим «Овощи» информационно- познавательная программа | 1 | 1 | | |
2.4 | Как и чем мы питаемся | | 1 | | |
2.5 | Красный, жёлтый, зелёный | 1 | | | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | | 4 |
3.1 | Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим | 1 | 1 | | |
3.2 | Полезные и вредные продукты. | 1 | 1 | | |
3.3 | Стихотворение «Ручеёк» | 1 | 1 | | |
3.4 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 | | | 1 |
3.5 | Как обезопасить свою жизнь | 1 | | | 1 |
3.6 | День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» | 1 | | | 1 |
3.7 | В здоровом теле здоровый дух | 1 | | | 1 |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 |
4.1 | Мой внешний вид – залог здоровья | 1 | 1 | | |
4.2 | Зрение – это сила | 1 | 1 | | |
4.3 | Осанка – это красиво | 1 | | | 1 |
4.4 | Весёлые переменки | 1 | | | 1 |
4.5 | Здоровье и домашние задания | 1 | 1 | | |
4.6 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим | 1 | | | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 |
5.1 | “Хочу остаться здоровым”. | 1 | 1 | | |
5.2 | Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 |
5.3 | День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | 1 | | | 1 |
5.4 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 | | | 1 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 2 | | 1 |
6.1 | Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 | 1 | | |
6.2 | Вредные и полезные привычки | 1 | 1 | | |
6.3 | “Я б в спасатели пошел” | 1 | | | 1 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 |
7.1 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | 1 | 1 | | |
7.2 | Первая доврачебная помощь | 1 | | | 1 |
7.3 | Вредные и полезные растения. | 1 | 1 | | |
7.4 | Чему мы научились за год. | 1 | | | 1 |
| Итого: | 33 | 15 | 1 | 17 |
2 класс
«Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю (34часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практические занятия |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | | 2 |
1.1 | Что мы знаем о ЗОЖ | 1 | | | 1 |
1.2 | По стране Здоровейке | 1 | | | 1 |
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | 1 | | |
1.4 | Я хозяин своего здоровья | 1 | | | 1 |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 |
2.1 | Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. | 1 | 1 | | |
2.2 | Культура питания. Этикет. | 1 | | | 1 |
2.3 | Стихи о здоровой пищи «Я выбираю кашу» | 1 | 1 | | |
2.4 | «Что даёт нам море» | | 1 | | |
2.5 | Светофор здорового питания | 1 | | | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | | 3 |
3.1 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 | 1 | | |
3.2 | Закаливание в домашних условиях | 1 | 1 | | |
3.3 | День здоровья «Будьте здоровы» | 1 | 1 | | |
3.4 | Иммунитет | 1 | | | 1 |
3.5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | | | 1 |
3.6 | Спорт в жизни ребёнка. | 1 | 1 | | |
3.7 | Слагаемые здоровья | 1 | | | 1 |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 |
4.1 | Я и мои одноклассники | 1 | 1 | | |
4.2 | Почему устают глаза? | 1 | 1 | | |
4.3 | Гигиена позвоночника. Сколиоз | 1 | | | 1 |
4.4 | Шалости и травмы | 1 | | | 1 |
4.5 | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление | 1 | 1 | | |
4.6 | Умники и умницы | 1 | | | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 |
5.1 | С. Преображенский «Огородники» | 1 | 1 | | |
5.2 | Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) | 1 | | | 1 |
5.3 | День здоровья «Самый здоровый класс» | 1 | | | 1 |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | | 2 |
6.1 | Мир эмоций и чувств. | 1 | 1 | | |
6.2 | Вредные привычки | 1 | 1 | | |
6.3 | «Веснянка» | 1 | | | 1 |
6.4 | В мире интересного | 1 | | | 1 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 |
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | | |
7.2 | Чем и как можно отравиться. «Красивые грибы» | 1 | | | 1 |
7.3 | Первая помощь при отравлении | 1 | 1 | | |
7.4 | Наши успехи и достижения | 1 | | | 1 |
| Итого: | 34 | 16 | | 18 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Здоровейка»
3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Категория слушателей: обучающиеся 3 классов(34 часа)
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практические занятия |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | | 2 |
1.1 | «Здоровый образ жизни, что это?» | 1 | | | 1 |
1.2 | Личная гигиена | 1 | | | 1 |
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | 1 | | |
1.4 | «Остров здоровья» | 1 | | | 1 |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 |
2.1 | Игра «Смак» | 1 | 1 | | |
2.2 | Правильное питание – залог физического и психологического здоровья | 1 | | | 1 |
2.3 | Вредные микробы | 1 | 1 | | |
2.4 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | | 1 | | |
2.5 | «Чудесный сундучок» | 1 | | | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | | 3 |
3.1 | Труд и здоровье | 1 | 1 | | |
3.2 | Наш мозг и его волшебные действия | 1 | 1 | | |
3.3 | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | 1 | 1 | | |
3.4 | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | 1 | | | 1 |
3.5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | | | 1 |
3.6 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 | 1 | | |
3.7 | «Моё здоровье в моих руках» | 1 | | | 1 |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 |
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | 1 | | |
4.2 | «Доброречие» | 1 | 1 | | |
4.3 | Просмотр спектакля С. Преображнский «Капризка» | 1 | | | 1 |
4.4 | «Бесценный дар - зрение». | 1 | | | 1 |
4.5 | Гигиена правильной осанки | 1 | 1 | | |
4.6 | «Спасатели, вперёд!» | 1 | | | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 |
5.1 | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | 1 | | |
5.2 | Движение это жизнь | 1 | | | 1 |
5.3 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | 1 | | | 1 |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | | 2 |
6.1 | Мир моих увлечений | 1 | 1 | | |
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | 1 | | |
6.3 | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Чтение сказки А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | | 1 |
6.4 | В мире интересного. | 1 | | | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 |
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | | |
7.2 | Лесная аптека на службе человека | 1 | | | 1 |
7.3 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 | 1 | | |
7.4 | Чему мы научились и чего достигли | 1 | | | 1 |
| Итого: | 34 | 16 | | 18 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Здоровейка»
4 класс
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей: обучающиеся 4 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практические занятия |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | | 3 |
1.1 | «Здоровье и здоровый образ жизни» | 1 | | | 1 |
1.2 | Правила личной гигиены | 1 | | | 1 |
1.3 | Физическая активность и здоровье | 1 | 1 | | |
1.4 | Как познать себя | 1 | | | 1 |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 |
2.1 | Питание необходимое условие для жизни человека | 1 | 1 | | |
2.2 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | | | 1 |
2.3 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 1 | 1 | | |
2.4 | Секреты здорового питания. Рацион питания | | 1 | | |
2.5 | «Богатырская силушка» | 1 | | | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | | 3 |
3.1 | Домашняя аптечка | 1 | 1 | | |
3.2 | «Мы за здоровый образ жизни» | 1 | 1 | | |
3.3 | Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» | 1 | 1 | | |
3.4 | «Береги зрение с молоду». | 1 | | | 1 |
3.5 | Как избежать искривления позвоночника | 1 | | | 1 |
3.6 | Отдых для здоровья | 1 | 1 | | |
3.7 | Умеем ли мы отвечать за своё здоровье | 1 | | | 1 |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 |
4.1 | «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» | 1 | 1 | | |
4.2 | «Класс не улица ребята И запомнить это надо!» | 1 | 1 | | |
4.3 | Кукольный спектакль «Спеши делать добро» | 1 | | | 1 |
4.4 | Что такое дружба? Как дружить в школе? | 1 | | | 1 |
4.5 | Мода и школьные будни | 1 | 1 | | |
4.6 | Делу время, потехе час. | 1 | | | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 |
5.1 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 1 | 1 | | |
5.2 | День здоровья «За здоровый образ жизни». | 1 | | | 1 |
5.3 | Просмотр кукольного спектакля С. Преображенский «Огородники» | 1 | | | 1 |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | | 2 |
6.1 | Размышление о жизненном опыте | 1 | 1 | | |
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | 1 | | |
6.3 | Школа и моё настроение | 1 | | | 1 |
6.4 | В мире интересного. | 1 | | | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 |
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | | |
7.2 | Игра «Мой горизонт» | 1 | | | 1 |
7.3 | Гордо реет флаг здоровья | 1 | 1 | | |
7.4 | «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» | 1 | | | 1 |
| Итого: | 34 | 16 | | 18 |
Содержание программы
(1-4 год освоения -135 часов)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма ( 16 часов по 4 часа в каждом классе)
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого; ( 20 часов по 5 часов в каждом классе)
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата; ( 28 часов по 7часов в каждом классе)
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; ( 24 часа по 6часов в каждом классе)
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма; ; ( 16 часов по 4часа в каждом классе)
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; ; ( 15 часов- 1 класс 3 часа, 2-4 класс по 4часа в каждом классе)
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. ( 16 часов по 4часа в каждом классе)
Итого ( 16 +20+28+24+16+15+16 = 135 часов за 4 года)
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из четырёх частей:
1 класс - 33 часа «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 класс – 34 часа «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс – 34 часа «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс– 34 часа «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Интернет ресурсы.
http://www.edu.ru/
http://www.nachalka.ru/
http://www.viki.rdf.
Специфическое оборудование
Персональный компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экспозиционный экран;
спортивный инвентарь ( мяч, скакалка…) ;
таблицы к основным разделам тематического материала (в соответствии с программой);
наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с темами, определёнными в программе);
настольные развивающие игры;
аудиозаписи в соответствии с темой обучения;
Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы.