Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г.Тамбова»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Тамбов 2019 г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование
Организация-разработчик: ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова»
Разработчики:
Эргашева Н.В., преподаватель ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 8 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): воспитатель детей дошкольного возраста.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины включена в профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-
технологию педагогической поддержки, особенности инклюзивного образования и обучения одаренных детей, типы одаренности и проблемы одаренного ребенка,
-
Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области;
-
диагностические методики; особенности одаренных детей и специфику работы с ними.
-
основные концепции и методологические подходы, лежащие в основе исследований одаренности;
уметь:
-
технологией педагогической поддержки одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями;
-
методиками диагностики и отбора лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями;
-
проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ; - самостоятельно осуществлять выбор адекватного конкретной ситуации диагностического аппарата для исследования уровня развития общих и специальных способностей; -
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 24 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часа;
самостоятельной работы обучающегося 8 час.
2. результаты освоения МДК
Результатом освоения программы Педагогическая поддержка одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать занятия. |
ПК 1.2 | Организовывать и проводить занятия. |
ПК 1.3. | Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. |
ПК 1.4. | Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоение дополнительной образовательной программы |
ПК 1.5. | Анализировать занятия. |
ПК 1.6. | Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. |
ПК 3.1. | Разрабатывать методические материалы для работы с одаренными детьми с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. |
ПК 3.2. | Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. |
ПК 3.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.4. | Оформлять педагогические разработки в форме отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность. Определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели. Мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
ОК 12. | Исполнить воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 24 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 16 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 8 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория и практика дополнительного образования детей дошкольного
и младшего школьного возраста»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Педагогическое сопровождение одаренных детей | | 10 | |
| Содержание учебного материала | 2 |
1 | Теоретические основы проблемы одаренности детей | 2 |
2 | Психологические особенности детской одаренности | 2 | 2 |
3 | Социально-психологические проблемы одаренных детей | 2 | 2 |
4 | Виды детской одаренности | 1 | |
5 | Обучение и воспитание одаренных детей | 1 | |
6 | Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми | 1 | |
7 | Особенности личности одаренного ребенка | 1 | |
Лабораторные работы (не предусмотрено) | | |
Практические занятия | 3 |
1 | Исследование и диагностика детской одаренности | 3 |
Контрольные работы - тестирование | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
1 | Особенности самооценки одаренных детей | 1 |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | 4 |
1 | Проблемы в обучении одаренных детей. | 2 |
2 | Технология организации процесса сопровождения одаренных детей в ДОУ. | 2 |
Раздел 2. Организация деятельности педагога дополнительного образования | | | |
| Содержание учебного материала | 6 |
1 | Основные категории детей с особыми образовательными потребностями. | 2 |
2 | Особые образовательные потребности. Актуальные и потенциальные возможности детей с особыми образовательными потребностями в процессе обучения. | 2 |
3 | Формы, методы, приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрено) | |
Практические занятия | 3 |
1 | Исследование и диагностика способностей у детей с особыми образовательными потребностями | 3 |
Контрольные работы - тестирование | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
1 | Конспектирование «Педагогические основы работы с детьми с особыми образовательными потребностями (включая инвалидов и лиц с ОВЗ), девиантным поведением» | 2 |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | 4 |
1 | Обеспечение детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания. | 2 |
2 | Дополнительное образование для детей с особыми образовательными потребностями. | 2 |
Зачет | |
Всего (макс.): | 24 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”. – 2001, № 4. – с.39-45 -
Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.– 2000, № 1. – с.107-116 -
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с. -
Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”. – 2001, № 24. – с. 37-39. -
Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – с. 576. -
Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”. – 2000, № 6. – с. 132-137 7. 7. Савенков А.Г. Дети с особыми образовательными потребностями в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В.: Феникс, 2011. - 352с Дополнительные источники: 1. Ларионова А.Ф. Создание инклюзивной среды для детей с особыми образовательными потребностями в детском (подростковом) центре // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7.(Москва, март 2016г.) | 2. Паршутина С. В. Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 78-82. — URL | 3. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 4. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М. : 2013. – 238 Интернет ресурсы: 1. минобрнауки.рф- сайт Министерства образования и науки Российской Федерации; 2. http://minsport.gov.ru - сайт Министерства спорта Российской Федерации; 3. http://www.edu.ru/ - Российское образование. Федеральный портал | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. | 1. Определение и обоснование цели занятий с детьми по программам дополнительного образования 2. Способность формулировать задачи занятия в соответствии с поставленной целью. 3. Определение задач и содержания занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных особенностей занимающихся. 4. Разработка перспективных и календарных планов работы по программам дополнительного образования детей 5. Планирование групповых и индивидуальных занятий с занимающимися по программам дополнительного образования детей 6. Определение целей, задач, планирование занятий с одарёнными детьми. | Текущий, промежуточный контроль в форме: -оценки за выполнение практических работ, - контрольных работ по темам МДК, -самостоятельных работ; -оценка за разработки, рефе-раты, доклады, презентации, оформление документации; -оценка за ведение порт-фолио, за проведение пробных уроков Комплексный экзамен по профессиональному модулю. Дифференцированный зачет по учебной, производственной практике. Защита выпускной квалификацион-ной работы. |
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. | 1. Обоснование специфики проведения занятий с одаренными детьми разного возраста. 2. Проведение занятий в соответствии с возрастными особенностями занимающихся в одновозрастных и (или) разновозрастных объединениях детей. 3. Подготовка материально – технического и дидактического обеспечения для проведения занятий. 4. Обеспечение индивидуально-личностного подхода к обучающимся в процессе занятий. 5. Проведение занятий, согласно разработанному и утверждённому плану, конспекту, сценарию занятия. 6. Соблюдение техники безопасности, требований СанПиНов при проведении занятий: длительность занятий, нагрузка на занятии, смена видов деятельности, режим проветривания, освещённости и т.д. 7. Оказание помощи детям в ходе занятия. 8. Готовность к действиям в нестандартной ситуации. 9. Коррекция результатов собственной деятельности в процессе занятий. 10. Проведение занятий с одарёнными детьми |
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области | 1. Демонстрация владение деятельностью, соответствующей избранной области |
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. | 1. Подбор и обоснование выбора методик для осуществления диагностики результатов обучения детей по программам дополнительного образования детей в области работы с одаренными детьми 2. Планирование системы педагогического контроля и оценки процесса и результатов обучения детей. 3. Проведение оценивания процесса и результатов обучения и воспитания детей в соответствии с планом и методикой проведения. |
ПК 1.5. Анализировать занятия. | 1. Методически обоснованный выбор объектов педагогического анализа. 2. Анализ проведения занятий в объединениях по предложенной схеме. 3. Самоанализ занятий по программам дополнительного образования в области работы с одаренными детьми 4. Анализ и оценивание результатов проведённых занятий. 5. Разработка рекомендаций и предложений по коррекции занятий. 6. Умение выражать собственное мнение, быть понятым сокурсниками и педагогами при обсуждении отдельных занятий. 7. Умение выявлять соответствие содержания занятия поставленным задачам. 8. Оценивание адекватности и обоснованности использования дидактического материала для занятия. |
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. | 1. Оформление планов работы по программам дополнительного образования с одаренными детьми. 2. Оформление конспектов занятий по программам дополнительного образования детей для одаренных детей. 3. Оформление документации по результатам проведённого педагогического контроля. 4. Грамотное, методически правильное оформление результатов педагогического анализа. |
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. | 1.Анализ примерных методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) в соответствии с предложенной схемой. 2.Умение адаптировать и применять имеющиеся методические разработки к условиям конкретного учреждения дополнительного образования. 3.Разработка планов в учреждениях дополнительного образования с учётом особенностей возраста, группы, индивидуальных особенностей занимающихся. 4.Планирование собственной деятельности, готовность изменить план в случае необходимости. 5.Обоснованный выбор наиболее эффективных образовательных технологий деятельности. |
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. | 1.Участие в создании предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской), ОУ в соответствии с педагогическими, гигиеническими, специальными требованиями. 2.Подбор оборудования (дидактических материалов и т.д.) для обогащения предметно-развивающей среды. 3.Оценивание педагогической и развивающей ценности отдельных объектов предметной среды. |
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | 1.Определение цели, задач, планирование индивидуальной исследовательской деятельности с помощью руководителя. 2.Выбор, обоснование и использование методов и методик педагогического исследования и проектирования. 3.Выбор необходимого информационного источника, определение необходимости обращения к нему. 4.Владение способами фиксации результатов: составление плана, тезисов, конспектирование, рецензирование, реферирование. 5. Владение технологиями изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы. 6. Осуществление психолого-педагогического исследования в соответствии с этическими нормами и правилами. 7.Умение анализировать и оценивать состояние социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития. 8.Умение анализировать опыт других педагогов. 9. Умение выделять ключевые моменты своей и чужой деятельности. |
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | 1.Оформление педагогических разработок в соответствии с имеющимися требованиями к ним: к структуре, стилю изложения, оформлению и т.д. 2.Владение технологией разработки устного выступления. 3.Владение навыками публичных выступлений. |
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. | 1. Определение целей, задач, содержания, форм, методов и средств при планировании. 2. Анализ эффективности методов дополнительного образования, применяемых в ОУ. 3. Участие в исследовательской и проектной деятельности. 4. Сформированность методологической культуры, владение логикой педагогического исследования. 5. Готовность к поисковой исследовательской деятельности. 6. Умение находить и оценивать альтернативы решения проблем. 7. Способность и готовность самостоятельно организовать учебно-профессиональную деятельность на основе её планирования и оценки. | |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии; -ситуативно-адекватная актуализация знаний | Интегративная оценка результатов наблюдений всех преподавателей за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Оценка практических занятий. |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | -Владение содержанием и методикой организации профессиональной деятельности, оценкой её результатов. -Способность самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм -Способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов, способов при выполнении учебно-профессиональных задач - Владение умениями и способами исследовательской деятельности в целях поиска знаний для решения образовательных проблем. | Оценка педагогической деятельности. Анализ и самоанализ результатов учебной и производственной практик. Оценка практических занятий, самостоятельной работы |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | -Адекватное оценивание ситуации с точки зрения риска для окружающих и себя. -Принятие оптимального решения в стандартной и нестандартной ситуации - Поиск и оценивание альтернативных способов решения проблемы. | Оценка прогностических умений. Оценка психолого-педагогической целесообразности и креативности принятого решения. Оценка практических и самостоятельных работ. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития | -Владение современными технологиями поиска, анализа и оценки информации. -Эффективный поиск необходимой информации. -Использование различных источников информации, включая электронные. -Способность к оценке учебно- профессиональной информации - Способность самостоятельно обрабатывать информацию, структурировать её. - Готовность и способность к преобразованию информации. | Оценка информационных умений; практических занятий; оценка в ходе выполнения исследовательской и проектной работы. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | -Владение технологией использования информационных ресурсов сети Интернет в учебной и профессиональной деятельности. -Владение основными технологиями создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов с помощью современных информационных технологий. | Оценка владения ИКТ; оценка практических и самостоятельных работ. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | --Умение вступать в коммуникацию, быть понятым. -Знание способов взаимодействия с окружающими. -Умение осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества. -Умение подчинять личные интересы целям группы. -Умения улаживать разногласия и конфликты, возникающие в процессе взаимодействия. | Оценка уровня развития коммуникативных и организаторских умений. Самооценка, оценка практических занятий. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | -Владение способами организации деятельности обучающихся. -Уметь анализировать и оценивать состояние социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития -Анализ результатов деятельности и сопоставление их с поставленной целью -Осознание последствий своей деятельности Организация деятельности и общения обучающихся на занятиях по изобразительной деятельности и ДПИ. | Оценка и самооценка организационных и профессиональных умений. Оценка практических и самостоятельных работ. Экзаменационная оценка. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Планирование и осуществление профессионального и личностного развития. Стремление постоянно повышать уровень своего профессионализма. | Оценка и самооценка индивидуального прогресса. Оценка плана (программы) профессионального самосовершенствования. Оценка практических и самостоятельных работ. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - Готовность изменять свою деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. - Проявление эмоциональной устойчивости в ситуациях социально – профессиональной напряжённости -Использование современных технологий развития | Оценка результатов учебнойи производственной практики. Оценка эффективности используемыхтехнологий обучения. Оценка практических занятий. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся. | - Организация безопасной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами поведения обучающихся. | Оценка практических и самостоятельных работ. Оценка результатов учебной практики. |
ОК11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности и ДПИ с соблюдением правовых норм и правил распорядка учебного заведения | Оценка практических и самостоятельных работ. |
ОК12.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | -исполнение воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний и умений. | Оценка разработанных конспектов и других материалов. Оценка практических и самостоятельных работ. |
Разработчики:
ТОГАПОУ
«Педагогический колледж
г. Тамбова» преподаватель Эргашева Н.В.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
8