СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Отдел образования администрации
Охотского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи «Успех»
р.п. Охотского муниципального района Хабаровского края
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от « »_____________2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ ДО ДТД и М «Успех» р.п. Охотск _______________С.И.Сушкин « »_____________2024г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный математик»
естественно-научной направленности
начальный уровень
возраст обучающихся – 12-13 лет
срок обучения – 1 год
Составитель: Красильникова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
р.п. Охотск,
2024
Пояснительная записка
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения РФ от 27.07. 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022 г. №678-р.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи»;
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242);
6. Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 13211 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;
7. Положение о ДООП, реализуемых в Хабаровском крае;
8. Положение о ДООП, реализуемых в МКОУ ДО ДТД и М «Успех» р.п. Охотск;
9. Устав МКОУ ДО ДТД и М «Успех».
Направленность программы
Данная программа имеет естественно-научную направленность, помогающая детям социализироваться и самореализоваться в обществе, Программа способствует развитию математических способностей: вычислительных навыков, логического мышления, умения решать нестандартные и стандартные задачи.
Актуальность программы
Математика и естественные науки коррелируют друг с другом, особенно в области астрономии, химии и физики. Учащимся, не обладающим знаниями базовой арифметики, может быть трудно читать научные графики и диаграммы. Сложная математика, такая как алгебра, геометрия и исчисление, помогает учащимся решать сложные химические задачи, изучать движения планет Вселенной и анализировать научные исследования. Кроме того, математика играет важную роль в практических науках, таких как информатика и инженерия. Уравнения арифметики также помогают учащимся лучше понимать поэзию: количество слов, метр поэзии, задействованный в одной строке, и влияние ритма на читателей связаны с математическими вычислениями.
Помимо этого, есть и другие способы использования математики в повседневной жизни, например, она помогает учащимся планировать чтение заданий на уроках литературы. Ученик может управлять средним временем чтения и прогнозировать, сколько времени может потребоваться для чтения абзаца. Таким образом, логическое мышление, используемое для решения математических задач, помогает учащимся писать более логично и ясно.
Отличительные особенности и новизна программы
Новизна программы образовательного процесса она является модульной. Основной отличительной особенностью программы «Юный математик» от уже существующих программ в данной предметной области является то, что:
- позволяет через дополнительное образование расширить возможности подготовки по предмету математики;
- разработана единая комплексная программа, рассчитанная на один год, включающая следующие направления: арифметика, геометрия, логика;
- программа предусматривает включение заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умения работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности;
- программа предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в содержание программы включены математические игры;
Уровни сложности
Данная программа рассчитана на один год обучения и предусматривает второй уровень.
Адресат программы
Программа «Юный математик» направлена на аудиторию обучения детей 12-13 лет.
Объем и сроки реализации программы
Программа «Счастливый английский» рассчитана на проведение обучающих уроков 2 раза в неделю.
Формы и методы организации знаний
- лекции;
- практикум по решению задач;
- решение задач повышенной сложности;
- самостоятельная работа;
- фронтальная и индивидуальная работа;
- беседа;
-работа в группах;
- урок-игра;
- соревнование;
- выполнение творческих заданий;
- тестирование.
Цель программы
Формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин.
Задачи программы
- развивать математические способности школьников;
- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
Учебный план
№ |
Название раздела, блока. | Количество часов | Формы контроля по всему блоку | ||||||
всего | теория | практика | |||||||
1 | Числовые выражения | 6 | 1 | 5 | тест, контрольная работа | ||||
2 | Пропорции | 6 | 1 | 5 | тест, контрольная работа | ||||
3 | Уравнения | 20 | 2 | 18 | тесты, контрольная работа, творческая работа | ||||
4 | Решение задач | 22 | 2 | 20 | тесты, контрольная работа, творческая работа, проект | ||||
5 | Вероятность и статистика | 6 | 1 | 5 | тест, контрольная работа | ||||
6 | Линейные уравнения | 6 | 1 | 5 | тест, контрольная работа | ||||
Всего часов первый год обучения: | 66 | 8 | 58 |
|
Содержание программы
Раздел | Теория | Практика |
Числовые выражения | объяснение, рассказ, показ презентаций | вычислительные действия, составление элементарных и сложных примеров, составление выражений |
Пропорции | объяснение, рассказ, показ презентаций | составление пропорций, пропорции с одной неизвестной, составление пропорций с двумя неизвестными |
Уравнения | объяснение, рассказ, показ презентаций | составление уравнений с одной и двумя переменными, решение уравнений |
Решение задач | объяснение, рассказ, показ презентаций | составление условий и схем задач, оформление задач, задачи на скорость, логику, время, массу, проценты, количество и пр. |
Вероятность и статистика | объяснение, рассказ, показ презентаций | составление таблиц, диаграмм, функций и пр. |
Линейные уравнения | объяснение, рассказ, показ презентаций | составление линейных уравнений, решение задач при помощи линейных уравнений, составление линейных графиков, составление систем уравнений. |
Ожидаемые результаты
По окончанию учебного курса обучающиеся должны знать:
- системы линейных уравнений и неравенств;
- основы теории матриц;
- рациональные и иррациональные уравнения и неравенства;
-тригонометрические функции и их свойства. Обратные тригонометрические
свойства;
- элементы математической статистики;
- рекуррентные уравнения с постоянными коэффициентами;
По окончанию учебного курса обучающиеся должны уметь:
- выполнять задания на знание теории систем уравнений и неравенств;
- осуществлять операции над матрицами;
- решать иррациональные уравнения и неравенства;
- определять тригонометрические функции;
- решать однородные уравнения, характеристические уравнения, неоднородные уравнения.
Памятные даты
№ | Дата | Тема | Форма |
1. | 26 ноября | День матери | Рисунки и открытки |
2. | 31 декабря | Новый год и Рождество | Изготовление новогодней поделки |
3. | 27 января | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Беседа, презентация |
4. | 23 февраля | День защитника Отечества | Рисунки и открытки |
5. | 8 марта | Международный женский день | Изготовление открыток и поздравлений |
6. | 12 апреля | День космонавтики | Презентация, беседа |
7. | 9 мая | День победы | презентация, рисунки |
Условия реализации программы
Данная программа реализуется на базе МКОУ СОШ с.Булгин. Для реализации программы есть все необходимые материалы и техническое оснащение.
Формы аттестации
Способы оценивания уровня достижений учащихся. Тестовые задания. Конкурсы. Зачетные занятия. Защита творческих работ, исследовательских заданий и проектов.
Оценочные материалы
Для изучения продуктивности данной программы в соответствии с предлагаемыми показателями используются такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и прочее) и др.
Основной формой фиксирования результатов освоения программы обучающимися является индивидуальный портфель достижений – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных достижений, которые информационно обеспечивают результативность индивидуального прогресса обучающегося в образовательном контексте. Такими документами являются: тетрадь, карточки, словарь, проекты и пр.
Критерии усвоения образовательной программы
Оценивая эффективность реализации данной программы по удовлетворенности участников деятельности, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:
1. Насколько обучающийся удовлетворен тем, что занимается по данной программе?
2. Удовлетворены ли родители тем, что из ребенок посещает данные занятия?
3. Становится ли более удовлетворительным педагог от приложения своих усилий для организации и реализации данной программы?
В целом для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающие участие в реализации данной программы используются такие приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа и анкетирование.
Диагностика знаний обучающихся по теоритическим вопросам проводится с помощью тестов, викторин, игр и пр. Сформированность практических навыков проверяется с помощью исследовательских работ, проектной деятельности и пр.
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:
- низкий уровень: обучающийся выполняет задания по инструкции, под руководством педагога, без желания участвует в общественно полезных делах;
- средний уровень: обучающийся выполняет задания при консультативной помощи, охотно участвует в общественно полезных делах, но сам не проявляет инициативы;
- высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации общественно полезных дел.
Диагностический материал
Диагностический материал дает возможность определить уровень знаний на начало освоения программы и на конец пройденного обучения всей программы «Юный математик».
Для более продуктивного изучение материала по данной программе, ученик проходит входную диагностику. Где устно отвечают на самые элементарные ходовые поставленные. Также диагностика проводится после прохождения каждой темы с целью выяснить насколько эффективно прошло обучение этой темы. Варианты промежуточной диагностике разнообразны: устные опросы, письменные ответы на вопросы, чтение, тест, викторины, проекты и пр. Итоговая диагностика проводится в виде итогового проекта. Для реализации проекта обучающиеся применяют все накопленные знания.
Календарно-учебный график на 2023-24 учебный год
Месяц | № | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание |
Раздел 1. Числовые выражения | |||||||
Октябрь | 1 | 1 | Числовые выражения. | Теория. | 1 | - | Вводный урок. |
2 | 1 | Составление числовых выражений. | Практика. | 1 | Опрос | - | |
3 | 8 | Игра «По следам чисел» | Игра. | 1 | - | Игровое мероприятие | |
4 | 8 | Выражения, не имеющие смысла. | Практика. | 1 | - | - | |
5 | 15 | Вычисления числовых выражений. | Практика. | 1 | - | - | |
6 | 15 | Контрольный тест. | Тестирование. | 1 | - | - | |
Раздел 2. Пропорции | |||||||
1 | 22 | Пропорции. | Теория. | 1 | - | Вводный урок. | |
2 | 22 | Составление пропорций. | Практика. | 1 | Обсуждение. | - | |
3 | 29 | Решение задач с пропорциями. | Практика. | 1 | - | - | |
4 | 29 | Решение задач с пропорциями. | Практика. | 1 | Опрос. | - | |
Ноябрь | 5 | 5 | Решение задач с пропорциями. | Практика. | 1 | - | Решение на скорость. |
6 | 5 | Контрольный тест. | Тестирование. | 1 | - | - | |
Раздел 3. Уравнение | |||||||
1 | 12 | Уравнение. | Теория. | 1 | - | Вводный урок. | |
2 | 12 | Составление уравнений. | Практика. | 1 | Опрос. | - | |
3 | 19 | Решение примеров с переменной. | Практика. | 1 | Обсуждение. | - | |
4 | 19 | Решение примеров с переменной. | Практика. | 1 | Задания на логику. | - | |
5 | 26 | День матери | викторина | 1 | - | игровое мероприятие | |
6 | 26 | Уравнения с переменными. | Практика. | 1 | Задания на логику. | - | |
Декабрь | 7 | 3 | Решение задач с переменными. | Практика. | 1 | Задания на логику. | - |
8 | 3 | Составление пропорций с переменной. | Теория и практика. | 1 | Задания на логику. | Презентация. | |
9 | 10 | Решение уравнений. | Теория и практика. | 1 | Практика. | - | |
10 | 10 | Решений уравнений. | Практика. | 1 | Практика. | - | |
11 | 17 | Решение уравнений. | Практика. | 1 | Практика. | - | |
12 | 17 | Уравнения в жизни людей. | Теория и практика. | 1 | Практика. | - | |
13 | 24 | Новогодняя эстафета | брейн-ринг | 1 | - | игровое мероприятие | |
14 | 24 | Уравнения в жизни людей. | Практика. | 1 | Практика. | - | |
Январь | 15 | 14 | Поиск ошибок в уравнениях. | Практика. | 1 | Практика. | Рабочие листы. |
16 | 14 | Проверка уравнений. | Практика. | 1 | - | - | |
17 | 21 | Решение нестандартных уравнений. | Практика. | 1 | - | - | |
18 | 21 | Решение уравнений в два действия. | Практика. | 1 | - | - | |
19 | 28 | День снятия блокады с Ленинграда | Урок памяти | 1 | - | - | |
20
| 28 | Контрольная работа. | Контрольная | 1 | - | - | |
Февраль | Раздел 4. Решение задач | ||||||
1 | 4 | Задачи. История возникновения. | Теория. | 1 | - | Вводный урок. | |
2 | 4 | Решение задач на скорость. | Практика. | 1 | Опрос. | - | |
3 | 11 | Решение задач на время. | Практика. | 1 | - | Составление рисунков. | |
4 | 11 | Решение задач. Поиск пути. | Практика. | 1 | - | Составление схем. | |
5 | 18 | Решение задач. | Практика. | 1 | - | Составление условий. | |
6 | 18 | День Защитника Отечества | Творческий урок | 1 | - | Изготовление открытки | |
7 | 25 | Решение задач на количество. | Практика. | 1 | - | - | |
8 | 25 | Решение задач на вес. | Практика. | 1 | - | - | |
Март | 9 | 4 | Решение нестандартных задач. | Практика. | 1 | - | - |
10 | 4 | Международный Женский день | Творческий урок | 1 | - | Изготовление подарка | |
11 | 11 | Решение жизненных задач. | Теория. Практика. | 1 | - | Примеры из жизни. | |
12 | 11 | Решение жизненных задач. | Практика. | 1 | - | - | |
13 | 18 | Решение жизненных задач. | Практика. | 1 | - | - | |
14 | 18 | Решение жизненных задач. | Практика. | 1 | - | - | |
15 | 25 | Решение задач с элементами финансовой грамотности. | Теория. Практика. | 1 | - | Введение в понятие финансовая грамотность | |
16 | 25 | Решение задач с элементами финансовой грамотности. | - | 1 | - | - | |
Апрель | 17 | 1 | Решение задач с элементами финансовой грамотности. | - | 1 | - | - |
18 | 1 | Решение задач с элементами финансовой грамотности. | Викторина. | 1 | - |
| |
19 | 8 | День Космонавтики | Викторина | 1 | - | Интеллектуальное мероприятие | |
20 | 8 | Решение задач с элементами финансовой грамотности. | - | 1 | - | - | |
21 | 15 | Решение задач с элементами финансовой грамотности. | - | 1 | - | - | |
22 | 15 | Контрольная работа. |
| 1 | Контроль. |
| |
Раздел 5. Вероятность и статистика | |||||||
1 | 22 | Вероятность и статистика. | Теория. | 1 | - | Вводный урок. | |
2 | 22 | Составление таблиц. | Практика. | 1 | - | - | |
3 | 29 | Составление диаграмм. | Практика. | 1 | - | - | |
4 | 29 | Составление графиков. | Практика. | 1 | - | - | |
Май | 5 | 6 | Контрольная работа. | Тест. | 1 | Контроль | - |
6 | 6 | День Победы | патриотический урок | 1 | - | - | |
Раздел 6. Линейные уравнения | |||||||
1 | 13 | Линейные уравнения. | Теория. | 1 | - | Вводный урок. | |
2 | 13 | Составление графиков. | Практика. | 1 | Опрос. | - | |
3 | 20 | Составление систем. | Практика. | 1 | Презентация. | - | |
4 | 20 | Решение задач в системе. | Практика. | 1 | - | - | |
5 | 27 | Решение задач с двумя неизвестными. | Практика. | 1 | - | - | |
6 | 27 | Защита проекта. | Практика. | 1 | - | - |
Список учебной литературы
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов:
1. Алгебра. 7 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация / под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2017.
2. Л.Ф. Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2018г.
3. А.В. Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г.
4. А.В. Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2017г.
5. В.А. Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2019г.
6. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2017г.
7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки / под редакцией Потапова М.К. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2018г.
www.fipi.ru
http://matematika.ucoz.com/
http://uztest.ru/
http://www.ege.edu.ru/
Для ученика:
Приложение: контрольно-измерительные материалы
1. Тест №1. Числовые выражения.
2. Тест №2. Пропорции.
3. Тест №3. Уравнения.
4. Тест №4. Решение задач.
5. Тест №5. Вероятность и статистика.
6. Тест №6. Линейные уравнения.
7. Проектная работа.
8. Годовая итоговая контрольная работа.