СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Дорога в будущеее

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана для работы с обучающимися клубов МБУ ДО "ЦРДМ" в возрасте 8-18 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа Дорога в будущеее»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития детей и молодежи» города Смоленска









































ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»















Разработали:

социальный педагог Горькова О.А.

социальный педагог Егорова М.В.



























Смоленск,

2017

    1. Пояснительная записка

Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Дорога в будущее» разработана в соответствии с теоретическими и практическими исследованиями по социализации детей и подростков.

Гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью является стержневой проблемой общественного развития. Особенно актуальна данная проблема для подросткового периода, так как именно в юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой либо способствуют, либо препятствуют успешной социализации молодого человека, и в существенной мере зависят от степени педагогизации окружающей среды.

Дети и подростки – это та категория молодежи, которая требует особого, трепетного отношения к себе. За относительно короткий срок подростки несколько раз переживают смену своего социально-демографического статуса: от подросткового возраста и сопряженных с ним ограничений в трудовом, гражданском, политическом и семейном праве до становления полноправными гражданами РФ с достижением совершеннолетия. Коренные изменения в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни российского общества повлияли как на внутренний мир, так и на социальное самочувствие современной молодежи. В ее чертах просматривается пассивность, инертность, высокий уровень конфликтности, агрессивности, склонность к девиантным формам поведения, снижение оптимизма, патриотизма, мотивации к учебной и трудовой деятельности. Серьезное обострение проблем социальной и психической дезадаптации детей и подростков приводит к увеличению форм саморазрушающего поведения. Создание оптимальных условий взросления подрастающего поколения – задача любого общества, думающего о своем будущем.

Современные социально-психологические исследования, посвященные подрастающему поколению, рассматривают особенности социализации, адаптации молодых людей, систему ценностных ориентаций и мотивацию деятельности, условия вхождения в различные социальные общности, социальную активность. Проблемами и вопросами социализации молодежи занимались такие исследователи, как Брим О., Берксон Б., Выготский Л.С., Гальперин П.Л., Дмитриев А.В., Зубок Ю.А., Эльконин Д.Б., Иконникова С.Н., Ищенко Т.В., Колесников Ю.С., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Лисовский В.Т., Макаренко А.С., Мудрик А.В., Мунди Д., Мацковский М.С., Мид Дж. Г., Парсонс Т., Парыгин Б.Д., Рубинштейн С.Л., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Сухомлинский В.А., Семенов В.Е., Салливан Г., Скиннер Б., Чупрова В.И. и др.

Социализация – это процесс усвоения жизненных навыков, мотивов, ценностей, убеждений и социальных норм. Субъектами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс: родители, сверстники, педагоги, соседи, школа, клуб, телевидение и другие СМИ. Все они оказывают на ребенка большое влияние, но семья, как правило, является наиболее значимой частью мира подростка. При неблагополучии семьи, отсутствии должного родительского внимания у ребенка больше шансов оказаться в «группе риска», поэтому альтернативное положительное окружение играет компенсаторную роль. В связи с этим большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования. С этой точки зрения значение клубов по месту жительства огромно, поскольку именно здесь под руководством педагога формируются необходимые в обществе навыки и социально-значимые качества личности: толерантность, правила бесконфликтного общения, умение слушать и слышать другого и формулировать мысли, понимание вредных привычек и их последствий.

«Целью социализации, - по мнению М.С. Мацковского,- является всесторонняя подготовка детей и подростков к выполнению тех сложных ролей, которые им предстоит играть в обществе в будущем».

Таким образом, актуальность программы «Дорога в будущее» обусловлена необходимостью личностного развития подростков с целью их последующей успешной социализации и полной интеграции в социальную систему.

Отличительной особенностью данной программы является то, что социализация личности ребенка в учреждении дополнительного образования как показывает многолетний опыт работы социального педагога, является формирование трех ключевых компетенций воспитанников:

  • коммуникативной;

  • гражданско-правовой;

  • валеологической.

В современной модели образования коммуникативная компетенция названа одной из базовых компетентностей современного человека, так как выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений, позволяющих правильно строить свое поведение и управлять им в соответствии с задачами общения.

Гражданско-правовая компетенция подразумевает способность и готовность человека быть активным членом общества, знать и понимать свои гражданские права и обязанности, применять свои знания и умения на практике, оптимально функционировать в системе общественных отношений.

Валеологическая компетенция означает наличие у подростка определенных знаний по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни, способность к нравственному, духовному и физическому саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, все вышеперечисленные компетенции играют немаловажную роль в социализации личности подростка. Именно поэтому данная социально-педагогическая программа ориентирована на приобретение знаний и развитие таких социально-значимых качеств подростка, которые помогут ему в дальнейшем наиболее успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Цель программы: создание условий для успешной социализации обучающихся клубов по месту жительства посредством формирования коммуникативной, гражданско-правовой и валеологической компетенций подростков.

Достижение поставленной цели программы осуществляется путем решения следующих задач, которые можно условно разделить на три основные группы:

Задачи

образовательные:

  • предоставить информацию подросткам, посещающим клубы по месту жительства, об основных нормативно-правовых документах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;

  • научить анализировать ситуацию с позиции другого человека;

  • обучить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов;

  • сформировать у подростков представление о функциях и значении общения в повседневной жизни человека;

  • формирование у подростков мотивации  к здоровому образу жизни и расширению резервных возможностей организма;



воспитательные:

  • формировать у обучающихся чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

  • создать условия для формирования правового самосознания и патриотических чувств обучающихся Центра, развития потребности к активному изучению отрасли права;

  • усилить профилактическую работу по предупреждению асоциального поведения подростков;

  • формировать у детей и подростков, посещающих клубы по месту жительства гражданского самосознания, законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и семье, развитие толерантности;

  • воспитание бережного, ответственного отношения подростков к своему здоровью как к важной общечеловеческой ценности;



развивающие:

  • способствовать адаптации личности ребенка к жизни в обществе, социуме;

  • способствовать осознанию многообразия проявлений личности в процессе взаимодействия;

  • повышать самооценку подростка через получение позитивной обратной связи;

  • способствовать развитию у обучающихся умения в различных жизненных ситуациях осознавать границы свободы и ответственности;

  • формирование активной жизненной позиции обучающихся Центра;

  • формирование навыков сопротивления социальному давлению;

  • развитие у подростков устойчивой мотивации к отказу от аддиктивных форм поведения.



Программа рассчитана на 8 занятий в год для детей и подростков клубов по месту жительства. Длительность каждого занятия составляет 45 минут с обязательным перерывом не менее 10 минут (согласно СанПиН). Сроки реализации программы – один учебный год.

Возраст детей: 8 – 18 лет


  1. Календарно-тематический план

п/п

Тема социально-педагогического занятия

Цель занятия

Кол-во

часов

Раздел I Путешествие в мир общения

сентябрь

1.1




«Будем знакомы!»






- презентация программы;

- знакомство с участниками группы и кругом их интересов; сплочение, командообразования обучающихся, создание доброжелательной атмосферы в группе.


1

октябрь

1.2

«Общение в моей жизни»


- формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности;

-  формирование представления о приемах позитивного и эффективного общения, умения слушать и слышать, осознание собственной уникальности и неповторимости, развитие уверенности в себе;

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

1

ноябрь

1.3

«Конфликты и способы их преодоления»

  1. – ознакомление с понятием «конфликт», изучение причин конфликта, рассмотрение его положительных и отрицательных сторон;

  2. - ознакомление обучающихся со способами выхода из конфликтных ситуаций;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

1

Раздел II Подросток и закон

декабрь

2.1

«Мои права и обязанности»

- ознакомление с понятиями: «права», «обязанность», «ответственность»;

- предоставление информации об основных нормативно-правовых документах, регулирующих и защищающих жизнедеятельность несовершеннолетних, с учетом различных возрастных этапов;

- формирование правового мировоззрения, правовой культуры и грамотности у обучающихся.

1

январь

2.2




«Подросток и закон»

  • - формирование правовой культуры обучающихся;

  • - развитие представления о последствиях противоправных деяний, воспитание чувство ответственности за свои поступки;

  • - оказание помощи в осмыслении практического применения действующих законов;

  • - формирование навыков безопасного поведения в обществе.

1

февраль

2.3

Брейн-ринг

«Знатоки права»

- закрепление полученных правовых знаний;

- формирование в неформальной, игровой обстановке у обучающихся правовой культуры и грамотности, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма;

- формирование навыков практического использования знаний;  развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

1

Раздел III Радуга здоровья

март

3.1

«Поговорим о здоровье»

- сформировать у детей и подростков представление о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни» и «здоровый человек» в физическом, социальном и психическом аспекте;

- формирование навыков ведения здорового образа жизни, воспитание бережного, ответственного отношения к своему здоровью как к важной общечеловеческой ценности.

1

апрель

3.2

«Мир без вредных привычек»


- формирование у обучающихся культуры здоровья и здорового образа жизни, активной жизненной позиции, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам;

- формирования  негативного отношения воспитанников  к «вредным» привычкам, осмысление опасности «вредных» привычек для здоровья человека, воспитание личной ответственности за свое поведение;

- отработка навыков уверенного поведения через умение отстаивания своей позиции, умения сказать «нет»;

- воспитание способности правильного выбора между здоровым образом жизни и вредными привычками

- создать условия для предупреждения девиантного поведения.

1



  1. Содержание программы

В соответствии с поставленными целями программа делится на три раздела:

  1. Путешествие в мир общения (направленный на развитие коммуникативных навыков обучающихся)

  2. Подросток и закон (направленный на повышение правовой культуры и грамотности обучающихся)

  3. Радуга здоровья (направленный на формирование здорового образа жизни обучающихся)



  1. Прогнозируемые результаты программы



  1. Раздел «Путешествие в мир общения»:

  • владение  элементарными  социально-психологическими знаниями в области теории личности и общения;

  • осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;

  • повышение уровня понимания другого человека, толерантности;

  • умение бесконфликтного и эффективного общения, выражения своих негативных эмоций в социально приемлемых способах;

  • практическое использование навыков конструктивного общения.


  1. Раздел «Подросток и закон»:


  • повышение правовой информированности, знание основных нормативных документов, регулирующих и защищающих жизнедеятельность подростков;

  • умение различать понятия «правонарушение» и «преступление», знание видов юридической ответственности;

  • повышение уровня ответственности обучающихся Центра за свои действия и поступки;

  • снижение числа подростков, склонных к асоциальному поведению, среди обучающихся клубов по месту жительства.




  1. Раздел «Радуга здоровья»:


  • повышение уровня информированности подростков о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека;

  • владение навыками здорового образа жизни;

  • умение противостоять давлению со стороны, четко отстаивать собственную позицию;

  • уменьшение числа подростков, склонных к аддиктивному поведению, среди обучающихся клубов по месту жительства.



С целью выявления эффективности программы «Дорога в будущее» в начале и конце учебного года будут проведены соответствующие исследования, направленные на определение уровня и выявление динамики развития коммуникативной, гражданско-правовой и валеологической компетенций обучающихся клубов по месту жительства МБУ ДО «ЦРДМ».


Перечень методик:

  • Наблюдение;

  • Опрос;

  • Индивидуальные и групповые беседы;

  • Диагностика коммуникативных склонностей (Кос-2)- (Приложение №1)

  • Комплексная диагностика коммуникативных навыков, уровня гражданско-правовой и валеологической культуры обучающихся клубов по месту жительства (Приложение №2)



  1. Условия реализации программы

5.1 Ресурсное обеспечение – МБУ ДО «ЦРДМ», клубы по месту жительства.

5.2 Методическое обеспечение:

5.1 Формы работы:

  • Индивидуальная (консультации) – это, прежде всего, информация, которую получают воспитанники Центра от специалистов по любым интересующим вопросам. Предполагает прямой, честный и глубокий разговор,  помогает подростку разобраться в себе, снять остроту переживаний, осознать причинно-следственные связи происходящего;

  • Парная работа;

  • Групповая работа - это уникальное средство социализации подростков. Работая в группе, подросток обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения.

В работе по данной программе приоритет отдается групповой форме работе, что не исключает индивидуального подхода, возможности индивидуальных консультаций.

5.2 Методы работы:

  • социально-педагогические занятия с элементами психологического тренинга;

  • дискуссии;

  • диспуты;

  • беседы;

  • мини-лекции;

  • игровые методы;

  • мозговые штурмы;

  • круглые столы;

  • ролевые игры.

Для проведения занятия группа, как правило, рассаживается в круг. Члены группы имеют возможность активно принимать участие в работе группы. Они могут высказывать собственное мнение, не подвергаясь критике, участвовать в активном обсуждении поднимаемых на занятии вопросов, в упражнениях, "мозговом штурме", групповых дискуссиях. Причем участие является добровольным. Ведущий не принуждает подростка при его отказе отвечать на вопросы или выполнять упражнения, но всячески поощряет его.

5.4 Примерная структура занятия по теме:

Каждое занятие программы состоит из следующих частей:

  1. Вводная часть:

Начало занятия предполагает ритуал приветствия, который позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия, обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу.

Разминка – настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка проводится не только вначале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности.

Выработка правил работы в группе:

  • принцип добровольного участия в работе группы – касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом;

  • принцип равноправного участия каждого подростка в работе группы;

  • общение по принципу «здесь и теперь» – во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе;

  • правило «микрофона», т.е. один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные слушают;

  • персонификация высказываний – отказ от безличных слов и выражений («Большинство людей считают, что...», «Некоторые из нас думают...»), которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...». Каждый участник занятия говорит только от своего имени и только лично кому-то. Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач занятий по программе – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть;

  • принцип отсутствия критики и безоценочности высказываний;

  • искренность в общении;

  • принцип позитивной обратной связи;

  1. Основная часть:

Содержание занятия – представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие и формирование конкретных социальных навыков в соответствии с темой занятия.

  1. Заключительная часть:

Рефлексия – предполагает обмен мнениями и впечатлениями о проведенном занятии.

Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.



  1. Список использованной литературы



  1. Вырывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.

  2. Гражданско-правовое воспитание школьников. 8-11 классы. Методические рекомендации. Разработки мероприятий. Информационный материал. Диагностика. Методическое пособие/ О.А. Северина. - М.: Глобус, 2010.- 256с.

  3. Защищая детство/ сост. Т.Е. Заводова, О.А. Хаткевич.- Мн.: Красико-Принт, 2005.- 128с.

  4. Искусство вести за собой…Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ Под ред.д.п.н. С.В. Тетерского.- М.:АРКТИКА,2007.-96с.

  5. Кипнис М./ Тренинг коммуникации._М.: Ось-89, 2005.-128с.

  6. Права ребенка/Астахов П.А. – М.: Эксмо, 2010.- 176с.

  7. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В. Гордеева.- Волгоград: Учитель, 2007.- 207с.

  8. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.- метод.пособие .- М.: ВЛАДОС, 2004.- 144с.

  9. Работа с неполными семьями/ авт.-сост. Н.А. Сохранная.- Минск: Красико-Принт, 2006.- 176с.

  10. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.- 3-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИКА, 2006.- 72с.

  11. Сизонов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: ВАКО, 2004, - 272 с.

  12. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2007.- 176с.

  13. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы._ М.: ВАКО, 2006.- 256с.

  14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- 2-е изд., доп.- М.: Психотерепия, 2009.- 544с.

  15. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности.- М.: Ось-89, 2004.- 80с.

  16. Групповая психокоррекция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития/ Т.В. Эксакусто, О.Н. Исмтратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 254с.

  17. Кузнецова Л.В.Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России. /Автореферат- 2006. (PDF)



Интернет - источники:



18.Алиева, М.А. Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. Г. Травникова; под ред. Е.Г. Трошихиной- URL: http://unesco.edusite.ru/book/development_training.pdf



19.Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка-

URL: http://pedlib.ru/Books/3/0481/3_0481-1.shtml



20.Кипнис, М. Тренинг коммуникации -URL:http://zav.ansya.ru/health/trening-kommunikacii/main.html

21.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека- URL:http://pedlib.ru/Books/6/0349/6_0349-1.shtml



22.Кон, И.С. Психология ранней юности - URL:http://seksologiya.org/book19.html



23.Подковко Е.Н., Селезнёва Н.Г. Социально-педагогические условия организации деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения -URL:http://psychology.snauka.ru/2012/05/53

24.Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе.- URL: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_3218.pdf

25.Психология здоровья. Проблемы и перспективы. http://psypress.ru/articles/25199.shtml

26.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. http://www.grandars.ru/college/medicina/vrednye-privychki.html

27.Вредные привычки и их последствия. http://nikshcola.ucoz.ru/doc/vrednye_privychki_i_ikh_vlijanie_na_zdorove.html