Муниципальное образовательное учреждение
Лаишевская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
«Начальная школа» ____________М.С. Буянкина __________Е.С Зацепина
Протокол №__от _________2018г. «____»______________2018г. «____»_________2018г.
«Школа будущих первоклассников»
программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Направление: естественнонаучное
(для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет)
Программу составила:
Рубцова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
г. Ульяновск
2018 г.
Пояснительная записка
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Рабочая программа «Школа будущего первоклассника» разработана:
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы дошкольного образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
разработана на основе авторской программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» - М.: Просвещение
Цель программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.
Программа рассчитана на 24 недели. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с октября по май текущего учебного года. В один день – 3 занятия. Общее количество – 96 часов.
Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,
заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе. В предлагаемой программе сделана попытка объединить несколько задач по предшкольной подготовке.
Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические формы работы с детьми и их родителями: экскурсии, родительские собрания, лектории, консультации, игровые занятия и т.д.
Принципы:
Доступность. Заключается в том, что обучение в школе предшкольной подготовки предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.
Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.
Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения учащегося со стороны ведущего группы, чтобы успех ребят переживался ими как радость.
Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой.
Открытость. Заключается в том, что в школе предшкольной подготовки работают педагоги разной специфики по программам, которые одобрены педагогическим советом или прошедшие экспертизу.
Добровольность. Заключается в том, что в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.
Ожидаемые результаты:
обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;
сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;
повышение уровня педагогической компетентности родителей;
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.
Пользователи программы.
Пользователями программы являются:
Воспитанники дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы, готовящиеся к поступлению в школу;
Родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
Учителя начальных классов;
Администрация школы;
Программа «Школа будущих первоклассников» строится по шести направлениям:
Занимательная математика и логика.
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитию речи.
Окружающий мир и культура поведения.
Занятия с психологом
Изобразительное искусство
Конструирование
Учебный план.
№ | Название направления | Количество часов |
1 | Занимательная математика и логика. | 24 |
2 | Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | 24 |
3 | Окружающий мир и культура поведения | 18 |
4 | Изобразительное искусство | 3 |
5 | Конструирование | 3 |
6 | Занятия с психологом «Ступеньки к школе» | 24 |
Итого: | 96 |
Занятия проводятся по субботам по 3 занятия длительностью 25 минут каждое. Период реализации – октябрь – май
Кроме того, для достижения поставленных целей проводится подготовительная и текущая работа с родителями (лицами их заменяющими):
Срок | Мероприятие |
сентябрь | Подготовка информационных буклетов для дошкольных образовательных учреждений о школе предшкольной подготовки. Приём документов для зачисления в школу предшкольной подготовки. Предварительные индивидуальные беседы по запросу родителей. Торжественное открытие школы будущего первоклассника. |
Октябрь - апрель | Индивидуальные беседы, консультации по запросу родителей с администрацией школы, психолога. |
Март | Подготовка информации для ДОУ об условиях приёма в 1 класс. |
апрель | Дни открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей. |
Подготовка информационного буклета для родителей о учебно-методических комплектах реализуемых в будущем учебном году. |
Апрель - май | Приём документов в 1 класс. |
Май | Торжественное закрытые школы будущего первоклассника |
Содержание программы и тематическое планирование по курсу
«Занимательная математика и логика».
Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.
Программой предусмотрено изучение пространственных отношений между предметами, выделение из группы предметов один в соответствии с обозначенными свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства, а так же определять местоположение предметов в пространстве.
Основу начального курса математики составляют представление о натуральном числе и 0, (числа от 1 до 10), чисел второго десятка.
Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.
Неотъемлемая часть обучения математике является развитие высших психических процессов. В связи с этим в курс обучения математике включены элементы логики.
Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность детей на занятиях.
Задачи обучения математике:
1. Научить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, научить различать и называть цифры в пределах 10, числа второго десятка, устанавливать равенства и неравенства.
2. Учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке
3. Знакомить с геометрическими фигурами. Учить конструированию с этими фигурами
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве
5. Развивать мыслительные операции.
Тематическое планирование по курсу
«Занимательная математика и логика»
№ Занятия | Тема занятия | Часы |
Элементы математики | Элементы логики |
-
| Числа и цифры вокруг нас. Как хорошо уметь считать! | Обобщение и классификация «Найди лишнее» | 1 |
-
| Знакомство с клеточкой. | Обобщение и классификация «Помоги Карандашу пройти через «лес»» | 1 |
-
| Число и цифра 1. | Смысловое соотнесение картинки и слова. | 1 |
-
| Сравниваем: больше, меньше, столько же. | Обобщение и классификация. Восстановление пазлов | 1 |
-
| Число и цифра 2 | Систематизация. Найди на числовой ленте число, для написания которого нужна цифра 2. | 1 |
-
| Точка. Линия | Смысловое соотнесение. Дополнение предмета рисунком по смыслу. | 1 |
-
| Число и цифра 3 | Сравнение предметов по элементам. | 1 |
-
| Знаки сложения и вычитания. | Сравнение. Продолжи раскрашивать предметы, соблюдая порядок. | 1 |
-
| Число и цифра 4. | Выполнение упражнений на 4 счета. | 1 |
-
| Четыре времени года | Систематизация. Собери свой скворечник. | 1 |
-
| Число и цифра 5 | Игра «Отгадай загадки» | 1 |
-
| Вокруг нас опять – число пять! | Сравнение. | 1 |
-
| Увеличиваем и уменьшаем числа на 1. | Образование слов, в которых есть название чисел. | 1 |
-
| Число и цифра 6. | Анализ и синтез. Смысловое соотнесение | 1 |
-
| Предметов не счесть, где есть число шесть! | Анализ и синтез. Деление на группы по 1 признаку. | 1 |
-
| Луч. Отрезок | Умозаключения. Подбор подходящей картинки по смыслу из предложенных. Смысловые пары | |
-
| Число и цифра 7. | Последовательность событий.. | 1 |
-
| Неделя полезных дел | Последовательность событий. | 1 |
-
| Число и цифра 8. | Последовательность событий. | 1 |
-
| Как и чем можно измерять длину. | Последовательность событий. | |
-
| Число и цифра 9. | Сравнение. Продолжи бордюр, соблюдая последовательность. | 1 |
-
| Число и цифра 0. | Умозаключения. Подбор подходящей картинки по смыслу из предложенных. Смысловые пары | 1 |
-
| Знакомство с десятком. | Умозаключения. Логические задачи. | 1 |
-
| Число 11. Число 12 и другие числа второго десятка. | Подбери подходящим числа к данным иллюстрациям. | 1 |
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
Количество и счет.
Дети должны знать:
- Название чисел в пределах 10;
- Соседей чисел в пределах 10
Дети должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10;
- устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
Величина.
Дети должны уметь:
- сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте0;
- выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
-сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
-измерять длину предметов с помощью условной единицы.
Ориентировка в пространстве.
Дети должны уметь:
- выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим предметам;
-уметь ориентироваться на листе бумаги.
Литература к курсу «Занимательная математика и логика»:
Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. В мире чисел и цифр: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. –М: Астрель, 2016(Планета знаний. Предшкольная пора)
Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003.
Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М. - 2013
Содержание программы и тематическое планирование по курсу
«Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи».
Курс «Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму и развитие связной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково еѐ назначение, ее особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. В программе предусмотрены словарная работа в виде слов для звукового анализа, а так же развития активного словарного запаса путём работы над лексическим значением слов.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает систему упражнений для подготовки к письму путём выполнения штриховки в разных направлениях и видах, раскрашивании, конструирования букв из различного материала с обязательным проведением пальчиковой гимнастики.
Развитие связной речи – неотъемлемая часть подготовки детей к чтению и письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
Таким образом, курс «Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи» решает задачи подготовки детей к обучению чтения, письму и совершенствованию связной речи ребенка.
В планировании представлены элементы двух разделов «Обучение грамоте (слоговому чтению)» и «Развитие речи». Предусмотрены слова для проведения словарной работы, которая заключается в выделении необходимого звука, проведении лексической работы, составлении словосочетаний, предложений и другой работы, направленной на развитие речи воспитанников.
№ занятия | Тема занятия | |
Элементы грамоты (слогового чтения) | Элементы развития речи | Часы |
1 | Мир полон звуков. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | Произношение звуков природы. | 1 |
2 | Знакомство с предложением. | Составление рассказа по сюжетным картинкам | 1 |
3 | Гласный звук [а]. Буквы Аа. Открываем театр. | Разыгрывание второй сценки. | 1 |
4 | Согласные звуки [м], [м']. Буквы Мм. Твердые и мягкие согласные звуки. | Составление рассказа по сюжетным картинкам | 1 |
5 | Гласный звук [у]. Буквы Уу. Знакомство с восклицательным знаком. | Подражание звукам природы. | 1 |
6 | Согласные звуки [н], [н']. Буквы Нн. Большая буква в именах. | Рассказ о предметах, которые используются для безопасности. | 1 |
7 | Гласный звук [о]. Буквы Оо. Использование в речи слов он, она, оно. | Анализ слов, в которых звук[о] находится в сильной позиции. | 1 |
8 | Согласные звуки [с], [с']. Буквы Сс. «Снежная» страничка. Согласные звуки [з], [з'].Буквы Зз. «Зайкина» страничка. | Составление предложений с данными словами. | 1 |
9 | Гласный звук [ы].Буква ы. «Один - много». Гласный звук [и]. Буквы Ии. Учимся задавать вопросы. | Составление рассказа по иллюстрации. | 1 |
10 | Согласные звуки [л], [л']. Буквы Лл. «Лисичкина» страничка. | Разыгрывание фрагмента сказки «Колобок» | 1 |
11 | Согласные звуки [к], [к']. Буквы Кк. Учимся образовывать слова. | Образование слов с помощью суффиксов -ок- или –ик- | 1 |
12 | Согласные звуки [р], [р']. Буквы Рр. Страничка юного техника. | Рассказ о марках автомобиле | 1 |
13 | Согласный звук [й']. Буквы Йй. В гостях у доктора Айболита | Работа с предложениями | 1 |
14 | Согласные звуки [т], [т'].Буквы Тт. Согласные звуки [д], [д']. Буквы Дд. Домашние питомцы. | Игра «Живые буквы» | 1 |
15 | Согласные звуки [в], [в']. Буквы Вв. Страничка о воде. Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Фф. | Словарная работа слов: водопад, снегопад, вертолет, ледокол и т.д. | 1 |
16 | Гласный звук [э]. Буквы Ээ. | Заучивание стихотворения «Эхо» | 1 |
17 | Согласные звуки [б], [б']. Буквы Бб. Согласные звуки [п], [п']. Буквы Пп. | Игры «Словарная перекличка», «Доскажи словечко» | 1 |
18 | Согласные звуки [г], [г']. Буквы Гг. | Восстановление эпизодов по картинкам | 1 |
19 | Согласный звук [ш]. Буквы Шш. Согласный звук [ж]. Буквы Жж. | Составление рассказа о шарах и шариках. | 1 |
20 | Буквы Ее. Буквы Ёё. | Разыгрывание различных ситуаций | 1 |
21 | Буквы Яя. Буквы Юю | Работа над словом «язык» | 1 |
22 | Звуки [х], [х']. Буквы Хх | Работа над пословицами | |
23 | Звук [ц]. Буквы Цц. | Восстановление иллюстраций к сказкам. | 1 |
24 | Звук [ч']. Буквы Чч. Звук [щ'].Буквы Щщ. | Заучивание считалки | 1 |
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
- правильно произносить все звуки;
- выделять из слов звуки, определять их место в слове ( вначале, в середине, в конце;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- произносить слова по слогам;
- выделять слова и предложения из речи;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- раскрывать смысл несложных слов в том числе этнического характера;
- давать описания знакомого предмета;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
Литература к курсу «Обучение грамоте и развитие моторики рук»:
Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе – М:Астрель, 2016 (Планета Знаний. Предшкольная пора)
Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». – «Росмэн-Пресс»,2009
Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. - Издательский дом «Литера»: 2004.
Клементович Т.Ф. Я учусь писать красиво. - Издательский дом «Литера»: 2004.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2000 простых заданий. Буквы, слоги, слова. – Издательство «Астрель», 2008.
Содержание и тематическое планирование курса
«Окружающий мир и культура поведения»
В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача, решаемая на занятиях – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. У детей формируются элементарные понятия: «символ», «страна», «деревья», «семья», «транспорт», «режим», «этикет», «погодные явления», «правила поведения» и др,
Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
Задачи обучению окружающего мира и развитию речи
Расширение и уточнение представления детей об окружающей среде, себе, окружающих людях.
Развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
Воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;
Обогащение активного словаря дошкольников.
№ занятия | Тема занятия | Часы |
Элементы знаний по окружающему миру | Элементы культуры поведения |
1 | Мир вокруг нас. Времена года. Приметы. Времена и месяцы года. | Знание об окружающем мире | 1 |
2 | Дни недели. Части суток. | Основные правила поведения при отсчете времени | 1 |
3 | Природа живая и неживая. | Бережное отношение к природе | 1 |
4 | Предметный мир. Игрушки. Школьные принадлежности. | Бережное отношение к предметам, которые нас окружают | 1 |
5 | Мы живем в России | Правильное называние символов страны. Бережное отношение к имуществу государства. | 1 |
6 | Моя семья. С кем я живу. | Правильное называние своего полного имени, имен своих родных. Бережное отношение к членам своей семьи. Правила общения в семье. | 1 |
7 | Время и режим дня. | Составление режима дня. | 1 |
8 | Как устроен человек | Роль человека в окружающем мире. Основы личной гигиены | 1 |
9 | Правила поведения в общественных местах. | Основные правила поведения в общественных местах: в транспорте, театре, кинотеатре, библиотеке, магазине, парке, лесу. Поведение на уроке, на перемене, в школьной столовой. | 1 |
10 | Учимся выражать свои мысли. Противоречие «люблю- не люблю» | Корректное выражение своих эмоций | 1 |
11 | Творчество русского народа: сказки, легенды, предания, игры | Интерес к культуре своего народа | 1 |
12 | Приглашаем на день рождения! Ждем гостей. | Роль хозяев в приеме гостей; правила поведения в гостях; поведение за столом; каким должен быть подарок и как его дарить. | 1 |
13 | Зачем человек общается. Вежливые слова. | Вежливые слова и выражения, их использование в речи. Народные традиции в речевом этикете. | 1 |
14 | Учимся вести диалог. Высказываем свои мысли. | Вежливые слова и выражения в использовании своей речи | 1 |
15 | Учимся вести монолог. Высказываем свои мысли. | Вежливые слова и выражения в использовании своей речи | 1 |
16 | Экскурсия на почту | Умения писать письма, оформлять конверты | 1 |
17 | «Мой любимый праздник» | Умение вести себя в общественных местах и на мероприятиях | 1 |
18 | День Победы | Патриотическое воспитание | 1 |
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- называть страну и город, где живём;
- называть примеры видов транспорта;
- называть своё полное имя и имена членов семьи;
- знать, зачем нужно соблюдать режим дня;
- знать основные части тела человека;
- знать, зачем соблюдать чистоту и правильно питаться;
- знать, как одеваться в школе;
- знать и применять правила поведения в общественных местах;
- знать значение общения для человека;
- знать примеры вежливых слов и применять их в зависимости от ситуации.
Литература к курсу «Окружающий мир и развитие речи»
Андрианова Т.М., И.Л. Андрианова. В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе – М:Астрель, 2016 (Планета Знаний. Предшкольная пора)
Кац Э.Э. Литературное чтение: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе – М:Астрель, 2016 (Планета Знаний. Предшкольная пора)
Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М. - 2010
Содержание и тематическое планирование курса
«Изобразительное искусство»
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
№ занятия | Тема занятия | Часы |
1 | Рисование овощей карандашом по представлению. | 1 |
2 | Рисование прозрачных цветных шаров. | 1 |
3 | Моя любимая игрушка | 1 |
| | |
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).
- создавать на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Литература к курсу «Изобразительное искусство»
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2014
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
Содержание и тематическое планирование курса
«Конструирование»
Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются: конструирование из бумаги. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, создавать неповторимые изделия.
Бумага – прекрасный материал для детского творчества, особенно если используется для аппликаций, так как аппликация связана с познавательной деятельностью и оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, способствующих развитию сенсорного восприятия, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей и т.д.)
На занятиях выдвигаются следующие задачи:
Научить различать и называть геометрические фигуры;
Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства;
Развивать моторику и координацию движений.
В процессе создания аппликаций работа идет по разным направлениям этого вида творчества.
- МОЗАИЧНАЯ аппликация
- ОБЪЕМНАЯ аппликация
- СИЛУЭТНАЯ аппликация.
-Аппликация из САЛФЕТОК
№ занятия | Тема занятия | Часы |
1 | «Яблочко». Обрывная мозаичная аппликация | 1 |
2 | «Боровичок» Силуэтная аппликация | 1 |
3 | «Вафли и конфеты». Объёмная аппликация. | 1 |
| | |
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ
каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомер, дети учатся правильно называть величинные понятия (длинный – короткий, узкий – широкий, пополам, вчетверо и т.д.)
Литература к курсу «Конструирование»
Васина Н.С. Бумажная симфония – М: Айрис – пресс, 2009
Козлова Ю. забавная аппликация в помощь родителям и воспитателям. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
Петрова И. Объемная аппликация. – М: Детство – пресс, 2007
График занятий по предшкольной подготовке
«Школа будущего первоклассника»
(с октября по декабрь 2018 года)
Дата | Занятие | Учитель, проводивший занятие |
06.10.2018 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
13.10.2018 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Изобразительное искусство | Рубцова О.А. |
20.10.2018 | Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
27.10.2018 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
03.11.2018 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Конструирование | Рубцова О.А. |
10.11.2018 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
17.11.2018 | Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
24.11.2018 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
01.12.2018 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Изобразительное искусство | Рубцова О.А. |
08.12.2018 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
15.12.2018 | Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
22.12.2018 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Конструирование | Рубцова О.А. |
График занятий по предшкольной подготовке
«Школа будущего первоклассника»
(с января по май 2019 года)
Дата | Занятие | Учитель, проводивший занятие |
05.01.2019 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
12.01.2019 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
19.01.2019 | Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
26.01.2019 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
02.02.2019 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
09.02.2019 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
16.02.2019 | Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
23.02.2019 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
02.03.2019 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Изобразительное искусство | Рубцова О.А. |
09.03.2019 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
16.03.2019 | Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
23.03.2019 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
06.04.2019 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
13.04.2019 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
20.04.2019 | Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
27.04.2019 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Конструирование | Рубцова О.А. |
04.05.2019 | Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
11.05.2019 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
18.05.2019 | Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
Занятие с психологом «Ступеньки к школе» | Мамыкина Л.Н. |
25.05.2019 | Окружающий мир и культура поведения | Рубцова О.А. |
| Занимательная математика и логика | Рубцова О.А. |
| Обучение грамоте, слоговому чтению и развитие речи | Рубцова О.А. |
Приложение
Анкета №1
ДОСТАТОЧНО ЛИ ВНИМАНИЯ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?
Все ли Вам нравится в вашем ребенке?
Слышите ли Вы, что ребенок говорит?
Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
Поправляете ли Вы речь малыша?
Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
Хвалите ли Вы малыша?
Смеетесь ли вместе с ним?
Отводите ли каждый день время для чтения ребенку?
Часто ли Вы обнимаете ребенка?
Играете ли вместе?
Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
Знаете ли Вы любимую сказку, книгу, спектакль Вашего малыша?
Ходите ли Вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?
Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
Беседуете ли Вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
Стараетесь ли Вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки?
Есть ли у Вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?
КЛЮЧ. Варианты ответов:
«Да, почти всегда» - 4 балла
«Иногда, может быть» - 2 балла
«Нет, никогда» - 0 баллов
КОЛИЧЕСТВО ВАШИХ БАЛЛОВ.
От 80 до 60 Вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у Вас очень хорошие взаимоотношения, Вам очень хорошо вместе.
От 60 до 30 Очевидно, Вы занятой человек, но, несмотря на это, Вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша.
Меньше 30 Вам стоит задуматься и уделять немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и Вас счастливее.
Анкета №2
«ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
(Овчарова Р. Практическая психология в начальной школе. – М: ТЦ «Сфера»», 1998 г)
Психологическая и социальная готовность к школе (выбрать соответствующее утверждение)
А) Желание учиться в школе.
Ребёнок хочет идти в школу.
Особого желания идти в школу пока нет.
Идти в школу не хочет.
Б) Учебная мотивация.
1) Ребёнок осознаёт важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.
2) Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности ит.д.)
3) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе не видит.
В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.
1) Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя.
2) Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны.
3) Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
Г) Организованность поведения.
1) Поведение организованное.
2) Поведение недостаточно организованное.
3) Поведение неорганизованное.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат.
1) Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчётлива.
2) В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).
3) Ребёнок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Б) Мелкие мышцы рук.
1) Рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами.
2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением.
3) Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость.
1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.
2) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.
3) Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
Г) Координация в системе «глаз-рука».
1) Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).
2) Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями.
3) При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.
Д) Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинка – нелепицах, в картинках со множеством контуров).
1) Соответствует средним показателям возрастной группы.
2) Ниже средних показателей.
3) намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
Развитие познавательной деятельности.
А) Кругозор.
1) Представления о мире достаточно развёрнуты и конкретны, ребёнок может рассказать о стране, городе, в котором живёт, о животных и растениях, временах года.
2) Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3) Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем достаточно отрывочны, бессистемны.
Б) Развитие речи.
1) Речь содержательна, выразительна, грамматически правильная.
2) Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.
3) Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласования, порядок слов, не закончены предложения).
В) Развитие познавательной активности, самостоятельности.
1) Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах.
2) Ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов узок.
3) Уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается , любознательность не проявляется.
Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей).
1) Ребёнок определяет содержание, смысл ( в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознаёт тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2) Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
3) Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребёнок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4) При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д) Произвольность деятельности.
1) Ребёнок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
2) Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.
3) Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
Е) Контроль деятельности.
1) Результаты усилий ребёнка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.
2) Результаты усилий ребёнка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребёнок не может видеть это неполное соответствие.
3) Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребёнок не видит этого несоответствия.
Ж) Темп деятельности.
1) Соответствует средним показателям возрастной группы.
2) Ниже средних показателей возрастной группы.
3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются четвёртым уровнем при оценке большинства показателем третьим.
Анкета №3
"ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ЧТЕНИЮ?"
Чем быстрее ребенок овладеет в школе способностью осознанно читать, тем успешнее он будет учиться. Учить читать малыша необходимо без принуждения. Способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествуют ряд других способностей. Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка читать.
За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.
1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
2. Способен ли их пересказать?
3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки
в книге?
5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
8. Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
9. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
10. Он аккуратно хранит свои любимые книги?
11. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно
им пользуется?
12. Он понимает смысл большинства сложных слов?
13. Чтение для него приносит удовольствие?
14. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?
15. У Вашего малыша нет логопедических проблем?
16. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
17. В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?
18. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
19. Ваш малыш с радостью учится читать?
20. Ваш малыш знает много стихов и песен?
Если сумма баллов составила:
15-20 баллов, то Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.
10-14 баллов свидетельствуют о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.
Менее 10 баллов значат, что пора бить тревогу, ведь Ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.
Анкета №4
"ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ПИСЬМУ?"
Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.
1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?
а) всегда;
б) от случая к случаю;
в) никак не может запомнить.
2. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?
а) с неохотой, но приступив, увлечется;
б) с огромным удовольствием;
в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается.
3. Рисунки Вашего ребенка отличаются:
а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
б) оригинальностью, некоторой размашистостью;
в) аккуратностью и четкостью линий.
4. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:
а) держит ее, как взрослый;
б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
в) держит её непривычным образом, порисует уверенно.
5. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:
а) буквы и предметы соответственно предложенному обращу, соблюдая размеры и форму;
б) изображая с небольшими неточностями;
в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво.
6. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?
а) часто, почти всегда;
б) иногда;
в) никогда, очень редко.
7. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:
а) замечательные поделки;
б) примитивные и очень неаккуратные поделки;
в) самые элементарные вещи с помощью взрослых.
8. Вы считаете, что Ваш ребенок:
а) рассеян, но старается быть аккуратным;
б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам.
9. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:
а) его ловкости можно позавидовать;
б) у него неплохо получается;
в) постоянно путается, совершенно неуклюж.
10. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:
а) мозаику или конструктор;
б) книгу для раскрашивания;
в) куклу, машинку.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Б | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 |
В | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 |
Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу.
10-15 баллов
Вашему ребенку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы его руки (кисти) не натренированы. Возможно, поэтому он избегает письменных работ либо рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких движений руки у ребенка.
16-25 баллов
Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего ребенка достаточно неплохой. Однако не лишним будет развивающие графические занятия.
26-30 баллов
Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая координация графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это обеспечит ему успех при письме.
Анкета №5
"ЗНАЕТ ЛИ РЕБЁНОК ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА?"
Проверив знания и навыки, оценив степень психологической настроенности на обучение, не лишним будет поинтересоваться у ребенка, что он знает о школе. Беседа с малышом поможет Вам определить «проблемы» и оценить его умение рассуждать.
Вашему ребенку необходимо закончить (продолжить) предложение.
1. Оценки бывают…
2. Школьники записывают домашнее задание в…
3. К учителю обращаются по…
4. На уроке поднимают руку, когда…
5. Перемена — это…
6. Урок начинается, когда…
7. Свои школьные принадлежности дети носят в…
8. У школьника есть дневник, а у учителя…
9. На каникулах ученики…
10. Стол, за которым в школе пишут называется…
11. В классе учатся дети, возраст которых…
12. Я буду учиться в школе… лет.
13. Если я хочу выйти в туалет или что-то сказать на уроке, нужно…
14. Учитель пишет мелом задание на…
15. На уроке дети…
КЛЮЧ: Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?
Если Ваш ребенок принципиально верно ответил на:
10-15 вопросов, то Ваш малыш хорошо осведомлен о школьных правилах, поэтому Вы можете быть за него спокойны, так как он без проблем сможет адаптироваться к новой обстановке.
6-9 вопросов, школьные правила малышу известны, но многие могут стать неожиданными с приходом в школу. Некоторые объяснения с Вашей стороны будут полезны.
4-5 вопросов, поиграйте с ребенком в школу, расскажите о правилах поведения, поделитесь своими школьными воспоминаниями.