Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Глажевская средняя общеобразовательная школа»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «С чего начинается Родина»
Подготовила:
Иванова Валентина Николаевна,
учитель истории и обществознания, руководитель историко-краеведческого музея МОУ «Глажевская СОШ»
п. Глажево, 2021 г.
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей «С чего начинается Родина», направлена на совершенствование патриотического сознания обучающихся сельской школы и реализуется посредством тесной взаимосвязи со школьным историко-краеведческим музеем. Большое внимание в работе музея уделяется воспитанию культуры исследовательской деятельности, целью которой является изучение и сохранение культурного наследия, распространение знаний по истории родного края и страны. Реализация программы предполагает тесную взаимосвязь с малой Родиной и социокультурной средой поселка и района.
Программа предусматривает организацию и проведение массовых мероприятий посвященных памятным событиям в истории нашей Родины для
учащихся школы, отражает общие направления работы и конкретные мероприятия.
Еще Д. С. Лихачёв сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и
нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его
прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [3, с.56]. Отношение к родной стране определяется не знанием и не логикой – оно с родни религиозному чувству.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания и развития, снижения патриотического сознания является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. В
современной педагогической литературе тревожно регистрируются факторы,
провоцирующие негативные тенденции в состоянии социального здоровья молодежи, «в первую очередь называют размытость идеалов и социальных ценностей, социально-экономическую стратификацию населения, агрессивность материалов в средствах массовой информации, внедряющих в общественное сознание модели «символического потребления» [4, с.18].
Становление личности связано с усвоением человеком ценностных установок, норм, образцов поведения, которые приняты в семье и обществе. Это
происходит в процессе воспитания и самовоспитания.
Современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе воспитания нового поколения. В настоящее время существует социальный заказ государства на воспитание здорового,
мужественного, смелого, инициативного человека, с активной жизненной и
профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. Постоянные изменения военно-политической обстановки в мире, попытки дестабилизации общества особенно остро ставят вопрос патриотического воспитания.
В современной ситуации развития России, особенно важно возрождение духовности, воспитание молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству. Это понимает и государство, и общество. Необходимо создание системы патриотического воспитания.
« В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками» [8].
В Российской Федерации за последнее десятилетие были приняты важные
попытки обратить внимание на духовно-нравственное воспитание и формирование здорового образа жизни общества.
Национальная доктрина образования в РФ от 16 февраля 2001 г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001- 2005 годы»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и др. документы устанавливали приоритет образования в государственной политике, указывая стратегические цели с преодолением
духовного кризиса, отражали решимость и волю государства принять на себя ответственность за социально-экономического и духовного развития России. Речь шла о распространении и развитии преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, воспитании патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью [5].
Основным документом, определяющим цели и задачи патриотического воспитания в стране сегодня, является государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ № 1493 от 30.12.2015 г.
В стратегии социально-экономического развития Ленинградской области на
период до 2030 года в направлении молодежной политики определена стратегическая цель: «совершенствование патриотического воспитания
молодежи, развитие потенциала молодежи в интересах Ленинградской области» [6].
Концептуальные идеи программы
Д. К. Ушинский писал: «Образования без духовно-нравственного воспитания не должно быть». В высказывании мудрого педагога прослеживается неразрывная связь духовно-нравственного образования и воспитания.
Величайший гуманист XX века А. Швейцер вывел четкую формулу: «Как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики».
В высказывании идет речь о том, что культура, этика, нравственность, мораль – неразрывно связаны. В общеобразовательном учреждении должна быть выстроена система духовно-нравственного воспитания и воспитание культуры и погружение обучающихся в эту культуру без отрыва от этики, где дети принимают знания и воспринимают их как свои. Понимают, что есть культура, этические и моральны нормы, правила жизнедеятельности поведения в обществе, восприятие другой культуры, которую мы принимаем.
В педагогическом словаре Коджаспирова Г. М. дано определение:
ВОСПИТАНИЕ:
- целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;
- целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами;
- целенаправленная, управляемая и открытая система
воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей;
- предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути;
- процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе;
- целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, соц. и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности;
Воспитание духовное — формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.
Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
Взяв за основу вышеперечисленные положения, была выдвинута идея:
создать систему планомерного
подготовка сознания подростка к
воспитания
готовности
подростков, самостоятельно
постепенная
оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Помощь подросткам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными институтами.
Исходя из вышеуказанного определена цель программы: формирование у
обучающихся патриотического сознания, направленного на воспитание личности через знания об истории родного края и страны.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1. Введение просветительского компонента по ознакомлению с историей малой Родины в деятельность школьного музея (проведение экскурсий, массовых мероприятий с участием педагогов, родителей, представителей
местной администрации).
к исследовательской и проектной участия в конкурсной и
2. Приобщение школьников деятельности, активизация деятельности;
экскурсионной
- Формирование личностей, полноценных, нравственных на основе усвоения духовных ценностей;
- Воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения
народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и
его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
- Воспитание в детях привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, любовь к родине, стране, народу – к Отечеству.
- Налаживание механизмов взаимодействия администрации, педагогического коллектива и учащихся в ходе реализации проекта.
Целевая группа – учащиеся среднего и старшего звена.
Направления совместной деятельности программы затрагивают все приоритетные направлеия воспитательной работы школы .
- воспитание нравственных чувств и этического сознания
- формирование ценностного отношения к здоровью и зоровому образу жизни
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду и жизни
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
- воспитание гржданственности, патриотизма
- личностное развитие
Реализация программы предусматривает взаимосвязь с социокультурным потенциалом поселка и района
Комитет по образованию
Добровольческая
Администрация
Киришского
команда
муниципального р-на
п. Глажево
п. Глажево ВВД
Ленинградской обл.
Научное общество
Администрация
учащихся
Краеведческий музей г. Кириши
муниципального образования Киришский муниципальный р-н ЛО
г. Кириши
«Ноосфера»
П/О г. Кириши
Сельская
«Небо
библиотека
п. Глажево
Ленинграда»
П/О г.
ДК Юбилейный
Слободского
«Памяти 311-й СД»
п. Глажево
Предполагаемые результаты Программы
- Воспитание в детях желание совершенствовать окружающую жизнь и умение доводить взятые на себя обязательства до общественно значимого результата.
- Создание условий для занятий детей с разными потребностями и возможностями , развитие новых современных и привлекательных видов творческой деятельности;
- Расширение связей, привлечение педагогов и социальных партнеров к проектам программы; совместное участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, квестах и т.д;
- Формирование и развитие личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, подготовленной к жизни в обществе;
- Формирование умения признавать законы общества, сотрудничать в группе, сопереживать и оказывать посильное содействие интересам общества, иметь сформированное представление о модели достойной Человека жизни.
Внутри программы разработано несколько блоков, каждый из которых является чётко выверенной системой воспитательных мероприятий и имеет право на автономное существование; но большую пользу и эффективность приносит их совместное исполнение и взаимопроникновение.
Мое отечество - Россия
Родина для меня - я для Родины Я и коллектив
Ступеньки творчества
Формула успеха
Блоки программы
«МОЕ ОТЕЧЕСТВО – РОССИЯ»
Цель: становление гражданской личности, знакомство с духовным наследием и достижениями родного народа, народов России и всего человечества.
Задачи:
- Воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
- Формировать гражданско-патриотическое сознание, способствовать развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее России.
- Формировать знания и представления о достижениях нашей страны в
области науки, техники и культуры;
Предполагаемый результат: принимая участие в нравственно- ориентированной социально-значимой деятельности дети приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения, получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
«РОДИНА ДЛЯ МЕНЯ, Я ДЛЯ РОДИНЫ »
Цель: воспитание гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного поселка, реализуется через поисково- исследовательскую деятельность в школьном музее.
Задачи:
- Изучение истории родного поселка: прошолого, настоящего, происхождения названия и герба поселка;
- Воспитание любовви к родному поселку как малой Родине;
- Овладение практическими способами работы с информацией: поиск,
анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использованиев повседневной жизни;
- Проведение акций, направленных
на формирование чувства
Предполагаемый результат: дети получают опыт проектно-
сопричастности к родному поселку;
исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; используют приемы интервьюирования, беседы на заданную тему; имеют навыки самоорганизациии, организации совместной деятельности.
«Я И КОЛЛЕКТИВ»
Цель: организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка.
Задачи:
- Создание эмоционально-насыщенной деятельности, носящей творческий характер и социальную напрвленность, с использованием эффективных средств воспитания.
- Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей детей в общественно-ценностные отношения.
- Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.
- Подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному
взаимодействию с другими людьми;
Предполагаемый результат: подпрограмма «Я и коллектив» позволит
воспитать Личность социально активную, умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность; чувтвовать потребность в творческой самореализации; умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
«СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА»
Цель: создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Задачи:
- Воспитывать свободную, социально-ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию;
- Развивать творческий потенциал детей.
Предполагаемый результат: формируется стремление занять новую
социальную позицию, формируются социально приемлемые модели поведения.
«ФОРМУЛА УСПЕХА»
Цель: организация мероприятий по выявлению творческих возможностей и формировнию потребностей в разумной их реализации.
Задачи:
- Обучение детей творческому отношению к своей и общественной жизни;
- Побуждать детей к участию в конкурсах различного уровня;
- Расширение кругозора учащихся,
Предполагаемый результат: воспитать коллектив, нацеленный на
творчество, преобразовывая жизнь вокруг себя.
Программа реализуется посредством тесного взаимодействия с школьным музеем
Историко-краеведческий музей МОУ «Глажевская СОШ» - это результат целенаправленной, творческой, поисково-исследовательской и собирательной работы школьников и педагогов по тематике, связанной с историей родного поселка и края ( https://vk.com/public195300310 ).
Благодаря богатому историко-краеведческому материалу, музей ведет
культурно-просветительскую деятельность, воспитывает у детей чувство причастности и уважения к прошлому (см. приложение 3).
В работе музея предусмотрено проведение культурно-массовых мероприятий с целью планомерного подхода к воспитательнму: уроки- практикумы для детей и родителей, встречи с интересными людьми; в рамках патриотического воспитания - уроки мужества, общешкольные мероприятия, посвященные памятным датам в истории нашей страны процессу (см. приложение 4) .
Актив музея разделен на группы по способностям
- занимаются поиском юбилейных дат нашей Родины
- вносят предложения о проведении классных часов и школьных мероприятий
Генераторы идей
- разрабатывют план проведения меоприятий, акций
- приглашают на мерприятия учащихся и гостей
Организаторы
- проводят мероприятия, классные часы, экскурсии
Ораторы
- подготавливают презентации
- подбирают аудио и видеозаписи для мероприятий и классных часов
Технические операторы
Работа с одаренными детьми на базе возможностей школьного музея в рамках программы (из опыта работы).
«Каждый ребенок одарен. Раскрыть его таланты – дело школы и дополнительного образования. В этом успех России» (В. В. Путин).
Задача школы - поддерживать и развивать способности детей, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем. Эффективным средством для решения поставленной задачи является приобщение детей к сотрудничеству со школьным музеем. Представляю методы и технологии
выявления одаренных детей и работы с ними на основе работы школьного музея. Проект предназначен для работы со средним и старшим звеном школы.
Школьный историко-краеведческий музей Глажевской общеобразовательной школы – это результат многолетней трудоемкой работы и с
момента создания в рамках музейного воспитания в нашей школе особое внимание уделяется краеведческому принципу обучения. Ученики включаются в решение проблем развития и процветания родной школы, родного поселка,
воспитывается чувство единства с малой родиной.
Одна из задач работы музея : содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей через активное сотрудничество школьного музея с обучающимися.
Методы работы школьного музея:
- Частично-поисковый : направлен на умение самостоятельно находить
информацию из разных источников, осваивать отдельные этапы поисковой деятельности.
- Исследовательский: направлен на развитие исследовательских умений,
творческих способностей; ученик ставит цели, планирует деятельность, при помощи указаний и напутствий руководителя добивается результатов.
- Решение выхода из проблемной ситуации: обучающийся должен проанализировать и найти способы решения какой-либо проблемы и
проявить ораторские способности, чтобы представить оптимальные результаты.
Формы работы школьного музея:
- Экскурсия: Одним из основных видов образовательной и воспитательной
деятельности музея является экскурсия. У нас в музее созданы группы экскурсоводов из разных классов. Для каждой группы разработаны
экскурсии по определенным темам и определенному маршруту. Дети старшего звена проводят экскурсии для обучающихся среднего звена, в свою очередь экскурсоводы среднего звена – для детей начальных классов.
Многие экскурсии сопровождаются компьютерными презентациями, видеофильмами, аудиозаписями. Эта форма работы позволяет выявить детей с хорошими ораторскими способностями и склонными к работе с компьютерными технологиями процессу (см. приложение 2).
Экскурсии по музею содержат практическую часть , детям разрешается
«потрогать историю руками». Ведь чем больше у посетителя в музее задействовано органов чувств восприятия информации, тем больше он этой информации получает. Например, на экскурсии «Страна пионерия» дети повязывают пионерские галстуки и произносят торжественную клятву пионеров.
Экскурсия «Нумизматика» предусматривает отпечатывание монет простым карандашом на листе бумаги, а еще можно подержать в руках советские купюры и американские доллары. На экскурсии, посвященной Дню космонавтики, дети запускают в «космос ракету», «зажигают звезды», приводят в движение
«солнечную систему». На экскурсии, рассказывающей о Великой Отечественной войне, детям разрешается исследовать некоторые экспонаты: солдатскую фляжку, котелок, каску и другие предметы. Можно трогать руками и предметы в экспозиции «Советская техника», особый интерес у детей вызывает пишущая
машинка, они с удовольствием щелкают по клавишами и, о чудо, она еще может оставлять отпечатки! А на экскурсии «История грампластинки» дети прослушивают пластинки на электропроигрывателе.
- Уроки-практикумы: Наш музей является средством обогащения учебного
процесса. Здесь проходят практические музейные уроки по истории и обществознанию. Такие уроки подразумевают работу в группах, позволяют проявить лидерские, организаторские качества, разные способы мышления
выхода из проблемных ситуаций.
- Открытые уроки для родителей: направлены на взаимодействие в
группах детей и родителей, помогают выявить активных родителей, которые смогут помочь детям в творческой, поисковой деятельности.
- Общешкольные музейные уроки и уроки мужества: актив музея организует общешкольные мероприятия, посвященные памятным датам в истории нашей страны, выявляют детей с разными творческими
способностями художественной самодеятельности, заинтересовывают в проведении мероприятий.
Мероприятия организуются по возрастному принципу: 5-7 классы, 8-11
классы, начальные классы или ученики 11 класса проводят урок мужества
для 9-10 классов. Например, в прошлом году дети 11 класса проводили музейный урок для 9 класса, посвященный 100-летию Великой февральской революции. В сентябре этого года 11 класс провел урок мужества для 9-10
классов, посвященный 75-летию со Дня Курской битвы.
- Оформительские работы : оформление новых экспозиций, альбомов, витрин и т.д. Привлечение детей к данной работе помогает выявить детей склонных изобразительной деятельности или просто умеющих аккуратно и прилежно выполнять эту деятельность. Например: Ученица 8 класса нарисовала картину для оформления музея, а из рисунков ученика 9 класса оформлена выставка «Дорогие мои ветераны».
- Занятия исследовательской деятельностью: большое внимание в работе музея уделяется воспитанию культуры исследовательской деятельности, целью которой является изучение и сохранение культурного наследия,
распространение знаний по истории родного края. На основе исследований разрабатываются экскурсии и пополняются музейные экспозиции, дети представляют свои работы на конкурсах, конференциях. Пожалуй, самая
сложная форма работы. Чтобы понять, кому можно поручить заниматься
исследованием, важно пронаблюдать ребенка во всех предыдущих формах работы. Это должен быть ответственный ребенок, который сможет довести начатое дело до конца. Упорный и кропотливый, т. к. приходиться много раз уточнять, исправлять и переделывать. И, наконец, обладать ораторскими
способностями, чтобы суметь представить свою работу на конкурсах, конференциях.
Отдельная работа ведется по формированию риторики: практически вся работа музея связана с умением говорить. Поэтому при подготовке детей к выступлениям ведется большая предварительная работа.
Работа над текстами
- Подготовка текста. Текст должен быть логичным, доступным для определенной группы слушателей.
- Проработка текста:
- пояснение непонятных слов, понятий.
- расстановка ударений в словах;
- расстановка ударений в предложениях (на какое слово нужно обратить внимание, иногда не правильно поставленное ударение в предложении
приводит к непониманию слушателей смысла произнесенного);
- обозначение смысловых пауз, очень важно разделять части текста по смыслу и давать слушателям паузу для возможности осмыслить сказанное;
- интонационные обозначения: речь ребенка должна быть не монотонной,
важно с какой эмоцией произносится: торжественно, весело, загадочно, траурно и т. д.
3. Когда текст разобран, прочитывается ещё несколько раз, чтобы запомнить все нюансы, затем заучивается.
4. При подготовке к конкурсам, детям дается возможность выступить с докладами перед разной аудиторией. Такая тренировка помогает почувствовать уверенность, справиться с волнением, накопить опыт публичных выступлений.
Результативность проекта
Одна из задач современной школы - формирование способностей ребенка. Далеко не каждый человек умеет целенаправленно реализовать свои способности. Ещё В. А. Сухомлинский считал, что «основой основ воспитания является
стремление и умение педагога» подметить в каждом ребёнке его наиболее
сильную сторону. Найти в нём ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся
для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
Поэтому задача педагога - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в
дальнейшем.
С этой целью в ходе реализации программы регулярно активизируется конкурсная деятельность детей, обучающиеся добиваются высоких результатов в
конкурсной деятельности. Двое из них представлены к стипендиям главы администрации муниципального образования Киришского муниципального района Ленинградской области ( см. приложение 1). Дети представляют свои работы на научно-практических конференциях, создают видеоролики (см. приложения 5, 6, 7).
Потребности и способности к саморазвитию успешнее всего
осуществляется в процессе проектной деятельности, у детей формируются ключевые компетенции, в частности, умение самостоятельно добывать знания и
применять их на практике, находить решение социальных проблем. Детьми реализован проект «С чего начинается Родина» (см. приложение 8).
За активную деятельность в школьном музее по решению педагогического совета МОУ «Глажевская СОШ» активисты были награждены поездками:
«Город-герой Ленинград»: https://vk.com/@-195300310-kulturno-poznavatelnyi-
marshrutgorod-geroi-leningrad ; «Мой родной край — Ленинградская область» : https://vk.com/video-195300310_456239027 ; в Дом дружбы Ленинградской
области: https://vk.com/video-195300310_45623904 1 ы
Самое основное – придавать работе с детьми увлекательность и романтику, искристость, выдумку и жизнерадостность. Без этого нельзя воспитать человека, счастливого тем, что он несет радость людям (см. приложение 9).
Библиографический список
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) N 172 , от 28.09.2018 N 1151 ) // [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8 033c66928fa27e527/ (дата обращения 21.09.2021г.)
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр
«Академия», 2000. 176 с. // [электронный ресурс] – режим доступа:
https://studfiles.net/preview/5576321/ (дата обращения 11.09.2021г.)
- Лихачев Д. С. Экология культуры: Библиотека svitk.ru // [электронный ресурс] – режим доступа: http://svitk.ru/004_book_book/16b/3564_lihahev- ekologiya_kulturi.php (дата обращения 8.09.2021г.)
- Миляева М. В. Педагогическое сопровождение формирования
социального здоровья старшеклассников: Автореф.дис. на соиск. Учен. Степ. К.пед.н.: Спей. 13.00.01/Миляева М. В.; [ГОУДПО повышения квалификации МО Педагогическая Академия последипломного образования]. – М., 2012– 26 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000). [ Электорнный ресурс] – http://docs.cntd.ru/document/901771684 (Дата обращения 07.09 2021).
- О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской
области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года" , областной закон, Ленинградская область, ( с изменениями на 20 июня 2018 года) // [электронный ресурс] – режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456011417 (дата обращения 04.09.2021г.)
7. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" , Статья «Общие требования к содержанию образования» // [электронный ресурс] –
режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ca64c6f50
8. ФГОС: духовно-нравственное воспитание // [электронный ресурс] –
режим доступа: https://vospitanie.guru/nravstvennoe/fgos (дата обращения 03.09.2021г.)