МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УДОБЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
Горшеченского района Курской области
Регистрационный номер работы
Лучшая дополнительная общеобразовательная программа
духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
«Растим патриотов России»
Возраст детей: 10-16 лет.
Срок реализации программы: 2020- 2024 годы.
Кривкина Валентина Петровна, заместитель директора по воспитательной работе
Сидорова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы
Архипова Наталья Юрьевна, учитель биологии
Курская область, Горшеченский район, село Удобное
1. Паспорт программы
Разделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
1. Название программы | Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Растим патриотов России» на 2020 - 2024 годы |
2. Разработчики программы | Педагогический коллектив МКОУ «Удобенская СОШ» |
3. Сроки реализации | I этап: подготовительный 2020-2021гг Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Задачи: изучить нормативную базу, подзаконные акты. разработать, обсудить и утвердить программу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: основной 2021 – 2023 гг Цель: реализация программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» Задачи: отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию; расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, ДЮСШ района; вовлекать в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; проводить мониторинг реализации программы; принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: заключительный 2023 – 2024гг Цель: анализ итогов реализации программы; Задачи: обобщить результаты работы учреждения; провести коррекцию затруднений в реализации программы; спланировать работу на следующий период. |
4. Основание для создания программы | Конвенция о правах ребенка; Декларация прав ребенка; Конституция РФ; Закон «Об образовании в РФ»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы»; Общеобразовательная программа МКОУ «Удобенская СОШ» Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»; |
5. Содержание программы | Паспорт программы Пояснительная записка Целевой блок Механизм реализации программы Диагностика эффективности содержания деятельности Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат Список литературы |
6. Исполнители | Администрация, педагоги, учащиеся, родители. |
7. Аннотация программы | Программа духовно-нравственного и гражданско - патриотического воспитания «Растим патриотов России» на 2020 - 2024 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка. |
8. Ожидаемые результаты | Ожидаемые результаты духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально – одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, патриотизм, гражданственность). Ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы (массовые акции или мероприятия), то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергать. Третий уровень результатов - получение опыта школьниками самостоятельного общественного действия (проектная деятельность). Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. С переходом с одного уровня на другой существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближенно к обучению, где предметом воспитания (как ученика) являются знания о социальных ценностях и общественно приемлемом поведении; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и социальные ценности усваиваются в отдельных нравственно ориентированных поступков; - на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения опыта по патриотическому воспитанию. Переход от одного уровня к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации школьников. Таким образом, в планах воспитательной работы необходимо не только указать воспитательное мероприятие, но и предполагаемый уровень результатов. При этом по каждому направлении должна прослеживаться определенная логика в их проведении. Личностные характеристики эффективности воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения (классного руководителя) определяются по результатам применения психолого – педагогических диагностик результатов личностного развития учащихся и диагностики сформированности детского коллектива. Конечным результатом функционирования системы духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как человека, определяющего будущее России: |
2. Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного и гражданско – патриотического воспитания «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы»;
Программа определяет содержание, основные пути развития нравственного и гражданско-патриотического воспитания в МКОУ «Удобенская СОШ» и направлена на воспитание нравственности, патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить …воспитание патриота России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
В условиях становления общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско – патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.
Актуальность проблемы нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданско-патриотическое и духовно- нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
3. Целевой блок
Цель программы:
Совершенствование системы нравственного и патриотического воспитания в школе, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе; воспитание человека, способного на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины.
Задачи программы:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
активизировать работу педагогического коллектива по нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
проводить научно – обоснованную управленческую и организаторскую деятельность по созданию условий эффективного духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся
утверждать в сознании и чувствах учащихся представления об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям
4. Механизм реализации программы
4. 1. Система программных мероприятий
Совершенствование нормативной правовой базы:
* разработка и реализация плана мероприятий по программе «Растим патриотов России»;
* создание школьного патриотического клуба «Тропа»;
* разработка и утверждение Устава патриотического клуба;
* разработка положений о смотрах и конкурсах.
Развитие научно-теоретических и методических основ духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания:
изучение и обобщение передового опыта в области нравственного и патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы (приложение 1, приложение 2).
С
овершенствование процесса нравственного и патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания предусматривает:
продолжение и расширение работы по нравственному и патриотическому воспитанию на всех уровнях;
определение приоритетных направлений работы по нравственному и патриотическому воспитанию;
совершенствование содержания нравственного и патриотического воспитания;
развитие форм и методов нравственного и патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
воспитание гордости за Российское государство, родной край;
увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по патриотическому воспитанию;
повышение качества функционирования, как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
совершенствование системы управления процессом нравственного и патриотического воспитания в районе (приложение 3).
Внеурочная деятельность
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов нравственной и патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.
Формы внеурочной деятельности:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
посещение музеев;
встречи с ветеранами труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий;
интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
празднование Дней воинской славы;
волонтерская работа;
уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
митинги, литературно-музыкальные представления, концерты
к знаменательным датам;
участие в работе школьного музея;
предметные недели;
месячник по военно-патриотическому воспитанию;
показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
физкультурно-оздоровительные соревнования;
походы и экскурсии по родному краю.
Внеклассная деятельность
Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ( приложение 4).
Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий.
Формы работы:
составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;
спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;
«Загляните в семейный альбом»;
встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;
родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;
Программа включает в себя следующие направления деятельности:
1.Моя малая родина.
Это направление предполагает:
-изучение истории своего города, района, края в ходе исследовательской работы, написание рефератов;
- активизация деятельности школьного краеведческого музея;
- проведение экскурсий, встреч с ветеранами труда, интересными людьми;
- проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;
- работа по благоустройству здания и территории школы;
- акция «Мой дом, моя улица»;
- проект « Цветущая школа»;
- поддержание традиций школы и села в ходе участия школьников в традиционных праздниках , краеведческих викторинах, конкурсах, выставках.
2.Школьный краеведческий музей.
Данное направление деятельности состоит в совершенствовании работы школьного музея, расширении форм его деятельности, включая экскурсии, и поисковую работу.
Также она реализуется путем участия школьников в проведении культурно – просветительской работы среди населения, в районных и областных акциях.
3.Защитники Отечества.
Подготовка юношей к службе в Вооруженных силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии - таково основное содержание этого направления программы патриотического воспитания. Оно предполагает проведение уроков мужества, смотра строя и песни, военно – спортивных игр, военно – полевых сборов юношей 10 класса и других мероприятий.
Пропаганда воинской славы и доблести предусматривает встречи школьников с военнослужащими, конкурсы рисунков, чтецов, акцию «Письмо солдату», мероприятия по изучению военной истории Отечества.
4.Салют, Победа!
В ходе проведения дел в рамках реализации этого направления программы школьники изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в читательских конференциях, устных журналах, интеллектуальных играх .Они оказывают шефскую помощь пожилым людям, ухаживают за памятниками павшим воинам.
5.Здоровый образ жизни.
Приобщение всех участников к различным формам физической культуры путем привлечения их в спортивные секции, спортивные состязания – цель данного направления программы. Кроме того, она предполагает организацию интересного плодотворного досуга во внеурочное и каникулярное время путем проведения различных спортивно – массовых мероприятий. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганды.
6.Экология и мы.
Направление «Экология и мы» предусматривает изучение экологического состояния села, лесов, полей, водоемов; выявление различных экологических нарушений и проведение мероприятий по их ликвидации. Осуществляются мероприятия по пропаганде бережного отношения к окружающей среде, среди которых – экологические праздники, викторины, конкурсы.
7.Юные таланты.
Данное направление предусматривает приобщение учащихся к творческой деятельности через систему урочной и внеурочной деятельности. Оно предусматривает проведение смотров, творческих отчетов, фестивалей, конкурсов и праздников.
8.В труде рождаются герои
Это направление предполагает оказание посильной помощи престарелым людям и инвалидам путем проведения волонтерской работы и акций (приложение 5)
Информационное обеспечение в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания:
Системой мер по информационному обеспечению в области нравственного и патриотического воспитания предусматривается:
создание условий для более широкого участия средств массовой информации ученического самоуправления в пропаганде патриотизма;
поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;
расширение информационного пространства через школьный сайт
Совершенствование материально-технической базы:
Системой мер по совершенствованию материально-технической базы учреждений, занимающихся работой нравственной и патриотической направленности предусматривается:
4. 2. Содержание управления системой духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
в школе:
анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса нравственного и патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития;
определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
научно обоснованное планирование нравственного и патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;
мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач нравственного и патриотического воспитания;
своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;
научная организация труда классных руководителей и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.
4.3. Поэтапное содержание реализации программы
№ | Мероприятия | срок | ответственный |
I этап подготовительный |
Формирование нормативно – правовой и методической базы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. |
1 | Создание и программирование работы творческой группы | январь 2020 г. | администрация, педагоги, учащиеся |
2 | Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете | март 2020 г. | администрация, педагоги |
3 | Изучение научно-методической литературы | январь - май 2020г. | администрация, учителя |
4 | Организация работы семинара по теории и практике нравственного и патриотического воспитания | май 2020 г. | администрация |
5 | Проектирование модели личности выпускника | май 2020г. | администрация, кл. руководители |
6 | Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы» | ноябрь 2020 г. | администрация, кл. руководители |
7 | Кадровое обеспечение реализации программы по нравственному и патриотическому воспитанию школьников | август – сентябрь 2020 г. | администрация |
8 | Презентацию разработок уроков по нравственному и патриотическому воспитанию | 2020-2024 г.г. | Зам.директора УВР, классные руководители |
Методическая работа в области нравственного и патриотического воспитания школьников. |
1 | Организация и проведение учебы классных руководителей по теме «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития». | постоянно | Зам.дир.УВР, рук.МО, классные руководители |
2 | Проведение семинаров с учителями – предметниками по реализации программы духовно- нравственного и патриотического воспитания. | постоянно | Зам.дир. по НМР |
3 | Проведение заседаний МО по реализации программы | постоянно | Руководители МО |
4 | Организация занятий с педагогами по использованию ИКТ в работе по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию | 2020 - 2024 | Учитель информатики |
5 | Обобщение накопленного опыта организации патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе | 2024 | Директор, зам.директора |
6 | Проведение педагогических советов по реализации программы | 2020 - 2024 | Директор, зам.директора |
II основной |
Мероприятия деятельности по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА |
1 | Конкурс рисунков «Мой край родной – моя история живая» | сентябрь | Учитель ИЗО |
2 | Конкурс буклетов «Люблю тебя, мой край родной» | сентябрь | Зам. дир по УВР |
3 | Викторина «Лучший знаток родного села» | ноябрь | Учитель истории |
4 | День народного единства | ноябрь | Заместитель директора по УВР |
5 | Благоустройство школьной территории | постоянно | Кл.руководители |
6 | Конкурсы «Люби и знай свой Курский край» | октябрь | Библиотекарь |
7 | День села | Ежегодно, сентябрь | организатор |
8 | Встречи с интересными людьми «Человек славен трудом» | ежегодно | Классные руководители |
9 | Читательская конференция «Писатели и поэты о нашем селе, районе, области» | ежегодно | Учителя литературы |
10 | Конкурсы сочинений, рисунков, викторин «Моя родословная» | В течение года | Учителя, классные руководители |
11 | Проведение предметных недель по истории родного края | В течение года | Учителя |
12 | Классные часы: - Что значит любовь к Родине. | В течение года | Учителя начальных классов |
13 | Участие в конкурсе «Я помню, я горжусь!» | Декабрь | Учителя- предметники |
14 | Классные часы на темы: - Как разные народы могут жить в мире друг с другом? - Экскурсии и путешествия по примерной тематике: - Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего города, района, края; - Патриотизм в наши дни; | В течение года | Учителя начальных классов |
15 | Участие в конкурсе проектных и исследовательских работ туристско- краеведческого движения «Отечество» | В течение года | Учителя – предметники. |
16 | Изучение материала и выполнение заданий по гражданско-патриотическому воспитанию - Современная Россия: люди и государство; - Наследие предков в культуре и символах государства, славные страницы прошлого; - Права и обязанности граждан; - Сказки народов России и мира, произведения о России, ее природе, людях, истории; | В течение года | Учителя - предметники |
17 | Реализация гражданских правил в поведения в учебном взаимодействии: | В течение года | Учителя – предметники. |
18 | Участие в проведении выставок семейного художественного творчества: - Домашние умельцы; - Секреты домашних мастеров; - Песни нашей семьи; - Как танцевали наши бабушки и дедушки. | В течение года | Кл. руководители |
19 | Коллективные социальные и образовательные проекты. | В течение года | Классные руководители |
20 | Проведение познавательных конкурсов, посвященных знанию семейных традиций и праздников, посвященных семье. | В течение года | Классные руководители |
21 | Проведение совместных соревнований: - мама, папа и я – дружная семья; - самый умный ребенок; - спортивная семья; - открытая книга | В течение года | Классные руководители |
22 | Изучение материала и выполнение заданий, направленных на приобщение к семейным традициям и ценностям в жизни семьи: - семейные традиции предков в культуре и символах государства; - права и обязанности членов семьи; - сказки и произведения народов России и мира о семье и семейных традициях; - семейные традиции народов России, поддержание института семьи через формирование системы нравственных ценностей | В течение года | Учителя - предметники |
23 | Заочные экскурсии по местам духовной культуры и памятникам | В течение года | Учителя - предметники |
24 | Встречи с людьми, осуществляющими нравственный выбор и нравственный подвиг. | В течение года | Учителя - предметники |
25 | Проекты вместе с родителями по духовно – нравственному воспитанию | В течение года | Учителя - предметники |
ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ |
1 | Проведение тематических экскурсий: - История нашего села; - Традиции и быт наших земляков; - История школы; -Наш земляк- Герой Советского Союза И.С.Степашов; - Годы, опаленные войной; - Наши земляки, участники Великой Отечественной войны; - Памятники села Удобное. | В течение года | Руководитель музея |
2 | Встречи с тружениками тыла «От всей души» | Октябрь, май | Руководитель музея |
3 | Поисковая работа, переписка с родственниками воинов, погибших при освобождении наших сёл. | В течение года | Руководитель музея |
4 | Проведение уроков мужества, классных часов в музее | В течение года | Классные руководители, учителя |
5 | Сбор информации о выпускниках школы | В течение года | Руководитель музея |
ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА |
1 | Соревнования по гражданской обороне | Февраль ежегодно | Преподаватель- организатор ОБЖ, учитель физкультуры |
2 | Конкурс «Служить Отчизне» | Февраль ежегодно | Преподаватель- организатор ОБЖ |
3 | Акция «Письмо солдату» | февраль | Преподаватель- организатор ОБЖ |
4 | Смотр песни и строя | Февраль ежегодно | Учитель физкультуры, |
5 | Классный час «Есть такая профессия – Родину защищать» | Февраль ежегодно | Учителя литературы, библиотекарь |
6 | Конкурс чтецов «О подвигах, о доблести, о славе» | Февраль ежегодно | Учителя литературы, библиотекарь |
7 | День призывника «Юноши присягают России» | ноябрь ежегодно | Преподаватель- организатор ОБЖ |
8 | Литературная гостиная «Русская доблесть» | февраль | Библиотекарь |
САЛЮТ, ПОБЕДА! |
1 | Конкурс стихотворений о войне | Апрель ежегодно | Классные руководители, учитель музыки |
2 | Выставка детского творчества «Наследники великой Победы» | Май, ежегодно | Учителя технологии, руководители дополнительного образования |
3 | Урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу» | Май, ежегодно | Классные руководители |
4 | Поздравления тружеников тыла с Днем Победы на дому. | Май, ежегодно | Зам директора |
5 | Праздник, посвященный Дню Победы «Спасибо деду за победу!» | Май, ежегодно | Зам.директора, |
6 | Возложение венков к Стеле и памятнику погибшим воинам | Май, ежегодно | Преподаватель- организатор ОБЖ |
7 | Участие в военно- патриотической игре «Зарница» | Май, ежегодно | Преподаватель- организатор ОБЖ |
8 | День Памяти | 22 июня, ежегодно | Преподаватель- организатор ОБЖ |
9 | Классные часы, посвященные творчеству российских поэтов «До последнего дыхания» | Февраль ежегодно | Классные руководители, библиотекарь |
10 | Тематическая выставка «Женщины на войне» | март | библиотекарь |
11 | Акция «Бессмертный полк» | май | Классные руководители |
12 | Акция «Георгиевская ленточка» | май | Классные руководители |
13 | Тематические выставки по истории Великой Отечественной войны | В течение года | библиотекарь |
14 | Фестиваль «Песня тоже воевала» | апрель | Учитель музыки, |
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ |
1 | Организация секций волейбола, баскетбола, тенниса и футбола | В течение года | Учитель физкультуры |
2 | День здоровья | 4 раза в год | учитель физкультуры |
3 | «Президентские состязания» | сентябрь | Учитель физкультуры |
4 | Веселые старты | Ноябрь, апрель ежегодно | Учитель физкультуры, педагог – орг |
5 | Соревнования по шахматам, шашкам | февраль | Учитель физкультуры |
6 | Соревнования по волейболу, баскетболу | По плану школы | Учитель физкультуры |
7 | Школьная спартакиада | февраль | Учитель физкультуры |
8 | Районные соревнования | ежегодно | Учитель физкультуры |
9 | Месячник «Жизнь без наркотиков» | октябрь | Учитель физкультуры, социальный педагог |
10 | Футбольный матч, посвящённый Дню Победы | май | Учитель физкультуры |
11 | Изучение материала и выполнение учебных заданий на формирования здорового образа жизни | В течение года | Учителя – предметники, классные руководители |
ЭКОЛОГИЯ И МЫ |
1 | Выставка рисунков и плакатов «Экология, природа, человек» | Март, ежегодно | Учитель ИЗО, учителя начальных классов |
2 | Экологический десант «Чистый мир» | Сентябрь, апрель, ежегодно | Зам. директора |
3 | Праздник, посвященный Дню защиты Земли | Март, ежегодно | Учитель биологии |
4 | Акция « Мой дом – моя улица» | В течение года | Классные руководители |
5 | Изучение материалов и выполнение учебных заданий на осознание природоохранительной деятельности | постоянно | Учителя – предметники, классные руководители |
6 | Защита проектов | ежегодно | педагоги |
ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ |
1 | Работа объединений дополнительного образования | В течение года | Руководители объединений |
2 | Праздник первого и последнего звонка | Сентябрь, май | организатор |
3 | День школьного самоуправления | Март ежегодно | Классные руководители |
4 | День матери | Ноябрь ежегодно | Зам.дир. по ВР |
5 | Конкурс « Мисс Очарование» | март ежегодно | классные руководители |
6 | Новогодний праздник «В гостях у сказки» | Декабрь ежегодно | классные руководители |
7 | Вечер встречи выпускников | Февраль, ежегодно | Зам.дир. по ВР |
8 | День святого Валентина | февраль | Зам.дир. по ВР |
9 | Народные праздники «Широкая Масленица», «Рождество Христово», «День славянской письменности», Зачин дело красит»( традиции, обычаи, обряды наших предков) | По календарю | Зам.дир. по ВР |
10 | Выставка детского творчества | апрель | Учитель ИЗО |
11 | Классные часы: - Красота в жизни людей; - Что такое некрасивый поступок?; - Как сказать правильно?; - Красота родного языка; | В течение года | Кл. руководители |
12 | Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества и театрально – музыкальных вечеров | В течение года | Классные руководители |
13 | Участие в региональном конкурсе «Детство без границ» | Февраль-март | Учителя - предметники |
14 | Участие в конкурсе проектных и исследовательских работ «Лествица» | Март-апрель | Учителя - предметники |
«В ТРУДЕ РОЖДАЮТСЯ ГЕРОИ»; |
1. | Волонтерская работа | В течение года | Классные руководители |
2 | Акция «Спешите делать добрые дела» | сентябрь | Классные руководители |
3 | Забота о памятниках | В течение года | Классные руководители |
4 | Социальные проекты «Забота и внимание к пожилым и одиноким людям» | В течение года | Классные руководители |
5 | Благоустройство класса, села, улицы, школьного двора. | В течение года | Классные руководители |
6 | Благотворительная акция «Ты не один» | Апрель - октябрь | Классные руководители |
7 | Акция милосердия «От сердца к сердцу» | В течение года | Классные руководители |
8 | Акция «Помоги библиотеке» | В течение года | Классные руководители |
9 | Беседы на тему: «Мировые религии и их основатели» «Основы православной веры» «Русские пословицы и поговорки о вере» «Искусство в мировых религиях» | В течение года | Классные руководители |
10 | Чтение произведений духовно-нравственной тематики, работа с русским фольклором | В течение года | Классные руководители |
11 | Философские игры: «Любовь. Истина» «В поисках справедливости» «В человеке должно быть всё прекрасно» | В течение года | Классные руководители |
Формирование методических основ патриотического воспитания |
1 | Проведение расширенных заседаний педагогического совета с повесткой дня «О ходе реализации программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся» | 2020 - 2024 | Администрация школы |
2 | Педагогический совет «Патриотическое воспитание в пространстве современного образования» | 2020 - 2021 | Администрация школы |
3 | Педагогический совет «Семья как основа патриотического воспитания» | 2021 - 2022 | Администрация школы |
4 | Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» | 2021 - 2022 | Администрация школы |
5 | Проведение диагностики по вопросам патриотического воспитания | постоянно | Зам.директора УВР |
6 | Методический совет «Использование потенциала школьного музея в воспитании и развитии личности» | 2021 | Руководитель МС, школьного музея |
7 | Конференции: - Актуальность проблемы патриотического воспитания | 2021 - 2022 | администрация |
| - Современное образование: опыт, проблемы, перспективы | 2022 - 2023 | администрация |
| - Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования | 2022 – 2022 | администрация |
| Психолого – педагогические семинары: - Педагогика развития: сегодня, завтра; | 2020 – 2021 | администрация |
| - Воспитание патриотизма как одна из составляющих развития личности | 2021 - 2022 | администрация |
| - Открытый диалог социальных партнеров: школы, семьи, общественности | 2022 - 2023 | администрация |
III. Заключительный |
Мероприятия по контролю реализации программы |
1 | Организация тематических проверок по реализации программы | В течение года | администрация |
2 | Сдача отчетов, информаций | В течение года | администрация |
3 | Анализ результативности участия в конкурсах. | В течение года | администрация |
4 | Диагностика эффективности программы « Растим патриотов России» | 2024 г. | администрация |
5 | Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках нравственного и патриотического воспитания | 2020–2024 г | администрация, руководители МО, учителя |
6 | Создание банка инновационных технологий духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания и обучения школьников. | 2020 -2024г. | администрация, учителя |
5. Характеристика основных ресурсов реализации программы
Интеллектуальные:
Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Координатор программы – заместитель директора по УВР, курирует работу патриотического клуба «Тропа», волонтерскую и поисковую работу.
Соисполнители программы:
заместитель директора по ВР курирует работу по организации встреч с интересными людьми;
педагогический коллектив школы;
ветераны труда;
родители.
Технические:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:
учебные кабинеты,
компьютерный класс,
библиотека,
компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;
Интернет;
электронная почта.
Информационно-аналитические:
▪ организация выставок по проблемам нравственного и патриотического воспитания в школьной библиотеке;
▪ оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;
▪ организация информационных стендов;
Школьный сайт.
6. Диагностика эффективности содержания деятельности
наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
участие в творческой работе по проблемам нравственного и патриотического воспитания;
объективные статистические показатели:
участие учащихся ОУ в школьных, муниципальных , региональных конкурсах и проектах по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию
7. Оценка эффективности реализации программы.
Прогнозирующий результат
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, и историю родного края;
формирование позиций гражданина-патриота России;
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
готовности к защите Отечества;
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
музей школы;
волонтерское движение ;
историко-патриотические стенды и выставки;
выступления и беседы на патриотическую тему;
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
шефство над памятниками;
проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;
оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;
Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
8. Предложения по распространению и внедрению результатов программы в массовую практику
- Районные семинары заместителей директора по результатам проекта.
- Совещание директоров.
9. Приложения.
Приложение 1
Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы
Приложение 2
Формы взаимодействия педагогов школы в рамках программы
Приложение 3
Организация воспитательной работы
Приложение 4
Основные направления работы
Приложение 5
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы