СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Я – Гражданин своего города, своей страны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа  представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия ГБОУ СОШ №19 с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на обучающихся I ступени обучения (1-4 классы), т. е. разработана для узкой группы обучающихся образовательного пространства.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Я – Гражданин своего города, своей страны"»






Духовно-нравственное направление

Возраст 7 – 10 лет

Срок реализации 4 года (2016 – 2020)



















Программу составила: Бегункова Оксана Викторовна,

учитель ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани



2016 год

  1. Пояснительная записка стр. 3
  2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования стр. 7
  3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания стр. 9
  4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся стр. 11
  5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию стр. 24
  6. Планируемые результаты по духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования стр. 28
  7. Формы подведения итогов реализации программы стр. 33
  8. Ключевые понятия стр. 35
  9. Литература стр. 36


Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа  представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия ГБОУ СОШ №19 с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на обучающихся I ступени обучения (1-4 классы), т. е. разработана для узкой группы обучающихся образовательного пространства.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально - значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни..

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Учащиеся школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и другие, - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека жизнеспособного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит пять разделов.

















планируемые воспитательные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся









В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

Во втором разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.

В третьем разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В четвертом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В заключительном, пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты. Создан образ выпускника начальной школы.


Ведущие идеи:

Обновление системы работы духовно-нравственного воспитания в школе в контексте ФГОС, с использованием экономических ресурсов

Создание целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, которое интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала

Воспитательные результаты должны быть достигнуты по каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации обучающихся


Перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию программы.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • ФГОС

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Устав школы

  • Договор с родителями (законными представителями) обучающихся.

  • Положения об ученическом самоуправлении ГБОУ СОШ №19

  • Должностные инструкции работников ГБОУ СОШ №19





Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, формирование человека, способного к принятию  ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.


В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • духовной культуры и фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.













Программа духовно-нравственного развития и воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.



















Основные направления работы

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина.




Направления

Воспитательные задачи



Я и Отечество


1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

5)Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.


Я и Здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и Культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и Семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери



Я и Школа

1)Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности.

3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.



Я и Труд


1) ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

2) первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

3)умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

4)умение соблюдать порядок на рабочем месте;

5)бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

6) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.


Я и Природа

1)развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

2)ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

3)элементарный опыт природоохранительной деятельности;

4)бережное отношение к растениям и животным.


Данные направления реализуются на различных уровнях:

  • учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура и т.д., а также дисциплин, изучаемых по выбору);

  • внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогиче­ской помощи учащимся с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности);

  • институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правового про­странства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращать­ся к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними);

  • социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и педагогов).


Мероприятия по реализации направления «Я и Отечество»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о героях района и важнейших событиях истории России, родного города;

  • уважение к защитникам Родины;

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса (1-4 классы).

в течение

года

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Администрация, классные руководители

Встречи с почётными гражданами города (1-4 классы)

в течение

года

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Администрация, классные рук-ли

Экскурсии в районный краеведческий музей и музеи школ города (1-4 классы).

в течение

года

экскурсии

классные руководители, родители

Выпуск «Школьного вестника» на героико-патриотическую и правовую темы

в течение

года

Газета

Зам. директора по ВР

«Дни воинской славы России»

2 раза в год

Конкурсы , смотры

Зам. директора по ВР

Цикл классных часов по теме «Я – гражданин России» (1-4 классы):

«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны» и т.д.;

  • Символы Самарской области, города Сызрани

  • Школьная и классная символика







в течение

года







Классные часы



классные руководители

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (1-4 классы)



в течение

года



Классные часы



классные руководители

День учителя

  • «Золотое сердце учителя» (1-4 классы)

  • «Моя любимая учительница» (1-2 классы)

  • «Мой учитель лучше всех», «Самая классная классная» (3-4 классы)





Октябрь

Комплекс мероприятий:

праздничная программа

конкурс рисунков

конкурс творческих проектов

Зам. дир. по ВР, учитель музыки и ИЗО, классные руководители,

Шарлык в наших рисунках (1-2 классы)

  • Посвящение в школьники 1-х классов.

1 триместр

ноябрь

Конкурс рисунков

КТД

учитель ИЗО, классные руководители



День народного единства (1-4)



ноябрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

Администрация, , классные руководители

День защитника Отечества (1-4 классы):

  • «Они сражались за Родину», «Мой папа» (1-4 классы).

  • «Моя Россия, моя страна!» (1-4 классы)

  • «Чтоб Защитником стать»

  • «Герои живут рядом»

  • «О чём рассказала награда?» (3-4 классы)





февраль

комплекс

мероприятий:

выставка рисунков


конкурс чтецов

встреча с военнослужащими


беседа

творческий проект



Администрация, учителя физкультуры, классные руководители, руководитель музея

День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):

  • «Человек поднялся в небо» (1-4 классы)

  • «Через тернии к звёздам» (1-4 классы)





12 апреля

Комплекс

мероприятий:

классные часы

выставка рисунков

Зам. дир. по ВР, учителя-предметники, классные руководители

День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы):

  • «Память, которой не будет конца» (3-4 классы)

    • «Мои родные защитники Родины» (3-4 классы)





май

Комплекс

мероприятий:

конкурс детского рисунка на асфальте

конкурс литературного творчества

Администрация школы, библиотекарь, классные руководители


Мероприятия по реализации направления «Я и культура»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах;

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы;

  • участие в акциях школы: Милосердие, Уважай старость и других;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):

  • «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.





в течение года





Классные часы






классные руководители

Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):



в течение года

Классные часы

(Лит-ра: Максимова В. Д. «Десять добродетелей в пути»)



классные руководители

Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»





в течение года





Классные часы


классные руководители

Экскурсии на художественные выставки

в течение года

Экскурсии в музей, ДШИ№3

классные руководители

Встречи с замечательными творческими людьми

в течение года


Администрация, классные руководители

«Рождество Христово» (1-4 классы)

январь

конкур детского рисунка

Учитель ИЗО

«Мои любимые книжки» (1-4 классы)

март

Выставка-презентация

Библиотекарь, классные руководители

Святая Пасха (1-4 классы):

  • конкурс «Пасхального яйца»

  • выставка рисунков

  • беседы



апрель



комплекс мероприятий

Учитель ИЗО, классные руководители

«Последний звонок» (4-е классы)

май

театральное представление

Учитель музыки, классные руководители

Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы)

в течение года

анкетирование, диагностика

Зам. директора по ВР, психолог





Мероприятия по реализации направления «Я и семья»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • участие вместе с родителями (бабушками, дедушками) в выставках, конкурсах, соревнованиях;

  • Знакомство с профессиями своих родителей.


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

День пожилого человека (1-4 классы)

  • «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.

  • Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи

  • КТД «Мои лучшие друзья!»



Октябрь



В течение года



концертная

программа



трудовые акции



Учитель музыки, классные руководители

«Милой мамочки портрет» (1-2 классы)

октябрь

Выставка рисунков

классные руководители

День матери (1-4 классы)

  • «Мама – нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом»

  • «Милой мамочки портрет» (1-2 классы)

  • «Славим руки матери» (3-4 классы)





ноябрь

Комплекс мероприятий:

концертная

программа

выставка рисунков

конкурс стихов и сочинений



Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители

День семьи (1-4 классы)

  • «Ценности трех поколений»

  • «Я и мои родственники» (3-4 классы)

  • «Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)








май

Цикл мероприятий:

классный час с родителями

конкурс проектов

беседы





Администрация, классные руководители


Мероприятия по реализации направления «Я и здоровье»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами);

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)

в течение года

беседы, викторины, встречи

классные руководители, медицинский работник

Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):

  • «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.





в течение года



беседы, викторины, встречи





классные руководители, медицинский работник

Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы): «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.

в течение года

беседы, игры, викторины, встречи

классные руководители, сотрудники ГИБДД

Анкетирование учащихся:

  • «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы)

в течение года

анкетирование

Классные руководители

Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы)

ежегодно в сентябре

кросс

Администрация, учитель физкультуры, классные руководители

«Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы):

  • 1-е классы

  • 2-е классы

  • 3-е классы

  • 4-е классы



4 триместр






соревнования


Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

Месячник по ЗОЖу «Здоровый я - здоровая страна» (1-4 классы):

  • «Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы)

  • Встречи с мед.работниками (1-4 классы)

  • Выпуск тематического «Школьного вестника» информационного тематического стенда







апрель

Комплекс мероприятий:

конкурс рисунков и плакатов

беседы

газета, стенд




учитель ИЗО

классные руководители, мед. работник

зам. директора по ВР,


Мероприятия по реализации направления «Я и труд»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.



Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Мир профессий» (1-4 классы)

в течение года

Экскурсий в учреждения города

Зам. дир. по ВР, родители, классные руководители

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы)

в течение года

беседы

классные руководители

Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии» (2-4 классы)

ноябрь

Творческие проекты

классные руководители

«Краски осени» (1-4 классы)


октябрь

Конкурс-выставка творческих работ

Классные руководители

«Мастерская Деда Мороза» (1-4 классы)

декабрь

трудовая акция

классные руководители

Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы)

в течение года

трудовая акция

Библиотекарь и классные руководители

Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям (1-4 классы)



в течение года

трудовая акция

Администрация, классные руководители

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы)

в течение года

трудовая акция

Классные руководители

«Покормите птиц зимой» (1-4 классыи их родители ) Изготовление кормушек

февраль - март

выставка работ

Классные руководители

«Волшебный мир руками детей» (1-4 классы)

март

выставка детского творчества

Классные руководители

«Чистый класс»

триместр

Генеральная уборка класса

Классные руководители

Операция «Чистый двор»

Сентябрь, апрель

трудовая акция

Классные руководители



Мероприятия по реализации направления «Я и школа»

Уважение к правам и обязанностям человека:

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

  • любовь к школе, своему городу;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • представления о правилах поведения в школе.


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

встречи с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческо­го отношения к труду и жизни





в течение года



Беседа, встреча



Зам. дир. по ВР, классные руководители

Цикл мероприятий по изучению истории школы

в течение года

беседы, игры, викторины,

классные руководители

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творчества

в течение года

Занятость в объединениях дополнительного образования

Педагоги дополнительного образования

Проведение школьных предметных недель

Октябрь-ноябрь


Администрация, классные руководители


Мероприятия по реализации направления «Я и природа»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов по экологическому воспитанию (1-4 классы):

  • «О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.


в течение года

Викторины, беседы, игры и т.д.


классные руководители

Акция «Планета чистыми руками» (1-4 классы)


в течение года

Трудовая акция

Классные руководители

«Чудесный огород» (1-4 классы):


  • Выставка «Осенние зарисовки» (1-2 классы)

  • Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы)

  • Викторина «Витамины с грядки» (3-4 классы)


октябрь

комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины

Классные руководители

День земли (1-4 классы):


  • Акция «Пусть будет город чистым» (4 классы)

  • «Судьба города в твоих руках» (3-4 классы)

  • Акция «Цветик – семицветик»

(1-4 классы)

  • Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» (1-2 классы)

  • «Береги природу – наш дом» (3-4 классы)


апрель-май

Комплекс

мероприятий:

субботник

листовки

экологическая фото-выставка

выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т.д.

викторина

игра

конкурс экологических проектов


классные руководители,

администрация


Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства.  В формировании нравственного уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.




Взаимодействие школы и семьи.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.



Задачи:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

  • создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения ежемесячного родительского всеобуча, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год, проведение Дня открытых дверей и т. п.

  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Осени, театральные постановки ко Дню учителя, Дню матери и т.п.).

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Родительского комитета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных рейдов в микрорайоне школы


Формы взаимодействия школы и семьи по направлениям:

Направление 1: Я и Отечество

  • организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;

  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны, труженики тыла;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, КТД;

  • изучение семейных традиций;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • организация совместных экскурсий;

  • совместные проекты.

Направление 2: Я и культура.

  • тематические общие родительские собрания;

  • организация и проведение совместных праздников;

  • - праздник «Здравствуй, школа!»;

  • -праздник «Золотая осень»;

  • - Новогодний праздник;

  • - праздник семьи,

  • - праздник «Прощание с начальной школой»;

  • Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе;

Направление 3: Я и Школа.

  • индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь);

  • анкетирование;

  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

  • дни открытых дверей;

  • изучение мотивов и потребностей родителей.

Направление 4: Я и Здоровье.

  • Общешкольные, классные тематические родительские собрания с привлечением специалистов.

Направление 5: Я и Природа.

  • Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

  • Организация экскурсий, лыжных прогулок.

Направление 6: Я и Труд.

  • Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.

  • Встречи-беседы с родителей разных профессий, организация экскурсий в учреждения;

  • Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.

Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Формы взаимодействия:

      • участие представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

      • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьник





ВУНЦ ВВСВВА

им. Жуковского и Гагарина

ДТДиМ

Г.Сызрани









Горбольница №1



















ГБОУ СОШ №19









ДК «Авангард»

















В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

  • эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.








1-й уровень

2-ой уровень

3-ий уровень





1

класс

Приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.





2-3 класс


Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной  среде.






4

класс



Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.

По каждому из направлений духовно-  нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В начальном звене школы начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладение следующими компетенциями:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним.



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.























































































При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводить итоговый праздник «Фестиваль Успехов», который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами; организацию итоговой выставки.

Диагностика:

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:

Класс

Задачи

Форма диагностики

1класс

Необходимость выявить

некоторые ценностные

характеристики личности

(направленность «на себя»,

«на общение», «на дело»),

которые помогут учителю

грамотно организовать взаимодействие

с детьми.

1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).

2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния».

3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия».

4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс)

5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.

6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.

2 -3 класс

Особенности самооценки и

уровня притязаний каждого

ребенка, его положение в

системе личных

взаимоотношений класса

(«звезды», «предпочитаемые»,

«принятые», «непринятые»,

«пренебрегаемые»), а также

характер его отношения к школе.

1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).

2. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе ( Дж. Морено)

3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия».

4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова).

5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.

6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.

4 класс

Изучения самооценки детей

младшего школьного возраста.

1. Тест «Какой у нас коллектив» (А. Н. Лутошкин).

2. Методика определения уровня развития самоуправления (По Рожкову)

3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия».

4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова).

5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.

6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.

  1. патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.

  2. социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

  3. развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности;

  4. воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;

духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение;

базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

духовность – это «собственно человеческое в человеке», то, что придает жизни человека высший смысл;

духовное воспитание - единство четырех «граней» - обращенность человека к ценностям, обращенность человека к культуре, самому себе, к Другому;

гуманитарность – как обращенность к человеку через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, способностей, намерений;

миссия - четко выраженная глобальная цель существования, предназначения, смысла деятельности организации.






Основная:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010

  2. Национальная культура как фактор формирования духовности личности// Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010

  3. Письмо Министерства Образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования» от 12.05.2011 № 03-296

  4. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная:

  1. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011

  2. Десять добродетелей в пути. Программа духовно-нравственного воспитания личности – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011

  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации./ Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок; под ред. А. Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011

  4. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа/ А. В. Вольтов, И. В. Муштавинская/ под. ред. Н. И. Роговцевой. - М.: «Просвещение», 2011