СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями ФГОС НОО, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России», в согласии с Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Бурлинская СОШ».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Программа
духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации школьников
на ступени начального общего образования
Сроки реализации программы: 2014-2018гг
Программу составила
Тищенко Марина Валерьевна,
учитель начальных классов
Бурла,2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями ФГОС НОО, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России», в согласии с Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Бурлинская СОШ».
Программа разработана с учётом культурно-исторических этнических, социально-экономических, демографических особенностей Алтайского края, Бурлинского района, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность разработанной программы заключается в:
использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников
направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа согласована с социальными субъектами:
МБОУ «БСОШ»
классный руководитель
педагог-психолог
социальный педагог
библиотекарь
учитель физкультуры
учитель музыки
учитель-логопед
школьный фельдшер
Семья:
родительский комитет класса и родители
Учреждения дополнительного образования:
МДОУ д/с «Одуванчик», «Колосок»
МДОУ ДО «ДЮСШ»
МДОУ ДО Центр детского творчества
МДОУ ДО Школа искусств
КГОУ «Центр социальной помощи семье и детям Бурлинского района»
МБУК «Бурлинский районный краеведческий музей»
МБУК «Бурлинская межпоселенская модельная библиотека»
Цель:
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления и ценностные основы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования
Направления, ценности | Содержание | Формы работы |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
| - элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; - представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; - интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение; - стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; - любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России; - уважение к защитникам Родины; - умение отвечать за свои поступки; - негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. | - беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах; - по средствам экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно -ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин; - сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники, изучение вариативных учебных дисциплин; - посильное участие в социальных проектах; - проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно -патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
- встречи и беседы с выпускниками гимназии, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
| - первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - различение хороших и плохих поступков; - представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе; - элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - бережное, гуманное отношение ко всему живому; - знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; - стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
| - изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности - театральные постановки, художественные выставки;
- проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, - беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; - обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; -посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; - беседы о семье, о родителях и прародителях; - проведение открытых семейных праздников, выполнение презентации совместно с родителями (законными представителями) и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
| - первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - элементарные представления об основных профессиях; - ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; - элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - умение соблюдать порядок на рабочем месте; - бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
| - экскурсии, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий; - беседы о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей; - проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий - праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности; - презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление учащимся возможностей творческой инициативы в учебном труде; - изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различных проектов; - природоохранительная деятельность, деятельность трудовых и творческих общественных объединений в учебное, и в каникулярное время; - встречи и беседы с выпускниками гимназии, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
| - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; - элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); - элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; - понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; - интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; - первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; - отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
| - на уроках физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий; - беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; - в спортивных секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований; -составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений;
- беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями). |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
| - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - ценностное отношение к природе и всем формам жизни; - элементарный опыт природоохранительной деятельности; - бережное отношение к растениям и животным.
|
- изучение учебных дисциплин, бесед; - экскурсии, прогулки по родному краю; - высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природоохранных проектов; - посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций; - участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.
| - представления о душевной и физической красоте человека; - формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; - интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - интерес к занятиям художественным творчеством; - стремление к опрятному внешнему виду; - отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
| - изучения учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий к памятникам зодчества, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам; - изучение вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение тематических выставок; - знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; - получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека. |
«Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников» – формулирует и раскрывает: основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.
Субъекты | Условия, которые обеспеч. школа | Педагогическая культура родителей | Семья | Общественность | Религиозные организации |
Семья
| договор | Программа род.всеобуча | Практикумы, походы, праздники (как семья воспитывает) | Проведение совместных мероприятий по направлениям ДНРВС уч-ся класса | Участие с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации ДНРВС |
школа | договор | ||||
общественность | договор | ||||
традиционные религии |
|
«Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень(1 класс) Приобретение об-ся социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность
| Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению). В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности). |
2 уровень(2-3класс) Получение об-ся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
| Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом
| Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем. |
3 уровень(4 класс) Получение об-ся опыта самостоятельного общественного действия. | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем. |
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников обучающихся должно обеспечивать усвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
«Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.
Психолого-педагогическая характеристика класса
Общие сведения о классе
В классе обучается 20 учащихся, из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Все учащиеся были зачислены в 1 класс в 2014 году. Дошкольное образование и основы навыков самообслуживания до поступления в школу дети получали в детском саду и дома. Есть дети с ослабленным здоровьем. Родители и законные представители заинтересованы жизнью своих детей, ожидают от них положительных результатов с учетом способностей детей, посещают родительские собрания, сотрудничают с учителем, вырабатывая единство требований семьи и школы. Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии.
Социальная характеристика семей учащихся
Большинство детей воспитываются в семьях, где есть оба родителя.
Уровень воспитанности учащихся класса
В целом уровень воспитанности учащихся класса средний. Ребята добры и вежливы по отношению к взрослым и друг к другу, правильно оценивают свою роль первоклассников, умеют отвечать за свои поступки.
Большинство ребят принимают и осваивают нормы школьного общения и основы этики взаимоотношений.
Коммуникативная культура учащихся
Дети ознакомились с основными правилами поведения в школе, культурой и этикой общения, научаются самостоятельному поведению в условиях школьного образования. Учатся правильно реагировать на происходящее, видеть красоту и осуждать плохое. У ребят складываются хорошие отношения в классном коллективе. Явного лидера в классе еще нет, но ребята проявляют уже активность в подготовке мероприятий, готовятся к традиционным классным часам.
Процесс психологической адаптации к обучению прошел продуктивно
Много усилий тратится на сам процесс обучения и адаптацию к школьной жизни. Результаты исследования показали, что большее число учащихся высокий и средний уровень адаптации.
Большинство учащихся проявляют:
— положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе;
— ориентацию на новое, собственно школьное содержание занятий;
— содержательное представление о подготовке к школьным занятиям;
— ориентацию на собственно школьные нормы организации деятельности и поведения.
Дети, требующие особого внимания
Большинство детей с радостью идут на контакт со взрослыми и готовы выстраивать доверительные отношения и принимать авторитет старших. Учащиеся любознательны и обладают высокой мотивацией к освоению учебного материала.Однако некоторые из ребят требуют дополнительного внимания и слаженной работы со стороны всего педагогического коллектива и родителей.
Сложности в построении межличностных отношений и восприятии образовательного материала испытывает _________. Вызвано это повышенным уровнем личностной тревожности и недостаточной подготовкой ребенка к ситуации обучения в школе.
С целью успешного овладения школьной программой дополнительная работа необходима с ________. Мальчик обладает высокой мотивацией к обучению, устойчивым вниманием, но в то же время, испытывает сложности в адаптации к образовательному процессу в школе из-за осложнения процесса формирования устной и письменной речи, особенностей развития логического мышления.
У некоторых детей не сформированы навыки самоконтроля и дисциплины. Они очень активны и контактны, но не овладели навыками управления своими эмоциями и не всегда знают границ дозволенного поведения в школьной ситуации обучения.
Способы решения конфликтов в классе
В классе преобладает положительный тон настроения в межличностных отношениях.
В целом класс активный, дружный, ребята работоспособные, могут все хорошо учиться, стараются, выполняют требования учителя.
Направленность деятельности
Воспитательная работа в классе направлена на создание и укрепление детского коллектива, развитие познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.
В классе преобладает доброжелательная атмосфера, ценятся традиции празднования и уважение к сверстникам и старшим.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1.Формирование доброжелательных отношений внутри коллектива (классные часы о дружбе, КТД, праздники);
2.Через поручения развивать сотрудничество, взаимопомощь и чувство коллективизма;
3.Поощрение успехов учащихся инициативы, самостоятельности, желание выполнять общественные поручения;
4.Развивать единство и согласованность в действиях коллектива и его членов с учетом индивидуальных особенностей каждого;
5.Использовать диагностические методики для изучения становления детского коллектива.
Родительский комитет
________________________
________________________
______________________
Анализ работы за 2015-2016 учебный год
Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Обязанности менялись по учебным блокам.
Многие ребята участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами. В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно- эстетическому направлениям.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются улучшения в плане осознания правил и норм поведения.
Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности.
В результате диагностики межличностных отношений в конце 2 класса были выявлены лидеры класса, устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу.
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С одаренными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к олимпиадам. Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал, предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня. В классе преобладают познавательные ценности.
Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, в МДОУ «Центр детского творчества».
Анализ
воспитательной работы
2017-2018 учебный год
Цель и задачи воспитательной работы были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
Цель:
Создать условия для развития духовно-нравственной, интеллектуальной, самостоятельной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению.
Для достижения этой цели нужно было решить следующие задачи:
сформировать у детей гражданско-патриотическое сознания;
сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
воспитать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;
привить навыки здорового образа жизни;
воспитать бережное отношение к природе;
воспитать уважительное отношение к взрослым, пожилым людям.
Итоги жизнедеятельности класса за прошедший год показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, здоровьесберегающие технологии. Эффективными были средства педагогического влияния, такие как беседа, классные часы разной тематики, игры, общешкольные мероприятия.
Формирование коллектива
Развитие ученического самоуправления пока только на начальном этапе. Распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Обязанности менялись по четвертям. Хорошо выполняли свои поручения ______________________________ Вместе с тем, некоторые учащиеся остаются пассивными. В классе сложился хороший психологический микроклимат. В результате наблюдений и диагностики были выявлены лидеры класса ____________________, сложились устойчивые взаимные дружеские отношения. Большинство детей доброжелательные, самостоятельные, активные. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе.
Ценят в коллективе познавательную активность, дружелюбие. Сплочению классного коллектива в значительной мере способствовали такие формы работы, как деловые игры.
Многие ребята участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали победителями и призёрами. В свободное время ребята посещали кружки по спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, гражданско-патриотическому направлениям.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной.
В связи с этим работа над умением правильно себя вести в школе, общественных местах будет продолжена.
Определение правил жителей «Солнечного города Светлячков»
Распределение поручений. Беседа «Что такое поручение?»
Классное собрание «Мои обязанности».
Беседа-диалог «Классный коллектив»
«Давайте жить дружно!»
«Доброе семя – добрый и всход»
Беседа «Скромный не хвастает добрыми делами и поступками»
«Да здравствует вежливость!»
Беседа «Береги своё время и время других»
Устный журнал. «Перелистывая страницы учебного года»
Работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении будет продолжена.
Духовно-нравственная, гражданско-патриотическое работа
Это направление в воспитательной работе класса имеет огромное значение, т.к. развитие нравственных начал в ребёнке играет важную роль в становлении личности. В своей работе уделяю большое внимание формированию уважительного отношения к старшим и пожилым людям. Проводимые мероприятия, беседы в рамках направления «Доброе сердце» формируют, развивают и распространяют идеи добра, сострадания в детской среде. Учу своих детей уважать чувства других людей, всегда думать о том, как их поступки скажутся на окружающих, не быть равнодушным к тому, что люди испытывают, поступать так, чтобы доставить другим радость.
Воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны способствовало проведение следующих бесед, классных часов, мероприятий:
Как мне милы родные звуки
Участие в митингах, посвящённых Дню Победы.
День пожилого человека « Шаг навстречу»
Акция «Доброта спасёт мир».
День матери «Поговорим о маме»
Беседа «Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным»
Конкурсно-развлекательная программа «Вперёд, мальчишки!», посвящённая Дню защитника Отечества
Спортивно – оздоровительная деятельность
Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Ежедневно в течение года проводилась утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости, беседы, способствующие формированию здорового образа жизни.
Спортивные мероприятия остаются одними из любимых детьми.
Много бесед было проведено по ПДД, проводились инструктажи по ТБ:
Соблюдение правил дорожного движения. Маршрут безопасного пути в школу и домой.
Правила безопасного поведения в школе, дома и на улице.
Сигналы при ЧС. Правила поведения при ЧС.
Пожарная безопасность.
Правила поведения при террористическом акте, при обнаружении взрывоопасных и подозрительных предметов.
Предупреждение детского травматизма.
Осторожно ядовитые растения и грибы!
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Правила поведения у водоёмов в разные времена года. Способы спасения и самоспасения терпящих бедствие на воде.
Осторожно, скользкая дорога!
Внимание, ледостав!
Осторожно, ледоход!
Внимание! Бешенство животных!
Правила поведения у новогодней ёлки.
Правила купания в местах отведённых и необорудованных, меры безопасности.
В сильный мороз берегите щёки и нос!
Правила поведения на каникулах.
Важность данного направления требует продолжения в следующем учебном году.
Художественно – эстетическая деятельность
В этом направлении была проведена большая работа во внеурочное время. Ребята активно участвовали в школьных концертах, в конкурсах рисунков, плакатов, листовок, поделок.
«Вот и лето пролетело»
«Осенние мотивы»
Праздник осени «Осенние хлопоты»
Новогодний карнавал
Праздник мам
«Весна, весна и все ей радо»
Вовлекать детей в участие школьных и районных конкурсах с целью развития художественно-эстетического вкуса.
Экологическое воспитание
Воспитание общественно активной личности, понимающей связь человека с природой, умеющей беречь природные богатства очень актуально в наше время. В связи с этим были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Акции «Кормушка», «Домик для птиц»
«Синичкин день»
Конкурс рисунка об охране природы «Живой мир ждёт твоей помощи»
Участие в конкурсе экологического рисунка и плаката «Здоровье планеты в твоих руках»
Акция День Земли
В течение года дети ухаживали за комнатными растениями в классе.
Педагогическое взаимодействие с семьёй
В течение учебного года сложились доброжелательные отношения с родителями обучающихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями были индивидуальные беседы и консультации для родителей детей. В течение года велась работа с родителями. Это тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, лекции:
Учебно-воспитательные цели и задачи в 2 классе.
Как организовать учебный труд школьника.
Режим – это серьёзно.
Что такое способности?
Воспитание желания трудиться.
С родителями поддерживаю постоянную связь. Они приходят в школу, интересуются успехами и неудачами своих детей. Я стараюсь убедить родителей в том, что только они совместно с учителем смогут помочь своему ребёнку.
В следующем учебном году продолжить вовлечение родителей в жизнь класса и школы, чтобы они активнее принимали участие во внеклассных мероприятиях.
Общие выводы
В целом воспитательная работа в 2 классе была многоплановой и разносторонней.
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
Следует продолжать работу по формированию культуры поведения (искоренить ябедничество), сплочению коллектива, развитию добрых отношений между детьми, учить их радоваться успехам своим и других, а также переживать совместно неудачи.
Таким образом, делая выводы по анализу работы за 2017-2018 учебный год, следует отметить, что класс развивается, находится в стадии становления коллектива, с определенными традициями и правилами.
Социальный паспорт класса
Таблица1
№ | Фамилия, имя | полная | неполная | малообеспеченная | одинокая | потеря кормильца | опека | родители-инвалиды | родители-пенсионеры | многодетные | группа риска | работающая мать | работающий отец | количество детей |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица2
№ | ФИО обучающегося | ФИО родителей | Образование родителей (высш., средн-техн, сред-проф., средн) | Категория семьи (малооб., неполн.,многод., опека) | Благоустр кварт.) |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Таблица3
№ | ФИО обучающегося | Кол-во детей в семье | Учащиеся | Дошкольники | Статус семьи | Неполная, многодетная, опекунство | Жилищные условия |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
Циклограмма для классного руководителя
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3.Общешкольные линейки
4. Работа с родителями (по ситуации).
5. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
6. Встреча со школьным фельдшером по справкам о болезни учащихся.
Ежемесячно
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у школьного психолога, социального педагога
3. Сдача отчётов (питание, и т.д.).
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику).
6.Инструктажи по охране труда.
7. Заполнение портфолио обучающегося
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Семинар (учеба) классных руководителей.
3.Сдача отчётов по посещаемости и успеваемости.
4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5. Проведение родительского собрания.
6. Заседание МО учителей начальных классов
Один раз в год
1.Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).
5. Ремонт классного кабинета
Внеурочная деятельность обучающихся
Цель : развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ , реализуемых во внеурочное время.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Учёт занятости учащихся во внеурочной деятельности
Сведения о занятости обучающихся во внеурочной деятельности
Показатели участия детей во внеурочной деятельности | 2014 / 2015уч.год | 2015 / 2016 уч.год | 2016/ 2017 уч.год | |||
Занятия в кружках: | Кол-во участников | % от общего числа учеников | Кол-во участников | % от общего числа учеников | Кол-во участников | % от общего числа учеников |
В школе |
|
|
|
|
|
|
Вне школы |
|
|
|
|
|
|
Расписание внеурочной деятельности в школе
День недели | Название детского объединения | Время проведения | Кол-во участников | Руководитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внеурочное занятость обучающихся 2015-2016 учебный год
ФИ детей | Школа | ДЮСШ | Школа искусств
| ЦДТ | Муз. Шк. танцы | Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расписание внеурочной деятельности вне школы
День недели | Название детского объединения | Кол-во участников | Руководитель | Место и время проведения |
понедельник |
|
|
|
|
вторник |
|
|
|
|
среда |
|
|
|
|
четверг |
|
|
|
|
пятница |
|
|
|
|
Охват питанием обучающихся
| 2014 / 2015уч.год 1 класс | 2015 / 2016 уч.год 2 класс | 2016/ 2017 уч.год 3 класс |
Завтрак |
|
|
|
Обед |
|
|
|