СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Звездная дорожка» - программа нравственного   воспитания учащихся  начальной школы.

Настоящая программа разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся возрастной группы 7-ми – 11-ти лет, характеристики класса, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, традиций школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1»



Программа нравственного воспитания



















Автор программы: Гузаирова Ирина Сергеевна,

классный руководитель, учитель начальных классов














  1. Пояснительная записка

У каждого ребёнка - свои способности,

свои желания, свои мечты!

А мы, взрослые должны помочь

все это осуществить.


«Звездная дорожка» - программа нравственного воспитания учащихся начальной школы.

Настоящая программа разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся возрастной группы 7-ми – 11-ти лет, характеристики класса, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, традиций школы.

Программа нравственного воспитания учащихся направлена на воспитание личности культурной, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в конкурентном мире.

Программа нравственного воспитания «Звёздная дорожка» разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», воспитательной программы школы «Дорога открытий» и соответствует требованиям ФГОС.

В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию успешной личности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Адресность программы

Программа «Звездная дорожка» разработана для учащихся 1-4 классов

Участники программы

Программа предлагается для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, школьный библиотекарь, учителя-предметники.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.


  1. Нормативно-правовая и документальная основа.



Нормативно-правовой и документальной основой данной воспитательной

программы являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

  4. Всеобщая декларация прав человека.

  5. Конвенция ООН « О правах ребенка»

  6. Конституция Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);

  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;

  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  9. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;



  1. ООП НОО, ООП ООО одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15

  2. Указ Президента Российской Федерации от 1июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

  3. Концепция воспитания Ленинградской области, утвержденная КОПО Ленинградской области № 2871-р от 16.11.2015г .

  4. Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»;

  5. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гатчинская СОШ №1»

  6. Основная образовательная программа школы

  7. Программа воспитания школы «Дорога открытий»


  1. Обоснование программы

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся написано, что школа должна создавать условия, которые способствовали бы приобщению воспитанников к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться- есть важнейшее условие успешного развития России.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. 

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.

Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь, и он сам. Поэтому залог успешности программы воспитания – создание таких условий в классе, школе, в которых ребенок чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные и школьные мероприятия – такова главная цель совместной работы классного руководителя и обучающихся.

Федеральным государственным образовательным стандартом определены базовые национальные ценности российского государства: патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество. Результаты анкетирования детей и родителей класса показали, что эти ценности близки и им.

Исходя из этих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром. Поэтому процесс воспитания нужно строить таким образом, чтобы ребенок смог проявить такие качества как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки необходимо формировать с детства.

«Раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» - таковы задачи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Размышляя над этим, я определила основную идею воспитательной работы с классом: развитие здоровой, интеллектуально развитой нравственной личности. Эту идею поддержали родители учащихся, и вместе мы вышли на необходимость создания программы «Звёздная дорожка».

Почему я выбрала такое название? Своих первоклассников я представляю малышами, смотрящими удивленными глазами на звездное небо. Перед ними так много неизвестного и непонятного. Разобраться в звездах должен помочь звездочет, т. е. я- классный руководитель. Познавая звезды, маленькие путешественники вместе со мной будут расти, совершенствоваться, то есть двигаться вперед. И еще я считаю, что каждый ребенок – это звездочка, звездочка непохожая на других, звездочка, которая проходит свой путь развития, и задача взрослого- помочь маленьким звездочкам раскрыться и найти себя и свой путь.

Реализация данной программы

  • станет предпосылкой для становления личности школьника,

  • заложит фундамент успешности и психологического комфорта,

  • позволит детям принимать и осваивать в процессе деятельности новые социальные роли.



Анализ возможностей социокультурной среды.

Ребёнок– это формирующаяся личность, поэтому воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.  Среда может оказывать как позитивное так и негативное воздействие на личность человека, она может и формировать, и деформировать его, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что  ребёнок   возьмёт из нее и чему он научится противостоять.

Своеобразие социокультурной среды г. Гатчины позволяет формировать эффективное образовательное пространство. Город гордится своей историей и культурным наследием, которые являются прекрасным материалом для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

 Гатчинская  земля  хранит  память  о  годах  Великой  Отечественной  войны. Памятники  воинам  освободителям,  братские  захоронения  свято чтут жители  города: и  старшее  поколение, и  молодёжь.  Всё это создаёт уникальную  возможность  воспитания  юных граждан,  чей  патриотизм  основан  на  глубоких  корнях  любви  к  своей  малой  Родине.

Город также является культурным центром Ленинградской области. Расположенный в городе «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник „Гатчина“», а также исторический центр города включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гатчина - крупный промышленный центр. В городе расположено несколько крупных предприятий: «Завод «Буревестник», «218-й авиационный ремонтный завод», «Гатчинский домостроительный комбинат», «Гатчинский молочный завод». Значительную роль в экономике города играют строительство и сфера услуг. 

В Гатчине много образовательных учреждений: 12 школ, 20 детских садов; 5 колледжей и лицеев, областной институт экономики и финансов; 4 филиала ВУЗов.

Основными культурными центрами города являются Дом культуры, Дворец молодёжи и Центр творчества юных. На их базе работает большое количество любительских творческих коллективов, среди которых театр костюма «Катюша», ансамбль гусляров «Перезвон», театр «За углом», народный цирк «Гротеск», танцевально-спортивный клуб «Эльдорадо». При детской музыкальной школе есть городская филармония. Кроме того на площадке Центра творчества юных играет свои спектакли муниципальный детский юношеский театр «Встречи».

Гатчина — центр многих культурных, спортивных и общественных событий в жизни Гатчинского района и Ленинградской области

Наш город активно развивается и имеет  все предпосылки стать центром науки, промышленности и культуры Ленинградской области.

Близость к таким городам как Санкт-Петербург, Кронштадт, Красное село, Пушкин, Петергоф значительно увеличивает воспитательные возможности использования социокультурной среды.

Средняя общеобразовательная школа №1 имеет свои традиции и свою 50-летнюю историю. Наиболее отличительными особенностями школы являются:

  • богатая история, отраженная в постоянно действующем музее школы;

  • стабильность педагогического коллектива и укрепление положительной репутации учебного заведения;

  • реализация предпрофильного и профильного обучения, индивидуальные образовательные планы.

  • развитая сеть дополнительного образования,

  • большой опыт организации воспитательного процесса на основе коллективной творческой деятельности;

  • коллектив единомышленников, многие из которых - выпускники школы.

  • тесная связь с родителями

Всё это создает благоприятную ситуацию для нравственного воспитания учащихся.

Основания для создания программы


  • Государственный заказ на качество воспитания подрастающего поколения, отраженного в документах Правительства и Министерства образования РФ,

  • Реализация школьной программы воспитания «Дорога открытий», одной из задач является формирование нравственных понятий, ценностных ориентиров, необходимых знаний и навыков для достойного выполнения социальных ролей.

  • Жизненные ценности учащихся, родителей.

  • Соответствие моих взглядов на воспитание учащихся с запросами родителей.

  • Творческий потенциал педагогического коллектива.

  • Воспитательные возможности процесса обучения в рамках реализации образовательных программ.

  • Наличие партнерских отношений с учреждениями культуры, науки, общественными организациями.

  • Своеобразие исторической, образовательной и культурной среды Гатчинского района и Ленинградской области


  1. Концептуальная основа программы

«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны.

Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке став синонимом понятия «мораль». Зачастую понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются. Но это не верно. Мораль — это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения. Нравственность же это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе.

Г.В. Плеханов утверждал: «если человек черпает все свои ощущения, знания из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества…» Таким образом, нравственность в его понимании это все то, что человек приобретает из опыта и окружающего его мира.
В современной России нравственное воспитание детей усложнено тем, что общество, объявившее себя свободным, почти отказалось от морали как внешнего регулирующего механизма поведения людей. Поэтому формирование  нравственной культуры ребенка — очень важная педагогическая задача. И решать ее необходимо для того, чтобы ребенок (а потом и взрослый), обладая достаточным нравственным потенциалом, мог противостоять тому негативу, который обрушивается на него из реального и виртуального миров.

По мнению В.А. Сухомлинского “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. И здесь первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Нравственное воспитание в школе отнюдь не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями ОУ. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причем заострять воспитание исключительно на нравственности не правильно. Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка. А это, как правило, очень серьезная и сложная задача, которая ложится на плечи воспитателя.

Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Все вышесказанное учитывалось при составлении программы нравственного воспитания.

  1. Цель и задачи программы.

Цель:

воспитание и развитие нравственно и физически здорового, образованного человека, патриота своей страны, способного к творчеству

Задачи:

  • развивать познавательные интересы учащихся;

  • формировать ответственное отношение к учебной и трудовой деятельности;

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

  • формировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности и устои, культуру общения;

  • формировать осознанное отношение к Родине, ее прошлому и настоящему, на основе исторических ценностей и традиций;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • формировать классный коллектив, способствовать сплочению коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся, устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.






















  1. Направления деятельности

способности






Звезда «ИНТЕЛЛЕКТ»


(общеинтеллектуальное направление)




Образование – это не подготовка к жизни,

это и есть жизнь

Д. Девей

Целевые

ориентиры

1.Формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.

2. Формирование культуры умственного труда

3. Работа с обучающимися входящими в «группу риска», выявление и поддержка одарённых детей.

4.Формирование стойкой мотивации к учебным предметам.


Ключевые

понятия

Образование, любознательность; способности;интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; целеустремлённость и настойчивость; стремление к знаниям.


Формы

  • Игры по станциям

  • Экскурсии, поездки

  • Конкурсы (очные и дистанционные)

  • Предметные недели

  • Проекты

  • Олимпиады разного уровня (классные,школьные, Всероссийские, международные)

  • КВН


Ожидаемый

результат

Учащиеся имеют стойкий интерес к обучению,

Увеличивается число участников интеллектуальных конкурсов, соревнований, олимпиад.

Учащиеся успешны в обучении: результаты в работе с одаренными детьми и детьми «группы риска»





Звезда «ЗДОРОВЬЕ»


(спортивно-оздоровительное направление)



Без здоровья невозможно и счастье.

В. Г.Белинский



Целевые

ориентиры

1. Становление психически и физически здоровой, личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

2. Формирование сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

3.Формирование экологической культуры.


Ключевые

понятия

Здоровье физическое, закаливание, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива),гигиена, гармония души и тела, активный, здоровый образ жизни, самовоспитание, экология.


Формы

  • спортивные конкурсы,

  • соревнования внутри класса и между классами,

  • походы, дни здоровья,

  • спортивные викторины,

  • классные часы по спортивной тематике, ЗОЖ

  • конкурсы стенгазет, плакатов,

  • акции

  • флешмоб,

  • тематические консультации для родителей,

  • просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов.

Ожидаемый

результат

У учащихся низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями

Отсутствие вредных привычек

Соблюдение режима дня

Понимание влияния состояния природы на здоровье человека

Участие в акциях и понимание их необходимости

Отсутствие нарушений экологической культуры






Звезда «НРАВСТВЕННОСТЬ»


(патриотическое и духовно-нравственноенаправление)



Нравственность-это разум сердца.

Гейне Генрих


Целевые

ориентиры

1. Воспитание социально активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите

2. Развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей


Ключевые

понятия

Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; гражданское общество; долг перед Отечеством, закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям, нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших


Формы

  • тематические классные часы

  • дискуссии, изучение нравственного наследия мира,

  • читательские конференции

  • дни правовых знаний

  • фольклорные праздники

  • встречи с ветеранами

  • акции, конкурсы

  • праздники для родителей

  • экскурсии, поездки, походы по боевым местам.


Ожидаемый

результат

Развитие чувства гордости за свой город, край, страну

Знание традиций страны, народа, семьи

Уважительное отношение к старшим

Соблюдение правил поведения в классе, школе, дома

Отсутствие учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в ОДН

Отсутствие конфликтных ситуаций в классе






Звезда «ОБЩЕНИЕ»


(социальноенаправление)



Единственная настоящая роскошь

это роскошь человеческого общения.

Сент - Экзюпери А.


Целевые

установки

1. Формирование классного коллектива как единого целого

2. Поддержание в классе атмосферы дружбы, уважения, помощи, поддержки

3. Формирование и развитие соуправления

4. Формирование навыков совместной деятельности

5. Привлечение родителей к жизнедеятельности класса


Ключевые

понятия

Забота, общение, содружество, взаимопонимание, дружба, взаимовыручка, любознательность, эмоции, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество, дисциплинированность, последовательность и настойчивость, бережное отношение к результатам своего труда, навыки коллективной работы


Формы

  • Интерактивные игры

  • тематические классные часы

  • тренинг общения детей и родителей

  • праздники, конкурсы, экскурсии

  • благотворительные акции, кружки

  • концерты

  • проектная деятельность

  • ролевые игры


Ожидаемый результат

Общение со сверстниками без конфликтов

Активная жизненная позиция учащихся класса

Готовность и желание учащихся работать в коллективе

Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности

Родители- активные участники и помощники в организации жизни класса






Звезда «КРАСОТА»


(общекультурноенаправление)



Сердце, воображение и разум — вот та среда,

где зарождается то, что мы называем культурой. 

Паустовский К. Г.

Целевые

установки

  1. Развитие у учащихся творческих способностей

  2. Развитие художественно-эстетического вкуса обучающихся


Ключевые

понятия

Красота, гармония, культура, духовный мир человека, творчество, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.


Формы

  • студии и кружки

  • недели искусств

  • концерты

  • выставки

  • экскурсии

  • спектакли

  • видеопроекты

  • тематические классные часы

  • творческие и исследовательские проекты

  • посещение культурных мест СПб, Гатчины и т.д.


Ожидаемый результат

Учащиеся проявляют свои творческие способности

Уважительное отношение к прекрасному.

Активное участие в творческих конкурсах, фестивалях различного уровня












7. Программные принципы

В основе данной программы лежат перечисленные ниже принципы:


  • Гуманистическая направленность. Уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

  • Общения. В формировании ценностей большую роль играет общение ребенка со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне общения. Также ребенок должен уметь слушать собеседника.

  • Следование нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример родителей и учителя.

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии.

  • Принцип системно - деятельностной организации воспитания.Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

  • Общественной направленности. Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

  • Субъективности. Максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

  • Систематичности и непрерывности. Соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

  • Сотрудничества и решения проблем. Воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни.

  • Принцип творчества и успеха. В процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.


  1. Механизмы реализации программы

Реализация программы осуществляется через:

  • систему КТД и традиционных дел ОУ;

  • организацию самоуправления;

  • ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

  • методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

  • систему дополнительного образования;

  • проектную деятельность;

  • организацию образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

  • взаимодействие со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);

  • систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; галереи, ГДМ, ДК);

  • привлечение родителей к творческой работе с учащимися


























  1. Предполагаемый результат.

Уважает и принимает ценности семьи и общества




Любознательный, активно и заинтересованно познает мир

Любит свою Родину, свой народ, свой край













Портрет

выпускника

начальной школы:



Владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности



Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом












Знает и выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение

























9. Список литературы.

1. Барышников, Е.Н. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга / Е.Н. Барышников //Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. - 2006. - №2. – С.36 – 38.

2. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя:пособие для учителя/ Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова. – М.: Просвещение, 2011 – 256 с. («Работаем по новым стандартам»)

3. Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности образования: учеб.-метод. Пособие/ под общ. ред. И.В.Васютенковой – СПб.: ЛОИРО, 2011 – 132 с.

4. Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции/ отв. ред. И.В.Васютенкова. – СПб.: ЛОИРО. – 2011. – 448 с.

5. Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.73 – 106.

6. Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.19 – 31.

7. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «% за знания», 2006. – 176 с.

8. Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника [Текст]/ Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.74 – 79.

9. Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с

10. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.






План реализации программы.

2014-2015 учебный год

Месяц


Интеллектуально-познавательная деятельность

Спортивно-

оздорови-

тельная

деятельность

Патриотизм и духовность

Формирование единого классного коллектива

Творческо-эстетическая деятельность

Работа

с семьей

Сентябрь

Игра по станциям

«Знатоки природы»


Утренняя зарядка для первоклашек.


«Мои права и обязанности» (классный час)

1.День знаний (праздник)

2.Культура поведения в школе

( игра)

3. Знакомство с психологом.

4.«Арбузник»


1.«День рождения класса. Мы-звездочки»

2. Конкурс «Царство природы»

1.Родительское собрание «Первый раз в первый класс»

2.Выбор родительского комитета

3.Анкетирование родителей: «Ваш ребенок»

4.Организация «День рождения класса»

Октябрь

Декада естествозна-ния

1.Веселые старты между 1-ми классами.

2.Организация физ. перемен.


«Гатчина –любимая моя» - классный час, конкурс рисунков.

1.Классное самоуправление (выбор групп)

2. Наш дружный класс. (классный

час)

1.Оформление классного уголка

2.Концерт «День учителя» (творческий номер)

1.Консультация для родителей « Успехи моего ребенка»

2. Помощь в организации «ДеняУчителя»

3. Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники»

Ноябрь

1.Поездка в «Сказкин дом»

2.Организа-ция олимпиад

Веселые старты между 2-ми классами и садами (подготовительными группами)

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг)(классный час)

1.Азбука общения

( игра).

2.День толерантности в школе.

3. Посвящение в первоклассники

День Матери

1.Родительское собрание «Адаптация первоклассников»

2. Консультация для родителей «


Декабрь

Декада математики

1. Безопасное поведение зимой (классный час)

2. Организация игр на переменах.

«Я – гражданин России!» День Конституции.

Новогодний праздник

Новогодняя мастерская


1.Родительское собрание «Режим дня младшего школьника»

2. Помощь в проведении «Новогоднего праздника»

Январь

Игра по станциям «Я уже ученик»

Мы за здоровый образ жизни» (классный час).

1.Свеча памяти (акция)

2.Читаем детям о войне (классный час)

Азбука общения

( беседа психолога)

Творческий конкурс «Сказочная буква, цифра»

Консультация для родителей «Трудности обучения моего ребенка»


Февраль

Декада русского языка.

Прощание с азбукой.


Игра «Зимние забавы»

Твори добро другим во благо. Классный час «Горячее сердце»

День добрых дел (акция)


Открытка папе.

1.Родительское собрание «Эмоциональный мир ребенка»

2. Помощь в подготовке праздника «Прощание с азбукой»

Март

Организация олимпиад.


Безопасное поведение на улице, ПДД (классный час)

Мамочка милая моя (классный час, просмотр роликов)

Поездка в театр «Денискины рассказы»


1.Открытка маме.2. Празднование « Февромарт» ( 23 февраля и 8 марта)


Помощь в организации праздника «Февромарт» и поездки в театр.


Апрель

Книжкина неделя

Береги себя сам(классный час)

Экскурсия в Гатчинский дворец.

Экскурсия в Гатчинский парк.

Конкурс «Обложка любимой книжки»

Родительское собрание «Пути формирования сознательного интереса к обучению»

Май

Интеллектуа-

льная викторина

ПДД (просмотр фильма)

1.Маленькие герои большой войны

( классный час)

2.Праздничное шествие 9 мая

Поездка в Зубровник

Конкурс «Моя первая пятерка»

Родительское собрание «Итоги первого года обучения»



2015-16 учебный год


Месяц


Интеллектуально-познавательная деятельность

Спортивно-

оздорови-

тельная

деятельность

Патриотизм и духовность

Формирование единого классного коллектива

Творческо-эстетическая деятельность

Работа

с семьей

Сентябрь

Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе

«Родное слово»

Веселые старты между 2-ми классами.

Конкурс рисунков и фотографий «Гатчина – любимая моя»

1.День знаний (праздник)

2. Сбор макулатуры.

Участие в конкурсе «Царство природы»

1.Родительское собрание « Мы – второклассники»

2.Составление плана работы с родительским комитетом

3.Анкетирование “Мои приоритеты”,

Октябрь

Декада естествознания

«Безопасный интернет» (классный час)


«История родного края» (классный час)

Поездка по Пушкинским местам.

1.Концерт «День учителя» (творческий номер)

2.Открытка для учителя.

1.Консультация для родителей « Как помочь ребенку учится»

2.Помощь в подготовке Дня учителя.

Ноябрь

Поездка в планетарий

1.«Мой режим дня» (классный час)

2.Опасные игры (просмотр фильма)

Викторина

« Моя Родина»

День толерантности в школе «Школа- единство непохожих» (классный час)

День Матери

Родительское собрание: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»


Декабрь

Декада математики

Зимние забавы

«Я – гражданин России!» День Конституции.

Новогодняя елка (праздник)



Мастерская Деда Мороза

Родительское собрание: «Как помочь ребенку учится»

Январь

Экскурсия «Мир воды»

1.«Мы вместе» (акция по ПДД) (классный час)

2. День здоровья

1.«Войны священный страницы навеки в памяти людской» (классный час)

2.Акция «Свеча памяти»

Поход в парк, катание с гор.

Конкурс плакатов «Береги планету»

Индивидуальные консультации

Февраль

Декада русского языка

Профилактика гриппа и простуды (классный час)

О доблести, о подвигах, о славе (классный час)

1.Жизненные ценности (классный час)

2.Акция «День добрых дел»

Подарок папе.

1.Родительское собрание: «Выполнение работы над ошибками по памятке»


Март

Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе

«Родное слово»

Международный конкурс – игра «Кенгуру»

«Поведение при ЧС» (классный час)


Конкурс стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.

Поездка в КидБург

1.Концерт для мам и пап «Февромарт».

2.Подарок маме.

Помощь в подготовке праздника «Февромарт».

Апрель

Книжкина неделя

«Здоровый образ жизни» (классный час)


1.День памяти узников концлагерей (классный час)

2. Чернобыль –трагедия…подвиг…» (просмотр фильма)

Экскурсия в Эрмитаж

Конкурс плакатов «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание: «Отношение друг к другу»

2.Организация поездки

Май

Праздник посвященный А.Барто

Флеш-моб «Я за здоровье»

1.Акция «Читаем детям о войне»

2.Бессмертный полк

Поездка на конеферму.

Поход в Гатчинский ЦТЮ на спектакль.

Плакат к 9 мая.

1.Родительское собрание: «Итоги 2-го года обучения»

2. Органицация поездки.




2016-17 учебный год


Месяц


Интеллектуально-познавательная деятельность

Спортивно-

оздорови-

тельная

деятельность

Патриотизм и духовность

Формирование единого классного коллектива

Творческо-эстетическая деятельность

Работа

с семьей

Сентябрь

Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе

«Родное слово»

1. Безопасный интернет (классный час)

2.Веселые старты между 3-ми классами.

«Славься Гатчина» участие в праздничных мероприятиях.

1.День Знаний

2.Поездка в Елагин дворец.

3.Сбор макулатуры.

Осень в родном городе (фотоконкурс)

1.Родительское собрание: «Агрессия. Пути ее преодоления.

2.Обсуждение плана работы на год с родительским комитетом.

3.Помощь в организации поездки

Октябрь

Декада окружающего мира.

1.ПДД (просмотр фильма)

2. Поведение в школе.

День профилактики и правовых знаний. Ответственность за правонарушения (классный час)

Праздник лицеистов.

1.Подготовка творческого номера к концерту «День Учителя»

2. Поздравительные открытки ко Дню учителя.

3.Конкурс чтецов «Пушкинская осень»

1.Лекторий для родителей «Родителям о детях»

2.Общешкольная родительская конференция.

Ноябрь

Интеллектуа-льный марафон.

Выездной планетарий.

Понятие «гигиена», ее значение в жизни человека (беседа)

Всемирный день прав ребёнка (классный час)

1.День толерантности в школе «Школа-единство непохожих» (классный час)

2.Поездка в Царскосельский лицей.

1.Творческий номер к концерту на День Матери.

2.Моя любимая мамочка. Презентация.

1.Родительское собрание: «Трудовое участие ребенка в жизни семьи»

2.Помощь в организации поездки и праздника.


Декабрь

Декада математики

Курить – здоровью вредить (классный час)

1.«Государственная символика РФ» (классный час- проектная деятельность)

2.Что я знаю о Конституции.



Новогодний праздник в Трансфорсе»

1.Мастерская Деда Мороза.

2.Украшение класса, школы.


1.Родительское собрание: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации.

2. Помощь в организации поездки.

Январь

Ига по станциям для 3-х классов.

1.Зимние забавы.

2.Опасные игры на улице.

1.Акция «Свеча памяти»

2.Войны священные страницы навеки в памяти людской» (классный час).

3.Читаем детям о войне.


Катание с гор в Приоратском парке.

Конкурс чтецов о войне.

Индивидуальный консультации.

Февраль

Декада русского языка

«Правила поведения на

водоѐмах в зимний и весенний периоды» (беседа)

«О доблести, о подвигах, о славе» (классный час)

1.Акция «День добрых дел»

2.Поездка в театр «Зазеркалье»

1.Творческий номер поздравление мальчиков.

2.Открытка папе.

1.Родительское собрание: «Как помочь ребенку быть успешным».

2.Помощь в организации поездки в театр.

Март

Международный конкурс – игра «Кенгуру»

1.Весёлые старты.

2.Безопастность на автомобильных и железных дорогах»

3.Безопасные каникулы

Урок мужества (классный час).


1.Кодекс чести (обсуждение)

2. Поездка в Петербуржскую акваторию»

1.Творческий номер поздравление девочек.

2.Праздник «Февромарт»

3.Открытка маме.

1.Родительское собрание: «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации»


Апрель

Книжкина неделя

День здоровья.

1. День освобождения узников концлагерей»

2.День космонавтики.

1.Акция «Портфель первоклассника»

2. Акция «Добрые крышечки»

Конкурс рисунков о космосе.

1.Родительское собрание: «Здоровый образ жизни»

2.Индивидуальные консультации.


Май

Квн среди 3-х классов.

1.Подвижные игры.

2.Соревноваия по легкой атлетике.

1.След Великой Отечественной войны в жизни родного края (классный час)

2. Возложение цветов к мемориалу.

3.Праздничное шествие 9 мая

1.Всероссийский день посадки деревьев»

2.Поездка в Саблинские пещеры.

Проект «История моей семьи в годы ВОв»

1.Родительское собрание: Итоги года.

2. Совместная поездка в Саблинские пещеры.

















2017-18 учебный год

Месяц


Интеллектуально-познавательная деятельность

Спортивно-

оздорови-

тельная

деятельность

Патриотизм и духовность

Формирование единого классного коллектива

Творческо-эстетическая деятельность

Работа

с семьей

Сентябрь

«По лабиринтам знаний» игра по станциям


Веселые старты между 4-ми классами.

Участие в праздновании Дня города.

1.День Знаний.

2.Экскурсия в Петропавловскую крепость.

Конкурс рисунков, фотографий и сочинений «Гатчина любимая моя»

1.Родительское собрание «Уверенность в себе»

2.Планирование деятельности родительским коллективом, обсуждение целей и задач на год.

Октябрь

Декада естествознания.

Спартакиада между 4-ми классами.

«Ответственность и безответственность» (классный час)


Акция «Сохрани природу»

Поздравление учителей с Днём Учителя«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».


Родительское собрание:

«Проблемы компьютерной зависимости»

Ноябрь

Выездной планетарий.

День здоровья.

День народного единства (классный час)

День толерантности в школе. Просмотр и обсуждение фильмов.

1.Украшение школы к дню толерантности»

2.Поздравление мам с Днём Матери «Славим матерей своих».

Родительское собрание:

«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении»

Декабрь

Декада математики.

Зимние забавы.

День конституции (классный час)

Новогодняя поездка в лабиринтум.

1.Новогодняя ярмарка.

2.Украшение класса, школы.

1.Индивидуальные консультации.

2.Помощь в организации поездки.

Январь

Международный конкурс – игра «Кенгуру» (тест для 4-х классов)

Соревнования между 4-ми классами по лыжам.

1.Свеча памяти (акция)

2.Акция «Читаем блокадную книгу»

3.Встреча с ветеранами.

Лепим снеговика.

Поздравление ветеранов.

Индивидуальные консультации

Февраль

Декада русского языка.

Интернет-зависимость(классный час)

Дал слово-держи (классный час)

Акция «День добрых дел».

1.Конкурс сочинений «Об отце говорю с уважением»

2.Поздравление с 23 февраля.

Родительское собрание: «Подготовка к ВПР»

Март

Международный конкурс – игра «Кенгуру»

Подвижные игры.


Горячие сердца (классный час)

Праздник «Февромарт»

1. Конкурс сочинений «Мамочка любимая моя»

1.Индивидуальные консультации.

2.Помощь в подготовке праздника «Февромарт»

Апрель

Книжкина неделя.

Международный конкурс «ЧиП»

Соревноваия по легкой атлетике

«Космическое пространство» (классный час)

Поездка в Кидбург.

Проект « Такой загадочный космос»

1.Родительское собрание: «Как уберечь ребенка от насилия»

2. 2.Помощь в организации поездки.


Май


День здоровья.

1.«Память, которой не будет конца» (классный час)

2. Встреча с ветеранами

3.Праздничное шествие 9 мая

Праздник «До свидания начальная школа»

Подготовка к выпускному.

1.Родительское собрание: «Итог 4-х лет обучения»

2.Организация праздника «До свидания начальная школа»




Дополнительно на каждой ступени:

­ Организационные классные часы

­ Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;

­ Работа с одарёнными, с трудными учащимися;

­ Индивидуальные встречи и беседы с родителями;

­ Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;

­ Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.

­ Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.

­ Работа с социальными службами школ