СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Духовно - нравственного воспитания школьников МБОУ Глубокинская школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа духовно -нравственного воспитания школьников МБОУ Глубокинская школа

Просмотр содержимого документа
«Программа Духовно - нравственного воспитания школьников МБОУ Глубокинская школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области







РАССМОТРЕНО


На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30 августа 2017 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор школы:

Г.Е. Горбатенкова

Приказ № 97 от 1 сентября 2017 г.





Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

при получении начального общего образования






















2017-2021 гг.

Содержание



Пояснительная записка …………………………………………………………………...

3

I.

Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и обучающихся ………

4

II.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ………………………………………………………………..


5

III.

Основное содержание духовно - ­нравственного развития, воспитания обучающихся……………………………………………………………………………….


6

IV.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися ……………………………….

10

V.

Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся ………………………………………………………………………………


20

VI.

Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательной деятельности и социальных институтов ……………………………..


20

VII.

Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах………………………………..



22

VIII.

Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся……………………………………………….


24

IX.

Планируемые результаты…………………………………………………………………

26

X.

Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся ……………………………………………………………...



30






















Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся разработана на основе следующих нормативных документов:

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования;

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Глубокинской школы;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г»;

- «Концепция развития дополнительного образования детей»;

Устав МБОУ Глубокинской школы краснинского района Смоленской области.


Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, специфики контингента обучающихся и родителей, особенностями воспитательного процесса, ресурсами социального окружения.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС как активная, социализированная, умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.


  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Целью духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования является социально­-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:

В области формирования нравственной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно - ­игровой, предметно- ­продуктивной, социально - ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формирование нравственного смысла учения;

- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);

- пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;

- становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

- формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;

- знакомство обучающегося с культурно - ­историческими и этническими традициями российской семьи.



  1. Основные направления и ценностные основы духовно­ - нравственного развития, воспитания обучающихся

Общие задачи духовно- ­нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно - ­нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно­ - нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно- ­нравственного развития, воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:


Направления

Ценности

Гражданско-патриотическое воспитание


любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Нравственное и духовное воспитание

духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.

Интеллектуальное воспитание

образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.

Здоровьесберегающее воспитание

здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт

Социокультурное и медиакультурное воспитание

миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.

Культуротворческое и эстетическое воспитание

красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.

Правовое воспитание и культура безопасности

правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде

Воспитание семейных ценностей

семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.

Формирование коммуникативной культуры

русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.

Экологическое воспитание

родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.


Все направления духовно­-нравственного развития, воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.



  1. Основное содержание духовно - ­нравственного развития, воспитания обучающихся


Гражданско-патриотическое воспитание:

  • ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

  • первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательная организация; уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

  • уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.

Нравственное и духовное воспитание:

  • первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.);

  • первоначальные представления о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • первоначальные представления о духовных ценностях народов России;

  • уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;

  • знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о современной экономике;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-­трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно­-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Интеллектуальное воспитание:

  • первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;

  • представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека, условии достижении личного успеха в жизни; элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства;

  • первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;

  • интерес к познанию нового;

  • уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий; элементарные навыки работы с научной информацией;

  • первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов;

  • первоначальные представления об ответственности за использование результатов научных открытий.

Здоровьесберегающее воспитание:

  • первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;

  • формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни;

  • базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;

  • первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни; элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;

  • отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;

  • понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.

Социокультурное и медиакультурное воспитание:

  • первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;

  • первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;

  • первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;

  • первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;

  • первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.

Культуротворческое и эстетическое воспитание:

  • первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;

  • первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

  • проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;

  • способность формулировать собственные эстетические предпочтения;

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • начальные представления об искусстве народов России;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Правовое воспитание и культура безопасности:

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;

  • элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

  • знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения; первоначальные представления об информационной безопасности;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально - ­психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы; элементарные представления о девиантном и делинквентном поведении.

Воспитание семейных ценностей:

  • первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;

  • знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения; представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;

  • знание истории, ценностей и традиций своей семьи; уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;

  • элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.

Формирование коммуникативной культуры:

  • первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы; первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими;

  • понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию; первоначальные знания о безопасном общении в Интернете;

  • ценностные представления о родном языке;

  • первоначальные представления об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;

  • элементарные представления о современных технологиях коммуникации; элементарные навыки межкультурной коммуникации;

Экологическое воспитание:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным; понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;

  • первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности; элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.



IV. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Получают первоначальные представления о конституции РФ, знакомятся с государственной символикой – Гербом, Флагом, Гимном, Гербом и Флагом Смоленской области.

2. Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнение патриотического долга, с обязанностями гражданина.

3. Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

4. Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

5. Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

6. Посещают музеи, памятники культуры, истории.

7. Получают первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни.

8. Участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографией выпускников.

- Беседы,

- классные часы,

- чтение книг,

-изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение),

- экскурсии,

- просмотр кинофильмов,

-путешествие по историческим и памятным местам,

-сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания,

- уроки-путешествия,

- творческие конкурсы,

- фестивали,

- тематические праздники,

-мероприятия и события, посвящённые государственным праздникам,

- участие в социальных проектах,

- экскурсии в музеи,

- участие в творческих тематических выставках, посвященных подвигам Российской армии,

- встречи с ветеранами,

- участие в районных программах,

- народные игры,

-организация национально-культурных праздников,

- встречи с интересными людьми, родителями, выпускниками школы.

  • День государственного флага РФ;

  • День народного единства;

  • классные часы, посвященные Международному Дню толерантности;

  • День Героев Отечества;

  • День Неизвестного Солдата;

  • День Конституции РФ;

  • Месячник гражданско-патриотического воспитания;

  • Уроки Мужества;

  • Торжественный митинг ко Дню Победы;

  • Торжественный митинг, посвященный освобождению Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков;

  • мероприятия ко Дню защитника Отечества;

  • День Космонавтики;

  • Акция «Поздравляю» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);

  • «Вахта Памяти»;

  • День России;

  • День защиты детей;

  • участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.

  • встречи с работниками правоохранительных органов.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

2. Знакомятся (по желанию) с традиционными религиозными культурами.

3. Участвуют на уроках, внеурочных мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия.

4. Знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах, учатся распознавать хорошие и плохие поступки.

5. Получают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретают опыт совместной деятельности.

6. Участвуют в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе.

7. Получают первоначальные представления о нравственных взаимоотношениях в семье.

8. Расширяют опыт позитивного взаимоотношения в семье.

- Беседы,

- экскурсии,

-участие в творческой деятельности,

- литературные гостиные,

- художественные выставки,

-уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

- встречи с религиозными деятелями,

- участие в проектах по данной теме,

- уроки ОРКСЭ,

- игровые программы,

- внеурочные мероприятия

- классные часы,

- просмотр учебных фильмов,

- коллективные игры,

- коллективное обсуждение,

-внеклассные мероприятия (праздники, проекты, походы, экскурсии)

- участие в благотворительных акциях,

- участие в акции милосердия,

- шефство над памятниками ВОВ,

- шефство над ветеранами ВОВ,

- беседы о семье, о родителях, прародителях,

- творческие мероприятия,

- выставки «Творчество моей семьи»,

- открытые семейные праздники,

- творческие презентации,

- мероприятия, раскрывающие историю семьи.

  • День Знаний;

  • день пожилого человека;

  • день Учителя;

  • неделя Добра;

  • день Матери;

  • новогодний праздник;

  • мероприятия ко Дню защитника Отечества;

  • праздничные мероприятия,

посвященные 8 марта;

  • совместные мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность, беседы);

  • беседы с обучающимися «Правила поведения школьника», «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;

  • вовлечение обучающихся в детские объединения, кружки;

  • встречи с работниками правоохранительных органов.


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Участвуют в экскурсиях по МО, во время которых знакомятся с различными видами труда, профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий.

2. Знакомятся с профессиями своих родителей, с трудовыми династиями.

3. Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.

4. Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду.

5. Применяют творческие знания, полученные при изучении учебных предметов, на практике.

6. Участвуют в общественно-полезной деятельности в школе в учебное и внеучебное время.

7. Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

8. Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, с воинами-выпускниками, служившими в рядах российской армии, с выпускниками, показавшими достойные примеры высокого профессионализма.

- экскурсии по МО,

- экскурсии на производственные мероприятия,

- встречи с интересными людьми,

- круглые столы,

- исследовательские работы, проекты,

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

- праздники труда,

- город мастеров,

- профориентация,

- презентация учебных и творческих достижений,

- шкатулка Творчества,

- портфолио ученика,

- тематические недели по предметам,

- интеллектуальный марафон,

- научно-практические конференции,

- экологические субботники,

- трудовые десанты,

- озеленение кабинета,

- трудовые акции,

- занятость в кружках,


  • день посвящения в первоклассники;

  • субботники по благоустройству территории школы;

  • организация дежурства по школе;

  • акция «Мастерская Деда Мороза»;

  • оформление класса к Новому году;

  • экскурсии на предприятия;

  • выставки декоративно-прикладного творчества;

  • конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;

  • вовлечение обучающихся в детские объединения, кружки;




Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Получают элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России.

2. Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.

3. Получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

4. Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, посещают объекты художественной культуры.

- изучение предметов (ИЗО, музыка, технология),

- встречи с представителями творческих профессий,

- знакомство с памятниками зодчества,

- посещение музея,

- посещение выставок,

- занятия в кружках художественно-эстетического направления,

- система экскурсионно-краеведческой деятельности,

- внеклассные мероприятия,

- концерты,

- тематические выставки,

- выставки семейного творчества,

- музыкальные вечера,

- участие в эстетическом оформлении кабинета к мероприятиям, к праздникам,

- совместные праздники и проекты, образовательные события.

  • День знаний;

  • выполнение творческих заданий по разным предметам;

  • посещение учреждений культуры;

  • подготовка концертов к праздникам «День Учителя», «День Матери», «День Победы»;

  • школьные мероприятия эстетической направленности;

  • последний звонок;

  • организация экскурсий по музеям;

  • участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;

  • участие в районных конкурсах рисунков и плакатов;

  • совместные мероприятия с библиотекой;

  • вовлечение обучающихся в детские объединения, кружки


Интеллектуальное воспитание:

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий.

2. Получают элементарные представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в рамках деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуального развития, в ходе проведения интеллектуальных игр и т. д.

3. Получают первоначальные представления об образовании и интеллектуальном развитии как общечеловеческой ценности в процессе учебной и внеурочной деятельности.

4. Активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях, интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуальной направленности и т. д.

5. Получают элементарные навыки научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов.

6. Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности.

- изучение учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий,

- предметные кружки,

- интеллектуальные игры,

- викторины,

- олимпиады,

- конкурсы,

- конференция,

- проекты,

- сюжетно- ролевые игры,

- исследовательские проекты.

  • День знаний;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам;

  • участие на олимпиадах школьников;

  • участие в интеллектуальных играх;.

  • викторины по ПДД, пожарной безопасности.


Здоровьесберегающее воспитание:

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни.

2. Участвуют в пропаганде здорового образа жизни.

3. Организовывают правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха.

4. Получают элементарные представления о первой доврачебной помощи пострадавшим.

5. Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

6. Получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения (учись говорить «нет»).

7. Участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание ответственного отношения к своему здоровью, профилактику возникновения вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека.

8. Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены

9. Регулярно занимаются физической культурой и спортом, участвуют в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях.

- Беседа,

- внеклассные мероприятия,

- тематические игры,

- театрализованные представления,

- проектная деятельность,

- встреча с медицинскими работниками,

- учебные занятия,

- неделя ФЗК

- дискуссии,

- тренинги,

- ролевые игры,

- обсуждение видеосюжетов,

- лекции,

- встречи с сотрудниками правоохранительных органов,

- день Здоровья,

- олимпиады,

- уроки физической культуры,

- занятия в кружках спортивно-оздоровительной направленности,

- физкультминутки,

- минутки безопасности,

- школьные соревнования.


  • День Здоровья;

  • система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

  • участие в профилактической акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

  • школьные соревнования;

  • беседы медицинского работника с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний» и т.д.;

  • участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»;

  • акция «Внимание – дети!», «Неделя безопасности» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

  • вовлечение обучающихся в кружки;

  • участие в районных спортивных мероприятиях;

  • конкурсы плакатов и рисунков по ЗОЖ.


Социокультурное и медиакультурное воспитание:

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Получают первоначально представления о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития

человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве.

2. Приобретают элементарный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп.

3. Приобретают первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.

- изучения учебных предметов (ОРКСЭ, окружающий мир, литературное чтение),

- школьные праздники,

- тематические классные часы,

- экскурсии,

- фильмы,

- встречи,

- праздники,

- интерактивное общение со сверстниками из других регионов России.

  • фестиваль патриотической песни «Живи и Помни!»;

  • экскурсия в г. Смоленск;

  • тематические часы общения «Моя Родина – Россия»;

  • виртуальные экскурсии «Широка страна моя родная».




Правовое воспитание и культура безопасности:

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Получают элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах гражданского общества, о законах страны, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии.

2. Получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, учатся отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни

3. Получают первоначальный опыт общественного самоуправления в рамках участия в школьных органах самоуправления

4. Получают элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур

5. Получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах

- изучение учебных предметов,

- беседы,

- тематические классные часы,

- участие в классном коллективе,

- поддержание порядка, дисциплины в классе,

- игры.


  • Часы общения «Правила поведения обучающихся», «Правила поведения на дороге»;

  • День народного единства;

  • день Конституции;

  • встречи с представителями правоохранительных органов; родительские собрания «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

  • выпуск плакатов «Мои права»;

  • Мероприятия в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям


Формирование коммуникативной культуры:

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Получают первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы, о правилах эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими.

2. Развивают свои речевые способности, осваивают азы риторической компетентности.

3. Участвуют в развитии школьных средств массовой информации.

4. Получают первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации.

5. Получают первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире.

6. Осваивают элементарные навыки межкультурной коммуникации, общаются со сверстниками – представителями разных народов, знакомство с особенностями их языка, культуры и образа жизни.

- изучение учебных предметов,

- беседы,

- тематические классные часы,

- встречи со специалистами,

- школьные кружки,

- выпуск стенгазет,

- народные игры,

- организация и проведение национально-культурных праздников.

  • выпуск стенных газет к праздникам «День Учителя», «День Матери», «Новый год», «День Защитника Отечества»;

  • тематические часы общения «Социальные сети – плюсы и минусы»;

  • Единый урок безопасности в сети Интернет;

  • ролевые игры;

  • конкурсы чтецов.


Экологическое воспитание:

Виды деятельности

Формы занятий

Ключевые дела

1. Усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.

2. Получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.

3. Получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности при поддержке школы.

4. Усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия с природой: расширение совместно с родителями (законными представителями) опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участвуют вместе с родителями (законными представителями) в экологических мероприятиях по месту жительства.

5. Ведут экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной среде.

- изучение учебных предметов,

- тематические классные часы,

- беседы,

- просмотр учебных фильмов,

- экскурсии,

- прогулки,

- туристические походы и путешествия,

- экологические акции,

- высадка растений,

- создание цветочных клумб,

- очистка доступных территорий от мусора,

- подкормка птиц.

  • тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;

  • экологическая акция «Чистый берег»;

  • организация экскурсий по историческим местам района;

  • экологические субботники;

  • классные часы «Школа экологической грамотности»;

  • организация и проведение походов;

  • участие в экологических конкурсах;

  • день птиц;

  • день Земли;

  • участие в районных, региональныхх конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии;

  • акция «Кормушка»;

  • участие в реализации проекта по благоустройству территории;

  • вовлечение обучающихся в кружки.



Принципы и особенности организации воспитания и социализации младших школьников


    Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется,  сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно- нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание – это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.


V. Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся

Формы общественно значимой деятельности учащихся в МБОУ Глубокинской школы следующие:

    • занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению школы;

    • осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения своей деревни;

    • участие в работе творческих групп, занимающихся социальным проектированием.

    • участие в патриотических и экологических акциях.

Социальная значимая деятельность в школе организуется классным руководителем, самими младшими школьниками, родителями (законными представителями).

Методы организации социально значимой деятельности младших школьников:

- их добровольное и посильное участие в мероприятиях школы;

- включение в работу по социальному проектированию и реализации социальных проектов.



VI. Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательной деятельности и социальных институтов

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание подростка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.

Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.


Совместная деятельность школы и семьи

Важнейшим партнером школы в реализации цели и задач воспитания и социализации являются родители обучающегося (законные представители), которые одновременно выступают в многообразии позиций и социальных ролей:

- как источник родительского запроса к школе на физическое, социально-психологическое, академическое (в сфере обучения) благополучие ребенка, эксперт результатов деятельности образовательной организации,

- как обладатель ресурсами и распорядитель ресурсов для воспитания и социализации,

- непосредственный воспитатель (в рамках школьного и семейного воспитания).


План работы с родителями

Направление

работы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Общешколь-ные

родительские

собрания

«Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка»

«Трудный ребенок. Какой он? Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности»

«Нерешенные проблемы домашнего контроля и помощи ребенку»

«Оценка результатов работы классного коллектива за 2017-2018 учебный год»

Посещение неблагополучных семей



Встречи социального педагога с родителями «трудных детей»


Индивидуаль-ные встречи, беседы

родителей вместе с социальным педагогом

Индивидуальные встречи с родителями первоклассников


Беседа с родителями «Профилактика девиантного поведения среди учащихся»

Встреча социального педагога с родителями 3-4 классов «Профилактика здорового образа жизни»

Анкетирование родителей нач. классов

«Качества личности ребенка в начальной школе»

Встреча классного руководителя с родителями 4 классов «Психологическая разгрузка. Подготовка к ВПР»

Проведение совместных мероприятий

Приглашаем родителей на праздничный концерт, посвященный Дню учителя

День Матери


Новогодний праздник


Приглашаем на праздник 8 Марта

Праздник Последнего звонка


Взаимодействие школы с общественными организациями

С согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся участвуют представители общественных организаций и объединений – КДН администрации МО «Краснинский район» Смоленской области, ПДН МО МВД РФ «Руднянский», Краснинский РДК, Детская районная библиотека (Краснинская ЦБС).

Для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся привлекаются квалифицированные представители Краснинского краеведческого музея имени супругов Ерашовых, МБУ ДО «Краснинская детская школа искусств», Сельский ДК, МБОУ ДОД ЦВР и ДТ, СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей».



КДН, ПДН

- заседания



ГИБДД

- беседы



МБУДО «Краснинская детская школа искусств»

- музыкальные занятия

СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей»

- беседы

-консультации







Совет ветеранов-пограничников

- беседы

- уроки мужества

Сельский дом культуры

-концерты


Школа




Краснинский краеведческий музей имени супругов Ерашовых

- экскурсии


Школы Краснинского района

-акции





МБУДО ЦВР и ДТ

- районные конкурсы

- игры





Краснинская ЦБС

- игры

- викторины

-конкурсы








VII. Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах

Воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Физическое воспитание младших школьников, процесс формирования у них здорового образа жизни предполагает усиление внимание к формированию представлений о культуре здоровья и физической культуры; первоначального опыта самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни; интереса к физическому развитию, к спорту.

Формы и методы формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:

– начальное самоопределение младших школьников в сфере здорового образа жизни (организация исследований, обмена мнениями обучающихся о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровьесбережения в культуре народов России и других стран);

– предоставление школьникам возможностей предъявления сверстникам индивидуальных достижений в различных видах спортивных состязаний, подвижных играх; демонстрации успехов в деятельности спортивных секций, туристических походах;

– предъявление примеров ведения здорового образа жизни;

– ознакомление обучающихся с ресурсами ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой, использования спортивно-оздоровительной инфраструктуры ближайшего социума;

– включение младших школьников в санитарно-просветительскую деятельность и пропаганда занятий физической культурой в процессе детско- родительских и семейных соревнований;

– организация сетевого партнерства учреждений здравоохранения, спорта, туризма, общего и дополнительного образования.

– коллективные прогулки, туристические походы ученического класса;

– фотовыставки, конкурсы видеороликов, странички на специальном школьном сайте, посвященном здоровью;

– дискуссии по проблемам здорового образа жизни современного ученика (о режиме дня, труда и отдыха, питания, сна; о субъективном отношении к физической культуре);

– разработка учащимися памяток и информационных листовок о нормативно-правовом обеспечении права граждан на сохранение здоровья, о возможностях получения медицинской помощи, об отечественной системе медицинского страхования;

– выступление перед учащимися младших классов по проблематике физической культуры, заботы о собственном здоровье, об истории международного и отечественного спорта, его героях, о видах спорта и т. п.);

– совместные праздники, турпоходы, спортивные соревнования для детей и родителей;

– мониторинг – самодиагностика состояния собственного здоровья.

Развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе, созидательной экологической позиции.

Развитие содержания экологического воспитания на уровне начального общего образования предполагает формирование у младших школьников эмоционально-чувственного, нравственного отношения к природе; понимания необходимости соблюдения норм экологической этики; представлений о экологически целесообразном поведении.

Формы и методы формирования у младших школьников экологической культуры могут быть представлены в контексте основных вариантов взаимодействия человека и природы: – исследование природы

– познавательная деятельность, направленная на раскрытие тайн и загадок окружающего мира с целью использования открытых явлений для блага человечества (исследовательские проекты, научные мини- конференции, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

– преобразование природы с целью возделывания растений и ухода за животными (выращивание домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, презентации домашних растений, цветов и т. д.);

– художественно-эстетические практики – общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки – обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ младших школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями);

– занятия туризмом – изменение себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях (походы, рассказы участников об испытаниях, в ходе похода);

– общение с домашними животными, в котором человек стремится усилить психологический комфорт повседневной жизни (рассказы–презентации о домашних животных);

– природоохранная деятельность (экологические акции).

Обучение правилам безопасного поведения на дорогах призвано содействовать профилактике правонарушений несовершеннолетними в сфере дорожного движения, воспитывать транспортную культуру безопасного поведения на дорогах.

Мероприятия по обучению младших школьников правилам безопасного поведения на дорогах:

– конкурс рисунков «Дорожная азбука», «Безопасное колесо»,

– практические занятия «ПДД в части велосипедистов»,

– мероприятия с участием представителей инспекторов полиции, ответственных за безопасность дорожного движения,

– конкурс памяток «Школьнику-пешеходу (зима)», «Школьнику-пешеходу (весна)» и т.д.;

– тестирование по правилам дорожного движения.



VIII. Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности гимназии по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе:

  • родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и школе, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы

  • общешкольные родительские собрания проводятся четыре раза в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;

  • классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем;

  • родительский лекторий, способствующий повышению педагогической культуры родителей;

  • презентации семейного опыта, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей;

  • вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов по вопросам воспитания детей;

  • «круглый стол» - форма, дающая возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом ученическом коллективе, школе, семье. Данная форма предлагает практическое решение назревших проблем;

  • совместные собрания с детьми – форма работы, которая сплачивает родителей и детей, дает возможность увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.

В рамках формирования у родителей культуры принадлежности к школьному образовательному пространству могут быть использованы следующие формы встреч с родителями:

  • встреча с администрацией;

  • «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений обучающихся родителям;

  • Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

  • Посещение семьи: индивидуальная работа педагога, социального педагога (по необходимости) с родителями, знакомство с условиями жизни.


Основные формы взаимодействия школы и семьи:

  • посещение семей;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • изучение семейных традиций;

  • организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;

  • организация совместных экскурсий в музеи;

  • совместные проекты;

  • оформление информационных стендов;

  • тематические общешкольные родительские собрания;

  • участие родителей в работе совета родителей;

  • организация субботников по благоустройству территории;

  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:

- праздник «Золотая осень»;

- День Учителя;

- День Матери;

- новогодний утренник;

- праздник «8 Марта»;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:

- на лучшую новогоднюю игрушку;

- акция милосердия «Ручеек милосердия»;

- самый уютный класс;

  • индивидуальные консультации;

  • изучение мотивов и потребностей родителей.

  • организация экскурсий на предприятия с привлечением родителей;

  • совместные проекты с родителями;

  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  • родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

  • консультации по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

  • распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать».


IX. Планируемые результаты

В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов – тех духовно­-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-­либо мероприятии, опыт самостоятельного действия).


Результаты воспитания распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.


Направление воспитания

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению.

2. Обучающиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

3. Обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

4. Обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации.

5. Обучающиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища.

Развитие нравственных чувств и этического сознания

1. Обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп.

2. Обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

3. Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям.

4. Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в трудной ситуации.

5. Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

6. Обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

1. Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству.

2. Обучающиеся имеют элементарные представления о различных профессиях.

3. Обучающиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста.

4. Обучающиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового.

5. Обучающиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности.

6. Обучающиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

Интеллектуальное воспитание

1. Обучающиеся имеют первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности.

2. Обучающиеся обладают элементарными навыками учебно-исследовательской работы.

3. Обучающиеся обладают первоначальными навыками сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности.

4. Обучающиеся имеют элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

2. Обучающиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

3.У обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе.

4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Формирование ценностного отношения к прекрасному представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

1. Обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

2. Обучающиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

3. У обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний. Отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности.


Здоровьесберегающее воспитание

1. Сформированы первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни; – элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни.

2. Обучающиеся имеют элементарный опыт организации здорового образа жизни; 3. обучающиеся имеют представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

4. Обучающиеся осознают о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека.

5. Обучающиеся регулярно занимаются физической культурой и спортом и имеют осознанное к ним отношение.

Социокультурное и медиакультурное воспитание:

1. Обучающиеся имеют первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство».

2. Обучающиеся имеют элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения.

3. Обучающиеся имеют первичный опыт социального партнерства и диалога поколений.

4. У обучающихся сформированы навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.

Правовое воспитание и культура безопасности

1. Обучающиеся имеют первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека.

2. Обучающихся имеют первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни.

3. Обучающиеся обладают элементарным опытом ответственного социального поведения, реализации прав школьника.

4. Первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;

5. Элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;

6. первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах.

Воспитание семейных ценностей

1. Сформированы элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека.

2. Обучающиеся имеют первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье.

3. Обучающиеся имеют опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.

Формирование коммуникативной культуры

1. Сформированы первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы.

2. Обучающиеся имеют знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими.

3. Обладают элементарными основами риторической компетентности.

4. Обучающиеся имеют первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации.

5. Обучающиеся имеют первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире.

6. У обучающихся сформированы элементарные навыки межкультурной коммуникации.



X. Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос – получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение – описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа).

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.


Критерии оценки эффективности воспитательного процесса школы


Критерий

Показатели

Эффективность взаимодействия школы с родителями (законными представителями)

1. Посещение родительских собраний (%)

2. Посещение родительского всеобуча (%)

3. Количество родителей, участвующих во внеклассных мероприятиях (%)

Удовлетворенность деятельностью школы потребителями услуг по воспитанию

1. Удовлетворенность родителей и детей качеством воспитательной работы (%)

Документационное обеспечение воспитательной деятельности

1. Наличие образовательной программы

2. Наличие локальных нормативных актов

3. Наличие должностных инструкций

Уровень воспитанности

1. Уважение к школьным традициям и фундаменталь­ным ценностям

2. Демонстрация знаний этикета и делового общения

3. Овладение социальными навыками

Уровень организации воспитательной деятельности

1. Реализуемые направления воспитательной деятельности

2.Соответствие форм деятельности личностям обучающихся

3. Наличие регулярного контроля

Кадровое обеспечение

1. Наличие должностей работников, отвечающих по своему функционалу за воспитаельную деятельность и внеурочную деятельность

2. Общий уровень психолого-педагогической компетентности работников

Внеурочная деятельность

1. Наличие кружков и секций по всем направлениям внеурочной деятельности

2. Занятость обучающихся во внеурочное время (%)

Результативность работы ДО


1. Эффективность деятельности органов, объединений

2. Расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых детьми

Сформированность нравственного потенциала


1. Нравственная направленность личности

2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

Сформированность физического потенциала

1. Состояние здоровья

2. Развитость физических качеств личности

Сформированность эстетического потенциала

1. Развитость чувства прекрасного

2. Сформированность других эстетических чувств

Соответствие социально-психологических условий проведения воспитательной работы и воспитывающих влияний обучения требованиям федеральных нормативных правовых актов

1. Обеспечение общей удовлетворенности обучающихся процессом и результатами своего участия в них

Обеспечение взаимодействия школы с общественностью

1. Количество привлеченных родителей и социальных партнеров для реализации программы


























Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Ежегодное проведение исследований:

  • Изучение личностного роста обучающихся (уровень воспитанности методика Е.Н. Степанова).

  • Субъективный тест классного руководителя (методика М.И.Шиловой)

  • Методика изучения социализированности личности обучающегося (методика М.И. Рожкова)

  • Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью (методика А.А.Андреева).

  • Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова)

План мониторинга и диагностики процесса воспитания

Направления

Мониторинг

Классы

Сроки

Исполнители

1

Гражданско-патриотическое воспитание

Субъективный тест классного руководителя (М.И. Шилова)

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся (Тест Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

1-4


3-4

Апрель

Классные рук-ли


2

Нравственное и духовное воспитание

Субъективный тест классного руководителя (М.И. Шилова)

Диагностика нравственной мотивации

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

1-4


3-4

Апрель


март

Классные рук-ли


3

Положительное отношение к труду и творчеству

Субъективный тест классного руководителя (М.И. Шилова)

Проективная диагностика мотивации

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (опросник А.Д. Андреева)

Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)

1-4


1

2-3



4

Апрель


Октябрь Март

Апрель


Март

Классные рук-ли


4

Интеллектуальное воспитание

Участие в конкурсах: «Русский медвежонок», «Кит», «Кенгуру» и др.

1-4

Май

Классные рук-ли


5

Здоровьесберегающее воспитание

Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья

Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.

Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.

3-4



1-4

Ноябрь

Классные рук-ли


6

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Субъективный тест классного руководителя (М.И.Шилова)


1-4

Апрель

Классные рук-ли


7

Культуротворческое и эстетическое

Участие в конкурсах

1-4

Май

Классные рук-ли

8

Правовое воспитание и культура безопасности

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой)

1-4

Март

Классные рук-ли

9

Воспитание семейных ценностей

Субъективный тест классного руководителя (М.И. Шилова)


1-4

Апрель

Классные рук-ли

10

Формирование коммуникативной культуры

Субъективный тест классного руководителя (М.И.Шилова)

Коммуникативные УУД

«Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Методика «Кто прав?»

(модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.)

Социометрия

1-4



1

2-4



3-4

Апрель




март

Классные рук-ли



11

Экологическое воспитание

Участие в экологических конкурсах

1-4

май

Классные рук-ли