СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного воспитания воспитанников ЦПД

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе современного воспитания проблема духовности стоит максимально остро. Причиной тому служит кризис духовно-нравственного состояния общества. Поэтому сегодня актуальна идея о приоритете нравственных ценностей в образовании. Предлагаемая программа представляет собой попытку систематизировать накопленный опыт в сфере  духовно-нравственного воспитания воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания воспитанников ЦПД»








П Р О Г Р А М М А

духовно-нравственного воспитания воспитанников

(11 – 16 лет)




Составитель: педагог-психолог Куликова Т.В.





















Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания.

Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди.


Святитель Иоанн Златоуст




Влияние духовное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснениями каждому его личных интересов.

К.Д.Ушинский




Нравственность не может преподаваться в виде уроков; она есть дело каждого часа, каждой минуты и образуется наиболее утверждаемыми привычками и постоянным надзором, нежели наставлениями.


В.Ф.Одоевский













С О Д Е Р Ж А Н И Е


1. Краткая аннотация Программы духовно-нравственного воспитания воспитанников…………….……………………………………………………….. 4


2. Пояснительная записка


2.1. Актуальность Программы………………………………………………. 5


2.2. Программа духовно- нравственного воспитания воспитанников …………………………………………………………………………...…………….8


2.3. Основные принципы построения Программы ………………………….9


2.4. Методологическое основание Программы ……………………………..12

3. Цель и задачи Программы ……………………………………………………..14


4. Методы, средства и формы воспитания …………………………………….. 15


5. Содержание Программы ………………………………………………………. 17


6. Заключение………………………………………………………………………. 27


7. Ожидаемые результаты реализации Программы

духовно-нравственного воспитания воспитанников ….………………………………………………………………….………………… 27


8. Сроки реализации Программы ……………………………………………… 27


9. Ресурсное обеспечение Программы …………………………………………. 28


10. Библиография по Программе духовно-нравственного воспитания воспитанников …………………………………………………………….……… 30











1. Краткая аннотация Программы духовно-нравственного воспитания воспитанников


В системе современного воспитания проблема духовности стоит максимально остро. Причиной тому служит кризис духовно-нравственного состояния общества. Поэтому сегодня актуальна идея о приоритете нравственных ценностей в образовании. Предлагаемая программа представляет собой попытку систематизировать накопленный опыт в сфере духовно-нравственного воспитания воспитанников.

Программа духовно-нравственного воспитания представляет собой систему работы по двум ступеням:

I ступень – воспитанники 5-7 классов;

II ступень – 8-9 классы.

Тематика, содержание мероприятий усложняется по мере взросления воспитанников.

Ключевые темы мероприятий могут повторяться с развитием и углублением. Предлагаемые разработки мероприятий могут рассматриваться как варианты Программы.

Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Программа предусматривает ориентацию на воспитание в культурных традициях многонационального российского народа.

В основу разработки Программы легли следующие принципы:

- целостность системы воспитания;

- направленность на развитие всесторонне развитой творческой личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры, культуры народностей России;

- непрерывность воспитания;

- отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- ориентирование на самопознание и самосовершенствование.

Срок реализации Программы – 2 года.

В процессе реализации Программы предполагается дальнейшее обновление и совершенствование содержания воспитательного процесса.

В результате реализации Программы школа получит возможность выпускать в жизнь человека, способного:

- понимать истоки русской культуры, систему духовных ценностей;

- самостоятельно развиваться на основе высокой нравственной мотивации;

- адаптироваться и самореализовываться в изменяющихся условиях.































2. Пояснительная записка


2.1. Актуальность программы

Мы живем в трудное, но благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению, прежде всего в воспитательной области.

Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Общество постепенно усваивает достаточно простую, но, к сожалению, утерянную истину: улучшение жизни в стране без возрождения нравственности невозможно.

В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями воспитательного процесса являются гражданско-патриотичское и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм – главная духовная составляющая русской цивилизации. Патриотизм – это не только умение любить Родину, но и решимость и желание ее защищать.

Такое отношение к Отечеству свойственно тому, кто обладает высокой духовностью; тому, кому присущи высшие человеческие ценности. Поэтому без возвращения к своим культурным истокам, мы воспитать патриота не сможем. Русский человек воевал не просто за землю, на которой вырос, он воевал за Богом данную ему землю. Он отвечал перед Богом не только за свою прожитую жизнь, но и за то, как он хранит Россию, как он защищает «други своя».

В течение тысячелетия для любого русского, и не только, понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести, исходили из культурного наследия нашей страны, веры. Именно эти источники наиболее полно, ясно и обосновано выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека.

Отличительная особенность Программы состоит в знакомстве с традициями, культурой русского народа как главной составляющей процесса воспитания. Это будет способствовать реанимации национального сознания, даст надежные нравственные ориентиры, что необходимо для самоидентификации себя как русской нации, познания места России в истории мировых цивилизаций.







2.2. Программа духовно-нравственного воспитания учащихся в системе школьного образования


Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим и духовно-нравственным воспитанием учащихся 5-9 классов.

Программа не предполагает религиозное воспитание детей.

Знакомство с православной культурой и культурой других народностей не противоречит Конституции Российской Федерации и законам России. Нарушением Конституции РФ является только создание религиозной организации и объединения в учебном заведении. Российское законодательство (законы «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О высшей школе») говорит о том, что мы должны образование базировать на национальных и культурных традициях. Камнем преткновения для возрождения православной мысли в образовании становятся толкование понятий «светское государство» и «светское образование».

В России считалось светским то, что принадлежит государству, то, что не управляется Церковью. Статья 14 Конституции именно об этом говорит: понятие «светский» относится не к содержанию, а к форме управления.

Знакомство с православной и другими культурами является светским образованием и не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не препятствует свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению.

Первые слова российской государственной программы воспитания в системе образования школьников в России звучат так: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая жизни общества. Воспитание – это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе человеческих и отечественных ценностей».


2.3. Основные принципы построения программы


Основной принцип построения программы базируется на воспитании духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях русской культуры.

Духовные ценности Святой Руси, раскрывающиеся в возвышенной литературной этике, показывают такие черты характера, как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость. Именно эти характеристики – основа национального характера.

Другой принцип построения программы связан с современным состоянием личностных ориентаций воспитанников, а они следующие:

- утрата нравственных ценностей, попрание понятий стыда, чести, порядочности, милосердия, патриотизма;

- неспособность разобраться во многих жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций;

- восприятие в качестве жизненных принципов идеалов массовой культуры;

- отсутствие цели в жизни;

- культ денег.


Программа построена с учетом возрастных особенностей ребенка.

Программа предлагает систему воспитательной работы по 2 ступеням, содержание которых усложняется по мере взросления воспитанников.


I ступень: 5-7 классы – основная школа

Основная школа – это период, когда дети вступают в свой подростковый возраст. Меняется взгляд на авторитет. Все большее значение приобретает мнение сверстников. Вместе с тем усиливается жажда справедливости, жажда быть понятым и принятым. Это очень ответственный период для педагога. В этот период важно сделать акценты в сторону морально-этического развития ребенка. Необходимо дать возможность подросткам правильно сориентироваться в нравственных коллизиях современности.


II ступень: 8-9 классы – старшая школа

Старшая школа - это период, когда ученики в своем большинстве формируются как свободные, независимые личности.

В этом возрасте нравственным критериям является внутренняя жизнь подростков, им самим свободно принятые ценностные ориентации, которые дети должны найти сами, иерархию ценностей нельзя навязать.

Учащиеся старшей школы уже начинают задумываться о назначении человека. В этот период необходимо знакомить детей с высшими идеалами, без которых человеческая жизнь бессмысленна; необходимо помочь им найти смысл своей жизни, определить свое место в мире; рассмотреть человеческую возможность творить; проанализировать состояние современной культуры; сформировать представление о возможном здоровом устроении семьи; воспитать сознание личной ответственности за мир и за себя самого.













2.4. Методологическое основание программы


Программа опирается на труды известных педагогов и философов: В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.А.Рачинского, П.А.Флоренского, Л.С.Выгодского, Р.В.Янушкявичюса.

Выводы, сделанные на основании знакомства с трудами выдающихся в этой области ученых, можно выразить так:

- духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное;

- педагогика нравственного воспитания должна строиться в соответствии с внутренним духовным ростом ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста;

- опорой нравственного воспитания в педагогической деятельности должен стать отечественный исторический материал и православная культура.

Программа основывается и на педагогической системе В.А.Жуковского, проверенной на национальной почве и адаптированной к ее культурным и психологическим особенностям.


Воспитание образует человека:

- пробуждением и развитием природных добрых качеств,

- образованием из этих качеств нравственного характера;

- предохранением от зла;

- искоренением злых побуждений и наклонностей.


Можно выделить пять аспектов в области нравственного воспитания:

аксеологический – обращение воспитанников к высшим ценностям;

гносеологический – включение воспитанников в процесс познания высших ценностей;

когнитивный – познание через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей;

ориентационный – выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру, людям и самому себе;

результативный – механизм становления структуры человеческого «я».


3. Цель и задачи программы


Основной целью программы является воспитание духовно-нравственной личности, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.


Основные задачи программы:

1) формировать у воспитанников положительный идеал настоящего патриота Отечества на примерах жизни исторических персоналий, созидать собственное идеальное представление о смысле жизни, что жизненно необходимо в эпоху потери идеалов в обществе.

2) прививать воспитанникам духовные, моральные, этические ценности, которые необходимы для нравственного становления личности, полноты духовной жизни индивидуума и межличностных отношений.

4) восстановить бинарный (где присутствуют два четких полюса – добро и зло) тип мышления, которое является гарантом жизнеспособности и духовного здоровья нации.

5) утверждать в детях понятия добра, справедливости, священного отношения к некоторым «вещам», патриотизма не путем внешнего принуждения и нотаций, а путем создания у воспитанников внутренней мотивации.

6) развивать мотивацию ребят к самосовершенствованию.


Реализация поставленных задач невозможна без:

- целенаправленности;

- процесса взаимоотношения педагога и воспитанника;

- создания воспитательной среды;

- глубокого содержания воспитательного действия;

- творческого его характера.


Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий, согласно содержанию программы.

4. Методы, средства и формы воспитания


Для достижения поставленных целей педагогам необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитания. Основными методами являются словесный и наглядный (по традиционной классификации). Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию. Педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Метод словесный должен сочетаться с наглядным. Слово и Образ помогают настроить душу ребенка на восприятии, дают возможность задуматься.

Данные методы реализуются в разнообразные формах воспитания:

- информационных;

- поисковых;

- дискуссионных и др.


Формы организации деятельности:

-тематические информационные часы;

-беседы;

-семинары;

-конференции;

-фестивали;

-вечера;

-экскурсии;

-встречи с интересными людьми;

-конкурсы;

-выставки;

-участие в культурных мероприятиях, посвященных таким важным событиям, как памятные даты России;

-Дни славянской культуры и письменности и др.


Формы результативности программы «Духовно-нравственного воспитания воспитанников»


Мониторинг эффективности духовно-нравственного развития личности воспитанников.


Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.


Используемые диагностики (воспитанники 8-10 лет; 11-17):

- диагностика уровня воспитанности (методика Н.П.Капустиной, Л. Фридмана);

- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С.Прутченкова);

-изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или моё отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г.Макеевой);

-диагностика и исследование нравственной сферы ребенка « Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М.Фридмана);

-диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой)

-письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;

-диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А.Тыртышной);

Диагностические методики (подростки):

-диагностика осознанности гражданской позиции;

- уровни и показатели нравственной воспитанности /по Л.М.Фридману/;

- диагностика уровня нравственного поведения в детском коллективе;

- тест “Отношение к нравственным нормам поведения” (Е.Н. Прошицкая);

- тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой);

- методика «Пословицы» разработана к.п.н. СМ. Петровой;

- диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности воспитанников (Маляковой);

- изучение уровня эмпатии (Юсупова);

- диагностика нравственной воспитанности (Шиловой М.И.);

- изучение уровня нравственной самооценки воспитанников по методике «Диагностика нравственной самооценки», разработанной лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНии .



Результаты, не подлежащие итоговой оценке индивидуальных достижений воспитанников ЦПД:

- ценностные ориентации воспитанника (выпускника), которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов воспитанников осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с воспитателями и другими детьми группы.



5. С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р АМ М Ы



Направления работы:




- гражданско-патриотическое



- духовно-нравственное (духовные категории, этические категории)



- краеведческое


I. Военно-патриотическое воспитание:


Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

1. Дни воинской славы и памятные даты России:


- 27 января. День снятия блокады города Ленинграда.

- 2 февраля. День разгрома советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве.

- 23 февраля. День защитника Отечества.

- 9 мая. День Победы.

- 8 сентября. День Бородинского сражения русской армии под

командованием М.М.Кутузова с французской

армией.

- 11 сентября. День Победы русской эскадры под командованием Ф.Ушакова над турецкой эскадрой.

- 21 сентября. День Победы русских полков во главе с великим

князем Дмитрием Донским над монголо-

татарскими войсками в Куликовской битве.

- 4 ноября. День народного единства.

- 1 декабря. День Победы русской эскадры под командованием

Л.С.Нахимова над турецкой эскадрой

- 5 декабря. День начала контрнаступления советских войск

против немецко-фашистких войск в битве под

Москвой (1941)

- 12 апреля. День Космонавтики.

- 3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом.

- 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.

* Конференция «Победа Веры»

(См. Приложение)

* «Нам дороги эти позабыть нельзя»

(См. «Сценарии школьных праздников» М.: «Школьная Пресса», 2002 г.)

* Героические страницы нашей истории.

Викторина

(См. «Сценарии школьных праздников» М.: «Школьная Пресса», 2005 г.)

* Юноши присягают России (ко Дню защитника Отечества)

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2002 г. № 9)

* Они сражались за Родину (Ко дню Победы)

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2004 г. № 9)

* «А пули еще прилетают оттуда»

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2005 г. № 6)

*«Слава солдатская, сила богатырская»

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2004 г. № 3)




8-9


5-7



7-9



8-9



8-9


8-9


5-6





Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

2. Щит военный, щит духовный


- Святой Георгий Победоносец – небесный покровитель мужественных людей;



- Святой праведный Меркурий Смоленский;



-Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской;



- Святой благоверный князь Дмитрий Донской;


- Подвиг А.В.Суворова;



- Святой праведный воин Федор Ушаков;



- Святой воин Евгений Родионов;


- святые воины Ислама




*А.Невский – ангел-хранитель России, символ славы честного служения

(См. «Православная культура в школе»,

Издат.дом «Покров», М., 2003 г.)

*Святой защитник земли Русской

(См. «Православная культура в школе»,

Издат.дом «Покров», М., 2003 г.)

*«В его трудах Москвы великое начало»

(См. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», 2003 г., № 6)

* «За землю за Русскую, за веру Христианскую»

(См. «Православная культура в школе»,

Издат.дом «Покров», М., 2003 г.)

* «И силы Небес ему помогали во всем»

(Об Александре Невском)

(См. «Православная культура в школе»,

Издат.дом «Покров», М., 2003 г.)

*Три поля русской славы

(См. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», 2006 г., № 4)

* Славному сыну Отечества посвящается

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2005 г. № 1)

*Победно реет Андреевский флаг

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2000 г. № 2)

*Он выбрал крест (Об Евгении Родионове)

(См. В.Покровский «Он выбрал крест», М.: «Покров», 2006 г.

5-8




5-8


5-8



5-8


5-8




7-9


5-6


8-9


8-9








Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

3. Я живу в России


- Государственная символика России. Герб. Флаг. Гимн.


- Празднование Дня славянской письменности.


- Кирилло-Мефодиевские чтения.


- Будем Родину любить, будем в армии служить.


- День истории России. Викторины. Вехи истории.


- О русском слове.


- «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н.Толстой)


- Участие во Всероссийской акции «Я - гражданин России» (См. Журнал «Воспитание школьника», 2005 г.

№ 1)


*Фестиваль «России святость сохраним»

(См. Приложение)

* Государственный флаг России

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2003 г. № 7)

*С чего начинается Родина

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2005 г. № 5)

* Россия – все, чем я живу

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2006 г. № 6)

*Припадаю, Россия, к твоей красоте

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2003 г. № 9)

*Береза – символ России

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2004 г. № 4)

*Овеянные славою флаг наш и герб

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2002 г. № 10)

*Родина – это часть тебя, а ты – часть ее

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2005 г. № 5)

* Тебе, о, родина, сложил я песню ту

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2004 г. № 2)

*Викторина. Героические страницы нашей истории

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2004 г. № 2)

*Русский солдат умом и силой богат

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2004 г. № 1)

* Язык мой – друг мой

(См. «Православная культура в школе», «Альманах», 2003 г. № 1)

*Традиции Слова

(См. «Православная культура в школе», «Альманах», 2003 г. № 1)

*Забытая старина: традиции, ремесла, мастера.

Турнир знатоков народного творчества

(См. «Праздник в школе. Традиции. Обычаи. Обряды»)

*Праздник русского платка

(См. «Праздник в школе. Традиции. Обычаи. Обряды»)

8-9


5-9


5-8


5-8


5-9

5-8


5-8


5-8


5-7


8-9


5-8


5-7


5-9



5-7


5-8



II. Духовно-нравственное воспитание:


Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

1. Годовой круг православных праздников


- Рождество Христово. Святки.



- Сретение Господне



- Масленица



- Пасха. Светлое Христово Воскресение



- Рождество Пресвятой Богородицы



- Введение в храм Пресвятой Богородицы



- Исламские праздники: Рамадан – Байрам, Курбан - Байрам


* Сретение Господне

(См. «Православные праздники для детей. Сценарии», М.: Творческий центр, 2001 г.)

*Рождество Христово

(См. «Православные праздники для детей. Сценарии», М.: Творческий центр, 2001 г.)

*Нам поет пасхальный звон песнь о жизни вечной

(См. «Православные праздники для детей. Сценарии», М.: Творческий центр, 2001 г.)

* Троицын день

(См. «Православные праздники для детей. Сценарии», М.: Творческий центр, 2001 г.)

*Богоизбранная отроковница

(См. «Православные праздники для детей. Сценарии», М.: Творческий центр, 2001 г.)

*Пасхальное чудо

(См. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», 2003 г., № 4)

*Сретенские чтения

(См.Приложение)

*Троица (театрализованная композиция)

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2004 г. № 5)

*Святочное гуляние

(См. Журнал «Воспитание школьника», 1999 г. № 6)

*Масленица

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2006 г. № 1)

*Троицкие гуляния

(См. «Праздник в школе. Традиции. Обычаи. Обряды», Минск, 2004 г.)

5-8




5-8


5-8


5-8



5-8


5-9


8-9


8-9


5-7


5-8


5-9

Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

2. У истоков духовности


- Святая равноапостольная княгиня Ольга;

- Святой равноапостольный князь Владимир;

-Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец;

- Преподобный Сергий Радонежский – духовный собиратель Руси и русского народа;

- Серафим Саровский – чудотворец земли русской;

- На высотах духа. Мученики. Благоверные цари.

-Духовная жажда – исключительная черта человека.

- Идеал. Ориентация в нравственном поиске правды.

- Совесть как всеобщий естественный закон.

- Покаяние. Самовоспитание.

-Христианство. Православие. Нагорная проповедь. Ислам.

- Просмотр видеофильма «Земное и небесное»

*Святой молитвенник за землю Русскую (О Сергии Радонежском)

(См. «Православная культура в школе», «Альманах», октябрь, 2005 г.)

*Строитель духовный (О Серафиме Саровском)

(См. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», 2005 г., № 2)

*Среди лета запоют Пасху (О Серафиме Саровском)

(См. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», 2003 г., № 4)




5-8



8-9


5-9




Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

3. Духовная природа человека – не хлебом единым жив человек.


- Духовная жажда – исключительная черта человека;

- Душа и тело;

- Этические категории: добро и зло;

- Идеал – есть ли он для человека;

- Главные добродетели человека;

- Долг и честь;

- Верность – как категория нравственности (верность слову, верность долгу, верность дружбе, верность любви);

- Совесть как всеобщий естественный закон; психологическая сторона совести;

- Вера, надежда, любовь.



5-7



8-9




8-9

5-7



8-9



8-9



8-9


8-9




Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

4. Нравственность и пол. «И будет двое одна плоть»

- Первая любовь;

- Дева Мария – Мариам - идеал материнства;


-Святые Петр и Феврония Муромские – покровители православной семьи;


- Сила материнской любви;

- Святые семьи (в Православии и Исламе);

-Русская семья (многонациональная);

- «Человека определяет любовь» (А.Н.Осипов);


- Тень добрачных связей;


- Жива ли дружба в современном мире.

*Через нее спасется мир

(См. «Православная культура в школе», «Альманах», сентябрь, 2005 г.)

*Семья как целостная единица

(См. Янушкявичюс Р.В, Янушкявичене О.Л. «Основы нравствен-ности.» Учебное пособие для школьников и студентов. М., Про-Пресс, 2000 г.)

*Женщины Библии, женщины Корана

(См. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», 2004 г., № 5)

*Самое дорогое

(См. Янушкявичюс Р.В, Янушкявичене О.Л. «Основы нравствен-ности.» Учебное пособие для школьников и студентов. М., Про-Пресс, 2000 г.)

*Что значит любить

(См. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. «Основы нравственности.» Учебное пособие для школьников и студентов. М., Про-Пресс, 2000 г.)

*Внебрачная половая жизнь. Телегония.

(См. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. «Основы нравственности.» Учебное пособие для школьников и студентов. М., Про-Пресс, 2000 г.)

*Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках (См. Журнал «Воспитание школьника», 2004 г. № 7)

*Счастье быть Матерью

(См. Журнал «Воспитание школьника», 2005 г. № 8)

5-7



8-9




8-9

5-7



8-9



8-9



8-9


8-9


Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

5. Что значит жить…

- Зачем я живу?

- Что такое мое я?

- О вере и неверии.

-Ценность человеческой жизни. Психологический кризис.

- Жизнь, ты так величественна, прекрасна и разнообразна.

- Проблема смысла жизни в русской классической литературе (чтение, обсуждение произведений:

И.А.Гончаров «Сильнее всякой морали»;

Н.С.Лесков «Отчего на свете добро не ладится»;

Л.Н.Толстой «А для чего жить-то»;

А.П.Чехов «Жизнь в вопросах и восклицаниях» и др.)

- Промах. Наркомания. О проблеме курения.



*Жизнь, зачем ты мне дана?

(См. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», 2005 г., № 6)

*О пагубности наркомании

(См. «Православная культура в школе», «Альманах», № 1, 2003 г.)

*Курение: невинное удовольствие или дым беды

(См. «Курение: невинное удовольствие или дым преисподней», 2005 г., типография Свято-Успенской Почаевской Лавры)

- Память поколений.

(См. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. «Основы нравственности.» Учебное пособие для школьников и студентов. М., Про-Пресс, 2000 г.)

8-9



8-9



8-9


Основные направления работы

Разработанные мероприятия по теме

Класс

6. Искусство и современная культура

- Творчество как способ осмысления жизни.

- Библия как основа европейского искусства и фундамент нравственности человечества

(См. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. «Основы нравственности.» Учебное пособие для школьников и студентов. М., Про-Пресс, 2000 г.)

- Массовая культура.

- Человечество и искусство.

- Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве.

- Искусство взывает к идеалу.

- Какая красота спасет мир?

(См. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. «Основы нравственности.» Учебное пособие для школьников и студентов. М., Про-Пресс, 2000 г.)

- Женская красота глазами русских писателей.

- Сергий Радонежский и Андрей Рублев.

- Русская икона. Происхождение икон. Чудотворные иконы.

- Православный храм. Их многообразие. Мечети, красота исламского искусства.

(Сурова Л.В. «Мироведение» Комплекс методических разработок

«Христианская жизнь», 2004 г.)

- Просмотр кинофильма «Андрей Рублев» и др.

*И увидел Бог, что это хорошо»

(См. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», 2006 г., № 2)


5-8


7. Святое и вечное









Основные направления работы



- Литературные чтения (Произведения И.Шмелева, Б.Зайцева, Г.Иванова, В.Белова и др.)

- Чтение и обсуждение книги Н.Блохина «Бабушкины стекла»

- Конкурсы стихотворений православной тематики

- Выставки творческих работ учащихся к православным и исламским праздникам.

- Организация тематических фотовыставок (например, «Я живу в России» и др.)

- Конкурсы сочинений (Примерные темы: «В истории нашей ищем спасение»; «О доброте бессмысленны слова»; «Держитесь, люди, веры своей» (И.Кронштадский) и др.

- Заочные экскурсии по святым местам

- Паломнические поездки онлайн (Москва православная, Смоленск православный, Оптина Пустынь, Троице- Сергиева Лавра, Дивеево; святыни Ислама и др.)

- Встречи и беседы со священником, муллой.

Классы


5-8

5-7

5-9

5-9

5-9

5-9


5-9

5-9


5-9



III. Краеведческое направление








Основные направления работы



- Походы, экскурсии, экспедиции по историческим местам, местам захоронений участников ВОВ, храмам, мечетям и т.д.;

- Оформление тематических стендов:

«История родного города» (села, края);

«Они защищали наш город» (село);

«Святые покровители города»;

«Чтимые иконы нашего города» и др.

- Составление фотоальбомов по истории родного

края, города, села;

- Беседы «Наши земляки»;

- Встречи с интересными людьми.

Классы


5-9



5-9





5-9


5-9




6. Заключение


Данная программа призвана дать основу содержания гражданско-патрио-тического и духовно-нравственного воспитания детей.

Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к из-вечным духовным ценностям.

Очевидно, что прочная и целостная структура, каковой призвана стать образовательно-воспитательная система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой и взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие русского народа.




7. Сроки реализации Программы гражданско-патриотического и

духовно-нравственного воспитания учащихся.


Программа духовно-нравственного воспитания рассчитана на 2 года, охватывает воспитанников с 5 по 11 классы.




8. Ресурсное обеспечение выполнения Программы.


1. Нормативно-правовое:

- формирование и утверждение пакета документов по выполнению Программы.


2. Программно-методическое:

- разработка требований и рекомендаций по проведению мероприятий согласно Программе.


3. Материально-техническое:

- организовать пополнение фонда библиотеки тематической литературой;

- создать фонотеку и фильмотеку по необходимой тематике.


9. Библиография по Программе духовно-нравственного воспитания воспитанников.


Учебники и учебные пособия

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. – М.: РГГУ, 2000. – 240 с.

2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Учебник для средней и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 2-е, переработ. доп. Под общей редакцией иеромонаха Киприана (Ященко). – М.: Покров, 2003. – 256 с.

4. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: Уч. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

5. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Уч. посо­бие для 10-11 кл. – М.: Просвещение, [2000].

7. Камкин А.В. Истоки: Семь чудес России: Уч. пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Технологическая шко­ла бизнеса, 1997. – 128 с. – (Социокультурные истоки).

8. Камкин А.В. Истоки: Слово и образ: Экспериментальное уч. пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Техноло­гическая школа бизнеса, 1997. – 48 с. – (Социокультурные истоки).

9. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов музыкальных педагогических училищ и вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: История. Стиль. Жанры. – 224 с.

10. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Уч. посо­бие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

11. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600 с.

12. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Уч. пособие для вузов. 3-е изд., доп. – М.: Олимп, ИНФРА-Москва, 2001. – 320 с. (Серия «Высшее образование»).

13. Сипинев Ю.А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность: Уч.-метод., культурологич. и литературовед. пособие к учебнику-хрестома­тии «Животворящая святыня». Ч. 2 (6 класс). – СПб.: Специальная ли­тература, 1997. – 464 с.

14. Скурат K.E. Православные основы культуры в памятниках литера­туры Древней Руси. – М.: Издательский дом «Покров», 2003 – 128 с.

15. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Уч. пособие для школьников и студентов. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Про-Пресс, 2000. – 456 с. – (Духовность и образование).

16. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М., Отдел религиозного образования и катехизации, 1997.

17. Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. Работы по истории ислама и Арабского халифата 18. История Востока. Т. 2. М., 1999.

19. Ихсаноглу Э., Эмеджен Ф., Бейдилли К. История Османского государства, общества и цивилизации. Т.1. М., 2006.

20. Ихсаноглу Э., Эмеджен Ф., Бейдилли К. История Османского государства, общества и цивилизации. Т 2. М., 2006.

21. Каталог выставки Пути Аравии. Археологические сокровища Саудовской Аравии. Государственный Эрмитаж, 2011.

22. Государственный Эрмитаж, 2011.

23. Кныш А.Д. Борьба идей в средневековом исламе: теология и философия // Ишрак. Ежегодник исламской философии. №2. М., 2011

24. Кныш А.Д. Ислам в исторической ретроспективе. Казань, 2015. 35. Резван Е.А. Введение в коранистику: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014.


Методические пособия и рекомендации

1. Алексеева Г. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольника: 3-годичная программа. – Б. м.: Б. и., 2000. – 71 с. - Рукопись.

2. Алексеева А.С. Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 2002. – 51 с.

3. Андреев В.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. – М., 1991. – 32 с.

4. Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. /Альманах. Тематический выпуск № 1. – 2003. – 160 с.

5. Красота спасет мир. Программа. Музыка и пение. 1-8 класс. /Ав­тор-составитель Т.В.Лазарева. – М.: СОБА, 1998. – 36 с.

6. Kypaeв Андрей, диакон. Библия в школьной хрестоматии. – М., 1995. – 96 с. – (Религиоведение и культурология в школе).

7. Молодова Л.Л. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск; Асар, 1999. – 112 с.

8. Никулина С.О. Уроки по православной этике: Программа для 5 кл. – Рязань: Рязанский обл. ин-т развития образования, 2000. – 64 с.

9. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика. Школа. Человек. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. – 63 с.

10. Сурова Л.В. Православная школа сегодня: Книга для учащихся и учащих. – М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. – 495 с.


Энциклопедии, словари, справочники

1. Давыдова Н.В. Библейский словарь школьника. – М.: РостМирос, 2000.

2. Живов В.М. Святость: краткий словарь агиографических терминов. – М.: Гнозис, 1994. – 110 с.

3. Литература Древней Руси: Библиографический словарь. /Сост. Л.В.Соколова. Под. ред. О.В.Творогова. – М.: Просвещение, 1996. – 240 с.

4. Монастыри Русской Православной Церкви: Справочник-путеводи­тель. – М.: Изд-во Московской Патриархии; Христианский православ­ный благотворительный фонд «Преображение», 2001. – 464 с.

5. Соколова Л.В. Литература Древней Руси: Библиографический сло­варь. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

6. Этические альтернативы: Словарь учителя /Авт.-сост.: Л.Л. Шев­ченко. – М.: Народный учитель, 2002. – 47 с.


Религиозно-философская мысль

1. Бердяев Н.А. Душа России. – Л.: Сказ, 1990. – 30 с. – Печатается по изданию 1915 г. (Москва).

2. Бердяев Н.А. Кризис искусства. – М.: Г.А.Геман и С.И.Сахаров, 1918. – 47 с.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека /Сост. Л.И.Греков, А.П.Поля­ков. – М.: Республика, 1993. – 383 с.

4. Булгаков С.Н., протоиерей. Героизм и подвижничество. /Сост. С.М.Половинкина. – М.: Русская книга, 1992. – 527 с. – (Мыслители России).

5. Ильин И.А. О России. – М.: Студия ТРИТЭ: Рос. арх., 1991. – 32 с.

6. Ильин И.А. Основы христианской культуры. – Мюнхен, 1990.

7. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. – СПб., 1998.

8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура /Сост. Ю.А.Ростов­цев. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.

9. Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения /Сост. Н.И.Цимбаев. – М.: Современник, 1991. – 525 с.

10. Смысл жизни: Антология /Сост. Н.К.Гаврюшин. – М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994. – 592 с. (Сокровищница русской религиоз­но-философской мысли. Вып. II).

12. Щеглова Е. Православный храм. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 239 с.


































16