СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа экологического объединения «МУРАВЕЙНИК»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для проведения   полноценного летнего отдыха детей и формирования нравственного экологически грамотного подрастающего отношения к природе, воспитания поколения. Программа расчитана в помощь учителям, ответственных руководителей лагерных обьединений.

Просмотр содержимого документа
«Программа экологического объединения «МУРАВЕЙНИК»»

8


МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»











Программа

экологического объединения

«МУРАВЕЙНИК»





























р.п. Инжавино – 2019



Пояснительная записка.


Экологическая обстановка с каждым днем ухудшается все больше и больше, тем самым вызывая огромную тревогу и беспокойство.  Лесные пожары, возникающие из-за безответственности человека, вырубки лесов, обмеление и заиливание рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – всё это происходит без контроля общественности, а подчас при её безразличии к окружающей среде. Всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту.

Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба. Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями, и от экологической воспитанности людей зависит состояние природы в будущем.

По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства. Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально-значимой личности. Только ощущая себя как социально-значимую личность, человек стремится изменить окружающий мир. Поэтому важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живёшь, а не отвращение и беспомощность.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания. Данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную и трудовую  деятельность.

Загрязнённый воздух и вода не знают границ. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее.

Немалую роль в улучшении экологической обстановки могут сыграть детские организации, которые могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и т.д. Поэтому, учащиеся нашей школы, на время летнего лагеря объединяются в детскую организацию  «Муравейник», целью которой станет познание законов природы, изучение окружающей среды, участие в реальных природоохранных акциях.

Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок  осмыслил, что он является частицей окружающего мира и осознавал гражданскую ответственность за свои действия,  понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни. Даже  самые  элементарные понятия об  экологической культуре должны начинаться  с самого детства.

 

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и формирование нравственного экологически грамотного подрастающего отношения к природе, воспитание поколения.

Задачи: Программа деятельности летнего экологического лагеря разноплановая, включающая в себя следующие направления:

-образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);

-воспитательное;

-спортивно-оздоровительное направление.

Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.

Воспитательные мероприятия подобраны с учетом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Спортивно-оздоровительные мероприятия включают проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в течение 21 дней, представляет собой традиционную оздоровительную лагерную смену, воспитательно-оздоровительный процесс которой включает два блока: экологический и оздоровительный.

1.     Экологический блок состоит из следующих разделов:

- Экскурсии и прогулки

-  Тематические дни

-  Трудовые десанты

-  Интеллектуальные игры

 - Конкурсные программы

Экскурсии и прогулки по изучению экологического состояния водоёмов, их берегов, состава и состояния флоры и фауны, состояния почв, влияния человека на природу в масштабах микрорайона.

Тематические дни: «Братья наши меньшие», «Знакомые незнакомцы», «Люби и знай свой край», «Ах, лето красное», «Цветы – земной красы начало».

Трудовые десанты по благоустройству школы, пришкольной территории, цветниками, уход за лесонасаждениями и родниками.

Интеллектуальные игры на экологическую тематику, викторины.

Конкурсы между отрядами на лучший цветник, отрядный уголок и т.д.

 

2.     Оздоровительный блок.

Оздоровительный блок состоит из следующих разделов:

- организация двигательной активности;

- создание условий для оздоровительного режима дня;

- обеспечение рационального питания;

- профилактическая работа и закаливание;

- комплекс  эмоционального воздействия.

 Организация двигательной активности

Во время нахождения детей в оздоровительном пришкольном лагере под руководством физвоспитателя, медицинской сестры, воспитателя, старшего вожатого ежедневно проводятся:

 - утренняя гимнастика;

-  физкультурное занятие;

-  экскурсии и биологические прогулки;

-  минутки здоровья.

Физкультурные мероприятия направлены на:

-  укрепление мышц, позвоночника;

-  предупреждение гиподинамии;

- предупреждение проявления отрицательных эмоций.

                                                                                                  

Создание условий для оздоровительного режима

Необходимость определенного распорядка дня основана на принципе биоритмии. Для наиболее эффективного оздоровительного режима в повседневной жизни ребенка реализуется следующая триада:

- достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;

-    достаточные умственные нагрузки;

-     превалирование положительных эмоций.

В режиме повторяются следующие моменты: время приема пищи (2-х разовое), общая длительность пребывания ребят на открытом воздухе при выполнении физических упражнений, минуток здоровья, витамина, экскурсий, прогулок, практических занятий. Все остальные компоненты режима варьируются.


Профилактическая работа и закаливание

Огромную роль в оздоровлении играют природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.

Профилактические и закаливающие мероприятия:

-    дыхательная гимнастика – включена в упражнения утренней гимнастики;

-    точечный массаж – повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов; под его влиянием в организме вырабатываются вещества, повышающие иммунитет и сопротивляемость болезням (проводится 1 раз в день);

-    солнечные ванны – благоприятно сказываются на функциях физиологических систем, улучшают общее состояние организма, состав крови, усиливают обмен веществ, повышают защитные силы организма, эмоциональный тонус (в то же время они являются сильнодействующим фактором и требуют строгой дозировки);

-     воздушные ванны – повышают тонус нервной и мышечной системы, способствуют тренировке терморегуляции;

-     босохождение – кроме закаливающего воздействия, способствует профилактике плоскостопия.

Оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся с использованием естественных природных факторов (воздуха, солнца, воды), а также физкультурных и спортивных занятий. Все закаливающие мероприятия проводятся под руководством физвоспитателя.

     

Сроки реализации: программа реализуется в период летних каникул, охват детей – человек.

Место проведения: МБОУ «Инжавинская СОШ» Тамбовская область.

 

Сведения об участниках:

Кадровое обеспечение

- начальник пришкольного оздоровительного лагеря

- воспитатели отряда 

-  медицинский работник

- техперсонал.

 

Социальный состав воспитанников

Всего детей –

Из них:

– из многодетных семей –

– малообеспеченных семей -

– из числа детей-сирот –

– из числа детей (опекаемых) –

– из неполных семей  -   

- из неблагополучных семей –

Условия пребывания.

Финансирование лагеря осуществляется из фонда бюджета Тамбовской области.

 



Условия реализации программы.

1.Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании РФ»

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

  • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

  • Устав МБОУ «Инжавинская СОШ»

  • Положение о лагере дневного пребывания.

  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  • Приказы Управления образования.

  • Должностные инструкции работников.

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  • Заявления от родителей.

  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

  • Акт приемки лагеря.

  • План работы.



Примерный план реализации программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Дата

Проводимые мероприятия

Ответственные

28.06.2019



29.06.2019



30.06.2019



31.06.2019



01.07.2019



03.07.2019



04.07.2019



06.07.2019




07.07.2019



08.07.2019


10. 07.2019



11. 07.2019



13.07.2019



14. 07.2019



15. 07.2019



17. 07.2019



18. 07.2019



20.07.2019



21. 07.2019



22.07.2019







Распорядок работы пришкольного экологического  лагеря



Время

Мероприятия

8.20 – 8.30

Прием детей

8.30 – 8.40

 Зарядка

8.40 – 8.50

Организационная линейка

8.50 – 9.00

Закаливающие процедуры

9.00 – 9.20

Завтрак

9.30 – 11.00

Работа по плану отрядов.

11.00 – 12.15

Прогулки, оздоровительные мероприятия, занятия по инетресам;

12.15  - 12.40

Обед

12.40 – 13.40

Свободное время, занятия по интересам, игры на свежем воздухе.

13.40 -  14.15

Спортивный час.

14.15 – 14.30

Итоговая линейка

14.30

Уход детей домой