8
МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
экологического объединения
«МУРАВЕЙНИК»
р.п. Инжавино – 2019
Пояснительная записка.
Экологическая обстановка с каждым днем ухудшается все больше и больше, тем самым вызывая огромную тревогу и беспокойство. Лесные пожары, возникающие из-за безответственности человека, вырубки лесов, обмеление и заиливание рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – всё это происходит без контроля общественности, а подчас при её безразличии к окружающей среде. Всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту.
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба. Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями, и от экологической воспитанности людей зависит состояние природы в будущем.
По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства. Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально-значимой личности. Только ощущая себя как социально-значимую личность, человек стремится изменить окружающий мир. Поэтому важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живёшь, а не отвращение и беспомощность.
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания. Данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную и трудовую деятельность.
Загрязнённый воздух и вода не знают границ. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее.
Немалую роль в улучшении экологической обстановки могут сыграть детские организации, которые могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и т.д. Поэтому, учащиеся нашей школы, на время летнего лагеря объединяются в детскую организацию «Муравейник», целью которой станет познание законов природы, изучение окружающей среды, участие в реальных природоохранных акциях.
Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок осмыслил, что он является частицей окружающего мира и осознавал гражданскую ответственность за свои действия, понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни. Даже самые элементарные понятия об экологической культуре должны начинаться с самого детства.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и формирование нравственного экологически грамотного подрастающего отношения к природе, воспитание поколения.
Задачи: Программа деятельности летнего экологического лагеря разноплановая, включающая в себя следующие направления:
-образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
-воспитательное;
-спортивно-оздоровительное направление.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.
Воспитательные мероприятия подобраны с учетом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.
Механизм реализации программы
Программа реализуется в течение 21 дней, представляет собой традиционную оздоровительную лагерную смену, воспитательно-оздоровительный процесс которой включает два блока: экологический и оздоровительный.
1. Экологический блок состоит из следующих разделов:
- Экскурсии и прогулки
- Тематические дни
- Трудовые десанты
- Интеллектуальные игры
- Конкурсные программы
Экскурсии и прогулки по изучению экологического состояния водоёмов, их берегов, состава и состояния флоры и фауны, состояния почв, влияния человека на природу в масштабах микрорайона.
Тематические дни: «Братья наши меньшие», «Знакомые незнакомцы», «Люби и знай свой край», «Ах, лето красное», «Цветы – земной красы начало».
Трудовые десанты по благоустройству школы, пришкольной территории, цветниками, уход за лесонасаждениями и родниками.
Интеллектуальные игры на экологическую тематику, викторины.
Конкурсы между отрядами на лучший цветник, отрядный уголок и т.д.
2. Оздоровительный блок.
Оздоровительный блок состоит из следующих разделов:
- организация двигательной активности;
- создание условий для оздоровительного режима дня;
- обеспечение рационального питания;
- профилактическая работа и закаливание;
- комплекс эмоционального воздействия.
Организация двигательной активности
Во время нахождения детей в оздоровительном пришкольном лагере под руководством физвоспитателя, медицинской сестры, воспитателя, старшего вожатого ежедневно проводятся:
- утренняя гимнастика;
- физкультурное занятие;
- экскурсии и биологические прогулки;
- минутки здоровья.
Физкультурные мероприятия направлены на:
- укрепление мышц, позвоночника;
- предупреждение гиподинамии;
- предупреждение проявления отрицательных эмоций.
Создание условий для оздоровительного режима
Необходимость определенного распорядка дня основана на принципе биоритмии. Для наиболее эффективного оздоровительного режима в повседневной жизни ребенка реализуется следующая триада:
- достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;
- достаточные умственные нагрузки;
- превалирование положительных эмоций.
В режиме повторяются следующие моменты: время приема пищи (2-х разовое), общая длительность пребывания ребят на открытом воздухе при выполнении физических упражнений, минуток здоровья, витамина, экскурсий, прогулок, практических занятий. Все остальные компоненты режима варьируются.
Профилактическая работа и закаливание
Огромную роль в оздоровлении играют природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.
Профилактические и закаливающие мероприятия:
- дыхательная гимнастика – включена в упражнения утренней гимнастики;
- точечный массаж – повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов; под его влиянием в организме вырабатываются вещества, повышающие иммунитет и сопротивляемость болезням (проводится 1 раз в день);
- солнечные ванны – благоприятно сказываются на функциях физиологических систем, улучшают общее состояние организма, состав крови, усиливают обмен веществ, повышают защитные силы организма, эмоциональный тонус (в то же время они являются сильнодействующим фактором и требуют строгой дозировки);
- воздушные ванны – повышают тонус нервной и мышечной системы, способствуют тренировке терморегуляции;
- босохождение – кроме закаливающего воздействия, способствует профилактике плоскостопия.
Оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся с использованием естественных природных факторов (воздуха, солнца, воды), а также физкультурных и спортивных занятий. Все закаливающие мероприятия проводятся под руководством физвоспитателя.
Сроки реализации: программа реализуется в период летних каникул, охват детей – человек.
Место проведения: МБОУ «Инжавинская СОШ» Тамбовская область.
Сведения об участниках:
Кадровое обеспечение
- начальник пришкольного оздоровительного лагеря
- воспитатели отряда
- медицинский работник
- техперсонал.
Социальный состав воспитанников
Всего детей –
Из них:
– из многодетных семей –
– малообеспеченных семей -
– из числа детей-сирот –
– из числа детей (опекаемых) –
– из неполных семей -
- из неблагополучных семей –
Условия пребывания.
Финансирование лагеря осуществляется из фонда бюджета Тамбовской области.
Условия реализации программы.
1.Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МБОУ «Инжавинская СОШ»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
План работы.
Примерный план реализации программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Дата | Проводимые мероприятия | Ответственные |
28.06.2019 | | |
29.06.2019 | | |
30.06.2019 | | |
31.06.2019 | | |
01.07.2019 | | |
03.07.2019 | | |
04.07.2019 | | |
06.07.2019 | | |
07.07.2019 | | |
08.07.2019 | | |
10. 07.2019 | | |
11. 07.2019 | | |
13.07.2019 | | |
14. 07.2019 | | |
15. 07.2019 | | |
17. 07.2019 | | |
18. 07.2019 | | |
20.07.2019 | | |
21. 07.2019 | | |
22.07.2019 | | |
Распорядок работы пришкольного экологического лагеря
Время | Мероприятия |
8.20 – 8.30 | Прием детей |
8.30 – 8.40 | Зарядка |
8.40 – 8.50 | Организационная линейка |
8.50 – 9.00 | Закаливающие процедуры |
9.00 – 9.20 | Завтрак |
9.30 – 11.00 | Работа по плану отрядов. |
11.00 – 12.15 | Прогулки, оздоровительные мероприятия, занятия по инетресам; |
12.15 - 12.40 | Обед |
12.40 – 13.40 | Свободное время, занятия по интересам, игры на свежем воздухе. |
13.40 - 14.15 | Спортивный час. |
14.15 – 14.30 | Итоговая линейка |
14.30 | Уход детей домой |