9
«Согласовано» «Рассмотрено»
Зам. директора по ВР интерната На заседании МО
Ряшина В. В. ___________ Протокол № ______
«____»______________2018 г. от « ____ » сентября 2018 г.
Программа экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
группы 1 класса
«Цветик - семицветик»
Автор: воспитатель Орлова Н. А.
с. Новый Порт
2018 г.
Нормативно - правовые основы Программы:
ФГОС НОО
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);
ФГОС начального общего образования ставит следующие основные приоритеты к участникам образовательного процесса:
духовно-нравственное развитие и воспитание;
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания, и путей их достижения;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в том числе - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Пояснительная записка.
«Окружающая среда — это мы с вами».
Чарлз Панати
Обоснование проблемы.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания – следствие вышесказанного.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология-это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек- не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека- может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Задачи экологического воспитания:
Понимание самоценности природы.
Осознание себя, как части природы.
Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание активной жизненной позиции.
Обучение азам экологической безопасности.
Формирование умения рационально использовать природные богатства.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Воспитательная деятельность организуется в соответствии со следующими принципами:
Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция различных форм работы;
Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы, общества;
Воспитание есть целенаправленный процесс развития личности путём создания благоприятных для этого условий;
Творческое начало воспитания;
Обеспечение разнообразных потребностей личности воспитанников (создание развивающей среды);
Снижение негативного влияния социума на личность ребёнка;
Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры;
Использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые представляет школа-интернат.
Процесс воспитания опирается на следующие виды деятельности:
Познавательную;
Игровую;
Коммуникативную;
Творческую;
Спортивную;
Досуговую.
Критерии эффективности программы:
Знаю:
Природу России;
Природу Малой Родины и родного края;
Традиции своего народа и его нравы;
Проблемы связанные с охранной и бережным отношением природы Родного края.
Культуру своего народа, традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы;
Умею:
Рассказать о природе своего Отечества;
Рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
Рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
Петь песни своего народа;
Рассказывать народные сказки, предания и сказания;
Исполнять традиционные народные танцы, пляски;
Готовить и проводить народные праздники;
Ценить красоту и богатства родной природы;
Умею правильно анализировать события и факты.
Действую:
Изучаю природу России, своей Малой Родины и родного края;
Овладеваю богатствами духовного наследия России;
Читаю книги и смотрю фильмы, посвященные природе моего Отечества и жизни замечательных людей;
Беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
Отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
Не нарушаю гармонии между природой и человеком;
Развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
Участвую в различных акциях; - готовлю и провожу народные праздники;
Хожу в походы по родному краю;
Берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
Участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей среды;
Вношу свой посильный вклад в решение экологических проблем страны.
В результате реализации программы у воспитанников будут сформированы УУД.
Личностные результаты:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению воспитанников;
формировать собственное гражданское самосознание и ответственность у воспитанников;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
планировать свои действия;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения главных героев книг, кинофильмов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание природы своего края и Отечества;
знание прав и обязанностей ребенка;
знание традиций и обычаев своего народа;
знание об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения
Особенности структуры и содержания программы.
Цель программы:
осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека;
постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Программа состоит из 4 разделов. В 1 разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривают во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.
Раздел 1 . «Мир вокруг нас».
Цель: Формирование системы представлений об окружающем мире
Задачи:
Расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.
Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам.
Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, радость от общения с природой.
Раздел 2.»Живая природа».
Цель: Формирование осознание ребенком себя человеком, как части природного мира.
Задачи:
Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в
сообществах.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Раздел 3 «Неживая природа».
Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
Задачи:
Учить детей ориентироваться в мире физических явлений
Систематизировать знания детей о таких явлениях как свет, воздух, вода, почва, температура.
Раздел 4. «Планета - наш дом. Мы хозяева в нем»
Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера.
Задачи:
Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.
I Полугодие
Сентябрь.
Экскурсия по территории интерната и близлежащим окрестностям.
Рисование на тему: «Осенние листочки».
Занятие «Как вести себя в природе».
Чтение рассказов М. Пришвина.
Октябрь.
«Природа и человек».
Аппликация из природных материалов.
Рисунки «Лекарственные растения».
Рисование «Дождь в лесу»
Ноябрь.
«Мы - друзья природы»
«Не поется птицам без небес»
Лепка из пластилина птиц и зверей.
«Любите землю - Матушку»
Декабрь.
Беседа «Времена года»
Этюды на память «Прогулка по зимней тундре»
Вырезание из бумаги снежинок.
Занятие «Для праздничной елки».
II Полугодие.
Январь.
Рисование на тему «Зимний пейзаж».
Этюды на отношение «Я сделан из снега».
«История одной маленькой снежинки»
Чтение сказки «Снегурочка»
Февраль.
«Дикие и домашние животные»
Разгадывание кроссвордов о животных.
Занятие «На что нужны мыши».
Виртуальная экскурсия в океанариум.
Март.
Важность растений ни с чем не сравнима.
Занятие «Уход за комнатными растениями».
Аппликация «Букет для мамы».
Конкурс рисунков на тему: «Цветы».
Апрель.
Экскурсия.
Лепка овощей и фруктов .
Занятие «Экзотические фрукты».
Май.
Экскурсия в тундру.
Календарно – тематический план
2018 – 2019 учебный год.
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
«Растительный мир» | Сентябрь-октябрь | Рассматривание иллюстраций, альбомов. Беседы: «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали» Коммуникации: рассказ по картине Левитан «Березовая роща» Описание берёзы. Чтение художественной литературы по теме. Загадывание загадок. Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе». Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени» Лепка: «Кисть рябины». Конструирование из бумаги «Цветы, деревья, кустарники». Игры: «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». Прослушивание аудиозаписей. | Занятие «Способы распространения семян в природе»; Изготовление гербария. Экологическая игра «Поле чудес» Выставка поделок из овощей. |
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей. Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы» Чтение художественная и познавательная по теме, Загадывание загадок. Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр» Аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке». Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»; Конструирование: «Ферма кота Матроскина». Оригами-животные. Игры: «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки» Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» | Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные» Изготовление макетов: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» Проект «Домашние питомцы» |
«Мир птиц» | Январь - март | Наблюдение за птицами на кормушке. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые». Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Рассказывание по картине «Грачи прилетели» Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» Инсценировки. Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири». Аппликация «Поющий соловей» Конструирование из бумаги «Грачи прилетели», «Птицы». | Изготовление кормушек. Викторина «Наши друзья-пернатые». Изготовление альбома «Птицы» |
«Комнатные растения» | Апрель - май | Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?» Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения». Опыты с комнатными растениями. Дидактическая игра «Живая и неживая природа» Рисование «Комнатный цветок» Загадывание загадок | Экологический КВН «В мире природы» Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате». |
Список литературы:
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
Веретенникова С.А. Ознакомление школьников с природой. – М.: Просвещение,1973.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.: Детство – Пресс, 2003.
Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления школьников с растениями. – М. 1981.
Гризик Т.И. «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Золотова Е.И. Знакомим школьников с миром животных. М., Просвещение, 1988.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов - М.: ТЦ Сфера, 2003.
Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,