Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «Архитектура Восточной Сибири»
Составитель: Халявинская А.В.
Ангарск, 2018
Пояснительная записка
Эффективность образовательной политики, решение задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, в значительной степени определяются оптимальным соотношением федерального и национально-регионального компонентов школьного образования. Интеграция молодого человека в существующую государственную целостность, осознание себя гражданином нашей страны возможно на основе знания богатого исторического и культурного наследия народов России. Понимание исторических корней и традиций народов нашей страны помогает учащимся строить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Кроме того, данный курс помогает учащимся познакомиться с профессиональными особенностями архитектуры, как одной из областей предпрофильной подготовки в художественной щколе.
Курс «Архитектура Восточной Сибири» является также частью содержания национально-регионального компонента образования. Данный курс направлен на знакомство учащихся с интересными архитектурными сооружениями, созданными разными народами и представителями религиозных конфесий, существовавших и существующих на территории Восточной Сибири. Изучая историю и архитектуру жилища, дворцовых комплексов, буддийских и православных храмов, исторических зданий учащиеся получают возможность проследить, как взаимообогащались культурные, духовные традиции народов, осознать культурное богатство нашего региона и его роль в мировой культуре.
Задачами реализации курса являются:
- овладение основами знаний в области архитектуры; знакомство с предметом и его спецификой.
- овладение учащимися совокупностью знаний о развитии домостроительства народов региона, особенностях архитектуры храмовых сооружений, архитектуры крупных городов региона;
- формирование умений работать с историческими источниками; характеризовать, анализировать и оценивать памятники архитектуры; проводить исторические сравнения и аналогии; применять полученные знания для решения задач собственного исследования или проекта;
- мировоззренческое и культурное развитие личности учащегося, воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов региона.
Требования к уровню подготовки
1. Учащиеся должны знать:
- обустройство жилищ хунну, монголов, бурят, эвенков, русских казаков и семейских;
- основные храмовые постройки, специфику их архитектуры, сходные и отличные черты храмов Восточной Сибири от других регионов России и мира;
- особенности строительства острогов Восточной Сибири;
- крупные памятники архитектуры Восточной Сибири; современное развитие архитектуры района.
2. Работа с источниками знаний:
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет – источниками и т.д.);
- отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;
- сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;
- использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;
- выявлять причинно – следственные связи, выводы и положения автора, отраженные в источнике;
- свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.
3. Характеристика, анализ и оценка памятников архитектуры:
- характеризовать исторические условия и время создания памятника, его местонахождение;
- оценивать назначение сооружения;
- описывать план сооружения, особенности архитектуры, архитектурного стиля;
- излагать свое отношение к данному историческому памятнику;
- находить объект и проводить аналогии.
4. Реализовывать собственное исследование, проект.
- формулировать и уточнять задачи, определять цели средства для достижения цели;
- систематизировать, проводить анализ собранной информации;
- оформлять результаты исследования, делать модели и макеты;
- проводить публичную презентацию результатов исследования.
Принципы отбора содержания программы.
Основными принципами отбора содержания являются: принцип культуросообразности, доступности, практической направленности. Принцип культуросообразности предполагает отражение памятников архитектуры разных народов, проживающих на данной территории. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия содержания возрастным и познавательным возможностям учащихся. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.
Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования базы основных знаний о профессии и развития учебно-исследовательских умений и навыков учащихся.
Организационные формы и приемы обучения.
Специфика предпрофильного образования требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий и экскурсий. Неотъемлемым средством изучения курса становятся информационные технологии. Именно они позволят наглядно показать все многообразие архитектурных памятников региона, провести виртуальные экскурсии.
Программа рассчитана на 12 часов и является одним из модулей интегрированного курса для 5 класса художественной школы (9 класс общеобразовательной).
Содержание образовательной программы
Тема 1. Архитектура кочевых империй Забайкалья (2 часа).
Памятники эпохи хунну: Иволгинское городище, поселения Дурены и Енхор. Обустройство Иволгинского городища. Внутреннее устройство жилища хунну. Памятники монголов в Восточном Забайкалье и Монголии: г. Какакорум, Сутайскаяусадьба, поселение Шохтой. Архитектура дворецаУгэдэя в Карокаруме, Кондуйского дворцового комплекса.
Тема 2. Крепости XVII века (1 час).
Острог и его составные части (башни со звонницами, чеснок, надолбы, ров и др.). Внешний вид острогов на территории Предбайкалья и Забайкалья. Верхнеудинский острог. Баргузинский острог. Братский острог.
Тема 3. Традиционные жилища народовВосточной Сибири (2 часа).
Внешнее обустройство войлочной и деревянной юрты, чума, яранги. Отражение религиозных верований в обустройстве жилища. Чум эвенков (меховой, берестяной и корьевой). Русская изба казаков и семейских.
Тема 4. Храмовая архитектура. (2 часа).
Дацаны Бурятии. Планировка дацанского комплекса. Буддийская ступа. Влияние философии буддизма на архитектуру дацана. Сходства и различия с буддийскими храмами Китая, Тибета.
Православные церкви и соборы. Стили в архитектуре соборов. Сходства и различия с православными храмами центральных регионов России.
Католические храмы региона. Их особенности.
Тема 5. Старое и новое (4 часа).
Особенности современной архитектуры региона. Её стилевое разнообразие и стилевые особенности.
Итоговый урок (1 час).
Тематическое планирование курса «Архитектура Восточной Сибири».
тема | часы | Форма | Уроки | |
Тема 1. Архитектура кочевых империй Забайкалья | 2 | | 1. Сибирские городища. 2. Монгольское домостроительство. | |
Тема 2. Крепости XVII века | 1 | | 1.Крепости XVII века. Архитектура острогов Восточной Сибири. | |
Тема 3. Традиционные жилища народов Восточной Сибири | 2 | | 1. Жилища русских и эвенков. 2.Бурятские юрты. | |
Тема 4. Храмовая архитектура | 2 | | 1.Православные и католические храмы региона. 2.Буддийские храмы. | |
Тема 5. Старое и новое. | 4 | | 1. Архитектурные стили Восточной Сибири. Иркутское барокко. 2. Архитектурно-стилевые особенности крупных городов (Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Якутск, Братск, Норильск) (2 часа) 3.Современные молодые города и их архитектурные особенности на примере Ангарска. | |
Итоговое занятие | 1 | | Творческое задание, совместно с основами дизайна. Выставка работ. | |