СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Архитектура Восточной Сибири"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Архитектура Восточной Сибири"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1





ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «Архитектура Восточной Сибири»









Составитель: Халявинская А.В.































Ангарск, 2018



Пояснительная записка

Эффективность образовательной политики, решение задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, в значительной степени определяются оптимальным соотношением федерального и национально-регионального компонентов школьного образования. Интеграция молодого человека в существующую государственную целостность, осознание себя гражданином нашей страны возможно на основе знания богатого исторического и культурного наследия народов России. Понимание исторических корней и традиций народов нашей страны помогает учащимся строить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Кроме того, данный курс помогает учащимся познакомиться с профессиональными особенностями архитектуры, как одной из областей предпрофильной подготовки в художественной щколе.

Курс «Архитектура Восточной Сибири» является также частью содержания национально-регионального компонента образования. Данный курс направлен на знакомство учащихся с интересными архитектурными сооружениями, созданными разными народами и представителями религиозных конфесий, существовавших и существующих на территории Восточной Сибири. Изучая историю и архитектуру жилища, дворцовых комплексов, буддийских и православных храмов, исторических зданий учащиеся получают возможность проследить, как взаимообогащались культурные, духовные традиции народов, осознать культурное богатство нашего региона и его роль в мировой культуре.



Задачами реализации курса являются:

- овладение основами знаний в области архитектуры; знакомство с предметом и его спецификой.

- овладение учащимися совокупностью знаний о развитии домостроительства народов региона, особенностях архитектуры храмовых сооружений, архитектуры крупных городов региона;

- формирование умений работать с историческими источниками; характеризовать, анализировать и оценивать памятники архитектуры; проводить исторические сравнения и аналогии; применять полученные знания для решения задач собственного исследования или проекта;

- мировоззренческое и культурное развитие личности учащегося, воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов региона.



Требования к уровню подготовки



1. Учащиеся должны знать:

- обустройство жилищ хунну, монголов, бурят, эвенков, русских казаков и семейских;

- основные храмовые постройки, специфику их архитектуры, сходные и отличные черты храмов Восточной Сибири от других регионов России и мира;

- особенности строительства острогов Восточной Сибири;

- крупные памятники архитектуры Восточной Сибири; современное развитие архитектуры района.



2. Работа с источниками знаний:

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет – источниками и т.д.);

- отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;

- сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;

- использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;

- выявлять причинно – следственные связи, выводы и положения автора, отраженные в источнике;

- свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.



3. Характеристика, анализ и оценка памятников архитектуры:



- характеризовать исторические условия и время создания памятника, его местонахождение;

- оценивать назначение сооружения;

- описывать план сооружения, особенности архитектуры, архитектурного стиля;

- излагать свое отношение к данному историческому памятнику;

- находить объект и проводить аналогии.



4. Реализовывать собственное исследование, проект.

- формулировать и уточнять задачи, определять цели средства для достижения цели;

- систематизировать, проводить анализ собранной информации;

- оформлять результаты исследования, делать модели и макеты;

- проводить публичную презентацию результатов исследования.



Принципы отбора содержания программы.

Основными принципами отбора содержания являются: принцип культуросообразности, доступности, практической направленности. Принцип культуросообразности предполагает отражение памятников архитектуры разных народов, проживающих на данной территории. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия содержания возрастным и познавательным возможностям учащихся. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.

Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования базы основных знаний о профессии и развития учебно-исследовательских умений и навыков учащихся.



Организационные формы и приемы обучения.

Специфика предпрофильного образования требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий и экскурсий. Неотъемлемым средством изучения курса становятся информационные технологии. Именно они позволят наглядно показать все многообразие архитектурных памятников региона, провести виртуальные экскурсии.



Программа рассчитана на 12 часов и является одним из модулей интегрированного курса для 5 класса художественной школы (9 класс общеобразовательной).



Содержание образовательной программы

Тема 1. Архитектура кочевых империй Забайкалья (2 часа).

Памятники эпохи хунну: Иволгинское городище, поселения Дурены и Енхор. Обустройство Иволгинского городища. Внутреннее устройство жилища хунну. Памятники монголов в Восточном Забайкалье и Монголии: г. Какакорум, Сутайскаяусадьба, поселение Шохтой. Архитектура дворецаУгэдэя в Карокаруме, Кондуйского дворцового комплекса.



Тема 2. Крепости XVII века (1 час).

Острог и его составные части (башни со звонницами, чеснок, надолбы, ров и др.). Внешний вид острогов на территории Предбайкалья и Забайкалья. Верхнеудинский острог. Баргузинский острог. Братский острог.



Тема 3. Традиционные жилища народовВосточной Сибири (2 часа).

Внешнее обустройство войлочной и деревянной юрты, чума, яранги. Отражение религиозных верований в обустройстве жилища. Чум эвенков (меховой, берестяной и корьевой). Русская изба казаков и семейских.



Тема 4. Храмовая архитектура. (2 часа).

Дацаны Бурятии. Планировка дацанского комплекса. Буддийская ступа. Влияние философии буддизма на архитектуру дацана. Сходства и различия с буддийскими храмами Китая, Тибета.

Православные церкви и соборы. Стили в архитектуре соборов. Сходства и различия с православными храмами центральных регионов России.

Католические храмы региона. Их особенности.



Тема 5. Старое и новое (4 часа).

Особенности современной архитектуры региона. Её стилевое разнообразие и стилевые особенности.

Итоговый урок (1 час).

Тематическое планирование курса «Архитектура Восточной Сибири».

тема

часы

Форма

Уроки


Тема 1. Архитектура кочевых империй Забайкалья

2


1. Сибирские городища.

2. Монгольское домостроительство.


Тема 2. Крепости XVII века

1


1.Крепости XVII века. Архитектура острогов Восточной Сибири.


Тема 3. Традиционные жилища народов Восточной Сибири

2



1. Жилища русских и эвенков.

2.Бурятские юрты.



Тема 4. Храмовая архитектура

2


1.Православные и католические храмы региона.

2.Буддийские храмы.


Тема 5. Старое и новое.

4


1. Архитектурные стили Восточной Сибири. Иркутское барокко.

2. Архитектурно-стилевые особенности крупных городов (Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Якутск, Братск, Норильск) (2 часа)

3.Современные молодые города и их архитектурные особенности на примере Ангарска.


Итоговое занятие

1


Творческое задание, совместно с основами дизайна. Выставка работ.