«Согласовано» Руководитель МО Барбашенова Т.В. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Кудрявцева Е.И. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 29 г. Йошкар-Олы» Кузнецов А.И. Приказ № ___ от «__»__________20__г. |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку в 10 классе
«Деловое письмо»
на 2016-2017 учебный год
учитель: Борисенко А.А.
г. Йошкар-Ола
2016
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 35 часов и адресована учащимся 10 классов. Данная программа не дублирует содержание государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников для 10-11 классов, которые предусматривают знакомство с основными особенностями официально-делового стиля и его основными жанрами.
Цель курса - познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.
Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.
Учащиеся, изучающие данный курс, должны знать:
нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);
нормы и правила делового общения;
структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров; требования, предъявляемые к разговору по телефону;
основные функции делового письма, его жанры;
композиционные модели деловых бумаг;
основные требования к языку деловых бумаг и документов;
уметь:
вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;
оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания помогут подготовить
учащихся к жизни вне школьных стен.
Ученики практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.
Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.
Примерное календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1. | Введение. | 1 | 07.09 | |
2. | Цели и задачи, структура и содержание курса. | 1 | 14.09 | |
3. | Деловое общение. Особенности делового общения. | 1 | 21.09 | |
4. | Признаки официально-делового стиля. Языковые особенности. | 1 | 28.09 | |
5. | Административно-канцелярский (деловой) подстиль. | 1 | 05.10 | |
6. | Система делопроизводства. | 1 | 12.10 | |
7. | Деловые бумаги. Приказ. | 1 | 19.10 | |
8. | Распоряжение. | 1 | 26.10 | |
9. | Инструкция. | 1 | 02.11 | |
10. | Заявление. | 1 | 16.11 | |
11. | Заявка. | 1 | 23.11 | |
12. | Счёт. | 1 | 30.11 | |
13. | Объяснительная записка. | 1 | 07.12 | |
14. | Докладная записка. | 1 | 14.12 | |
15. | Отчёт. | 1 | 21.12 | |
16. | Доверенность. Расписка. Справка. | 1 | 28.12 | |
17. | Протокол. | 1 | 11.01 | |
18. | Работа с текстами-образцами. | 1 | 18.01 | |
19. | Автобиография. | 1 | 25.01 | |
20. | Сопоставление и анализ текста. | 1 | 01.02 | |
21. | Анкета. Резюме. | 1 | 08.02 | |
22. | Деловые письма. Этикет делового письма. | 1 | 15.02 | |
23. | Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости. | 1 | 22.02 | |
24. | Виды деловых писем. | 1 | 01.03 | |
25. | Инициативные коммерческие письма. | 1 | 15.03 | |
26. | Электронная почта. | 1 | 22.03 | |
27-28. | Нормы письменной и устной деловой речи. | 2 | 05.04 12.04 | |
29. | Риторика - часть культуры делового общения. | 1 | 19.04 | |
30. | Фонетические нормы устной деловой речи. | 1 | 26.04 | |
31. | Публичное выступление (сообщение, доклад, реферат). | 1 | 03.05 | |
32. | Защита рефератов. | 1 | 10.05 | |
33. | Фразеология деловой речи. | 1 | 17.05 | |
34. | Итоговое тестирование. | 1 | 24.05 | |
35. | Грамматические особенности письменной и устной деловой речи. | 1 | 31.05 | |
Список используемой литературы
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы”. – М.: 2002.
Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. – М.: 1979.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 1999.
Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М.: 1989.
Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М.: 1977.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 1993.
Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 1991.
Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. – М.: 1982.
Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: 1987.
Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2001,
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М.: 1998.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: 1973.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.
Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. – Л.: 1989.
Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 1966.
Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М.: 1987.
5