СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Функции помогают уравнениям"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Функции помогают уравнениям"»

МБОУ Краснооктябрьская СОШ


Рассмотрено
Руководитель МО

_____________/Н.В. Сухотин/

Протокол № ___
от «__» __________20___г.


Согласовано

Заместитель директора по УР

_____________/С.А. Бондарева/

ФИО

«__»____________20___г.


Утверждено

Приказом директора

№ ______


от «__»_________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного предмета «Функции помогают уравнениям»

10-11 класс

предмет, класс

Новикова В.Э.учитель высшей категории

Ф.И.О., категория
















2016-2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Функции помогают уравнениям 10 – 11 класс

Учитель: Новикова В.Э.

Количество часов:

Всего__67__часов; в неделю___1____часов: в 10 классе -34часа, в 11классе – 33часа.


Место в учебном плане.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение элективного курса в основной школе отводит: 1 учебный час в неделю в 10 классе, всего 34 урока, : 1 учебный час в неделю в 11 классе, всего 33 урока.

Общая характеристика курса

Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» составлен на основе авторской программы заслуженного учителя РФ Ю.В. Лепехина с одноименным названием и является предметно-ориенти­рованным и предназначен на два года обучения для реализации в 10 – 11 классах общеобразовательных учреждений для расширения теоретических и практический знаний учащихся.

Функциональная линия просматривается в курсе алгебры, начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, допол­нить и систематизировать вопросы, связанные с областью опре­деления функции, множеством значений, четностью и нечетно­стью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного при­менения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрас­тания, точек экстремума и экстремумов функций. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций, в курсе информа­тики они получают представление еще о целом ряде математи­ческих функций.

Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач, связанных со знанием свойств функций. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа. Данный курс представляется особенно актуальным и своевременным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений и применению их на практике.

Цель данного элективного курса

Систематизация приемов использования свойств функций при решении уравнений и неравенств. Представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств матема­тических функций при решении самых разнообразных матема­тических задач. Курс имеет общеобразовательное значение, спо­собствует развитию логического мышления учащихся. Формальная цель данного элективного курса – подготовить выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу ведущих, профилирующих. Эта прагматическая цель скрывает ряд других, возможно, более социально значимых целей, таких как:

  • повысить математическую культуру учащихся при решении уравнений и неравенств с использованием свойств функций;

  • облегчить процесс обучения выпускников методам решения более сложных задач, применяя характерные свойства функций;

  • приобщить школьников к творческому поиску, учить формулировать и исследовать проблему.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры и начал анализа.

Задачи курса:

  • овладение системой знаний о свойствах функций;

  • формирование логического мышления учащихся;

  • вооружение учащихся специальными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному разделу;

  • формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой формированию логического мышления учащихся;

  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

Данный курс рассчитан на 40 часов (по 20 часов в 10 и 11 классах) и содержит следую­щие основные разделы:

  1. Способы задания функции. Область ее определения и область значения функции.

  2. Основные свойства функций (четность и нечетность, периодичность, монотонность).

  3. Использование области определе­ния и множества значений функций при решении уравне­ний.

  4. Применение различных свойств функции к решению уравнений.

  5. Применение свойств функций к решению неравенств.

  6. Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям».



Формы контроля

Смысл профильного курса заключается в предоставлении каждому ученику «индивидуальной зоны потенциального развития», поэтому – нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого «нестандартного приема». Специальный зачет или экзамен по курсу не предусмотрен, но предлагаются некоторые варианты выполнения учениками зачетных заданий:

  1. Решение учеником в качестве индивидуального домашнего задания предложенных учителем задач из того списка, что завершает каждый модуль и называется «Упражнения для самостоятельной работы», т.к. осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных заданий. Подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации, причем выбор делают сами ученики, оценивая свои возможности и планируя перспективу развития.

  2. Решение группой учащихся в качестве домашнего задания предложенных учителем задач из того же раздела. Работа в группе способствует проявлению интереса к учению как деятельности.

Учащимся, ориентированным на выполнение заданий более высокого уровня сложности, предлагается:

  • Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией (программные продукты Microsoft Power Point).

  • Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений.

  • Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.

  • Самостоятельный подбор задач на изучаемую тему курса из дополнительной математической литературы.

В ходе решения этих заданий учащиеся должны показать понимание теоретических основ способов решения уравнений и уметь решать задания из «Упражнений для самостоятельной работы» (подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации).

Итоговое занятие предлагается провести в форме конференции с защитой проектов по выбранным темам изучаемого курса.

Требуемые результаты обучения.

В результате изучения данных тем учащиеся должны

знать:

  • прочно усвоить понятие функции;

  • способы задания функции;

  • методы решения более сложных задач, применяя характерные свойства функций (область определения и множества значений функции; четность и нечетность, периодичность функции; свойство монотонности функций)

  • способы построения графиков функций, чтение графиков.

уметь: 

  • решать задачи, связанные с областью опре­деления функции, множеством значений, четностью и нечетно­стью функций, уравнения и неравенства с использованием свойств функций;

  • решать задачи на наименьшее и наибольшее значение функции;

  • строить графики функций с использованием свойств функций;

  • исследовать функцию по заданному графику.

Учащийся должен владеть:

  • анализом и самоконтролем;

  • исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;

  • усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;

  • применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;

  • проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

  • овладеть исследовательской деятельностью.

Формы работы: групповая, парная и индивидуальная.

Методы работы: исследовательский и частично-поисковый.

Виды деятельности на занятиях: лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с компьютером и др.

При решении задач данного курса одновременно активно реализуются основные методические принципы:

  • принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь;

  • принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы;

  • принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач;

  • принцип регулярности – увлеченные математикой дети с удовольствием дома индивидуально исследуют задачи, т. е. занятия математикой становятся регулярными, а не от случая к случаю на уроках.

  • принцип последовательного нарастания сложности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  • Тема 1. Способы задания функции. Область ее определения и область значения функции

  • Определение функции, графика функции. Способы задания функций: графический, аналитический, табличный, параметрический, словесный. Область определения функции. Область значения функции. Историческая справка.

  • Основная цель – систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Функция», полученные ими в 7-10 классах; рассмотреть способы задания функций; дать историческую справку о введении термина «функция» и «график функции»; рассмотреть примеры на нахождение области определения и множества значений функции.

  • Тема 2. Основные свойства функций

  • Наибольшее и наименьшее значение функции. Четные и нечетные функции. Периодические функции. Свойство монотонности функций.

  • Основная цель – повторить основные свойства функции; научить обучающихся применять известные им свойства при исследовании более сложных функций и при решении задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.

  • Тема 3. Использование области определе­ния и множества значений функций при решении уравне­ний

  • Использование области определе­ния функций при решении иррациональных, логарифмических, дробно рациональных уравнений. Графический способ решения уравнений.

  • Использование множества значе­ний функций при решении урав­нений. «Метод мажорант» (метод крайних). Равносильность уравнений. Решение задач с параметрами с учетом области значений функции.

  • Основная цель – научить применять равносильность уравнений при решении уравнений; свойства функций при решении уравнений, содержащих параметры.

  • Тема 4. Применение различных свойств функции к решению уравнений

  • Метод оценок при решении урав­нений. Графический метод. Метод крайних значений Применение стандартных нера­венств при решении уравнений.

  • Основная цель – выработать умение решать уравнения различного уровня сложности наиболее рациональным способом.

  • Тема5. Применение свойств функций к решению неравенств

  • Использование области определе­ния функций при решении иррациональных, логарифмических, дробно рациональных неравенств. Метод оценки при решении неравенств. Нахождение целого количества решений неравенства.

  • Основная цель – повторить известные способы решения неравенств. Показать на примерах решение сложных неравенств различными способами, связанных с необходимостью использования области определе­ния и множества значений функции

  • Тема 6. Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»

  • Решение уравнений и неравенств части С, предлагаемых на ЕГЭ.

  • Основная цель – расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Функция», создать условия для более осмысленного понимания теоретических сведений и применению их на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для учителя:

  1. Математика.10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс / авт.-сост. Ю.В. Лепехин. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187с.

  2. Никольский, С.М. Алгебра и начала анализа. 10 класс [Текст] / С. М. Никольский и др. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Никольский, С.М. Алгебра и начала анализа. 11 класс [Текст] / С. М. Никольский и др. – М.: Просвещение, 2008.

  4. Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2009. Часть II. 10-11 классы / под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

  5. Математика [Текст]: учебно-тренировочные тесты / под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

  6. ЕГЭ-2010. Математика [Текст]: вступительные испытания / под ред. Ф.Ф. Лысенко. под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

  7. Функции и графики (основные приемы) / Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. – 6-е изд., испр. – М.: МЦНМО, 2004.

  8. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. 4-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2007.

  9. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.

для учащихся:

  1. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. 4-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2007.

  2. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.

  3. Математика [Текст]: полный справочник / под ред. И. Б. Кожухова, А. А. Прокофьева. - М.: Махаон, 2009.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер

п/п

Название темы

I вариант

II вариант

1


3

4

1

Способы задания функции

1

2

2

Область определения и множество значений функций

2

4

3

Задачи на нахождение области оп­ределения и множества значений

3

6

4

Наибольшее и наименьшее значе­ния функции

3

6

5

Четные и нечетные функции

2

4

6

Периодические функции

2

4

7

Свойство монотонности функций

2

4




8

Использование области определе­ния функций при решении уравне­ний

3

6

9

Использование множества значе­ний функций при решении урав­нений

2

4

10

Применение различных свойств функции к решению уравнений

2

4

11

Метод оценок при решении урав­нений

3

6

12

Применение стандартных нера­венств при решении уравнений

1

4

13

Применение свойств функций к решению неравенств

2

4

14

Тестовые задания по теме «Функ­ции и их свойства»

2

2

15

Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»

1

2


Резерв времени

3

6


Всего

34

68























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 10 классе

Номер

п/п

Название темы

II вариант

1

Способы задания функции

2

2

Область определения и множество значений функций

4

3

Задачи на нахождение области оп­ределения и множества значений

6

4

Наибольшее и наименьшее значе­ния функции

6

5

Четные и нечетные функции

4

6

Периодические функции

4

7

Свойство монотонности функций

4




8

Использование области определе­ния функций при решении уравне­ний

2

9

Контрольная работа

1

10

Анализ контрольной работы

1


Всего

34































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 11 классе



1

Использование области определе­ния функций при решении уравне­ний

4

2

Использование множества значе­ний функций при решении урав­нений

4

3

Применение различных свойств функции к решению уравнений

4

4

Метод оценок при решении урав­нений

6

5

Применение стандартных нера­венств при решении уравнений

4

6

Применение свойств функций к решению неравенств

4

7

Тестовые задания по теме «Функ­ции и их свойства»

2

8

Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»

2

9

Резерв времени

3

10

Всего

33
































Элективный курс «Функции помогают уравнениям»

10 -11 класс (1ч. в неделю, всего 34 +33=67ч.)

10 класс(1час в неделю, всего 34часа)

Планирование на 2015 – 2016 учебный год.

1. Определение функции, свойства функций(30ч)

2. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств (4ч)

Тема урока

Число


Определение функции, свойства функций


1 (1)

Способы задания функции


2 (2)

Способы задания функции


3 (3)

Область определения и множество значений функции


4 (4)

Область определения и множество значений функции


5 (5)

Область определения и множество значений функции


6 (6)

Область определения и множество значений функции


7 (7)

Задачи на нахождение области определения и множества значений


8 (8)

Задачи на нахождение области определения и множества значений


9 (9)

Задачи на нахождение области определения и множества значений


10(10)

Задачи на нахождение области определения и множества значений


11(11)

Задачи на нахождение области определения и множества значений


12(12)

Задачи на нахождение области определения и множества значений


13(13)

Наибольшее и наименьшее значения функций


14(14)

Наибольшее и наименьшее значения функций


15(15)

Наибольшее и наименьшее значения функций


16(16)

Наибольшее и наименьшее значения функций


17(17)

Наибольшее и наименьшее значения функций


18(18)

Наибольшее и наименьшее значения функций


19(19)

Чётные и нечётные функции


20(20)

Чётные и нечётные функции


21(21)

Чётные и нечётные функции


22(22)

Чётные и нечётные функции


23(23)

Периодические функции


24(24)

Периодические функции


25(25)

Периодические функции


26(26)

Периодические функции


27(27)

Свойства монотонности функций


28(28)

Свойства монотонности функций


29(29)

Свойства монотонности функций


30(30)

Свойства монотонности функций


Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств

31(1)

Использование области определения функций при решении уравнений


32(2)

Использование области определения функций при решении уравнений


33(3)

Контрольная работа


34(4)

Анализ контрольной работы










11 класс(1час в неделю, всего 33часа)

Планирование на 2015 – 2016 учебный год.


1. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств (33ч)


Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств



Тема урока

Число

1 (1)

Использование области определения функций при решении уравнений


2 (2)

Использование области определения функций при решении уравнений


3 (3)

Использование области определения функций при решении уравнений


4 (4)

Использование области определения функций при решении уравнений


5 (5)

Использование множества значений функций при решении уравнений


6 (6)

Использование множества значений функций при решении уравнений


7 (7)

Использование множества значений функций при решении уравнений


8 (8)

Использование множества значений функций при решении уравнений


9 (9)

Применение различных свойств функции к решению уравнений


10(10)

Применение различных свойств функции к решению уравнений


11(11)

Применение различных свойств функции к решению уравнений


12(12)

Применение различных свойств функции к решению уравнений


13(13)

Метод оценок при решении уравнений


14(14)

Метод оценок при решении уравнений


15(15)

Метод оценок при решении уравнений


16(16)

Метод оценок при решении уравнений


17(17)

Метод оценок при решении уравнений


18(18)

Метод оценок при решении уравнений


19(19)

Применение стандартных неравенств при решении уравнений


20(20)

Применение стандартных неравенств при решении уравнений


21(21)

Применение стандартных неравенств при решении уравнений


22(22)

Применение стандартных неравенств при решении уравнений


23(23)

Применение свойств функции к решению неравенств


24(24)

Применение свойств функции к решению неравенств


25(25)

Применение свойств функции к решению неравенств


26(26)

Применение свойств функции к решению неравенств


27(27)

Тестовые задания по теме «Функции и их свойства»


28(28)

Тестовые задания по теме «Функции и их свойства»


29(29)

Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»


30(30)

Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»


31(31)

Контрольная работа


32(32)

Анализ контрольной работы


33(33)

Резерв времени









5