СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Индивидуальный проект"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Предлагаемая программа элективного курса «Индивидуальный проект» поможет учащимся овладеть современными теоретическими и практическими знаниями в области исследовательской деятельности, умениями и навыками грамотного поведения в различных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Индивидуальный проект"»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заворонежская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ Заворонежская школы

Протокол №1 от 28.08.2021г.

Руководитель ШМО

______________ (Панина Е.В.)

Рекомендована к утверждению методическим советом МБОУ Заворонежской школы



Протокол №1 от 31 .08.2021г.

Руководитель МС ____________ (Радченко О.В.)

Утверждена приказом МБОУ Заворонежской СОШ



от __________ 2021г.

Директор _____________(Жукова В.В.)









Рабочая программа элективного курса

«Индивидуальный проект»

для 10 класса

(срок реализации 1 год)

Автор- составитель: Свиридова Л. В.









2021 -2022 учебный год

Рабочая программа по элективному курсу «Индивидуальный проект» для 10 класса предназначена для базового уровня и разработана на основе:

  • Требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31 декабря 2015 г. N 1578 и приказом Минобрнауки от 29 июня 2017 г. N 613;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 N 189;

  • Учебного плана МБОУ Заворонежской СОШ на 2021-2022 учебный год.

Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

- проявлять социальную ответственность;

- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

- генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);

  • развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;

  • развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

  • обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

  • развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);

  • обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;

  • развитие навыков конструктивного сотрудничества;

  • развитие навыков публичного выступления

Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к исследовательской деятельности и ориентированных на выбор профессий гуманитарного цикла

Предлагаемый элективный курс: «Индивидуальный проект» поможет учащимся овладеть современными теоретическими и практическими знаниями в области исследовательской деятельности, умениями и навыками грамотного поведения в различных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.  

Курс «Индивидуальный проект» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

-иностранный язык (термины, маркировка, символы)

-русский язык – правила написания терминов

Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.

В связи с тем, что в настоящее время в федеральном перечне учебников отсутствуют учебники и методические пособия по преподаванию предмета «Индивидуальный проект», при создании настоящей программы были использованы образовательные ресурсы сети Интернет, а также следующие учебные пособия:

  1. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные результаты:

 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

 готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Предметные результаты:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

  • владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;

  • сформированность понятий проект, проектирование;

  • владение знанием этапов проектной деятельности;

  • владение методами поиска и анализа научной информации.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, соответствующих его целям и задачам. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, приобщения к творческой деятельности, элементов критического мышления, способности к моделированию ситуаций, проектной и информационных технологий.

Ожидаемый результат:

Ученик научится:

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- осуществлять самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;

- передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),

- осуществлять выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 

- работать с текстами различных стилей, понимание их специфики;

- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- пользовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следуя этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Ученик получит возможность научиться:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Изучение элективного курса «Исследовательский проект» предполагает итоговую форму аттестации в виде защиты социальных проектов по выбранным заранее темам курса.

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 10 класса основам предпринимательства в основном в сфере малого бизнеса и рассчитана на 35 часов с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.









Содержание программы

Раздел 1. Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.

1.Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности (9 часов) Основные подходы к определению понятия «проект»; Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Виды школьных проектов. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы.  Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы, цели, задач проекта. Этапы работы над проектом. Методы исследования. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернет. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. 2.Алгоритм проектной и исследовательской деятельности (5 часов) Структура исследовательской работы, характеристика основных элементов проекта, критерии оценки. Работа над введением научного исследования. Цитирование. Правила оформления цитат. Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта.

Раздел 2. «Учебное проектирование» (20 часов)

Определение научной проблемы: объекта и предмета исследования, цели и задач исследования. Работа над введением научного исследования. Работа над теоретической и практической частью проекта. Создание компьютерной презентации. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Представление работы, предзащита проекта. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Защита проекта/исследовательской работы. Рефлексия.





















Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество

часов







всего


теор.

прак.т.

1

Раздел 1. Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.

1.Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности.

1

1


2.

Виды школьных проектов. Основные технологические подходы

1

1


3.

Особенности монопроекта и межпредметного проекта

1

1


4

Учебный проект. Определение темы, цели, задач проекта

1

1


5

Этапы работы над проектом

1

1


6

Методы исследования

1


1

7

Технология составления плана работы

1


1

8

Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой

1

1


9

Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования

1


1

10

Что такое плагиат и как его избегать в своей работе

1

1


11

2. Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. Структура исследовательской работы, критерии оценки.

1


1

12-13

Составление плана. Тезисы. Конспект.

2

1

1

14

Цитирование. Правила оформления цитат

1


1

15

Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта

1

1


16-17

Раздел 2. «Учебное проектирование».

Определение научной проблемы: объекта и предмета исследования, цели и задач исследования

2

1

1

18-19

Работа над введением научного исследования

2

1

1

20-21

Работа над теоретической частью проекта

2

1

1

22-23

Работа над практической частью проекта

2

1

1

24-25

Создание компьютерной презентации

2

1

1

26-27

Главные предпосылки успеха публичного выступления

2

1

1

28

Подготовка авторского доклада

1

1


29

Представление работы, предзащита проекта.

1

1


30-31

Корректировка проекта с учетом рекомендаций

2

1

1

32-33

Защита проекта исследовательской работы

2

1

1

34-35

Подведение итогов. Рефлексия.

2

1

1


Итого

35


















Календарно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество

часов

Время проведения

Форма контроля








план

фактт.т.


1

Раздел 1. Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.

1.Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности.

1

8.09



2.

Виды школьных проектов. Основные технологические подходы

1

15.09


Получают представление о видах школьных проектов, записывают материал лекции

3.

Особенности монопроекта и межпредметного проекта

1

22.09


Получают представление об особенностях моно -и межпредметных проектов, записывают материал лекции




4

Учебный проект. Определение темы, цели, задач проекта

1

29.09


Получают представление о теме, целях, задачах проекта, учатся формулировать цель и задачи, задумываются о направлении своего проекта

5

Этапы работы над проектом

1

6.10


Записывают лекционный материал, составляют таблицу, работают по определению этапов своего проекта

6

Методы исследования

1

13.10


Получают представление о методах исследования, их особенностях, обдумывают методы исследования совместного проекта

7

Технология составления плана работы

1

20.10


Знакомятся с технологией составления плана, выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли , составляют развернутый план своего проекта

8

Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой

1

27.10


Получают представление об источниках информации, составляют алгоритм, учатся оформлять библиографический список в соответствии с требованиями

9

Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования

1

10.11


Составляют алгоритм, исследуют практические ситуации, оформляют библиографический список в соответствии с требованиями ГОСТа

10

Что такое плагиат и как его избегать в своей работе

1

17.11


Получают представление о том, что такое плагиат, исследуют практические ситуации

11

2.Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. Структура исследовательской работы, критерии оценки.

1

24.11


Знакомятся со структурой исследовательской работы и критериями оценки, записывают лекционный материал

12-13

Составление плана. Тезисы. Конспект.

2

1.12.

08.12


Выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли, составляют развернутый план своего проекта, учатся составлять тезисы, писать конспект

14

Цитирование. Правила оформления цитат

1

15.12


Учатся правильно использовать цитаты, знакомятся с правилами оформления цитат, цитируют источники в соответствии с требованиями

15

Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта

1

22.12


Оформляют результаты своего труда, работают в текстовом редакторе

16-17

Раздел 2. «Учебное проектирование».

Определение научной проблемы: объекта и предмета исследования, цели и задач исследования

2

29.12


Определяют проблему, объект и предмет исследования, цель и задачи, кратко выражают свои мысли, составляют развернутый план своего проекта

18-19

Работа над введением научного исследования

2

12.01

19.01


Знакомятся со структурой исследовательской работы и работают над введением научного исследования

20-21

Работа над теоретической частью проекта

2

26.01

2.02


Работают над основной частью исследования. Отбирают информацию, систематизируют ее в соответствие с планом

22-23

Работа над практической частью проекта

2

9.02

16.02


Проводят исследование, опрос, оформляют результаты опроса и экспериментальной работы и работают над основной частью исследования. Корректируют информацию

24-25

Создание компьютерной презентации

2

2.03

9.03


Знакомятся с правилами оформления





презентацией результатов своего исследования,делают презентацию по теме своего проекта

26-27

Главные предпосылки успеха публичного выступления

2

16.03

30.03


Получают информацию об особенностях публичного выступления, исследуют Практические ситуации, кратко выражают свои мысли

28

Подготовка авторского доклада.

1

6.04


Выделяют главное, сравнивают, составляют план выступления, готовят доклад.

29

Представление работы, предзащита проекта.

1

13.04


Презентуют результаты своего труда

30-31

Корректировка проекта с учетом рекомендаций

2

20.04

27.04


Презентуют результаты своего труда, делают самоанализ своего проекта

32-33

Защита проекта/исследовательской работы

2

04.05

11.05


Презентуют результаты своего труда, выступают с защитой проекта




34-35

Рефлексия.

2

18.05

25.05


Делают самоанализ своего проекта


Итого

35































Учебно-методическое обеспечение

1. Безбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Л.В. Байбородова, Л. Н. Серебренников.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.

4. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.

5. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с. - (Работаем по новым стандартам).

6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

7.Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.






























Материально-техническое обеспечение

1. Ноутбук

2. Мультимедиапроектор

3. Переносной экран

4. Инструкции по технике безопасности









































Интернет-ресурсы

1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)

2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)

3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)

4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)

5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)

6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)

7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)

8.www.booksgid.com- Воо^ Gid. Электронная библиотека.

9. www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.

10. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

18.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

19.http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

20. https://obuchonok.ru/psihologiya?page=3 сайт исследовательских работ и проектов







15