СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса история мировых цивилизаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа элективного курса история мировых цивилизаций

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса история мировых цивилизаций»
















ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:

«ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Главной задачей преподавания и изучения истории в школе является формирование у учащихся понимания важнейших исторических событий. В последние 10 - 15 лет мысль отечественных историков все больше обращается не к формационному, а к цивилизованному подходу изучения истории. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период Советской власти или игнорировалась или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XXв: теорий М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Ясперса и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов. Но многие проблемы уже решены и подтвердились строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше – оно восходит к античности, где противопоставлялось грубости и варварству, как и позже, в средние века.

В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков. Тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.

Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. Обе теории дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории локальных цивилизаций на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное разнообразие исторического процесса. В программе используется именно такой путь изучения истории цивилизаций.

Цель этого курса – дать учащимся представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфики отдельных цивилизаций, помочь им овладеть некоторыми общими принципами цивилизационного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными цивилизационными регионами (например, Западом и Востоком), обнаруживать общие и особенные черты исторического развития различных народов, систематизировать факты, вскрывать причинно-следственные связи, т. е. формировать у учащихся творческое историческое мышление.

Т. о. в курсе слово «цивилизация» будет использоваться в двух основных своих значениях: цивилизация как стадия в развитии человечества и цивилизация как социальная общность.






































ПРОГРАММА


Тема 1. Цивилизация. Формационный и цивилизованный подходы к истории. (1 час)

Понятие цивилизации. Единство и многообразие исторического процесса. Время как историческая категория. Формационный подход и его недостатки. Цивилизационный подход.

Тема 2. Цивилизации Востока в эпоху древнего мира. (2 часа)

Древнейшие цивилизации на Древнем Востоке. Цивилизация и природа. Формирование деспотической формы правления. Власть, свобода, закон. Структура общества. Особенности духовной культуры древневосточных цивилизаций.

Тема 3. Древнегреческая цивилизация. (2 часа)

Возникновение и развитие древнегреческой полисной системы. Два центра цивилизации: Афины и Спарта. Культура древнегреческого полиса. Кризис полисной системы и возникновение эллинистической цивилизации.

Тема 4. Древнеримская цивилизация. (2 часа)

Апеннинский п-ов. Римляне и их соседи. Римская община. Патриции и плебеи. Кризис общины. Империя. Упадок или расцвет цивилизации.

Тема 5. Западноевропейская цивилизация в средние века. (2 часа)

Варварство против цивилизации. Церковь и государство. Цивилизация и экономика Западной Европы в средние века. Сословия средневекового общества. Власть и общество. Духовный мир средневековья. Европа на пороге нового времени. Зарождение капитализма. Ренессанс и Реформация.

Тема 6. Цивилизация Востока в средние века. (2 часа)

Конфуцианство. Народ и государство. Частная собственность и государственная. Япония – молодая цивилизация. Восток и Запад в истории Японии. Исламская цивилизация. Путь к мировой империи. Буддизм. Государственная власть в Индии. Индийская община и ее роль в истории Индийской цивилизации.

Тема 7. Цивилизация в эпоху нового времени. Рождение индустриальной цивилизации. (3 часа)

Капитализм и модернизация. Буржуазные революции. Просветители. Цивилизации Востока и колониальная система.

Тема 8. XX век: к постиндустриальной цивилизации. (2 часа)

Научно-технические революции. Вызов гуманизму. Цивилизация против войн. Кризисы капитализма. Неолиберализм и неоконсерватизм. Пути развития стран «третьего мира». Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Содержание учения (темы уроков)

Кол-во часов

Формы занятий

1

Цивилизация. Формационный и цивилизованный подходы к истории.

1

лекция

2

Цивилизации Востока в эпоху древнего мира.

1

лекция

3

Государство и общество в древних восточных цивилизациях.

1

семинар

4

Древнегреческая цивилизация.

1

лекция

5

Афины и Спарта глазами греческих историков.

1

семинар

6

Древнеримская цивилизация.

1

лекция

7

Почему погибла Римская цивилизация.

1

диспут

8

Западноевропейская цивилизация в средние века.

1

лекция

9

Человек и общество в средневековом мире. Кризис средневековой системы ценностей

1

конференция

10

Цивилизация Востока в средние века.

1

лекция

11

Роль религии и морально-этических учений в странах Востока.

1

семинар

12

Цивилизация в эпоху нового времени.

1

лекция

13

Рождение индустриальной цивилизации.

1

лекция

14

Развитие капитализма. Цена экономических успехов.

1

семинар

15

XX век: к постиндустриальной цивилизации.

1

лекция

16

Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?

1

диспут

17

Круглый стол: подведение итогов, беседа о целесообразности курса «История мировых цивилизаций».

1


















ЛИТЕРАТУРА


Античная Греция. – М., 1983. - Т. 1-2

Буржуазная и Великая Французская революция. – М.,1989.

Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. – М., 1992.

Городская жизнь в средневековой Европе. – М., 1987.

Де Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Культура Древнего Рима. – М., 1985. – Т. 1-2.

Матюшин Г. Н. Три миллиона лет до начала эры. – М., 1986.

Новейшая история 1898-1990: Материалы к учебнику для 11 класса средней школы. – М., 1991.

Строгецкий В. М. Полис и империя в Классической Греции. – Н. Новгород, 1992.

Фролов Э. Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. – Л., 1991.

Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. – М.: Дрофа, 1999.

Хайек Ф. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – М., 1992.

Хайек Ф. Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. – 1990. - № 10-11



6