МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ИМЕНИ А.И. ПОКРЫШКИНА»
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» | |
руководитель методического объединения протокол № ____ от _______ ________________________ | заместитель директора по УВР _________________________ | приказ директора школы № ______ от ___________ _______________________ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Избранные вопросы химии» |
Класс 9 |
Учебный год 2020-2021 |
Срок реализации программы 2020-2021 |
Учитель Дементьева Оксана Владимировна |
Г. МУРАВЛЕНКО
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по химии «Избранные вопросы химии» в 9 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.
Элективный курс по химии для учащихся 9-го класса по теме: «Избранные вопросы химии» позволяет учащимся не только научиться применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации, но и отработать навыки решения простейших задач. Этот курс даёт возможность углубить и расширить свои знания, и подготовить базу для дальнейшего углубленного изучения химии в старших классах.
Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Цель курса:
создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы;
организовать работу для формирования умений практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности;
научить учащихся мыслить, ориентировать их на активную продуктивную деятельность с определённой глубиной и самостоятельностью решения;
Основные задачи:
отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах;
-осуществлять межпредметную и курсовую связь, а также связь химической науки с жизнью;
обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;
отработать навыки решения простейших задач;
расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы;
начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся; - подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Содержание элективного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач.
В программе предлагаемого элективного курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности – от простейших к более сложным. Это позволяет одновременно работать с учениками разного уровня, расширяет круг рассматриваемых в школе типов задач и, возможно, поможет школьникам подготовиться к олимпиаде по химии.
Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокие знания по предмету.
Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты:
Успешное обучение в последующих классах;
Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
Умение проводить простейшие расчёты;
Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
Требования к знаниям и умениям учащихся
После изучения данного элективного курса учащиеся должны овладеть навыками следующих расчётов:
количества веществ и объёма газообразного вещества
массовой доли элемента в сложном веществе
количества вещества и массы для одного из реагентов или продуктов
объёма газообразного реагента ил продукта
с использованием понятий об избытке и недостатке реагента и о практическом выходе продукта
задач на смеси
решение задач различными способами
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
выписывать из условия задачи все числовые данные, используя общепринятые обозначения и размерности;
формулировать вопрос задачи
составлять схемы и уравнения реакций
дополнять условие задачи справочными данными (молярный объём, молярные массы, число Авогадро и т.д.)
выбирать необходимые для расчёта формулы
в результате математических преобразований получать окончательную формулу для расчёта искомой величины
делать проверку полученной формулы
делать расчёт и получать численный ответ
решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы
научиться пользоваться дополнительной литературой
решать задачи различного уровня сложности
Тематическое планирование элективного курса «Избранные вопросы химии»
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Основные расчёты по химическим формулам | 4 |
3 | Задачи с использованием газовых законов | 9 |
4 | Решение задач с составлением одной и более пропорций | 14 |
5 | Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных | 1 |
6 | Решение качественных экспериментальных задач | 2 |
7 | Решение комбинированных задач | 1 |
8 | Итоговое занятие | 1 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Избранные вопросы химии»
№ | Дата проведения | Темы занятия | Дополнение |
По плану | По факту |
Введение-2 часа |
1 | | | Основные типы расчётных задач по химии | |
2 | | | Основные физические и химические величины | |
Основные расчёты по химическим формулам -4 часа |
1 | | | Вычисление количества вещества, массы вещества, объема газа. Определение относительной плотности газов | |
2 | | | Вычисление массовой и объёмной доли компонента в системе, массовой доли химического элемента в соединении | |
3 | | | Расчеты по химической формуле кристаллогидрата. | |
4 | | | Обобщение знаний по теме: «Основные расчеты по формулам» | |
Задачи с использованием газовых законов – 9 часов |
1 | | | Закон Авогадро. Гей-Люссака и Бойля-Мариота, Закон кратных отношений | |
2 | | | Решение задач с использованием закона Авогадро | |
3 | | | Нахождение химической формулы вещества по данным анализа | |
4 | | | Нахождение химической формулы вещества по данным анализа | |
5 | | | Нахождение химической формулы вещества по продуктам сгорания | |
6 | | | Нахождение химической формулы вещества по продуктам сгорания | |
7 | | | Решение комбинированных задач | |
8 | | | Решение задач на смеси | |
9 | | | Обобщение знаний по теме: «Задачи с использованием газовых законов» | |
Решение задач с составлением одной и более пропорций – 14 часов |
1 | | | Решение задач с составлением одной пропорции. Вычисление массы одного из исходных или образующихся веществ по известной массе (объёму) другого | |
2 | | | Расчёты с учётом избытка одного из исходных или образующихся веществ с применением способа решения по числу моле | |
3 | | | Расчёты с учётом избытка одного из исходных или образующихся веществ с применением способа решения по числу молей | |
4 | | | Вычисление массы (или объёма) продукта реакции по известной массе (или объёму) исходного вещества, содержащего примеси. | |
5 | | | Вычисление массы (или объёма) продукта реакции по известной массе (или объёму) исходного вещества, содержащего примеси. | |
6 | | | Вычисление массы (или объёма) продукта реакции по известной массе (или объёму) исходного вещества, содержащего примеси. | |
7 | | | Вычисление продукта реакции в % от теоретически возможного. | |
8 | | | Вычисление продукта реакции в % от теоретически возможного. | |
9 | | | Вычисление продукта реакции в % от теоретически возможного. | |
10 | | | Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций | |
11 | | | Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчётами | |
12 | | | Расчёты по уравнениям одновременно протекающих реакций | |
13 | | | Вычисление объёмных соотношений в реакциях между газами | |
14 | | | Обобщение знаний по теме: «Решение задач с составлением одной и более пропорций» | |
Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных – 1 час |
1 | | | Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных | |
Решение качественных экспериментальных задач – 2часа |
1 | | | Решение качественных экспериментальных задач | |
2 | | | Решение качественных экспериментальных задач | |
Решение комбинированных задач -1 час |
1 | | | Решение комбинированных задач | |
Итоговое занятие -1 час |
1 | | | Итоговое занятие | |
Критерии оценивания
Оценка самостоятельных письменных
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Литература
1. Воловик Н. Сборник задач по неорганической химии. М.: Айрис-Пресс. 2019.
2. Денисова В.Г. Сборник элективных курсов. Химия. 9 класс. Издательство «Учитель» 2012 г.
3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997; 2019
4. Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая Волна, 2002;
5. Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002; Решение задач алгебраическим способом. М.: 2018;
6. Штремплер Г.И. Хохлова А.И. Методика решения расчётных задач по химии. М.: Просвещение, 2001;