Некипелова О.П.
учитель математики МБОУ «СОШ № 9»
г. Нефтеюганск
Программа элективного курса
«Математические основы законов красоты»
9 класс.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, с Примерной программой основного общего образования по математике. В ней также учитываются основные идеи и положения авторских программ для общеобразовательных учреждений («Геометрия 7-9 классы» автор Т.А. Бурмистрова М: «Просвещение», 2010, «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-3-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2011), Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, требования основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ «СОШ № 9». Развитие математических способностей учащихся отмечено в государственной программе «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2014 – 2020 гг».
Данная программа ориентирована на учащихся 9 класса. С учетом возрастных особенностей выстроена система учебных занятий, прописаны цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
С помощью математических законов, моделей можно увидеть красоту окружающего мира. Восприятие красоты предполагает знакомство с ее простейшими, первичными элементами. Специфика курса позволит ликвидировать отрыв математики от реальности, поможет учащимся понять, что законы математики взяты из природы и объясняют природу.
В содержание программы включены необычные математические ситуации. Задания, отличающиеся новизной, позволяют развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления. Изучение красоты линий и форм окружающего мира с точки зрения математики способствует формированию и развитию мыслительной деятельности, творческих способностей, эстетического вкуса.
При реализации программы используются технологии: проблемного обучения, развития творческих способностей, деятельностного метода, ИКТ.
Методы обучения: поисковый, исследовательский.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Программа курса рассчитана на 1 год, всего 35 часов.
Цель: повышение мотивации к изучению математики через развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Задачи:
формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;
развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;
воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира.
Содержание.
Содержание программы спланировано с учетом программ по предметам «алгебра» и «геометрия», соответствует познавательным интересам учащихся, обеспечивает индивидуальное развитие и предоставляет им возможность выработать навыки исследования законов окружающей природы, установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства с формулами. Занятия содержат различные примеры из области техники, искусства, природы, к которым математика имеет непосредственное отношение, что позволяет расширить пространство самоопределения учащихся к выбору профессии.
Раздел 1. Гармония мира. Симметрия. 6 часов.
Симметрия. Виды симметрии. Применение симметрии. Симметрия живой и неживой природы. Орнаменты и мозаика. Симметрия в орнаментах народов ХМАО. Проект «Периодичность и симметрия». Фотовыставка «Образцы рукоделия ».
Раздел 2. Математика слова. 4 часа.
Математические модели в художественной литературе. Поэзия – математика слова. Математические мотивы творчества. Творческая работа «Математика и поэзия».
Раздел 3. Золотое сечение – красота и гармония. 11 часов.
Числа Фибоначчи. Понятия золотого сечения и золотого прямоугольника. Применение в практической деятельности человека. Деление отрезка в отношении золотого сечения и его использование в архитектуре, скульптуре, музыке, живописи. Исследовательская работа «Золотой прямоугольник». Проект «Золотое сечение и архитектура». Выставка «Математика в рукоделии». Творческая работа «Построение цветочных клумб».
Раздел 4. Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты. 14 часов
Правильный многоугольник. Различные способы построения. Применение в природе и окружающей обстановке. Кривая Коха. Занимательные задачи на построение. Оригами. Творческая работа «Укладка паркета - искусство». Проекты «Пчелиная архитектура», «Красота и математика».
С учетом требований ФГОС ООО проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно- деятельностного подхода, задачей которого является ориентировать ученика не только на усвоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.
Виды деятельности: познавательная беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, проект, конкурсы.
В результате освоения предметного содержания данного курса у учащихся предполагается формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Подобранный материал формирует представление о математике как части общечеловеческой культуры, развивает воображение, пространственные представления.
Работа над проектами осуществляется совместно с учителем и родителями. Родители мотивируют учащихся, советуют, помогают в сборе информации, контролируют.
Поиск информации, работа со справочной литературой, творческая работа «Математика и поэзия» предполагают сотрудничество с городской библиотекой. Изучение симметрии в орнаментах народов ХМАО предусматривает сотрудничество с музеем. При проведении выставок творческих работ организуется сотрудничество с МБОУ ДОД «ДДТ».
Ценностные ориентиры:
формирование математического стиля мышления;
формирование умения обосновывать и доказывать суждения, развивать логическое мышление;
формирование общей культуры человека.
Планируемые результаты:
повышение мотивации к изучению математики;
применение знаний в повседневной жизни;
разработка проектов;
выработка навыков исследования законов окружающей природы;
самоопределение в выборе профессии.
Личностные:
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Предметные:
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
наличие представлений о закономерностях в реальном мире;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства и формул.
Метапредметные:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки, техники, искусства, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Формы контроля:
Система оценки, диагностики учебной и творческой активности учащихся – портфолио. Портфолио – это:
образовательная технология, поддерживающая компетентностно – ориентированный подход в образовании;
форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащихся;
коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, очевидный прогресс в знаниях, умениях учащихся по сравнению с его предыдущими результатами.
Итог реализации программы:
учащиеся научатся использовать язык математики для описания предметов окружающего мира;
курс позволит выработать навыки исследования законов окружающей природы, установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства и формул;
повысится мотивация к изучению математики;
увеличится количество призовых мест в конкурсах, олимпиадах;
самоопределение в выборе профессии.
Используется учебно – методический комплект:
1) «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник. 8 класс» / А.Г. Мордкович.
М.: Мнемозина, 2012 г
2) «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 2: Задачник. 8 класс» А.Г. Мордкович,
Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2012г. 1)
3) «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник. 9 класс» / А.Г. Мордкович.
М.: Мнемозина, 2012 г
4) «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 2: Задачник. 9 класс» А.Г. Мордкович,
Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2012г.
5) «Алгебра. 7-9 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений» / А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010
6) «Геометрия. 7-9 кл» / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2011г.
7) « Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя» / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2010.
Примерное календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | дата |
Раздел 1. Гармония мира. Симметрия. 6 часов. |
1 | Математические законы красоты. | 1 | |
2 | Симметрия растений и животных. | 1 | |
3 | Симметрия неживой природы. Кристаллы. | 1 | |
4 | Симметрия в искусстве, технике. | 1 | |
5 | Симметрия в орнаментах народов ХМАО | 1 | |
6 | Периодичность в математике и в жизни. | 1 | |
Раздел 2. Математика слова. 4 часа |
7 | Математические модели в художественной литературе | 1 | |
8 | Поэзия – математика слова | 1 | |
9 | Омар Хайям – поэт и математик | 1 | |
10 | Математические мотивы творчества. Леонардо да Винчи. | 1 | |
Раздел 3. Золотое сечение – красота и гармония. 11 часов. |
11 | Числа Фибоначчи. | 1 | |
12 | Задача о кроликах. | 1 | |
13 | Учение пифагорейцев о пропорциях. | 1 | |
14 | Золотое сечение. | 1 | |
15 | Золотой прямоугольник. | 1 | |
16 | Золотое сечение и искусство цветоводства. | 1 | |
17 | Золотое сечение и архитектура. | 1 | |
18 | Пропорции и скульптура. | 1 | |
19 | Математические основы законов красоты в музыке. | 1 | |
20 | Золотое сечение и живопись. | 1 | |
21 | Окружность и круг в орнаментах, узорах, украшениях. | 1 | |
Раздел 4. Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты. 14 часов |
22 | Правильные многоугольники. | 1 | |
23 | Построение правильных многоугольников. | 1 | |
24 | Кривая Коха. | | |
25 | Решение занимательных задач на построение. Звезда шерифа. | 2 | |
26 | Решение занимательных задач на построение. Звезда шерифа. | | |
27 | Геометрический способ решения квадратных уравнений. | 1 | |
28 | Паркеты. Искусство укладки. | 1 | |
29 | Пчелиные соты – экономная архитектура. | 1 | |
30 | Чудеса света. Пирамида Хеопса. | 1 | |
31 | Лабиринты. | 1 | |
32 | Геометрия перегибания листа бумаги. | 2 | |
33 | Геометрия перегибания листа бумаги. | | |
34 | Конкурс творческих идей. | 1 | |
35 | Заключительное занятие «В мире нет места для некрасивой математики». | 1 | |
Материально – техническое обеспечение:
Используемая литература:
Аракелян Г. «Математика и история золотого сечения» - М.:2014 г.
Рассел Д. «Кривая Коха» - 2012 г.
Стахов А.П. «Математика Гармонии. От Евклида к современной математике и компьютерной науке» - М.: 2010 г.
Кохно П.А. «Интеграция по золотому сечению» - М.:2006 г.
Стахов А.П. «Код да Винчи и ряды Фибоначчи» - М.: 2006 г.
Скопец З.А. « Геометрические миниатюры» - М.:1990 г.
Левитин К. « Геометрические рапсодии» - М.: 2004 г.
Демьянов В.П. « Геометрия и Марсельеза» - М.: 1986 г.
Омар Хайям «Рубаи» - Эксмо: 2009 г.
Методический журнал для учителей математики «Математика», ИД «Первое сентября».
Рисс Е.А. «Математический клуб «Кенгуру» », серия книг 2006 г.