СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Мир окислительно- восстановительных реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по химии  «Мир ОВР» предназначена для учащихся 10 и 11 классов химика – биологического профиля и универсального классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Мир окислительно- восстановительных реакций"»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»







ПРОГРАММА

Мир окислительно-восстановительных реакций

Элективный курс для учащихся 10 и 11 классов

с ориентацией на химико-биологический профиль,

на универсальный класс

35 часов























Программа прошла экспертизу в Департаменте образования


Нефтеюганск


Элективный курс «Мир ОВР»

Пояснительная записка


Программа элективного курса по химии «Мир ОВР» предназначена для учащихся 10 и 11 классов химика – биологического профиля и универсального классов.

Программа рассчитана на 35 часов.

Данная программа элективного курса относится к ориентационному виду программ. Межпредметный (ориентационный курс) предполагает выход за рамки традиционных учебных программ: расширенный углубленный вариант «ОВР» базового курса.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) чрезвычайно распространены. С ними связаны природные процессы обмена веществ, брожения, фотосинтеза, круговорота веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные химические вещества. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования химической энергии в электрическую в гальванических и топливных элементах. Однако, ОВР в обязательном курсе изучают недостаточно полно: не рассматривается их классификация, составление уравнений методом электронно-ионного баланса, количественные характеристики окислительно-восстановительных процессов; мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания этих реакций, окислительно-восстановительным свойствам соединений серы(IV) , марганца, хрома, азота, пероксида водорода. Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности.

Программа курса актуальна, т.к. он поможет ученику сориентироваться в выборе профиля высшего учебного заведения, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя и добиться успеха.. Данный курс позволит шире рассмотреть суть окислительно-восстановительных процессов и будет способствовать развитию у учащихся ключевых компетенций.


Виды деятельности учащихся:

  • Составление ОВР с участием органических и неорганических соединений

  • Решение задач различных типов и уровней трудностей на протекание ОВР с участием неорганических и органических веществ




Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по результатам специальной зачетной работы (экзамен, тест) и с учетом портфолио ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ. Отметка будет выставляться в форме оценки. Формы и содержание контроля уровня достижений учащихся согласовываются с требованиями контрольно- измерительных материалов ЕГЭ по базовому курсу.


Цель элективного курса:


Задачи элективного курса:

  • Сформировать системный подход к объяснению окислительно-восстановительных реакций.

  • Использовать потенциальные возможности спецкурса для развития познавательной мотивации учащихся.

  • Содействовать индивидуальной траектории развития учащихся.

  • Открытие новых способов продуктивной деятельности через анализ конкретных химических процессов.

  • Формирование способности работать в коллективе на основе содействия и сотворчества.

Ожидаемые результаты.


По окончании данного элективного курса учащиеся должны:

  • Знать: сущность окислительно-восстановительных процессов, их роль в природе и практическое значение, важнейшие окислители и восстановители, влияние среды на характер протекания ОВР; классификацию ОВР, количественные характеристики данных процессов, структуру гальванического элемента; правила работы с источниками научной литературы

  • Уметь: анализировать содержание учебного материала; составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса (полуреакций), развивать навыки в использовании метода электронного баланса для решения различных типов задач повышенного уровня трудности;

  • Владеть: важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач с использованием ОВР, навыком работы в группе и индивидуально, представлять результаты своей работы.



Учебно-методическое обеспечение

  • Анкеты

  • Тесты

  • Алгоритмы составления ОВР

  • Упражнения



Содержание программы

Тема 1. Основные понятия химии ОВР.

Цель: познакомиться с целями курса, его структурой; изучить основные понятия химии ОВР.

  1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

  2. Теория ОВР (повторение и обобщение изученного в обязательном курсе химии). Важнейшие восстановители и окислители. Окислительно- восстановительная двойственность.

  3. Классификация ОВР: межмолекулярное окисление – восстановление, внутримолекулярное окисление- восстановление, диспропорционирование (самоокисление - самовосстановление), сопропорционирование, упражнения по определению типа ОВР.

  4. Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса и использование метода электронного баланса для реакций:

  • межмолекулярного окисления – восстановления;

  • внутримолекулярного окисления- восстановления;

  • диспропорционирования;

  • сопропорционирования.

  1. Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронно-ионного баланса (полуреакций), упражнения. Особые случаи составления уравнений ОВР.


Тема 2. Важнейшие ОВР с участием неорганических веществ

Цель: обобщить знания и развивать навыки по составлению ОВР с участием важнейших неорганических веществ, особенности окислительной способности азотной кислоты, серной кислоты, производных марганца, брома, хлора, серы, хрома в различных средах; научиться решать задачи различных типов и уровней.

1. ОВР с несколькими окислителями или несколькими восстановителями.

  1. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах.

  2. Окислительно-восстановительные свойства хрома в различных средах.

  3. Окислительно-восстановительные свойства соединений серы

  4. Окислительно-восстановительные свойства соединений азота

  5. Задачи различных типов и уровней трудности на протекание ОВР с участием неорганических веществ.


Тема 3. ОВР с участием органических веществ

Цель: Изучить метод полуреакций при составлении ОВР с участием органических веществ, развивать навыки в использовании метода электронного баланса при составлении уравнений ОВР с участием органических веществ.

  1. Особые случаи составления ОВР с участием органических веществ (алкенов, алкинов, аренов, спиртов,альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, углеводов)

  2. Использование метода полуреакций для ОВР с участием органических веществ.


Тема 4. Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительно-восстановительный процесс.

Цель: расширить знания о процессе электролиза расплавов и растворов и применить их при решении расчетных задач, познакомиться с принципом работы гальванического элемента и его применением в практической деятельности.

  1. Электролиз расплавов и растворов электролитов. Применение электролиза. Задачи различных типов и уровней трудности на электролиз.

  2. Количественные характеристики ОВР: стандартные окислительно-восстановительные потенциалы, скачок потенциала. Гальванический элемент. Ряд стандартных электродных потенциалов металлов (электрохимический ряд напряжений).


Тема. 5. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе.

Цель: познакомиться с ОВР в живой природе

Тема 6. Итоговое занятие.

Цель: Проверить знания, умения и навыки, полученные при изучении данного элективного курса.













Тематическое планирование

Темы

занятий

Рассматриваемые вопросы

Теория

Практика

Количество часов

методы

Количество часов

методы

Тема 1. Основные понятия химии ОВР.


Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой


1

лекция



Теория ОВР (повторение и обобщение изученного в обязательном курсе химии). Важнейшие восстановители и окислители. Окислительно- восстановительная двойственность.

1

лекция

1

Составление таблицы «Важнейшие восстановители и окислители»

Классификация ОВР: межмолекулярное окисление – восстановление, внутримолекулярное окисление- восстановление, диспропорционирование (самоокисление - самовосстановление), сопропорционирование, упражнения по определению типа ОВР.

0.5

лекция

0.5




0.5




0.5

1. Составление схемы «Классификация ОВР»

2.Выполнение упражнений по определению типа ОВР.

3. Выполнение эксперимента: взаимодействие цинка с соляной кислотой, железа с раствором сульфата меди(II)

Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса и использование метода электронного баланса для реакций:

межмолекулярного окисления – восстановления;

внутримолекулярного окисления- восстановления;

диспропорционирования;

сопропорционирования.

0,5

Беседа

1,5

Составление алгоритмов и выполнение упражнений

Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронно-ионного баланса (полуреакций), упражнения. Особые случаи составления уравнений ОВР

1

Лекция

2

Составление алгоритма и выполнение упражнений

Тема 2. Важнейшие ОВР с участием неорганических веществ


ОВР с несколькими окислителями или несколькими восстановителями

1

Лекция с применением ИКТ

1


Реакции производных марганца в различных средах

0,5

Беседа

1,5

Индивидуальная групповая работа

Реакции производных марганца в различных средах.

0,5

Беседа

1,5

Выполнение упражнений

Окислительно-восстановительные свойства соединений серы

0,5

Беседа

1,5

Выполнение упражнений

Реакции азотной кислоты и нитратов

0,5

Беседа

1,5

Выполнение упражнений

Задачи различных типов и уровней трудности на протекание ОВР с участием неорганических веществ.



1

1

Работа в группах

Самостоятельная работа

Тема 3. ОВР с участием органических веществ


Особые случаи составления ОВР с участием органических веществ (алкенов, алкинов, аренов, спиртов,альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, углеводов)

1

лекция

1

Выполнение упражнений

Использование метода полуреакций для ОВР с участием органических веществ. Особые случаи составления уравнений ОВР с участием органических веществ.

1

Лекция

1


1

Выполнение упражнений

Самостоятельная работа

Тема 4. Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительно-восстановительный процесс.


Электролиз расплавов и растворов электролитов. Применение электролиза Задачи различных типов и уровней трудности на электролиз

0,5

Лекция

1,5

Решение задач

Количественные характеристики ОВР: стандартные окислительно-восстановительные потенциалы, скачок потенциала. Гальванический элемент. Ряд стандартных электродных потенциалов металлов (электрохимический ряд напряжений).

1

лекция

1









Знакомство с моделями электролизера и электролизной ванны для получения алюминия

Тема5. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе.


Окислительно-восстановительные процессы в живой природе.

0,5

Беседа

1,5



Подготовка сообщения , презентаций учащимися



Итоговое занятие



2

Зачетная работа

(экзамен, тест)


































Список рекомендуемой для учащихся литературы:

    1. Журнал «Химия в школе» №5,2002г.; №2, 2004 г.

    2. А.А.Кудрявцев «Составление химических уравнений», М., 1997г.

    3. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин «2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы». М. ,Дрофа,1999 г.

    4. Г.П.Хомченко «Окислительно-восстановительные реакции», М., 1999г.

    5. Г.П.Хомченко. « Химия для поступающих в вузы». М., Высшая школа,1993г.

    6. В.П.Лунева «Об использовании ионно-электронного метода». Химия в школе,1994 г.

    7. С.Б.Шустов, Л.В.Шустова. «Окислительно-восстановительные процессы в живой природе» Химия в школе ,1995 г.


Литература для учителя

1. Журнал «Химия в школе» № 5, 2002 г. № 2 2004 г.

2. А.А.Кудрявцев « Составление химических уравнений»

М., 1997 г.

3. Н.Е.Кузменко, В.В.Еремин « 2400 задач по химии».

М., 1999 г.

4. Б.С.Степин, Л.Ю.Аликберова «Занимательные задания и

эффективные опыты по химии» М., 2002 г.

5. Приложение к газете «Первое сентября» , изд. Химия.

№ 2, 2003 г., №44, 2002 г.

6. Химический энциклопедический словарь.

М., 1983 г.

7.Г.П.Хомченко «Окислительно-восстановительные реакции».

М. , 1999 г.

8.Энциклопедия школьника « Неорганическая химия»

М., 1985 г.

















































13