СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Моя профессия-моё будущее"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа знакомит учащихся с миром профессий, для которых необходимы знания биологии

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Моя профессия-моё будущее"»


Программа

элективного курса по биологии для 9 класса

«Моя профессия - моё будущее»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Качественное биологическое образование становится в наше время особенно актуальным. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биотехнологии, бионики с одной стороны и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы – с другой поставили биологическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы. Биология глубоко проникла в мир профессий, поэтому данный курс интересен тем учащимся, которые собираются связать свою жизнь с медициной, сельским хозяйством, психологией, экологией, физкультурой и спортом. Курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 12 ч.

ЦЕЛЬ курса:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественнонаучного); сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.

ЗАДАЧИ курса:

- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии и целостной мировоззренческой позиции в области этой науки;

- формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

- развивать естественнонаучное мышление учащихся;

– ознакомить учащихся с системой биологических наук, достижениями и перспективами развития; 
– развивать биологические и поликультурные знания на основе рассмотрения вопросов интеграции наук и внедрения биологии в мир профессий; 
– формировать целостное научное мировоззрение, биологическое мышление, понимание значимости биологии в настоящее время; 
– развивать устойчивый интерес к изучению живой природы, расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к учению. 

- создать условия для развития таких качеств личности, как требовательность к себе, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, воспитание нравственного отношения к научно-исследовательскому труду, творческой самореализации и саморазвития учащихся.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование курса

Всего часов

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА



1

Многообразие мира профессий

1

1


2

Профессия «врач»

1

1

1

3

Специальность

«Врач-Инфекционист».

1

1


4

Специальность «Генетик»

1

1


5

Специальность «Лаборант»

1

1

1

6

Профессия «Фармацевт»

1

1


7

Профессия «Ветеринар»

1

1

1

8

Профессия «Агроном»

1

1


9

Профессия «Эколог».

1

1

1

10

Профессия «Учитель физкультуры, обж»

1

1


11

Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности.

1

1


12

Круглый стол «Защита профессий»

1

1

1


Итого

12

12

5

















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения данной программы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  1. Названия и содержание профессий, связанных с биологией

  2. Специальности, требующие знаний по биологии.

  3. Вредные для здоровья факторы

  4. Иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДА.

  5. Вирусы как внеклеточные формы жизни.

  6. Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.

  7. Развитие отечественной биотехнологии. Использование в биотехнологии достижений микробиологии


В результате изучения данной программы учащиеся должны

уметь:

  1. Пользоваться основной и дополнительной литературой.

  2. Дать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

  3. Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека.

  4. Составлять план, конспект, реферат, проект.

  5. Отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль.


ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ:

3- посетил курсы

4- посетил и выполнил итоговую работу

5- посетил и успешно выполнил итоговую работу


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. Защита рефератов




МЕДОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

-таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы, видеоматериалы;
-компьютерное сопровождение;
-материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;
-учебно-методические и учебно-наглядные пособия.


ЛИТЕРАТУРА


Пособия для учащихся


1. Анастасова Л.П. Карточки – задания к курсу «Человек и окружающая среда».9 кл. М.:Дрофа, 1996.

2. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. М.: Просвещение,1996.

3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996.

4. Сапин М.Р. и др. Анатомия и физиология человека. 9 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Просвещение, 1998, 1999.

5. Мамонтов С.Г. Биология: Справочник для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995,1997.

6. « Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы» Москва,

« Просвещение», 1998 г

7. « Выбор профессии 7-8 классы» Е.А.Климов, С.Н.Чистякова, Москва

« Просвещение», 2010г

8. « Выбирайте профессию» Е.А. Прощицкая, Москва, « Просвещение», 1991 г.


Пособия для учителя

1. Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии .М.:Просвещение,1996.

2. Сапин М.Р. и др. Анатомия человека : Книга для учителя и студентов. М.: Просвещение, 1996.

3.Практикум по выбору профессии 8-9кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 2009г

4. Информационно- методический материал к профориентационному курсу « Путь в профессию» ( для учащихся 7- 9 классов образовательных школ)















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование тем курса

Формы организации учебной деятельности


Содержание, задачи

1

Многообразие мира профессий. Специальности, требующие знаний по биологии.

урок-обозрение (с элементами беседы и дискуссии)

Познакомить учащихся с профессиями, для которых требуются знания по биологии (медицинским, ветеринарным, зоотехническим, агрономическим, педагогическим профилем)

2

Профессия «врач»

беседа дискуссия

Дать общую характеристику профессии врач. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Познакомить учащихся со специальностью: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог, генетик и т.д.

3

Специальность «Врач-Инфекционист» Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин.

Инфекционные болезни и проблемы долголетия.

Беседа

дискуссия


Познакомить с историей применения вакцин; раскрыть вклад некоторых ученых в решение данной проблемы; познакомить с основными типами современных вакцин.

Дискутировать о причинах высокой смертности в молодом возрасте;

дать сведения о 10 инфекционных болезнях, названных «biggest killers» (главными убийцами человечества) и особенностях специальности

4

Специальность «Генетик» Биотехнология и перспективы её развития. Микробиология.

Генетика человека.

урок-анализ

рассказ

Обсудить с учащимися вопрос о развитии отечественной биотехнологии, расширить представления об использовании в биотехнологии достижений микробиологии, молекулярной биологии и генетики.Дать понятие науки «генетика», особенности специальности.

5

Специальность «Лаборант»

Рассказ,

Дискуссия.

Встреча с лаборантом

Анализы . Предотвращение опасности для здоровья людей (в том числе и показатели окружающей среды, например, шум, загрязнение воздуха, анализы чистоты воды).реактивы, оборудование и методы анализа в зависимости от того, проводится ли анализ крови, воды, пищевых продуктов, составных частей лекарственных или косметических препаратов. Техника безопасности, особые условия работы. наличие знаний из области химии, знания лабораторного оборудования, умения


пользоваться компьютером, точности, умения работать самостоятельно, решать проблемы и разумно распределять свое время.

6

Профессия «Фармацевт»

Рассказ,

Дискуссия.

Встреча с фармацевтом

Зарождение фармакологии на стыке биологии и химии. Алхимия. Лекарства и яды. Ядовитые растения. Яды – орудие наказания в средневековье. Яды и противоядия Взаимодействие лекарств с организмом. Почему важна концентрация препарата? Источники лекарственных средств. Витамины. Гомеопатические средства. Лекарственные растения. Фитотерапия. Особенности профессиии

7

Профессия «Ветеринар»

Рассказ,

Дискуссия.

Встреча с ветеринаром

Знакомство со спецификой работы с животными, болезни и профилактика болезней наших любимых домашних питомцев.

8

Профессия «Агроном»

Беседа, дискуссия, встреча с агрономом

Научное и социальное содержание деятельности агронома Социально-психологический портрет. Применение различных методов борьбы с вредителями и болезнями растений, работа по удобрению и подготовке почвы к посадке и посеву культур и т.д.

9

Профессия «Эколог».

Рассказ

Дискуссия беседа

Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Место работы. Значение в современном мире.

10

Профессия «Учитель»

Специальность «учитель физкультуры, обж»

Диалог с учителем обж

Научное и социальное содержание деятельности .Социально-психологический портрет . Особенности профессии. знание смежных предметов. здоровый образ жизни-залог будущего поколения

11

Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. Сфера их деятельности.

Встреча с библиотекарем, работа с литературой

Дать перечень учебных заведений высшего и среднего звена, где можно обучаться этим специальностям.

Назвать адреса учебных заведений.

12

Круглый стол «Защита профессий»

Зачет

Защита рефератов