СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Мысль семейная» в русской советской и современной литературе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса  «Мысль семейная» в русской советской и современной литературе. Предназначена для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Мысль семейная» в русской советской и современной литературе"»




















Программа элективного курса

«Мысль семейная» в русской советской и современной

литературе.









Составитель:

Шмакова Т. А.

учитель шк №3
















2014

Пояснительная записка

Валентин Распутин сказал: «Никакое общество не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых устоев, своего народа, если оно забудет о таких вечных ценностях, как честь, долг, совесть… Это все равно, что, подрубив корни, уповать на ветви».

А воспитание уважения к старшим, долга, ответственности – нравственные качества, корни которых уходят в семью.

Семья – это основа человеческого быта и бытия, это маленькое государство в огромном, название которому Россия. Если будет счастливо это маленькое государство, значит, счастлива будет и Россия.

Все школьные дисциплины обучают, лишь литература воспитывает.

Мысль «семейная» так или иначе пронизывает практически всю художественную литературу.

Двадцатый век, век страшный и трагический, внес свои коррективы. Революция практически разрушила семью (М.Булгаков «Белая гвардия»).

Советская семья стала ячейкой государства, а не символом счастья («Строговы»).

Человек в современном мире обречен на одиночество. В последние годы появилось такое понятие, как гражданский брак. Брак, ни к чему не обязывающий, не несущий в себе ответственности за будущее семьи. В результате всех исторических передряг мы имеем переполненные дома престарелых и интернаты для детей, безотцовщину, поэтому проблема семьи сегодня особенно актуальна.

За основу своей программы я выбрала произведения писателей, основой творчества которых является тема семьи .Это произведения А.Пушкина, Д.Фонвизина, И.Тургенева, И.Гончарова, Л.Толстого, В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, Т.Толстой, Л.Петрушевской.



Цель программы:

- воспитание в учащихся чувство долга, ответственности и других нравственных качеств через произведения русской, советской и

современной литературы.



Задачи:

- помочь учащимся разобраться в сложных вопросах и проблемах семьи, отношениях между родителями и детьми.

- помочь понять и принять необходимость тех нравственных норм, которые помогут в создании счастливой семьи.

В ходе курса учащиеся должны:

- знать содержание произведений писателя по данной теме.

- уметь глубоко анализировать.

- уметь формировать и отстаивать свою точку зрения.

- уметь пользоваться теоретической литературой.

- расширить свой кругозор.

- углубить знания по умению писать сочинения-рассуждения.

Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах (Гончаров «Обыкновенная история», Шолохов «Родинка», Булгаков «Белая гвардия», Распутин «Последний срок», Астафьев «Вечерние раздумья», Петрушевская «Свой круг», Толстая «Чистый лист»).

Курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся старших классов. Данный курс апробирован, проведены показательные уроки для учителей русского языка и литературу на курсах при ИУУ (В.Распутин «Последний срок», Ч.Айтматов «Белый пароход», Л.Толстой «Война и мир», И.Гончаров «Обыкновенная история»). Так же написана научно-исследовательская работа «Мысль семейная» в русской литературе и в черновом варианте работа «Мысль семейная» в современной литературе.













Содержание программы

Урок 1-6.

Анализ отрывка из повести Пушкина «Капитанская дочка» и беседа о семейном укладе Гриневых. Сравнить воспитание Простаковых и Гриневых. Семейный уклад конца 18 века. Размышление по прочитанному тексту: Паустовский «Телеграмма». Групповая работа по роману Толстого «Война и мир». Представление семей.

Тургенев «Отцы и дети». Анализ отрывков из романа. Проблема: Почему Базаров и Кирсанов по-разному относятся к родителям? Кто виноват?

Гончаров «Обыкновенная история». Проследить жизненный путь Петра Адуева и его жизненных правил. Центральные вопросы урока: Каков результат его спланированной жизни? Дискуссия по каждому пункту правил (групповая работа). Проблема: Романтизм – это лучший возраст человеческой души?


Урок 7-12.

Влияние гражданской войны на семейный уклад. М.Булгаков «Белая гвардия», Шолохов «Тихий Дон», «Родинка. Просмотр отрывков из фильмов. Анализ поступков героев. Групповая работа: 1 гр.: по роману М.Булгакова «Белая гвардия», 2 гр.: по роману М.Шолохова «Тихий Дон». Чтение в классе рассказа «Родинка». Анализ.


Урок 13-16.

Тема дома. Тема воспитания. «Каждый любил мать, но все они отвыкли от нее…» (Распутин «Последний срок») – в чем смысл сло?.

«Безоглядный и безудержный прогресс не будет служить человеку, если не подходить к нему по-хозяйски ,разрыв семейных династий – проблемы, которые поднимает автор (В.Распутин «Прощание с Матерой»). Дискуссия. Выразить свое отношение и доказать. Размышление по прочитанному тексту: В.Астафьев «Последний поклон», Ч.Айтматов «Белый пароход».


Урок 17-18.

Дискуссия по произведению Т.Толстой «Чистый лист», её взглядов на проблему отцов и детей, на вечные проблемы преемственности поколений. Автор рушит вечную теорию «Мой дом – моя крепость». Цель урока: поделиться впечатлением о своей семье, по возможности доказать обратное.



































Тематический план


№ темы

Название темы

Форма урока

Кол-во часов

Форма контроля

1.

«Мысль семейная» по произведениям русской литературы:

- А.Пушкин «Капитанская дочка» (1 ч.).

- Фонвизин «Недоросль» (1 ч.).

Сравнительная характеристика героев (Петр Гринев и Митрофан Простаков).

- Л.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина» (2 ч.).

«Мысль семейная» (представление семей Болконских, Карениных, Ростовых, современная семья)

- Тургенев «Отцы и дети» (1 ч.).

- Гончаров «Обыкновенная история» (1 ч.)

Дискуссия, просмотр кадров из фильмов по произведениям, ролевая игра, дифференцированный урок, групповая работа

6 ч.

Сочинение-рассуждение по теме: «Как жить: разумом или чувствами?»

2.

«Мысль семейная» в советской литературе.

- М.Булгаков «Белая гвардия» (2 ч.).

- Шолохов «Тихий Дон» (1 ч.), «Родинка» (1 ч.).

- Ч.Айтматов «Белый пароход» (2 ч.).

Показать разлад семейных отношений, влияния истории на семейные отношения.

Беседа о влиянии исторических событий на семейный уклад. Просмотр отрывков из фильмов. Анализ эпизодов текста (групповая работа).

6 ч.

Самостоятельная работа «Хочу поделиться…» (выбрать один из текстов)

3.

«Мысль семейная» в современной литературе.

- В.Астафьев «Последний срок» (1 ч.).

- Паустовский «Телеграмма» (1 ч.).

Сравнительная характеристика героев: детей старухи Анны и дочери Катерины Ивановны.

- В.Распутин «Прощание с Матерой» (2 ч.).

Важность связи поколений, важность уважительного отношения к родителям.

Дискуссия. Отношение к героям и их поступкам, к историческому процессу.

4 ч.

Домашнее сочинение по теме: «Кто прав: бабушка Дарья или внук Андрей?»

4.

«Мысль семейная» в современной литературе.

Взгляды на проблему воспитания в творчестве Т.Толстой («Чистый лист»).

Беседа о современной семье, её ценностях, воспитании.

2 ч.

Сочинение-эссе.























ТЕЗИСЫ


Представлены разработки уроков по следующим темам:


1. «Уроки нравственности» на уроках литературы (по произведениям К.Паустовского, В.Распутина, В.Астафьева). 7-11 класс.

2. «Мысль семейная» ( по романам Л.Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», роману И.Гончарова «Обыкновенная история»).


1

Проблемы, поставленные по данной теме:

- благосостояние семьи, душевная порядочность, трудолюбие, взаимопонимание, взаимоуважение, любовь – это благосостояние общества в первую очередь.

- любовь – самое главное и важное чувство для создания семейного союза.

- патриотизм, честь, совесть – черты, воспитанные семьей Болконских в детях.

- радушие, открытость, взаимопонимание – черты, воспитанные Ростовыми в детях.

- ограждать, оберегать от ошибок – воспитывать слабого, безвольного человека.

- без романтического взлета (Ростовы, Адуевы), без идеальных устремлений существование личности, а потом и общества, обмельчает, закостенеет в материальных, слишком земных формах.

Романтизм – это лучший возраст человеческой души.


Задачи:

- помочь учащимся разобраться в сложных вопросах и проблемах семьи, отношениях между родителями и детьми.

- помочь выбрать главный стержень счастливой семьи (жестокое воспитание в семье Болконских или радушие и открытость отношений Ростовых в семье).

- дать оценку современной семье, взаимопониманию и взаимоуважению между родителями и детьми.