Программа элективного курса
«Мысль семейная» в русской советской и современной
литературе.
Составитель:
Шмакова Т. А.
учитель шк №3
2014
Пояснительная записка
Валентин Распутин сказал: «Никакое общество не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых устоев, своего народа, если оно забудет о таких вечных ценностях, как честь, долг, совесть… Это все равно, что, подрубив корни, уповать на ветви».
А воспитание уважения к старшим, долга, ответственности – нравственные качества, корни которых уходят в семью.
Семья – это основа человеческого быта и бытия, это маленькое государство в огромном, название которому Россия. Если будет счастливо это маленькое государство, значит, счастлива будет и Россия.
Все школьные дисциплины обучают, лишь литература воспитывает.
Мысль «семейная» так или иначе пронизывает практически всю художественную литературу.
Двадцатый век, век страшный и трагический, внес свои коррективы. Революция практически разрушила семью (М.Булгаков «Белая гвардия»).
Советская семья стала ячейкой государства, а не символом счастья («Строговы»).
Человек в современном мире обречен на одиночество. В последние годы появилось такое понятие, как гражданский брак. Брак, ни к чему не обязывающий, не несущий в себе ответственности за будущее семьи. В результате всех исторических передряг мы имеем переполненные дома престарелых и интернаты для детей, безотцовщину, поэтому проблема семьи сегодня особенно актуальна.
За основу своей программы я выбрала произведения писателей, основой творчества которых является тема семьи .Это произведения А.Пушкина, Д.Фонвизина, И.Тургенева, И.Гончарова, Л.Толстого, В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, Т.Толстой, Л.Петрушевской.
Цель программы:
- воспитание в учащихся чувство долга, ответственности и других нравственных качеств через произведения русской, советской и
современной литературы.
Задачи:
- помочь учащимся разобраться в сложных вопросах и проблемах семьи, отношениях между родителями и детьми.
- помочь понять и принять необходимость тех нравственных норм, которые помогут в создании счастливой семьи.
В ходе курса учащиеся должны:
- знать содержание произведений писателя по данной теме.
- уметь глубоко анализировать.
- уметь формировать и отстаивать свою точку зрения.
- уметь пользоваться теоретической литературой.
- расширить свой кругозор.
- углубить знания по умению писать сочинения-рассуждения.
Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах (Гончаров «Обыкновенная история», Шолохов «Родинка», Булгаков «Белая гвардия», Распутин «Последний срок», Астафьев «Вечерние раздумья», Петрушевская «Свой круг», Толстая «Чистый лист»).
Курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся старших классов. Данный курс апробирован, проведены показательные уроки для учителей русского языка и литературу на курсах при ИУУ (В.Распутин «Последний срок», Ч.Айтматов «Белый пароход», Л.Толстой «Война и мир», И.Гончаров «Обыкновенная история»). Так же написана научно-исследовательская работа «Мысль семейная» в русской литературе и в черновом варианте работа «Мысль семейная» в современной литературе.
Содержание программы
Урок 1-6.
Анализ отрывка из повести Пушкина «Капитанская дочка» и беседа о семейном укладе Гриневых. Сравнить воспитание Простаковых и Гриневых. Семейный уклад конца 18 века. Размышление по прочитанному тексту: Паустовский «Телеграмма». Групповая работа по роману Толстого «Война и мир». Представление семей.
Тургенев «Отцы и дети». Анализ отрывков из романа. Проблема: Почему Базаров и Кирсанов по-разному относятся к родителям? Кто виноват?
Гончаров «Обыкновенная история». Проследить жизненный путь Петра Адуева и его жизненных правил. Центральные вопросы урока: Каков результат его спланированной жизни? Дискуссия по каждому пункту правил (групповая работа). Проблема: Романтизм – это лучший возраст человеческой души?
Урок 7-12.
Влияние гражданской войны на семейный уклад. М.Булгаков «Белая гвардия», Шолохов «Тихий Дон», «Родинка. Просмотр отрывков из фильмов. Анализ поступков героев. Групповая работа: 1 гр.: по роману М.Булгакова «Белая гвардия», 2 гр.: по роману М.Шолохова «Тихий Дон». Чтение в классе рассказа «Родинка». Анализ.
Урок 13-16.
Тема дома. Тема воспитания. «Каждый любил мать, но все они отвыкли от нее…» (Распутин «Последний срок») – в чем смысл сло?.
«Безоглядный и безудержный прогресс не будет служить человеку, если не подходить к нему по-хозяйски ,разрыв семейных династий – проблемы, которые поднимает автор (В.Распутин «Прощание с Матерой»). Дискуссия. Выразить свое отношение и доказать. Размышление по прочитанному тексту: В.Астафьев «Последний поклон», Ч.Айтматов «Белый пароход».
Урок 17-18.
Дискуссия по произведению Т.Толстой «Чистый лист», её взглядов на проблему отцов и детей, на вечные проблемы преемственности поколений. Автор рушит вечную теорию «Мой дом – моя крепость». Цель урока: поделиться впечатлением о своей семье, по возможности доказать обратное.
Тематический план
№ темы | Название темы | Форма урока | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | «Мысль семейная» по произведениям русской литературы: - А.Пушкин «Капитанская дочка» (1 ч.). - Фонвизин «Недоросль» (1 ч.). Сравнительная характеристика героев (Петр Гринев и Митрофан Простаков). - Л.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина» (2 ч.). «Мысль семейная» (представление семей Болконских, Карениных, Ростовых, современная семья) - Тургенев «Отцы и дети» (1 ч.). - Гончаров «Обыкновенная история» (1 ч.) | Дискуссия, просмотр кадров из фильмов по произведениям, ролевая игра, дифференцированный урок, групповая работа | 6 ч. | Сочинение-рассуждение по теме: «Как жить: разумом или чувствами?» |
2. | «Мысль семейная» в советской литературе. - М.Булгаков «Белая гвардия» (2 ч.). - Шолохов «Тихий Дон» (1 ч.), «Родинка» (1 ч.). - Ч.Айтматов «Белый пароход» (2 ч.). Показать разлад семейных отношений, влияния истории на семейные отношения. | Беседа о влиянии исторических событий на семейный уклад. Просмотр отрывков из фильмов. Анализ эпизодов текста (групповая работа). | 6 ч. | Самостоятельная работа «Хочу поделиться…» (выбрать один из текстов) |
3. | «Мысль семейная» в современной литературе. - В.Астафьев «Последний срок» (1 ч.). - Паустовский «Телеграмма» (1 ч.). Сравнительная характеристика героев: детей старухи Анны и дочери Катерины Ивановны. - В.Распутин «Прощание с Матерой» (2 ч.). Важность связи поколений, важность уважительного отношения к родителям. | Дискуссия. Отношение к героям и их поступкам, к историческому процессу. | 4 ч. | Домашнее сочинение по теме: «Кто прав: бабушка Дарья или внук Андрей?» |
4. | «Мысль семейная» в современной литературе. Взгляды на проблему воспитания в творчестве Т.Толстой («Чистый лист»). | Беседа о современной семье, её ценностях, воспитании. | 2 ч. | Сочинение-эссе. |
ТЕЗИСЫ
Представлены разработки уроков по следующим темам:
1. «Уроки нравственности» на уроках литературы (по произведениям К.Паустовского, В.Распутина, В.Астафьева). 7-11 класс.
2. «Мысль семейная» ( по романам Л.Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», роману И.Гончарова «Обыкновенная история»).
1
Проблемы, поставленные по данной теме:
- благосостояние семьи, душевная порядочность, трудолюбие, взаимопонимание, взаимоуважение, любовь – это благосостояние общества в первую очередь.
- любовь – самое главное и важное чувство для создания семейного союза.
- патриотизм, честь, совесть – черты, воспитанные семьей Болконских в детях.
- радушие, открытость, взаимопонимание – черты, воспитанные Ростовыми в детях.
- ограждать, оберегать от ошибок – воспитывать слабого, безвольного человека.
- без романтического взлета (Ростовы, Адуевы), без идеальных устремлений существование личности, а потом и общества, обмельчает, закостенеет в материальных, слишком земных формах.
Романтизм – это лучший возраст человеческой души.
Задачи:
- помочь учащимся разобраться в сложных вопросах и проблемах семьи, отношениях между родителями и детьми.
- помочь выбрать главный стержень счастливой семьи (жестокое воспитание в семье Болконских или радушие и открытость отношений Ростовых в семье).
- дать оценку современной семье, взаимопониманию и взаимоуважению между родителями и детьми.