СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Пятый океан планеты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов, и является авторским курсом.

Рассчитан на один час в неделю и включает в себя 14 занятий (средней длительности).

Курс междисциплинарный.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Пятый океан планеты"»

Программа элективного курса

"Пятый океан планеты"

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов, и является авторским курсом.

Рассчитан на один час в неделю и включает в себя 14 занятий (средней длительности).

Курс междисциплинарный.

Тема “Экология” в небольшом объёме изучается в курсе биологии 9-го и 11-го класса.

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Но в Федеральном базисном плане среди предметов, обязательных для изучения она не представлена.

Курс “Пятый океан планеты” рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся 9-х классов с этой наукой, на примере изучения экологии воздушной оболочки Земли.

Цель: формирование понимания юношеством всеобщей связи и зависимости природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека и осознанию роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности, а также самоопределение учащихся в выборе профиля обучения, знакомство с особенностями работы эколога. В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социального и личностно значимого компонента образования человека.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование и развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать явления природы

  • формирование представлений(в форме научных знаний или художественных образов) об экологии атмосферы и биосферы в целом.

  • формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных экологических проблем современности.

  • раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать
    явления природы.

  • интерес к изучению экологии, биологии, химии, информационных учебных программ.

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания.

  • творческих способностей.

  • выполнять измерения

  • выдвигать гипотезы

  • описывать результаты измерений

  • делать выводы

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии

Воспитательные:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру - профориентационная работа

  • педагогика сотрудничества

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Концепция:

Программа курса построена по принципу постепенного раскрытия материала, согласно логике: Вводное занятие (Что будем изучать? Как будем изучать? Чем мне будет полезен данный курс для выбора профиля обучения в старшей школе?) — изучение составных частей воздуха (из истории открытия, состав, строение, свойства, значение в жизни человека и для его организма, влияние на экологию Земли) — работа над творческими проектами (технология ТОГИС) — заключительное занятие (защита творческих проектов).

В содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов.

Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

1. Данный курс опирается на знания учащихся по биологии, химии, физике, информатике.

2. Содержание курса отличается от тем курса “Биология” (экология), тем что включает в себя не только определённый объём знаний по экологии, но и способствует формированию нового мировоззрения на современный мир(компонент философии)

3. Курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:

  • Школьный учебник “Экология”, Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., 9 класс, М; “Дрофа”, 1996.

  • Мультимедийные курсы: “Экология, 10-11 классы”, ЗАО “1С”, 2004; “Экология”, Московский Государственный институт электроники и математики,2004.

  • Ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный центр. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе.

4. Возможны следующие виды деятельности учащихся:

  • написание рефератов по темам обобщающего характера: воздух, составные части воздуха, экология воздуха и.т.д.

  • составление сказок-загадок по данным темам и объектам.

  • творческие работы.

  • научные исследования.

5. Доля самостоятельности ученика при изучении курса достаточно велика. Учащиеся могут выбрать:

  • уровень и сложность самостоятельной работы.

  • объект изучения ( любая составная часть атмосферы; проблемы охраны природы, деятельность человека и.т.д.)

  • вид отчётных работ из предложенного перечня;

  • литературу и другие пособия, по которой будут готовить свои работы;

  • форму защиты своей работы.

6. Критерии успешности учащихся?

Ученик получает зачет (оценка не ниже “4”) при условии:

  • написание отчетной работы, в установленный срок, в выбранной учеником форме;

  • использование Интернет-технологии;

  • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конкурс, смотр, презентация.).

7. Динамика интереса работы будет фиксироваться:

  • С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседовании в процессе работы;

8. Форма итоговой отчетности: урок-презентация самостоятельных работ учащихся.

9. Особенности организации деятельности учащихся: изучение нового материала основано на применении компьютерных технологий.

10. Целесообразность построения курса: курс построен по модульному принципу.

Модуль состоит из блоков (порция материала, дающая возможность учащимся познакомиться с представлениями по данному вопросу; закрепить полученные знания.)

11. Чувствительность к сбоям: возможна компенсация, в результате самостоятельнойработы по изучению материала индивидуальной программе.

12. Уровень усвоения:

  • возможны все уровни усвоения, но в целом курс рассчитан на уровень “знать”, “уметь”, “применять”.

Ожидаемые результаты обучения.

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен

Знать:

  • взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;

  • о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;

  • значение и свойства углекислого, инертных газов, кислорода, водорода.

Уметь:

  • выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;

  • оперировать полученными знаниями для составления собственной картины мира, теоретического и практического освоения действительности.

Иметь представление:

  • об особенностях работы эколога.

Тематическое планирование курса.

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Форма контроля

1.

Вводное занятие: “Мир в котором я живу”

1

Педагогическая мастерская “Природа не делится на разум без остатка” (смотри Приложение 1)

Анкетирование

Педагогическая мастерская проводится в сопровождении презентации, но её объём достаточно большой для публикации.

2.

Тайна “Собачьей пещеры”

1

Разгадывание сказок-загадок; беседа; рассказ; видеодемонстрация.

------

3.

Диоксид углерода “человекоубийственный гений” или дух “жизни”?

1

Рассказ учителя; беседа; составление схем;

Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, в связи с парниковым эффектом.

4.

“Я - альфа и омега, начало и конец, первый и последний”

1

Рассказ-лекция; демонстрация круговорота азота в природе; превращений азота в атмосфере;

Д/З: заложить опыты по влиянию удобрений на жизнедеятельность растений(парная работа)(по желанию)

5.

Сын Солнца и его братья: ленивый, тайный, новый, чужой и светящийся.

1

Рассказ учителя, виртуальная экскурсия.

Д/З: реферат на тему “Происхождение названий химических элементов” (по желанию)

6.

Огненный воздух.

1

Видеосюжеты, лекция,

Д/З: исследование чистоты воздуха.

7.

Три атома кислорода.

1

Рассказ учителя; демонстрации;

Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, связанным с изучаемой проблемой.

8.

Поллюганты или когда не помогут зонтики.

1

Видеосюжеты; беседа; применение знаний.

Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, связанным с изучаемой проблемой.

9.

Когда положительное – отрицательно, а отрицательное – положительно.

1

Лекция; беседа;

-----------------------

10.

Космос.Земля. “Ядерная зима”.

1

Видеосюжеты; рассказ;

------------------------

11– 12.

Индивидуальная исследовательская деятельность.

2

Работа по индивидуальным планам. (методика ТОГИС)

Написание отчетных работ ( см. выше)

13 - 14

“У каждого века вечность вопрошает: Что же свершиться в будущем с природой?”. (А.Кольцов.)

2

Защита творческих проектов.

Письменные и устные сообщения, рефераты, творческие проекты, исследовательская деятельность.

Содержание курса.

1 занятие. “Мир в котором я живу”.

Педагогическая мастерская “Природа не делится на разум без остатка”; анкетирование.

2 занятие. “Тайна “Собачей пещеры”.

Занятие начинается с разгадки древних легенд: “Тайны “Собачей пещеры”” и “Тайны “Древней лампы”. Актуализация знаний об углекислом газе. История открытия диоксида углерода. Круговорот углерода в природе(видеодемонстрация)

3 занятие. “Диоксид углерода “человекоубийственный гений” или “дух жизни”?

Значение углекислого газа в природе и жизни человека: фотосинтез, воздушное удобрение, регулятор физиологических процессов, “парниковый эффект” и.т.д.. Писатели и учёные о будущем планеты. Мероприятия по сохранению планеты Земля.

4 занятие. “Я-альфа и омега, начало и конец, первый и последний”.

Азот: из истории открытия, название, строение, свойства, превращения азота в атмосфере, связывание азота, азотные удобрения-нитраты. Загрязнения почв и вод удобрениями. Правила внесения удобрений.

5 занятие. “Сын Солнца и его братья…”

Водород: из истории открытия, физические свойства, водород во Вселенной. Инертные газы: содержание в воздухе, свойства, применение.

6 занятие. “Огненный воздух”

Кислород: открытие, свойства, значение, применение.

7 занятие. “Три атома кислорода”

Озон-аллотропная модификация кислорода; строение , свойства. Озоновый экран и проблемы связанные с его разрушением.

8 занятие. “Поллюганты или когда не помогут зонтики.”

Загрязнения атмосферы продуктами промышленности, автомобильным транспортом

9 занятие. “Когда отрицательное-положительно, а положительное-отрицательно”.

Положительные и отрицательные ионы в воздухе. Аэроионы. “Космос. Земля. Ядерная Зима” (теория ядерной зимы Карла Сагана, исследования Российской академии наук; последствия военного конфликта для биосферы Земли и человека как ее части.

10-11 занятие. “Индивидуальная исследовательская деятельность”

Индивидуальная работа с детьми: оказание помощи в выполнении заданий. Каждому ученику (возможна работа в паре) заранее выдаётся

12-13 занятия. “У каждого века вечность вопрошает: Что же свершиться в будущем с природой?”

Защита работ.

Список литературы.

1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Школьный учебник “Экология”, 9 класс, М; “Дрофа”, 1996.

2. Лейбин М.В. Глобалистика. Москва. 1992.

3. Муранов А.П. Волшебный и грозный мир природы.

4. Мультимедийные курсы: “Экология, 10-11 классы”, ЗАО “1С”, 2004; “Экология”,
Московский Государственный институт электроники и математики,2004.

5. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Москва. 1992.

6. Свиридонов Г. Здоровья кладезь-природа.

7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Москва. “Новая школа” 1994.

8. Терлецкий Е.Д. Лик невидимки. Москва.”Химия” 1982.

9. Материалы с сайта: WWW.ecosystema.ru . Ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный центр. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе.















Приложение 1

Педагогическая мастерская к вводному занятию элективного курса

«Пятый океан планеты»



«Природа не делится на разум без остатка»

Индуктор 1.

• Кадры презентации (картина, на фоне которой выходят слова притчи, сопровождается музыкальным фоном)

• Слова ведущего: «Эта притча из древних ведических книг, которая насчитывает более трёх тысячелетий, лишний раз говорит о том, что ещё наши предки понимали, что без дыхания нет жизни. В самом деле, кому неизвестно, что без пищи можно прожить более двух месяцев, без воды пару суток, а без воздуха не протянешь и пяти минут……»(на слайде текст)

• «Одесситы в своё время пели: - воздух хорошенький предмет

- воздухом живёт весь свет

- уже много тысяч лет….

- воздух хорошенький предмет.

Воздух это действительно «предмет» достойный самого пристального изучения. Испокон веков он был загадочен, многолик, необъятен. Невидимое, неосязаемое нечто воздуха ставило в тупик древних мудрецов. Его величество эксперимент был ещё впереди, и истина добывалась путём наблюдениё и умозаключений, носивших зачастую мистический характер.

В основе элективного курса лежит изучение воздуха.

Самоконструкция 1.

!!! Сделайте вдох и выдох. Выдохнете на бумагу слова прилагательные, говорящие о свойствах воздуха

Социоконструция 1.

!!! Обсудите свои слова между собой в группе, дополните свой список, составьте общий список.

Афиширование 1.

!!! Зачитайте свои списки и охарактеризуйте 2-3 свойства (группы зачитывают свои списки)

Ведущий: тема элективного курса «Пятый океан планеты». Но говорить мы сегодня не о самом курсе, а о его идее. И эту идею, которая пройдёт красной нитью через каждое занятие Вы сформулируете в конце нашего мастер-класса. К этой идее Вы придёте сами. А я лишь дам Вам ниточку от клубочка за которой Вы пойдёте. И для этого «не закрывайте рот своим мыслям», доверьтесь свое руке, когда пишется. Ваша рука очень умная, она сама чётко, образно изложит ваши мысли. В.Розанов считал, что тайна писательства в кончиках пальцев. Вам будет предложено рассмотреть ряд ситуаций. Когда их обсуждение будет проходить в парах или пятёрках, важно слышать то, что говорит ваш товарищ. Слышать, остальное сделает фантазия, воображение. Мысли необходимо зацепиться за какое-нибудь слово, фразу. Если Вы согласны с утверждением, высказыванием вашего товарища, попытайтесь пересказать его своими словами Если нет, то свои доводы выскажите в доброжелательной форме, попробуйте наметить путь поиска истины.



Индуктор 2.

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент (красота природы, человек-созидатель)

Самоконструкция 2.

Каждый возьмите листок бумаги и выплесните на него свои эмоции от увиденного в виде слов и словосочетаний.

Социоконструция 2.

Обсудите в группе свои высказывания и составьте сказку, рассказ, стихотворение об увиденном или о своих чувствах.

Афиширование 2.

Чтение каждой группой своего сочинения.

Учитель подводит итог: в увиденном видеофрагменте каждый из Вас увидел красоту природы, окружающего мира, человека творца и созидателя…….

Самоконструкция 3.

А теперь давайте представим, что окружающий нас мир, окружающее нас пространство это множество точек. И каждый из Вас это одна из точек. Вы живёте в этом мире, взаимодействуете с ним. Давайте попробуем это изобразить (вызывает одного человека к доске и просит изобразить две точки. Каждый изображает у себя на листочках.)

Как можно изобразить это взаимодействие с миром на рисунке?

Сделайте выдох. Точка выдохнула. Она повлияла на мир. Человек оказал своё внимание на мир(стрелки от точки)

Сделайте вдох. Часть мира вошла в Вас и в точку. (стрелки к точке)

Самоконструкция 3.

Не слишком ли примитивно представить человека в виде точки? …. Давайте пофантазируем…. Во что мы можем превратить точки со стрелочками? (звёздочки, цветочки ит.д.) Посмотрите на свои фигурки, одинаковые они у Вас или нет? Каждый из Вас это такая же звёздочка с единственным и неповторимым множеством внешних и внутренних качеств. Вы имеете право любить себя уже поэтому. Человек должен любить себя, желать себе добра. Вы имеете право считать себя совершенством, исключительностью. Но при этом Вы должны не забывать и другое: каждый человек имеет точно такое же право по отношению к себе.

Социоконструция 3.

Вспомним просмотренный видеофрагмент. Вы только что смотрели, писали, читали, мыслили, созидали. К какой звёздочке Вы себя бы отнесли? Почему? (учащиеся подходят к доске и ставят + под звёздочкой которую выбрали и объясняют свой выбор)

Относя себя к первой звёздочке большинство оперировало следующими понятиями: человек творит, делает, преобразует, созидает, влияет. Назовём её «СОЗИДАТЕЛЕМ». Относя себя ко второй звёздочке, вы оперировали понятиями: я смотрел, я любовался, радовался, восхищался. Назовём таких людей «СОЗЕРЦАТЕЛЯМИ». (кадры презентации по построению звёздочек отображаются во время обсуждения)

(Делается вывод больше «СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ» или «СОЗИДАТЕЛЕЙ».)

Я выслушал множество мнений, и для того чтобы убедиться в истинности или в неистинности своих суждений выполним следующие задания. Возьмите конверты с заданиями, прочитайте и выполните его. Время 10 минут. (задания в приложении 1)

Афиширование 3.

Ребята представляют свои рисунки и рассказывают о своих эмоциях и чувствах.

Идут кадры презентации подводящие итог сказанному детьми.

А кого больше в настоящее время «СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ» или «СОЗИДАТЕЛЕЙ» (выслушать несколько мнений).

Разрыв.

Кто желал бы изменить своё мнение о себе переставьте свой значок у звёздочки. Анализ сложившейся ситуации. Объяснение, почему поменяли своё мнение или почему нет.

Посмотрите на эти звёздочки. Каким должно стать современное человеческое общество, чтобы не допустить изображённого на рисунках, чтобы прийти в состояние гармонии с самим собой, окружающим миром, людьми, природой? К какому завершению должен прийти спор между «ЛИРИКАМИ» и «ФИЗИКАМИ»? (рассуждения детей)

И «ФИЗИКАМ» и «ХИМИКАМ» не хватает погружения в природу, растворения в ней, ощущения себя не частью природы, а единения с ней, восприятия целостности мира……..

Попробуем сделать это:

Пластика.

(кадры презентации идут параллельно)

Сядьте прямо. Руки вытяните на стол перед собой. Закройте глаза. Вы цветок…



Ночь… Тишина… Всё спит кругом…

Но солнце Вас слегка пригрело

И Вы проснулись, протянув

К нему свой стебелёк, всё своё тело.

Раскрыли сомкнутый бутон

Вдохнули воздух чистый, свежий.

Умылись утренней росой,

Встряхнув с листков её небрежно.

И повернулись посмотреть,

Проснулись ли подружки Ваши,

И, улыбнувшись, тихо петь

Под шелест ветра все начавши..



Рефлексия.



Наше занятие подходит к концу. Запишите на бумаге свои мысли по поводу услышанного, увиденного, пережитого Вами (заслушать, собрать листочки)

Перед уходом оставьте свои эмоции на листке ватмана: красный цвет – отлично, синий – не понравилось, зелёный – неплохо.



Приложение 1.

1. Прочитайте отрывок стихотворения.

2. Какие образы возникли у Вас при чтении этого текста?

3. Попытайтесь выразить свои эмоции на бумаге в виде плаката, рисунка, схемы….

4. Сделайте презентацию своего рисунка.

Не в сон – в небытиё само проваливаюсь,

С чудовищною явью разговариваю.

Не плодоносит на Земле зерно –

Шесть тысяч лет, как мёртвое оно.

Шесть тысяч лет безжизненна вода.

Шесть тысяч лет пустынны города.

Здесь только смерть – гляди иль не гляди

И поливают – ей одной в угоду – её посевы щедро, ежегодно

Из века в век «кислотные» дожди.



Презентация:

• Продемонстрируйте свой рисунок

• Прочитайте текст

• Выразите своё отношение к нарисованному и прочитанному в виде ответов на вопросы:

Что изображено на рисунке («вчера», «сегодня», «завтра», «прошлое», «настоящее», «будущее»)

Почему Вы так решили?

Как Вы думаете, каковы причины произошедшего?

Что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?

Что Вы можете сделать для этого?