МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное образование Курманаевский район Оренбургской области
МАОУ "Ефимовская СОШ"
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО естественно-математического цикла Рук-ль ________/ СамохинаГ.П Протокол № __ от от "__" __2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________/Т.В. Манакова Протокол № __ от от "__" __2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________/М.П. Ярмушев/ Приказ №__ от "__" __2024 г. |
Рабочая программа
Элективного курса
«Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»
Биология 10- 11класс
Разработала:
Самохина Галина Петровна
учитель биологии и химии
высшей квалификационной
категории
Ефимовка - 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса составлена в соответствии с программой элективных курсов; Биология 10-11 классы; Профильное обучение /Авторы составители В.И. Сивоглазов, В.В.Пасечник.- Москва ;Дрофа 2005 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель курса: Формирование у обучающихся понимания физико-химических основ важнейших процессов жизнедеятельности организмов, в первую очередь явлений наследственности и реализации генетической информации.
Задачи курса:
-Углубить и расширить знания обучающихся о строении и функциях важнейших биополимеров, механизмах их биосинтеза, роли слабых межмолекулярных и внутримолекулярных взаимодействий в определении структуры живых организмов и протекания важнейших биологических процессов.
-Ознакомить обучающихся с возможностями применения методов молекулярной биологии в практической деятельности человека, прежде всего в медицине.
Курс опирается на знания обучающимися обязательных учебных предметов и затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с химией и физикой. Предполагается что школьники, изучающие курс, уже знакомы с основами общей и органической химии, генетики и клеточной теории.
Содержание курса
1.Введение
Живая клетка как сложный комплекс химических веществ.
Взаимодействие молекул как основа образования и функционирования компонентов живых клеток.
2. Общий план строения клеток живых организмов
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.
4.Основные компоненты и органоиды клеток
Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.
Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
5. Ядерный аппарат и репродукция клеток
Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Лабораторная работа. Митоз в клетках корней лука.
6. Физико-химические основы взаимодействия молекул
Вода как среда обитания молекул живого, ее структура и свойства. Водородные связи: принцип образования , энергия связи. Гидрофобные взаимодействия веществ в водной среде |
7. Углеводы и липид
Химические формулы углеводов. Моносахариды Полисахариды Липиды – гидрофобные вещества живых организмов. Основные классы липидов Важнейшие запасные полисахариды: крахмал, гликоген, инулин. Решение олимпиадных задач .(теоретический тур) |
8. Аминокислоты и белки.
Строение и свойства аминокислот, их многообразие.
Аминокислоты, входящие в состав белков, их классификация.
Белки – биологические полипептиды.
Глобулярные и фибриллярные белки.
Уровни структурной организации молекул глобулярных белков.
Фибриллярные белки как компоненты механических структур живых организмов.
Многообразие функций белков. Каталитическая функция белков.
Ферменты, их отличия от химических катализаторов. Структурные белки.
Участие белков в транспорте: пассивный перенос и активный транспорт
веществ через мембраны.
Роль белков в системах защиты и нападения: антитела, токсины
Белки как источник энергии. Запасные белки.
Решение олимпиадных задач .(теоретический тур)
9. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.
Строение нуклеотидов.Соединение нуклеотидов в полимеры. Два типа нуклеиновых кислот – ДНК и РНК. Доказательства генетической функции ДНК. ДНК — двойная спираль: история открытия Принцип комплементарности оснований. Основные виды РНК. Решение олимпиадных задач (практический тур) |
10.Биосинтез нуклеиновых кислот.
Проблема синтеза нерегулярных полимеров. Комплементарность оснований – основа матричного синтеза нуклеиновых кислот. Биосинтез ДНК (репликация) – основа процессов роста и размножения организмов. Биосинтез РНК (транскрипция) . Основные отличия биосинтеза РНК от биосинтеза ДНК Регуляция транскрипции. регуляции процессов, происходящих в живой клетке Удвоение ДНК. Синтез РНК по матрице ДНК. |
11. Биосинтез белка.
Трансляция – перевод информации с языка нуклеотидов на язык аминокислот Генетический код, его свойства. Расшифровка генетического кода. Универсальность генетического кода – доказательство единого происхождение всех живых организмов и основа для пересадки генов. Структура тРНК, антикодоны. Реакция активации аминокислот, роль АТФ, ферментов. Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот. Функциональные центры рибосом. Решение олимпиадных задач (практический тур) |
12.Нарушение структуры ДНК и их исправление.
Факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК: ошибки репликаций, действие химических веществ и радиации. Различные виды нарушений структуры ДНК: разрывы цепи, сшивание оснований, изменений оснований(неправильные пары. 13. Молекулярные механизмы генетической рекомбинации. Обмен участками между молекулами ДНК – основа комбинативной изменчивости Гомологичная рекомбинация, условия и схема ее протекания, ее роль в обмене участками между гомологичными хромосомами в мейозе. Решение олимпиадных задач (практический тур). 14.Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике. Метод расщепления по одному из оснований. Метод синтеза с терминирующими нуклеотида Предсказание аминокислотных последовательностей белков по их генам Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства, идентификации личности, обнаружения генетических заболеваний, наличия возбудителей заболеваний в окружающей среде Использование последовательностей ДНК в систематике организмов и исследованиях популяций. 15. Эволюция клетки Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организм. 16. Неклеточные формы жизни. Вирусы – облигатные паразиты. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки. Заболевания растений и животных, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека. СПИД. Бактериофаги. 16.Понятие о тканях многоклеточных организмов Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе). 17. Эпителиальные ткани Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей. 18.Мышечные ткани Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие). Практическая работа. Изучение мышечной ткани. 19. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением. Тестовая проверочная работа. 20.Ткани нервной системы Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки. Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”. 21.Индивидуальное развитие организмов – онтогенез Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез позвоночных животных. | 22.Итоговое повторение по теме «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки. Решение задач по генетике. Решение задач по цитологии. | |
Планируемые предметные результаты:
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
Биология
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Программа учебного предмета «Биология» представлена в учебном плане для изучения
обучающимися на базовом уровне.
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая направленность.
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Программа учебного предмета «Биология» построена таким образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне.
Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.
Выпускник научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
Выпускник получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам ,процессам, явлениям ,закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную
– характеризовать современные направления в развитии биологии ;описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки(митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Модуль воспитательной программы школьный урок | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | Конт (зачет) | Лаб раб |
1 | 1.Введение | 4 | 0 | 0 | Раскрывать содержание терминов и понятий: научное мировоззрение, научная картина мира, научный метод, гипотеза, теория, методы исследования | День Знаний | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
2 | Общий план строения клеток живых организмов | 8 | 0 | 1 | Изучить строение клеток | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
3 | Основные компоненты и органоиды клеток | 8 | 0 | 1 | Охарактеризовать Органоиды клетки | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
4 | Ядерный аппарат и репродукция клеток | 8 | 0 | 1 | Изучить строение ядра, Митоз, мейоз | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
5 | Физико-химические основы взаимодействия молекул | 4 | 0 | 1 | Охарактеризовать воду как среда обитания молекул живого, ее структура и свойства | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
6 | Углеводы и липиды | 6 | 0 | 1 | Выявлять связь между составом, строением молекулы химического соединения и его функциями в клетке. | Международный день памяти жертв фашизма. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
7 | Аминокислоты и белки | 11 | 0 | 0 | Выявлять связь между составом, строением молекулы химического соединения и его функциями в клетке. | Международный день пожилых людей; Международный день музыки; Международный день школьных библиотек; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
8 | Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. | 6 | 1 | 0 | Выявлять связь между составом, строением молекулы химического соединения и его функциями в клетке. | День народного единства; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
9 | Биосинтез нуклеиновых кислот. | 8 | 0 | 2 | Раскрывать содержание терминов и понятий: ген, генетический код, матричный синтез, транскрипция | День Героев Отечества; День Конституции Российской Федерации; День Конституции Российской Федерации | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
10 | Биосинтез белка. | 10 | 0 | 2 | Раскрывать содержание процесса трансляции | День российского студенчества; День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
11 | Нарушение структуры ДНК и их исправление | 6 | 0 | 0 | Выявить факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК | День памяти жертв Холокоста | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
12 | Молекулярные механизмы генетической рекомбинации | 6 | 0 | 2 | Рассмотреть механизмы генетической рекомбинации | Международный женский день; День воссоединения Крыма с Россией | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
13 | Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике. | 7 | 0 | 0 | Изучить методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике | Всемирный день театра. День космонавтики | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
14 | Эволюция клетки | 2 | 0 | 0 | Обобщить изученный материал | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
15 | Неклеточные формы жизни. | 6 | 0 | 0 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
16 | Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч). | 3 | 0 | 1 | Дать понятие «ткань»,изучить строение | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
17 | Эпителиальные ткани | 5 | 0 | 1 | Изучить особенности строения ткани и ее разновидности | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
18 | Мышечные ткани | 6 | 0 | 1 | Изучить особенности строения ткани и ее разновидности | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
19 | Ткани внутренней среды (соединительная ткань) | 10 | 0 | 0 | Изучить особенности строения ткани и ее разновидности | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
20 | Ткани нервной системы | 6 | 0 | 0 | Изучить особенности строения ткани и ее разновидности | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
21 | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез | 4 | 0 | 0 | Рассмотреть этапы онтогенеза | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
22 | Итоговое повторение по теме «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки. | 8 | 1 | 0 | Обобщить изученный материал | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 2 | 14 | | | |
Список литературы для учителя:
1.Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, изд. Дрофа, 2013 год.
2.Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 классы. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2014 год.
3.Бтология Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ Г.И.Лернер, изд. АСТ, 2016 г.
4.Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа, 2013 год.
5.ЕГЭ 2017. Биология. Эксперт в ЕГЭ/ А.А. Каменский, Н.А. Богданов, Н.А.Соколова, изд. «Экзамен», 2017.
Список литературы для учащихся:
1.Весь ЕГЭ от А до Я. Биология в схемах и таблицах. 11 класс. Ю.Щербатых, Ростов - на–Дону, изд. Феникс, 2014.
2.Биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. 2015 Ростов- на –Дону, изд. Легион.
3.Биология. ЕГЭ-2009 -2010, тесты, ФГУ, Москва
Интернет ресурсы (биология)
1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_
2.htm. Подборка интернетматериалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
3.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
5.http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании
6. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образовании
7.www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
8.http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
9.Уроки биологии КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, 10-11 классы, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий», 2005
10.Авторский продукт презентации MicrosoftPoverPoint
Приложение
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Живая клетка как сложный комплекс химических веществ. | 1 | | |
2 | Взаимодействие молекул как основа образования и функционирования компонентов живых клеток | 1 | | |
3 | Вода как среда обитания молекул живого, ее структура и свойства.(беседа) | 1 | | |
4 | Водородные связи: принцип образования , энергия связи. | | | |
5 | Гидрофобные взаимодействия веществ в водной среде | 1 | | |
6 | Химические формулы углеводов. | 1 | | |
7 | Моносахариды | 1 | | |
8 | Полисахариды | 1 | | |
9 | Липиды – гидрофобные вещества живых организмов | 1 | | |
10 | Основные классы липидов | 1 | | |
11 | Важнейшие запасные полисахариды: крахмал, гликоген, инулин. | | | |
12 | Строение и свойства аминокислот, их многообразие. | 1 | | |
13 | Аминокислоты, входящие в состав белков, их классификация. | 1 | | |
14 | Белки – биологические полипептиды. | 1 | | |
15 | Глобулярные и фибриллярные белки. Уровни структурной организации молекул глобулярных белков. | 1 | | |
16 | Фибриллярные белки как компоненты механических структур живых организмов. | 1 | | |
17 | Многообразие функций белков | 1 | | |
18 | Каталитическая функция белков. Ферменты, их отличия от химических катализаторов. | 1 | | |
19 | Структурные белки. | 1 | | |
20 | Участие белков в транспорте: пассивный перенос и активный транспорт веществ через мембраны. | 1 | | |
21 | Роль белков в системах защиты и напа¬дения: антитела, токсины | 1 | | |
22 | Белки как источник энергии. Запасные белки | | | |
23 | Строение нуклеотидов. | 1 | | |
24 | Соединение нуклеотидов в полимеры. | 1 | | |
25 | Два типа нуклеиновых кислот – ДНК и РНК. | 1 | | |
26 | Доказательства генетической функции ДНК. ДНК — двойная спираль: история открытия | 1 | | |
27 | Принцип комплементарности оснований | 1 | | |
28 | Основные виды РНК | 1 | | |
29 | Проблема синтеза нерегулярных полимеров.(практикум) | 1 | | |
30 | Комплементарность оснований – основа матричного синтеза нуклеиновых кислот. | 1 | | |
31 | Биосинтез ДНК (репликация) – основа процессов роста и размножения организмов. | 1 | | |
32 | Биосинтез РНК (транскрипция) . | 1 | | |
33 | Основные отличия биосинтеза РНК от биосинтеза ДНК | 1 | | |
34 | Регуляция транскрипции. регуляции процессов, происходящих в живой клетке | 1 | | |
35 | Удвоение ДНК. | 1 | | |
36 | Синтез РНК по матрице ДНК. | 1 | | |
37 | Трансляция – перевод информации с языка нуклеотидов на язык аминокислот | 1 | | |
38 | Генетический код, его свойства | 1 | | |
39 | Расшифровка генетического кода. | 1 | | |
40 | Универсальность генетического кода – доказательство единого происхождение всех живых организмов и основа для пересадки генов. | 1 | | |
41 | Структура тРНК, антикодоны. | 1 | | |
42 | Реакция активации аминокислот, роль АТФ, ферментов. | 1 | | |
43 | Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот. | 1 | | |
44 | Функциональные центры рибосом. | 1 | | |
45 | Решение заданий ЕГЭ по данной теме | 1 | | |
46 | Решение заданий ЕГЭ по данной теме | 1 | | |
47 | Факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК: ошибки репликаций, действие химических веществ и радиации. | 1 | | |
48 | Различные виды нарушений структуры ДНК: разрывы цепи, сшивание оснований, изменений оснований(неправильные пары(, выщепление оснований | 1 | | |
49 | Обмен участками между молекулами ДНК – основа комбинативной изменчивости | 1 | | |
50 | Гомологичная рекомбинация, условия и схема ее протекания | 1 | | |
51 | Гомологичная рекомбинация, ее роль в обмене участками между гомологичными хромосомами в мейозе. | 1 | | |
52 | Решение заданий ЕГЭ по данной теме | 1 | | |
53 | Решение заданий ЕГЭ по данной теме | | | |
54 | Метод расщепления по одному из оснований. | 1 | | |
55 | Метод синтеза с терминирующими нуклеотида | 1 | | |
56 | Предсказание аминокислотных последовательностей белков по их генам | 1 | | |
57 -58 | Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства, идентификации личности | 1 | | |
58 | Сравнение последовательностей ДНК как метод, обнаружения генетических заболеваний, наличия возбудителей заболеваний в окружающей среде | 1 | | |
59 | Использование последовательностей ДНК в систематике организмов и исследованиях популяций. | 1 | | |
60 | Систематика | 1 | | |
61 | Решение задач по генетике | 1 | | |
62 | Решение задач по генетике | 1 | | |
63 | Решение задач по генетике | 1 | | |
64 | Решение задач по генетике | 1 | | |
65 | Решение задач по цитологии | 1 | | |
66 | Решение задач по цитологии | 1 | | |
67 | Решение задач по цитологии | 1 | | |
68 | Решение задач по цитологии | 1 | | |