Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №12»
«Согласовано» заместитель директора по УВР ___________ Т.А. Гафурова «__» ___________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ НГО "СОШ №12" _________ А.А. Твердохлебов Приказ № _____ от «__» ___________ 2018 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Элективный курс по математике»
среднего общего образования
10- 11 класс
Составитель:
Жвакина Анастасия Михайловна
учитель математики
первой квалификационной категории
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Навыки в решении уравнений, неравенств и их систем, в преобразовании выражений; в построении графиков функций совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться для успешной сдачи выпускных экзаменов и к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессию, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗах.
ЦЕЛИ КУРСА:
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса математики, среднего (полного) курса, придающие ему необходимую целостность;
- облегчить процесс обучения старшеклассников решению как базовых видов задач по темам курса, так и более сложных, и нестандартных прикладных и практических задач;
- повысить математическую культуру учащихся при выполнении заданий в рамках школьного курса математики;
- сформировать представление о математике как средстве моделирования явлений и процессов;
- развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, математическое мышление и интуицию, творческие способности, необходимые для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
- отработать навыки обобщения, систематизации теоретического материала, навыки и умения использования теоретических знаний при решении задач;
- развивать коммуникативные навыки в процессе практической деятельности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации (развитие склонностей к работе на различных уровнях сложности), вариативности подачи материала, занимательности (для поддержания позитивной мотивации изучения тем курса).
В процесс обучения включены повторение и систематизация опорных знаний; занимательные задачи; задачи с практическим содержанием; сведения из истории математики; задачи, отвечающие требованиям для поступающих в ВУЗы.
Учебный процесс ориентирован на усвоение учащимися прежде всего основного материала.
Формы работы соответствуют содержанию занятий. Для передачи теории наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с обучающимися.
Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач.
Значительное место отводится самостоятельной математической деятельности обучающихся – решению задач, проработке теории, подготовке сообщений.
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ КУРСА
- знание теории по темам курса
- решение задач повышенной сложности, тренировочных заданий по материалам прошлых лет ЕГЭ и заданий письменного экзамена за курс средней школы.
- способность группировать и анализировать информацию в соответствии с темой и поставленной задачи;
- умение подготовить тезицы, конспект, реферат, выступление. Сообщение по избранной теме, проблеме.
- готовность к самостоятельному выбору продолжения образования, социальной адаптации;
- способность к самоопределению.
На изучение курса отводится 35 часов в 10 классах средних общеобразовательных учреждениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Технология реализации |
1 | Структура и содержание контрольно – измерительных материалов Единого государственного экзамена по математике. | 1 | Беседа, тестирование |
2 | Выражения и преобразования: - алгебраических выражений - иррациональных выражений - тригонометрических выражений и нахождение их значений | 2 2 4 | Лекция, практикум, семинар, тестирование |
3 | Уравнения и неравенства: - тригонометрические - рациональные - дробно – рациональные - иррациональные; - уравнения, содержащие переменную под знаком модуля; - уравнения с параметрами. Простейшие неравенства: - дробно – рациональные - линейные, квадратные; - неравенства повышенной сложности Системы уравнений и неравенств Текстовые задачи | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Лекция, беседа, практикум, семинар, тестирование |
4 | Функции. - функции и их свойства - производная и её применение для исследования функций | 3 5 | Беседа, семинар, практикум |
5 | Решение заданий по материалам прошлых лет: - письменный экзамен за курс средней школы - ЕГЭ | 6 | Семинар, практикум |
6 | Итоговое тестирование по курсу алгебры и начала анализа - 10 | 1 | Тестирование |
Л И Т Е Р А Т У Р А
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 года (с изменениями);
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. С изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011г., 24, 31 января 2012г., 23 июня 2015г.;
Денищева Л.О. и др. ЕГЭ, Математика М., интеллект центр, 2004г.
Дорофеев Г.В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике и алгебре и началам анализа за курс средней школы,
11 класс, М., Дрофа, 2002г.
5. Дорофеев Г.В. Математика. 11 класс. Подготовка к письменному
экзамену за курс средней школы. М., Дрофа, 2002г.
6. Колесникова И.Л. Математика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.
М., Айрис – пресс, 2006г.
7. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. М.,
Просвещение, 1991г.
8. Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М.,
Народное образование, 2004г.
9. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике; решение задач. М.,
Просвещение, 1989г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Навыки в решении уравнений, неравенств и их систем, в преобразовании выражений; в построении графиков функций совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться для успешной сдачи выпускных экзаменов и к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессию, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗах.
ЦЕЛИ КУРСА:
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса математики, среднего (полного) курса, придающие ему необходимую целостность;
- облегчить процесс обучения старшеклассников решению как базовых видов задач по темам курса, так и более сложных и нестандартных прикладных и практических задач;
- повысить математическую культуру учащихся при выполнении заданий в рамках школьного курса математики;
- сформировать представление о математике как средстве моделирования явлений и процессов;
- развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, математическое мышление и интуицию, творческие способности, необходимые для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
- отработать навыки обобщения, систематизации теоретического материала, навыки и умения использования теоретических знаний при решении задач;
- развивать коммуникативные навыки в процессе практической деятельности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации (развитие склонностей к работе на различных уровнях сложности), вариативности подачи материала, занимательности (для поддержания позитивной мотивации изучения тем курса).
В процесс обучения включены повторение и систематизация опорных знаний; занимательные задачи; задачи с практическим содержанием; сведения из истории математики; задачи, отвечающие требованиям для поступающих в ВУЗы.
Учебный процесс ориентирован на усвоение учащимися прежде всего основного материала.
Формы работы соответствуют содержанию занятий. Для передачи теории наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с обучающимися.
Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач.
Значительное место отводится самостоятельной математической деятельности обучающихся – решению задач, проработке теории, подготовке сообщений.
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ КУРСА
- знание теории по темам курса
- решение задач повышенной сложности, тренировочных заданий по материалам прошлых лет ЕГЭ и заданий письменного экзамена за курс средней школы.
- способность группировать и анализировать информацию в соответствии с темой и поставленной задачи;
- умение подготовить тезицы, конспект, реферат, выступление. Сообщение по избранной теме, проблеме.
- готовность к самостоятельному выбору продолжения образования, социальной адаптации;
- способность к самоопределению.
На изучение курса отводится 34 часа в 11 классах средних общеобразовательных учреждениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Технология реализации |
1 | Структура и содержание контрольно – измерительных материалов Единого государственного экзамена по математике. | 1 | Беседа, тестирование |
2 | Выражения и преобразования: - алгебраических выражений - иррациональных выражений - тригонометрических выражений - логарифмических выражений - показательных выражений и нахождение их значений | 1 1 2 2 2 | Лекция, практикум, семинар, тестирование |
3 | Уравнения и неравенства: - тригонометрические - рациональные - дробно – рациональные - иррациональные - показательные - логарифмические - уравнения, содержащие переменную под знаком модуля; - уравнения с параметрами. Простейшие неравенства: - дробно – рациональные - линейные, квадратные - показательные - логарифмические - неравенства повышенной сложности Системы уравнений и неравенств Текстовые задачи; задачи на части и проценты; на смеси и сплавы; на работу; на движение | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | Лекция, беседа, практикум, семинар, тестирование |
4 | Функции. - функции и их свойства - производная и первообразная функции; - применение производной к исследованию функций | 1 1 1 | Беседа, семинар, практикум |
5 | Решение заданий по материалам прошлых лет ЕГЭ | 5 | Семинар, практикум |
6 | Итоговая контрольная работа (устная) «Прощание с алгеброй» | 1 | Тестирование (устно) |
Л И Т Е Р А Т У Р А
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 года (с изменениями);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. С изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011г., 24, 31 января 2012г., 23 июня 2015г.;
Ганенкова И.С. и др. Математика. Система подготовки к ЕГЭ. Часть С. -
Волгоград, Учитель, 2011г.
Денищева Л.О. и др. ЕГЭ, Математика М., интеллект центр, 2004г.
Дорофеев Г.В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по
математике и алгебре и началам анализа за курс средней школы,
11 класс, М., Дрофа, 2002г.
Дорофеев Г.В. Математика. 11 класс. Подготовка к письменному
экзамену за курс средней школы. М., Дрофа, 2002г.
Дорофеев Г.В. ЕГЭ 2012. Математика. Сдаём без проблем! М. Эксмо,
2011г.
Дорофеев Г. В. ЕГЭ 2019. Математика профильный уровень. Москва: Эксмо, 2018.
Колесникова И.Л. Математика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.
М., Айрис – пресс, 2006г.
Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. М.,
Просвещение, 1991г.
Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М.,
Народное образование, 2004г.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике; решение задач. М.,
Просвещение, 1989г.