ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Исследования показывают, что курс обществознание является одним из наиболее востребованных предметов в ходе итоговой аттестации учащихся.
Элективный курс «Логические задачи по обществознанию» (11кл.) разработан с учетом требований образовательного стандарта и государственных программ по обществознанию авторского коллектива под руководством доктора педагогических наук Боголюбова Л.Н.
Элективный курс «Логические задачи по обществознанию» разработан для 11 общеобразовательного класса. На его изучение выделяется 1час в неделю. Курс рассчитан на 34 учебных часа.
Новизна курса «Логические задачи по обществознанию» (11кл.) состоит в следующем:
- недостаточная разработка проблемы ЕГЭ на Всероссийском уровне;
- представлен один из возможных вариантов подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию в рамках элективного курса;
- разработан и апробирован пакет информационно-аналитических материалов в помощь учащимся.
Цель элективного курса:
подготовка учащихся к сдачи ЕГЭ по обществознанию;
развитие навыков аналитического мышления;
повышение политической культуры личности;
духовно-нравственное воспитание
Задачи курса:
Систематизировать и углубить знания учащихся по курсу «Обществознание»
Принципы курса:
Методы обучения:
проблемное изложение;
исследовательский4
частично-поисковый.
Типология творческих заданий:
опережающие творческие задания;
интернет консультации, решение обществоведческих задач,
анализ тестов, работа со СМИ, пробное эссе, листы само-контроля.
Предполагается изучение и повторение учебного материала по специальным блок-модулям. Тематика учебных модулей определяется учащимися в результате анализа карты проблем ученика 11класса.
Организация учебного процесса предполагает активное внедрение деятельностного подхода в практику работы учителя и учащихся.
Формы организации и проведения занятий:
индивидуальные консультации,
круглые столы,
аналитические занятия по трудным темам,
интернет-консультации,
компьютерное тестирование,
тренинги,
пробный ЕГЭ,
семинары-практикумы,
экспресс-тестирование,
работа с материалами СМИ.
Контрольно-аналитическая деятельность осуществляется на каждом занятии и по итогам I полугодия и учебного года. Для проверки знаний учащихся предполагается использовать пакеты диагностических работ.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Логические задачи по обществознанию» /11класс/
34часа/1ч. в неделю/
БЛОК – МОДУЛЬ 1. Проблемное поле ЕГЭ. (2ч.)
Система микроисследований.
SWOT анализ системных изменений при подготовке к ЕГЭ
Нормативно-правовая база проблемы.
Современный УМК по обществознанию.
Интернет – ресурсы.
Личный творческий план (программа) учащегося по подготовке к ЕГЭ (технология разработки).
Консультация по теме «Как выполнить экзаменационную работу на «отлично».
Система творческих заданий опережающего характера.
Портфолио учащегося по обществознанию.
БЛОК – МОДУЛЬ 2. Контрольно-аналитический. (2ч.)
Старт – тестирование учащихся по ключевым темам (разделам) курса «Обществознания» 10класс.
Анализ результатов входного контроля.
Индивидуальные консультации учащихся по разработке личных творческих планов /программ/ по подготовке к сдаче ЕГЭ.
Оформление карты проблем класса.
БЛОК – МОДУЛЬ 3. Система самостоятельной работы учащегося по подготовке к ЕГЭ по обществознанию.(1ч.)
Защита творческих планов/программ/ учащимися.
Утверждение планов /программ/.
БЛОК – МОДУЛЬ 4. Структура экзаменационной работы по обществознанию. (2ч.)
Характеристика различных типов заданий экзаменационной работы.
Обзор – анализ проблемного поля.
Возможные перспективы изменения ряда заданий и структуры экзаменационной работы в целом.
БЛОК – МОДУЛЬ 5. Технология работы с различными видами текстов по обществознанию (2ч.)
Характеристика текстов пои всем основным содержательным линиям курса «Обществознания».
БЛОК – МОДУЛЬ 6. Экзаменационное эссе. Технология подготовки и выполнения. (3ч.).
Обзор – анализ лучших работ (эссе) учащихся школ РФ.
Структура экзаменационного эссе по обществознанию. Основные требования к работе.
Комплектование банка «Эссе по обществознанию».
Рекомендации ученых-авторов пакетов экзаменационных работ.
Пробное эссе.
БЛОК – МОДУЛЬ 7. Информационно-методическая поддержка учащегося 11класса.(1ч.).
Методические рекомендации по работе с научно-методическими материалами (словари, справочники, материалы СМИ, сборники законов, энциклопедии, интернет – ресурсы.) Система памяток.
БЛОК – МОДУЛЬ 8. Конституция РФ в вопросах и ответах. (3ч.).
Работа с текстом глав Конституции РФ.
Дополнения к тексту Конституции РФ.
Решение проблемно-логических задач по теме.
БЛОК – МОДУЛЬ 9. Выдающиеся персоналии различных эпох. (2ч.)
Презентации работ, идей, деятельности исторических персоналий.
БЛОК – МОДУЛЬ 10. Организация работы с материалами обществоведческого модуля по выбору учащихся (Право? Политика?). (3ч.).
БЛОК – МОДУЛЬ 11. Организация работы с материалами обществоведческого модуля по выбору учащихся (Социология? Экономика?). (3ч.).
БЛОК – МОДУЛЬ 12. Организация работы с материалами обществоведческого модуля по выбору учащихся (Познание? Социальные отношения? Духовная жизнь общества?). (3ч.).
БЛОК – МОДУЛЬ 13. Организация работы с заданиями повышенной сложности.(курс «Обществознания») (3ч).
БЛОК – МОДУЛЬ 14. Структура экзаменационной работы по обществознанию в 2015г. (изменения, дополнения, основные требования).
Итоговое тестирование. Выполнение серии диагностических работ. (4ч.)
Методический портфель учителя обществознания.
Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ». (2012г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 10-11кл.
Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Владимир; Астрель, 2014.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10-11кл. М., Астрель, 2013.
Баранов П.А. Обществознание. Полный экспресс-репетитор. М., Астрель, 2014.
Баранов П.А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ. Супертренинг. М., 2014.
Котова О.А. Обществознание. 11кл. Учебная книга: пособие для учащихся образовательных учреждений. М., Национальное образование. (Модульный актив-курс).
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 11кл. Экспресс-диагностика. М., Национальное образование, 2012.
Клименко А.В. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в Вузы. М., Дрофа, 2012.
Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. М., Эксмо,2013.
Кишенкова О.В. Обществознание. Диагностические работы. М., МЦНМО, 2013,2014.
Кишенкова О.В. ЕГЭ.2015. Обществознание. Сдаем без проблем! М., Эксмо,2014.
Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в таблицах и схемах. М., Эксмо,2013.
Лазебникова А.Ю., Брант М.Ю. ЕГЭ. Обществознание: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену. М., Экзамен, 2014.
Рутковская Е.Л. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. М., Интеллект-Центр, 2013.
Рутковская Е.Л. ЕГЭ. 2015. Обществознание. Сборник заданий. М., Эксмо, 2014.
Методический портфель учащегося 11классв по курсу «Обществознание».
Конституция РФ.
Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Владимир; Астрель, 2014.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10-11кл. М., Астрель, 2013.
Баранов П.А, Шевченко С.В. Обществознание: Экономика. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М., Астрель, 2013.
Баранов П.А, Воронцов А.В.. Обществознание: Право:. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М., Астрель, 2013.
Баранов П.А. Обществознание. Человек и общество: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М., Астрель, 2013.
Баранов П.А ЕГЭ. Обществознание. Учебник. М., Астрель, 2014.
Клименко А.В. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в Вузы. М., Дрофа, 2012.
Кишенкова О.В. ЕГЭ.2015. Обществознание. Сдаем без проблем! М., Эксмо,2014.
Лопухов А.М. словарь терминов и понятий по обществознанию. М., Айрис-пресс, 2012.
Интернет – ресурсы.
http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ.
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
http://ecsocman.edu..ru – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».
http://www./sn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества
http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
http://edu.tomsk.ru/prof ob/2.doc – учебные программы курсов по выбору по обществознанию, экономике.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА.
СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
для учащихся 11классов.
Разработайте личный творческий план подготовки к ЕГЭ.
Разработайте индивидуальную программу подготовки к сдаче ЕГЭ
Защитите проекты по темам:
«Проблемное поле ЕГЭ»
«Портфолио учащегося 11класса по обществознанию»
«Личная творческая папка ученика 11класса2 и др.
Создайте электронное портфолио по обществознанию (10-11кл.)
Подготовьте портфолио по следующим модулям:
«Человек и общество», «Политика», «Экономика», «Право» и др.
Создайте творческую папку лучших эссе по обществознанию
Подготовьте мини-энциклопедию «Выдающиеся философы, ученые, мыслители с древнейших времен до современности».
Скомплектуйте пакет научно-информационных тестов по всем модулям курса «Обществознание» (10-11кл.)
Разработайте рабочую тетрадь с самыми сложными заданиями для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Спрогнозируйте программу проведения школьного лагеря по подготовке к ЕГЭ (секция «Обществознание»).
Тематическое планирование.
Элективный курс «Логические задачи по обществознанию»
/11класс/
34ч./1ч. в нед./
№ занят. | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Форма организации учебной деятельности | Технологии | Система творческих заданий |
1 2 | | МОДУЛЬ 1. Проблемное поле ЕГЭ. Современный УМК по обществознанию. Портфолио учащегося. | 2ч. 1ч. 1ч. | Круглый стол | Здоровьесбере-гающие, информационно- коммуникативные | См. методическую карту |
3 4 | | МОДУЛЬ 2. Контрольно-аналитический. Старт – тестирование учащихся Карта проблем класса | 2ч. 1ч. 1ч. | Аналитический час | Личностно-ориентированного обучения, здоровьесбере-гающие, проблемного обучения | См. методическую карту |
5 | | МОДУЛЬ 3 Система самосто-ятельной работы учащегося по подготовке к ЕГЭ по обществознанию | 1ч | Семинар-практикум, защита проектов | Проектной деятельности | См. методическую карту |
6 7. | | МОДУЛЬ 4 Структура экзаменационной работы по обществознанию Характеристика различных типов экзаменационных заданий Обзор – анализ проблемного поля | 2ч. 1ч. 1ч. | Интернет-консультация Семинар-практикум, защита портфолио учащимися | информационно- коммуникативные проблемного обучения | |
8 9 | | МОДУЛЬ 5. Технология работы с различными видами текстов по обществознанию | 2ч. | Работа с историческими источниками | Исследовательской деятельности | |
10 11 12 | | МОДУЛЬ 6. Экзаменационные эссе. Обзор – анализ лучших эссе учащихся школ РФ. Структура экзаменационного эссе. Пробное эссе. | 3ч. 1ч. 1ч. 1ч. | Методическая консультация Семинар-практикум | | |
13 | | МОДУЛЬ 7. Информационно-методическая поддержка учащихся 11кл. | 1ч | Работа с интер-нет ресурсами, справочной ли-тературой, мате-риалами СМИ. | | |
14, 15, 16 | | МОДУЛЬ 8. Конституция РФ в вопросах и ответах. | 3ч. | Работа с текстом Конституции РФ | | |
17,18 | | МОДУЛЬ 9. Выдающиеся персоналии различных эпох. | 2ч. | Презентации, защита проектов | | |
19, 20, 21 | | МОДУЛЬ 10. Организация рабо-ты с материалами обществоведческого блока-модуля по выбору учащихся. | 3ч. | Работа в группах. | | |
22, 23, 24 | | МОДУЛЬ 11. Организация рабо-ты с материалами обществоведческого блока-модуля по выбору учащихся. | 3ч. | Работа в парах | | |
25, 26, 27 | | МОДУЛЬ 12. Организация рабо-ты с материалами обществоведческого блока-модуля по выбору учащихся. | 3ч. | Экспресс-консультации. | Обучение в сотрудничестве. | |
28, 29, 30 | | МОДУЛЬ 13. Организация работы с заданиями повышенной сложности. | 3ч. | Деловая игра | КСО | |
31-34 | | МОДУЛЬ 14. Структура экзаменационной работы по обществознанию в 2015г. Итоговое тестирование. Выполнение серии диагностических работ. | 4ч. 1ч. 3ч. | Контрольное тестирование | | |