МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
п.г.т. ЗАБАЙКАЛЬСК
Обсуждено. ____________ /_________/ «___» ____________ 2019 г. | Согласовано. Зам. директора по МР /___________/ Зюзина О.Д. «_____» ___________2019 г. | Утверждаю. Директор МАОУ СОШ № 1 п.г.т. Забайкальск /__________/ В.И. Сигунова |
ПРОГРАММА
элективного курса по психологии
"Основы личностного самоопределения"
(8-ые классы)
Педагог-психолог: Т.А. Шумихина
п.г.т. Забайкальск, 2019-2020 уч. год
Пояснительная записка
Изменения, предполагающиеся в образовании, а именно - введение профильного обучения в старших классах, более вариативное и дифференцированное обучение - предполагают у школьников готовность к совершению ответственного выбора. От них потребуется раннее (уже к концу девятого класса) самоопределение по отношению к будущему профилю обучения, которое тесно связано с выбором профессии. Однако, как показывают результаты многих педагогических и психологических исследований, готовность к профессиональному самоопределению недостаточна даже у выпускников школ. Часто оказывается, что выбор профессии был недостаточно продуманным и осознанным. Известно, что успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности. А такие показатели психического развития, как способность к самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности и др. чаще всего недостаточны у девятиклассников, они часто инфантильны, малоактивны, не готовы к решению серьезных проблем.
С другой стороны, уже в подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.
Всё это ставит перед педагогами и психологами проблему целенаправленного повышения психологической готовности девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению. Образование должно готовить ребенка к полноценному вхождению в реальное современное общество с его быстрыми темпами развития и противоречивыми тенденциями. Это требует не только информированности, наличия знаний, а скорее умения самостоятельно ориентироваться в информации, принимать решение, сформированности ценностно-смысловых установок, наличия жизненных планов и т.д.
Целью предлагаемого курса является развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Мы выделяем следующие составляющие, определяющие готовность к осознанному и ответственному выбору:
Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора.
Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе.
Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.
Основная идея курса – расширение субъективного пространства возможного действия в ситуации выбора путем решения следующих задач:
Развитие рефлексивных умений, в частности умения осмысливать свою жизненную ситуацию как ситуацию выбора.
Развитие умения постулировать возможные действия в ситуации выбора, преодолевать мыслительные стереотипы.
Развитие умения осознавать свои мотивы и ценности, анализировать их связь с отношением к альтернативам в ситуации выбора.
Развитие умения преодолевать эмоциональные барьеры на этапе принятия решения и его реализации.
Основная форма проведения занятий - урок. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы у учащихся была свобода передвижений. У урока должны быть четкий ритуал начала и конца. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. В большинстве случаев, цель урока сформулирована в названии темы. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса желательно проводить входную и выходную диагностику для отслеживания эффективности занятий.
Курс предполагает работу с психологическими понятиями, однако, поскольку занятия не ставят своей прямой целью формирование научного психологического мировоззрения, большая часть понятий вводится контекстно.
Методы: мозговой штурм, ролевое моделирование, дискуссия, беседа, психогимнастика, элементы арттерапии, рефлексия, диагностика, тренинг по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения.
Планируемые результаты обучения - формирование у учащихся таких качеств личности как:
1. Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.
2. Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.
3. Умение решать проблемы, выбирая и используя различные
конструктивные способы их решения.
Учащийся, изучивший дисциплину должен:
Знать:
- особенности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление);
- основные вопросы психологии личности (способности, темперамент, характер);
- как управлять своим поведением;
- понятие об общении, виды общения;
- свои личностные особенности, интересы и склонности..
Уметь:
- соотносить полученные теоретические знания с практическими навыками;
- адекватно оценивать свои личностные особенности;
- научиться правилам групповой работы;
- формулировать проблему и принимать решения;
- проводить самоанализ, рефлексию собственного поведения, поступков, эмоциональных реакций.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Учимся правилам общения в кругу | 1 |
2 | Наш символический «образ-я» | 1 |
3 | Учимся ставить цели | 1 |
4 | Учимся видеть новые возможности | 1 |
5 | Учимся определять критерии выбора | 1 |
6 | Учимся управлять своим поведением | 1 |
7 | Учимся использовать методы арт-терапии | 1 |
8 | Как готовиться к будущей профессии | 1 |
Итого: 8 часов
Урок 1. Учимся новым правилам общения в кругу.
Цель. Научить правилам групповой работы, создать мотивацию участия в занятиях и положительную эмоциональную атмосферу в группе.
Коммуникативная культура. Качества личности, обеспечивающие успешность общения. Проявление в общении негативных установок. Одобрение и как его выразить.
Правило 1. Запрет на комментарии к чужим высказываниям и оскорбительные замечания в адрес других.
Что такое притча. Чем притча отличается от рассказа. Что такое "скрытый смысл".
Упражнение "Работа с притчей".
Ведущий читает вслух небольшую притчу. Ученикам нужно записать одним предложением главную мысль, суть притчи. Прочитать записанное по кругу и обсудить, кто как понял смысл притчи.
Зеркальный мир.
Однажды великий царь решил построить невиданный по красоте дворец. Там было много всяких чудес. Среди прочего была одна комната, где все стены, потолок, пол и даже двери были зеркальными. Однажды в эту комнату вбежала собака и в изумлении остановилась – сотни собак смотрели на нее со всех сторон. Собака на всякий случай оскалила зубы, изображения ответили ей тем же. Перепугавшись собака отчаянно залаяла. Ее изображения тоже начали лаять. Собака лаяла все громче и металась по всей комнате, пока не выбилась из сил. Наутро слуги царя нашли ее мертвой в окружении сотен мертвых собак и были очень удивлены, так как в комнате не было никого, кто мог бы причинить ей вред.
Ведущий не интерпретирует притчу, но анализирует уровень понимания смысла. Если он недостаточен, то упражнение на следующем уроке нужно повторить.
Упражнение «Впечатления».
Группа стоит в кругу. Один участник по очереди становится перед каждым членом группы. Глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, нужно коротко сказать ему, какие добрые чувства он у тебя вызывает, что тебе в нем нравится. В конце проводится рефлексия.
Урок 2. Наш символический образ «Я».
Образ. Представление. Самонаблюдение. Бессознательный компонент психики.
Упражнение «Автопортрет с тенью».
Участники рисуют свой автопортрет в виде символа, метафоры. На рисунок отводится 15 минут.
Второй этап. Представьте себе человека во всем противоположного вам, вашего антипода. Нарисуйте его метафорический автопортрет.
Третий этап. Нарисуйте метафорический портрет человека, в котором сочетались бы качества двух первых. Внизу каждого рисунка напишите несколько слов, ассоциирующихся с ними. Представьте себя каждым из этих людей. Какие чувства вы испытываете в каждом случае?
Проводится презентация рисунков по кругу.
3 урок. Учимся ставить цели.
Создание образа и психологическая реальность. Цель, его значение для человека. Для чего нужны планы. Виды планов. Как составлять планы на разные периоды времени.
Упражнение "Дотянись до звезд".
"Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, Которая связывается у вас с самой важной мечтой, целью. Теперь откройте глаза и постарайтесь дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! Снимите ее с неба и бережно положите перед собой.
Теперь выберите над головой другую звездочку, которая символизирует другую мечту... " Нужно дать возможность каждому сорвать несколько звезд.
Упражнение "Моя линия жизни".
Нарисуйте на листке бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора - точка рождения. Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете себя в данный момент. Укажите возраст. В промежутке от рождения до вашего настоящего возраста укажите все значимые события вашей жизни. Спланируйте вашу будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на линии жизни. Обсуждение - анализ основных тенденций.
4 урок. Учимся видеть новые возможности.
Поступок и последствие. Возможность по разному поступать в одной и той же ситуации.
Упражнение "Как можно поступить".
Ведущий задает группе ситуацию на основе известной сказки.
Например сказка «Золушка».
Какие возможности есть в такой ситуации?
У садовника умерла жена он остался один с дочкой.
Оказалось, что Мачеха плохо относится к падчерице.
Золушку не берут на бал, и т. д.
Придумайте и запишите как можно больше вариантов, как в этой ситуации могут поступить герои.
5 урок. Учимся определять критерии выбора.
Формулировка проблемы. Определение намерения. Критерии - чего я хочу достичь, сохранить, избежать. Принятие решения.
Упражнение "Критерии выбора".
Перечислите самые важные критерии, которые могут повлиять на выбор словаря, зимнего пальто, книги, профессии, спутника жизни.
Вспомните ситуацию из известной сказки, когда критерии выбора были определены неправильно.
Упражнение "Толкование пословиц".
Напишите, как вы понимаете смысл пословиц и поговорок.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не все то золото, что блестит.
Шила в мешке не утаишь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Цыплят по осени считают.
Волков бояться в лес не ходить.
Придумайте ситуацию, в которой данная пословица помогает сделать правильный выбор. А как еще можно поступить в этой ситуации? Вспомните трех своих знакомых. Как поступил бы каждый из них?
6 урок. Учимся управлять своим поведением.
Психическая саморегуляция. Воля как система управления поведением. Эмоции как критерий избирательного отношения к миру. Функции эмоций. Внушение и самовнушение.
Упражнение "Сила языка".
Участники работают в парах. Один говорит, другой слушает. Первый должен произнести три фразы, у которых начало разное, а продолжение одно и то же.
1. Мне нужно...
2. Я не могу...
3. Я не хочу...
После этого проводится обсуждение, на котором слушавший говорит, как отличались между собой эти фразы, какие чувства были слышны в речи.
После этого пара меняется ролями и упражнение повторяется.
Второй этап.
1. Я боюсь, что...
2. Я хотел бы...
3. Я верю...
Третий этап.
1. Я должен...
2. Я предпочитаю...
3. Я хочу.
Рефлексия по кругу.
7 урок. Учимся использовать методы арт-терапии.
Арт-терапия и ее возможности в регуляции эмоциональных состояний.
Упражнение «Рисуем проблему».
Вспомнить актуальную ситуацию в своей жизни, с которой связаны негативные эмоции. Изобразите ее на бумаге с помощью линий, цвета, форм, символов. Напишите на листе слова, которые у вас ассоциируются с этой ситуацией. Поступите с листком так, как вам хочется.
Рефлексия по кругу.
8 урок. Как готовиться к будущей профессии.
Требования профессии к человеку. Профессионально важные свойства личности. Примеры профессиограмм.
Упражнение «Сбор чемодана в дорогу».
Проводится по принципу «горячего стула». Сидящий на нем называет профессию, которую хочет выбрать. Учащиеся по очереди говорят о тех сторонах личности, которые позволят ему стать хорошим специалистом, и об отсутствующих качествах, которые ему нужно приобрести.
Через десять лет...
Упражнение "Мое жизненное кредо".
Проводится в кругу. Произнести свое имя и свой жизненный девиз, цель, или то, что вы считаете самым важным в себе.
Упражнение "Встреча".
Медитативное упражнение, проводится под руководством ведущего. Сосредоточение на дыхании, расслабление, визуализация образа себя через 10 лет, диалог с образом, выход из медитативного состояния.
Упражнение "Моя жизнь через 10 лет".
Выполнение рисунка-коллажа на данную тему. К этому упражнению необходимо заранее подготовить вырезки из старых газет и журналов. На выполнение дается 15 минут. Презентация рисунков по кругу.
Упражнение "Составление жизненных планов".
Разделить лист на 5 частей и написать в начале каждой части: "через год", "через два года", "через три года", "через пять лет", "через десять лет".
Начните составление планов с последнего пункта. Там запишите все, что вы нарисовали на своем рисунке и хотите увидеть в своей жизни через 10 лет. В остальных пунктах распишите, что и когда надо сделать, чтобы этого добиться. Обсуждение планов по кругу.
Рефлексия.
Список использованной литературы:
Психология –Р.С. Немов.- Москва. ВЛАДОС. ИМПЭ им. А. С. Грибоедова- 2001.
Психология – И. В. Дубровина, А. М. Прихожан.- Москва. Изд. центр «Академия»-2007.
Теории личности – Л. Хъелл, Д. Зиглер- Санкт –Петербург-Москва- Харьков-Минск.-2002.
Психология группы – Е. И. Рогов- Москва . ВЛАДОС-2001.
Психология познания - Е. И. Рогов- Москва . ВЛАДОС-2001.
Психологический тренинг с подростками- Людмила Анн- Питер-2007.