Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8
Согласовано: | Утверждено: |
старший методист по учебной работе ___________________ И.М. Зяпаева | директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 ______________________Е.А. Голубидо | |
от «______» __________________ 2022 г. | Приказ от «_____» _____2022 г. №_____ | |
Рабочая программа
курса «Русский язык: орфография и пунктуация»
для 11 класса
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Фадеевой Ксении Георгиевны
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Русский язык: орфография и пунктуация» для 11 класса составлена на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8 и с учетом авторской программы Русский язык: 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2018
Курс рассчитан на 34 часа: из расчета – 1 час в неделю, согласно учебному плану школы.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайн;/ рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и обменяет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы: - …истка, …иный, …инный т. п.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Занятия элективного курса в 11 классе выстраиваются на основе технологии развития критического мышления. На уроках преимущественно применяются следующие приёмы:
Инсерт
Кластер
Синквейн
Стратегия «ИДЕАЛ»
Стратегия «ЗХУ»
Перепутанные логические цепочки
Приём «Ромашка Блума»
Бортовой журнал
Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»
Содержание курса
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1 ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что усе и др.).
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по рабочей программе | Из них |
контрольные работы |
1 | Речевой этикет в письменном общении | 2 | |
2 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 3 | |
3 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | |
4 | Знаки препинания внутри простого предложения | 13 | |
5 | Знаки препинания между частями сложного предложения | 8 | |
6 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 3 | |
7 | Знаки препинания в связном тексте | 4 | 1 |
| Всего | 34 | 1 |
График проведения контрольных работ
№ п/п | Наименование контрольной работы | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Промежуточная аттестация | 03.05 | |
Краткий анализ контрольных работ по истории в 9 классе
№ п/п | Наименование контрольной работы | Дата | Количество в классе | Выполняло | 5 | 4 | 3 | 2 | Примечание |
1 | Промежуточная аттестация | | | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля, измерители | ЦОР, элементы дополнительного содержания | Дата проведения |
План | Факт |
Речевой этикет в письменном общении (2 ч.) |
1 | Речевой этикет как правила речевого поведения | Урок открытия нового знания | Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. | Текущий: опрос | Презентация: «Речевой этикет» | 07.09 | |
2 | Речевой этикет при дистанционном письменном общении | Урок открытия нового знания | Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. | Текущий: опрос | Презентация: «Речевой этикет» | 14.09 | |
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч.) |
3 | История русской пунктуации | Урок открытия нового знания | Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. | Текущий: опрос | Презентация: «История русской пунктуации» | 21.09 | |
4 | Основные функции пунктуационных знаков | Урок открытия нового знания | Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. | Текущий: опрос | Пунктуационный словарь-справочник | 28.09 | |
5 | Разделы русской пунктуации | Урок открытия нового знания | Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. | Текущий: опрос | Пунктуационный словарь-справочник | 05.10 | |
Знаки препинания в конце предложения (1 ч.) |
6 | Предложение и его основные признаки | Урок общеметодологической направленности | Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник: «Секреты русской стилистики» | 12.10 | |
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч.) |
7 | Знаки препинания между членами предложения | Урок общеметодологической направленности | Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник: «Секреты русской стилистики» | 19.10 | |
8 | Знаки препинания между однородными членами предложения | Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник: «Секреты русской стилистики» | 26.10 | |
9 | Однородные и неоднородные определения | Урок общеметодологической направленности | Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста). | Текущий: опрос, тестирование | Справочник: «Секреты русской стилистики» | 09.11 | |
10 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | Урок открытия нового знания | Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник: «Секреты русской стилистики» | 16.11 | |
11 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | Урок общеметодологической направленности | Обособления приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник: «Секреты русской стилистики» | 23.11 | |
12 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | Урок общеметодологической направленности | Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения | Текущий: опрос, тестирование | Справочник: «Секреты русской стилистики» | 30.11 | |
13 | Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом | Урок общеметодологической направленности | Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник: «Секреты русской стилистики» | 07.12 | |
14 | Знаки препинания при вводных словах | Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. | Текущий: опрос, тестирование | Таблица: «Вводные слова» | 14.12 | |
15 | Знаки препинания при вводных словах | Урок общеметодологической направленности | Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов. | Текущий: опрос, тестирование | Таблица: «Вводные слова» | 21.12 | |
16 | Предложения с обращениями | Урок общеметодологической направленности | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | Текущий: опрос, распределительный диктант | Таблица: «Предложения с обращениями» | 28.12 1 полугодие | |
17 | Предложения с обращениями | Урок общеметодологической направленности | Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. | Текущий: опрос, тестирование | Таблица: «Предложения с обращениями» | 11.01 | |
18 | Пунктуационное выделение междометий | Урок общеметодологической направленности | Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что усе и др.). | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 18.01 | |
19 | Практическая работа: «Знаки препинания в простом предложении» | Урок развивающего контроля | Проверка знаний по теме «Знаки препинания в простом предложении» | Итоговый: самостоятельная работа, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 25.01 | |
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч.) |
20 | Сложное предложение | Урок общеметодологической направленности | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 01.02 | |
21 | Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения | Урок общеметодологической направленности | Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. | Текущий: опрос, тестирование | Таблица: «Виды ССП» | 08.02 | |
22 | Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения | Урок общеметодологической направленности | Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения. | Текущий: опрос, тестирование | Таблица: «Виды СПП» | 15.02 | |
23 | Знаки препинания между частями бессоюзного предложения | Урок общеметодологической направленности | Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. | Текущий: опрос, графический диктант | Пунктуационный словарь-справочник | 22.02 | |
24 | Грамматико-интонационный анализ предложений | Урок общеметодологической направленности | Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции | Тематический: письменная работа | Пунктуационный словарь-справочник | 01.03 | |
25 | Грамматико-интонационный анализ предложений | Урок общеметодологической направленности | Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 15.03 | |
26 | Знаки препинания при сочетании союзов | Урок общеметодологической направленности | Особенности постановки знаков препинания при сочетании союзов | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 22.03 | |
27 | Сочетание знаков препинания | Урок общеметодологической направленности | Особенности пунктуации при сочетании знаков препинания | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 05.04 | |
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч.) |
28 | Прямая и косвенная речь | Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Замена прямой речи косвенной | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 12.04 | |
29 | Оформление на письме прямой речи и диалога | Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Графическое оформление диалога. Знаки препинания при диалоге | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 19.04 | |
30 | Разные способы оформления на письме цитат | Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания при цитатах, графическое оформление цитат на письме | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 26.04 | |
Знаки препинания в связном тексте (4 ч.) |
31 | Промежуточная аттестация | Урок развивающего контроля | Проверка знаний за курс 11 класса | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 03.05 | |
32 | Связный текст | Урок общеметодологической направленности | Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. | Текущий: опрос, творческий диктант | Тексты для анализа | 10.05 | |
33 | Контекстуальные и авторские знаки препинания | Урок общеметодологической направленности | Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста | Текущий: опрос, тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 17.05 | |
34 | Абзац | Урок общеметодологической направленности | Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. | Итоговый: тестирование | Пунктуационный словарь-справочник | 24.05 | |
Литература
Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2018
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2018.
Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2018 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2019 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская.
Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2019: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».