СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс  "Русский язык: орфография и пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8



Согласовано:

Утверждено:

старший методист по учебной работе

___________________ И.М. Зяпаева

директор МБОУ Шушенской СОШ № 8

______________________Е.А. Голубидо


от «______» __________________ 2022 г.

Приказ от «_____» _____2022 г. №_____






Рабочая программа

курса «Русский язык: орфография и пунктуация»

для 11 класса



учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Фадеевой Ксении Георгиевны



2022 - 2023 учебный год


Пояснительная записка

Программа курса «Русский язык: орфография и пунктуация» для 11 класса составлена на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8 и с учетом авторской программы Русский язык: 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2018

Курс рассчитан на 34 часа: из расчета – 1 час в неделю, согласно учебному плану школы.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

овладение основными нормами литературного языка;

создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

обучение анализу текста, его интерпретации;

совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;

развитие речевой культуры.


Сво­бодное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способ­ность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характерис­тике речевого общения в целом, особенностям письменного обще­ния, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе стано­вятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический ана­лиз, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет есте­ственную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайн;/ рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая реф­лексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование уме­ния ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их сис­темность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописа­ния, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономер­ностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Та­кое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обоб­щающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации зна­ний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского право­писания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс. Такой под­ход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попут­ное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — со­вершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обоб­щающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семан­тический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, кото­рый в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о про­исхождении слова, но и обменяет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографичес­кие затруднения, вызванные морфемной особенностью того словооб­разовательного образца, которому соответствует данное слово и де­сятки других слов этой группы: - …истка, …иный, …инный т. п.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом за­висит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыс­лей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом раз­ных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассни­ка, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной гра­мотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эф­фективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правопи­сания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразитель­но излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Занятия элективного курса в 11 классе выстраиваются на основе технологии развития критического мышления. На уроках преимущественно применяются следующие приёмы:

  • Инсерт

  • Кластер

  • Синквейн

  • Стратегия «ИДЕАЛ»

  • Стратегия «ЗХУ»

  • Перепутанные логические цепочки

  • Приём «Ромашка Блума»

  • Бортовой журнал

  • Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»









Содержание курса

Речевой этикет в письменном общении (2 ч)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письмен­ном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце пред­ложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препина­ния при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения (1 ч)

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Упот­ребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей пред­ложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: много­точие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)

Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интона­ционные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложе­ния. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные чле­ны, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуа­ционные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной харак­теристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нерас­пространённые, согласованные и несогласованные. Причаст­ный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособления приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным дее­причастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонаци­онные особенности предложений с обособленными обстоятель­ствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных чле­нов предложения.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборо­том. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложе­ния. Уместное употребление в письменной речи разных смысло­вых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложе­ний с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, от­рицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что усе и др.).

Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочинённого пред­ложения. Интонационные и смысловые особенности предложе­ний, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложнопод­чинённого предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри слож­ной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочета­нии союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме пря­мой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объе­динённых одной мыслью, общей стилистической направлен­ностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптималь­ного пунктуационного варианта с учётом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.















Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Количество часов по рабочей программе

Из них

контрольные работы

1

Речевой этикет в письменном общении

2


2

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

3


3

Знаки препинания в конце предложения

1


4

Знаки препинания внутри простого предложения

13


5

Знаки препинания между частями сложного предложения

8


6

Знаки препинания при передаче чужой речи

3


7

Знаки препинания в связном тексте

4

1


Всего

34

1

График проведения контрольных работ

п/п

Наименование контрольной работы

Дата проведения

План

Факт

1

Промежуточная аттестация

03.05



Краткий анализ контрольных работ по истории в 9 классе


п/п

Наименование контрольной работы

Дата

Количество в классе

Выполняло

5

4

3

2

Примечание

1

Промежуточная аттестация

















Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока


Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля, измерители

ЦОР, элементы дополнительного содержания

Дата проведения

План

Факт

  1. Речевой этикет в письменном общении (2 ч.)

1

Речевой этикет как правила речевого поведения

Урок открытия нового знания

Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Текущий: опрос

Презентация: «Речевой этикет»

07.09


2

Речевой этикет при дистанционном письмен­ном общении

Урок открытия нового знания

Особенности речевого этикета при дистанционном письмен­ном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Текущий: опрос

Презентация: «Речевой этикет»

14.09


  1. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч.)

3

История русской пунктуации

Урок открытия нового знания

Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Текущий: опрос

Презентация: «История русской пунктуации»

21.09


4

Основные функции пунктуационных знаков

Урок открытия нового знания

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Текущий: опрос

Пунктуационный словарь-справочник

28.09


5

Разделы русской пунктуации

Урок открытия нового знания

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце пред­ложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препина­ния при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Текущий: опрос

Пунктуационный словарь-справочник

05.10


  1. Знаки препинания в конце предложения (1 ч.)

6

Предложение и его основные признаки

Урок общеметодологической направленности

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Упот­ребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей пред­ложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: много­точие, кавычки, тире в диалоге.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник: «Секреты русской стилистики»

12.10


  1. Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч.)

7

Знаки препинания между членами предложения

Урок общеметодологической направленности

Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интона­ционные особенности этих предложений.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник: «Секреты русской стилистики»

19.10


8

Знаки препинания между однородными членами предложе­ния

Урок общеметодологической направленности

Знаки препинания между однородными членами предложе­ния. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные чле­ны, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуа­ционные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник: «Секреты русской стилистики»

26.10


9

Однородные и неоднородные определения

Урок общеметодологической направленности

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной харак­теристики предложения и его окружения (контекста).

Текущий: опрос, тестирование

Справочник: «Секреты русской стилистики»

09.11


10

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Урок открытия нового знания

Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространённые и нерас­пространённые, согласованные и несогласованные. Причаст­ный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник: «Секреты русской стилистики»

16.11


11

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Урок общеметодологической направленности

Обособления приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным дее­причастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонаци­онные особенности предложений с обособленными обстоятель­ствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник: «Секреты русской стилистики»

23.11


12

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Урок общеметодологической направленности

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных чле­нов предложения

Текущий: опрос, тестирование

Справочник: «Секреты русской стилистики»

30.11


13

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборо­том

Урок общеметодологической направленности

Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник: «Секреты русской стилистики»

07.12


14

Знаки препинания при вводных словах

Урок общеметодологической направленности

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложе­ния.

Текущий: опрос, тестирование

Таблица: «Вводные слова»

14.12


15

Знаки препинания при вводных словах

Урок общеметодологической направленности

Уместное употребление в письменной речи разных смысло­вых групп вводных слов.

Текущий: опрос, тестирование

Таблица: «Вводные слова»

21.12


16

Предложения с обращениями

Урок общеметодологической направленности

Интонационные и пунктуационные особенности предложе­ний с обращениями.

Текущий: опрос, распределительный диктант

Таблица: «Предложения с обращениями»

28.12

1 полугодие


17

Предложения с обращениями

Урок общеметодологической направленности

Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Текущий: опрос, тестирование

Таблица: «Предложения с обращениями»

11.01


18

Пунктуационное выделение междометий

Урок общеметодологической направленности

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, от­рицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что усе и др.).

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

18.01


19

Практическая работа: «Знаки препинания в простом предложении»

Урок развивающего контроля

Проверка знаний по теме «Знаки препинания в простом предложении»

Итоговый: самостоятельная работа, тестирование


Пунктуационный словарь-справочник

25.01


  1. Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч.)

20

Сложное предложение

Урок общеметодологической направленности

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

01.02


21

Знаки препинания между частями сложносочинённого пред­ложения

Урок общеметодологической направленности

Интонационные и смысловые особенности предложе­ний, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Текущий: опрос, тестирование

Таблица: «Виды ССП»

08.02


22

Знаки препинания между частями сложноподчинённого пред­ложения

Урок общеметодологической направленности

Употребление знаков препинания между частями сложнопод­чинённого предложения.

Текущий: опрос, тестирование

Таблица: «Виды СПП»

15.02


23

Знаки препинания между частями бессоюзного пред­ложения

Урок общеметодологической направленности

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Текущий: опрос, графический диктант

Пунктуационный словарь-справочник

22.02


24

Грамматико-интонационный анализ предложений

Урок общеметодологической направленности

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри слож­ной синтаксической конструкции

Тематический: письменная работа

Пунктуационный словарь-справочник

01.03


25

Грамматико-интонационный анализ предложений

Урок общеметодологической направленности

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри слож­ной синтаксической конструкции

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

15.03


26

Знаки препинания при сочета­нии союзов


Урок общеметодологической направленности

Особенности постановки знаков препинания при сочетании союзов

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

22.03


27

Сочетание знаков препинания


Урок общеметодологической направленности

Особенности пунктуации при сочетании знаков препинания

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

05.04


  1. Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч.)

28

Прямая и косвенная речь

Урок общеметодологической направленности

Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Замена прямой речи косвенной

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

12.04


29

Оформление на письме пря­мой речи и диалога

Урок общеметодологической направленности

Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Графическое оформление диалога. Знаки препинания при диалоге

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

19.04


30

Разные способы оформления на письме цитат


Урок общеметодологической направленности

Знаки препинания при цитатах, графическое оформление цитат на письме

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

26.04


  1. Знаки препинания в связном тексте (4 ч.)

31

Промежуточная аттестация

Урок развивающего контроля

Проверка знаний за курс 11 класса

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

03.05


32

Связный текст

Урок общеметодологической направленности

Связный текст как совокупность предложений, объе­динённых одной мыслью, общей стилистической направлен­ностью и единым эмоциональным настроем.

Текущий: опрос, творческий диктант

Тексты для анализа

10.05


33

Контекстуальные и авторские знаки препинания

Урок общеметодологической направленности

Поиски оптималь­ного пунктуационного варианта с учётом контекста

Текущий: опрос, тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

17.05


34

Абзац

Урок общеметодологической направленности

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Итоговый: тестирование

Пунктуационный словарь-справочник

24.05


































Литература



  1. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.

  2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2018

  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2018.

  4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2018 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2019 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская.

  5. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.

  6. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

  7. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2019: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.

  8. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».