Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8
Согласовано: | Утверждено: |
старший методист по учебной работе ___________________ И.М. Зяпаева | директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 _____________________Е.А. Голубидо |
от «______» _________________ 2022 г. | Приказ от «_____» ______2022 г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Русский язык: морфология»
для 9 класса
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Фадеевой Ксении Георгиевны
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса по русскому языку для 9 класса: «Русский язык : морфология» составлена на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8 и с учетом авторской программы Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2018
Курс рассчитан на 34 часа, согласно Учебному плану МБОУ Шушенской СОШ № 8.
Основная цель курса: воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению.
Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов.
Содружество искусств — цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературного искусства в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, в полной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственные предпочтения в искусстве.
Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
Содержание курса
Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)
Имя существительное (2 ч)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
Имя прилагательное (4 ч)
Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные. Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте.
Имя числительное (1 ч)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение (2 ч)
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.
Глагол и его формы (4 ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву). Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит). Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.
Наречие (2 ч)
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи (2 ч)
Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)
Особенности русского синтаксиса (2 ч)
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа (9 ч)
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах. Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.
Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др. Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества. Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.
Стилистические фигуры речи (7 ч)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по рабочей программе | Из них |
контрольные работы |
1 | Имя существительное | 2 | |
2 | Имя прилагательное | 1 | |
3 | Имя числительное | 3 | |
4 | Местоимение | 2 | |
5 | Глагол и его формы | 4 | |
6 | Наречие | 2 | |
7 | Служебные части речи | 2 | |
Синтаксическое богатство русского языка (17 ч) |
8 | Особенности русского синтаксиса | 2 | |
9 | Экспрессивное использование предложений разного типа | 9 | |
10 | Стилистические фигуры речи | 6 | 1 |
| Всего | 34 | 1 |
График проведения контрольных работ
№ п/п | Наименование контрольной работы | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Промежуточная аттестация | 25.04 | |
Краткий анализ контрольных работ по истории в 9 классе
№ п/п | Наименование контрольной работы | Дата | Количество в классе | Выполняло | 5 | 4 | 3 | 2 | Примечание |
1 | Промежуточная аттестация | | | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля, измерители | ЦОР, элементы дополнительного содержания | Дата проведения |
План | Факт |
Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч) Имя существительное (2 ч) |
1 | Имя существительное | Урок открытия нового знания | Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики. | Текущий: опрос, беседа | Презентация: «Морфологические средства выразительности речи» | 06.09 | |
2 | Грамматические категории имени существительного | Урок открытия нового знания | Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. | Текущий: опрос, письменная работа | Тексты для анализа | 13.09 | |
Имя прилагательное (4 ч) |
3 | Имя прилагательное | Урок открытия нового знания | Имя прилагательное как часть речи. Особенности правописания имен прилагательных. Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. | Текущий: опрос, проверочная работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 20.09 | |
4 | Разряды имен прилагательных | Урок открытия нового знания | Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. | Текущий: письменная работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 27.09 | |
5 | Употребление имен прилагательных | Урок открытия нового знания | Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. | Тематический: письменная работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 04.10 | |
6 | Сложные прилагательные | Урок открытия нового знания | Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные. Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте. | Текущий: опрос, практическая работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 11.10 | |
Имя числительное (1 ч) |
7 | Имя числительное | Урок открытия нового знания | Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах. | Текущий: опрос, письменная работа | Плакат «Склонение имен числительных» | 18.10 | |
Местоимение (2 ч) |
8 | Местоимение | Урок открытия нового знания | Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. | Текущий: опрос, проверочная работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 25.10 1 четверть | |
9 | Употребление местоимений | Урок открытия нового знания | Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство. | Текущий: опрос, письменная работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 08.11 | |
Глагол и его формы (4 ч) |
10 | Глагол | Урок открытия нового знания | Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. | Текущий: опрос, письменная работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 15.11 | |
11 | Усечённые глаголы | Урок открытия нового знания | Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву). Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 22.11 | |
12 | Употребление глаголов | Урок открытия нового знания | Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит). | Текущий: опрос, тестирование | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 29.11 | |
13 | Инфинитив | Урок открытия нового знания | Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах. Особенности графического обозначения инфинитива на письме. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 06.12 | |
Наречие (2 ч) |
14 | Наречие | Урок открытия нового знания | Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи. | Текущий: опрос, тестирование | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 13.12 | |
15 | Употребление наречий | Урок открытия нового знания | Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски. | Тематический: самостоятельная работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 20.12 | |
Служебные части речи (2 ч) |
16 | Служебные части речи | Урок открытия нового знания | Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. | Текущий: опрос, письменная работа | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 27.12 2 четверть | |
17 | Употребление служебных частей речи | Урок открытия нового знания | Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение. | Тематический: анализ текста | Справочник по русскому языку «Секреты морфологии» | 10.01 | |
Синтаксическое богатство русского языка (17 ч) Особенности русского синтаксиса (2 ч) |
18 | Синтаксис | Урок открытия нового знания | Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов. | Промежуточный: опрос, письменная работа | Карточки с заданиями | 17.01 | |
19 | Синтаксические конструкции | Урок открытия нового знания | Синтаксические конструкции: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств. | Текущий: опрос, письменная работа | Карточки с заданиями | 24.01 | |
Экспрессивное использование предложений разного типа (9 ч) |
20 | Интонация побудительных и вопросительных предложений | Урок открытия нового знания | Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. | Текущий: опрос, беседа | Карточки с заданиями | 31.01 | |
21 | Восклицательные предложения. Риторический вопрос | Урок открытия нового знания | Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах. | Текущий: опрос, беседа | Карточки с заданиями | 07.02 | |
22 | Односоставные предложения | Урок открытия нового знания | Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. | Текущий: опрос, беседа | Карточки с заданиями | 14.02 | |
23 | Номинативные предложения | Урок открытия нового знания | Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи. Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. | Текущий: опрос, графический диктант | Карточки с заданиями | 21.02 | |
24 | Слова-предложения | Урок открытия нового знания | Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). | Тематический: письменная работа | Карточки с заданиями | 28.02 | |
25 | Роль союзов в сложном предложении | Урок открытия нового знания | Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др. | Текущий: опрос, самостоятельная работа | Карточки с заданиями | 07.03 | |
26 | Бессоюзные предложения | Урок открытия нового знания | Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества. | Текущий: опрос, тестирование | Карточки с заданиями | 14.03 | |
27 | Прямая речь | Урок открытия нового знания | Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. | Промежуточный: самостоятельная работа | Карточки с заданиями | 21.03 3 четверть | |
28 | Период | Урок открытия нового знания | Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём. | Промежуточный: самостоятельная работа | Карточки с заданиями | 04.04 | |
Стилистические фигуры речи (6 ч) |
29 | Стилистические фигуры речи | Урок открытия нового знания | Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). | Промежуточный: самостоятельная работа | Карточки с заданиями | 11.04 | |
30 | Стилистические фигуры в художественном тексте | Урок открытия нового знания | Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания. | Текущий: письменная работа | Словарь-справочник «Изобразительно-выразительные средства языка» | 18.04 | |
31 | Промежуточная аттестация | Урок развивающего контроля | Проверка знаний за курс «Морфологические средства выразительности русской речи» в 9 классе. Итоговое тестирование | Итоговый: тестирование | Карточки с задания ми | 25.04 | |
32 | Индивидуально-авторские особенности синтаксиса | Урок открытия нового знания | Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. Анализ художественного текста на предмет индивидуально-авторских особенностей синтаксиса | Тематический: анализ текста | Словарь-справочник «Изобразительно-выразительные средства языка» | 02.05 | |
33 | Устный доклад | Урок открытия нового знания | Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи. | Итоговый: письменная работа | Словарь-справочник «Изобразительно-выразительные средства языка» | 16.05 | |
34 | Практическая работа «Изобразительно-выразительные средства языка» | Урок развивающего контроля | Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. | Тематический: самостоятельная работа | Словарь-справочник «Изобразительно-выразительные средства языка» | 23.05 | |
Литературно-методическое обеспечение
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка). — М., 2012.
Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 2015.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10—11 классы. — М.. 2017.
Граник ГТ., Бондарснко С.М. Секреты пунктуации. — М., 2016.
Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.. 2011.
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. — М., 2014.
Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 2010.
Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2016.
Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык: Интегративное учебное пособие по русскому языку: 10— 11 классы.— Л., 2015.
Максимов В.И. К тайнам словообразования. — М., 2010.
Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. — М., 2012.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. — Л., 2016.
Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. — М., 2013
Новиков Л.А. Искусство слова. — М., 2012.
Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. — М., 2017.
Солганик ГЛ. От слова к тексту. — М., 2013.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 2016.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 2016.
Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. – М., 2010.
Григорьев В.П. Поэтика слова. — М., 2009.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. — М., 2006.