СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Теория написания сочинения" 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Теория написания сочинения" 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Теория написания сочинения" 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс “Теория написания сочинения ” предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 35 часов. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.




Специфика элективного курса

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.


Цели и задачи обучения

Цель данного курса:

  • помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;

  • совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и экзаменационному сочинениям;

  • подготовить учащихся к выпускному экзамену.



Основными задачами курса являются:

  •  изучение элективного курса в соответствии с познавательными и учебными потребностями детей;

  • обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

  • совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;

  • развитие продуктивного мышления через анализ художественных произведений, творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

  • сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;

  • развитие способности к самостоятельной деятельности;

  • привитие стремления к приобретению знаний.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

10 КЛАССА


Учащиеся должны:

  • понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

  • знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

  • уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

  • хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

  • воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

  • уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;

  • самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.



СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)


Школьное сочинение как текст ( 4 ч.)

Школьное сочинение как текст. Основные признаки текста. Требования к итоговому сочинению. Критерии оценки итогового сочинения.


Роды и жанры литературы (4 ч.)

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры. Содержание и форма литературного произведения. Тема, идея, проблематика художественного произведения. Композиция. Язык художественного произведения. План анализа произведений разных жанров.


Типы тем сочинений (5 ч.)

Тематика сочинений, особенности их построения. Темы, посвященные образам героев. Темы на сопоставление образов героев. Темы, предполагающие анализ композиции произведения. Темы, предполагающие анализ системы персонажей.

Темы, посвященные лирике.


Жанры сочинений (4 ч.)

Жанры сочинений, их своеобразие. Сочинение-рассуждение литературоведческого характера. Сочинение-рассуждение проблемного характера. Эссе.



Тематические направления сочинений (17 ч.)

Тематические направления сочинений: «Дружба», «Дружба и вражда», «Цели и средства». Темы сочинений по тематическим направлениям. Литературные произведения, цитаты по тематическим направлениям. Тезисы и вопросы, работа над планом по тематическим направлениям. Написание сочинений по тематическим направлениям.


Обобщение изученного (1 ч.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

10 класс


п/п

Название раздела

Всего часов

1

Школьное сочинение как текст

4

2

Роды и жанры литературы

4

3

Типы тем сочинений

5

4

Жанры сочинений

4

5

Тематические направления сочинений

17

6

Обобщение изученного

1


Итого

35


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 10 КЛАССА

на 2017-2018 учебный год


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.


Школьное сочинение как текст

4



1

Школьное сочинение как текст

1



2

Основные признаки текста

1



3

Требования к итоговому сочинению

1



4

Критерии оценки итогового сочинения

1




Роды и жанры литературы

4



5

Эпическое произведение. План анализа эпического произведения

1



6

Композиция эпического произведения

1



7

Анализ эпического произведения

1



8

Лирическое произведение. План анализа лирического произведения

1




Типы тем сочинений

5



9

Типы тем сочинений. Темы, посвященные образам героев

1



10

Темы на сопоставление образов героев

1



11

Темы, предполагающие анализ композиции произведения

1



12

Темы, предполагающие анализ системы персонажей

1



13

Темы, посвященные лирике

1




Жанры сочинений

4



14

Жанры сочинений

1



15

Сочинение-рассуждение литературоведческого характера

1



16

Сочинение-рассуждение проблемного характера

1



17

Эссе

1




Тематические направления сочинений

17



18

Тематическое направление «Дружба»

1



19

Темы сочинений тематического направления «Дружба»

1



20

Литературные произведения, цитаты по тематическому направлению «Дружба»

1



21

Тезисы и вопросы по тематическому направлению «Дружба»

1



22

Работа над планом по тематическому направлению «Дружба»

1



23

Написание сочинения по тематическому направлению «Дружба»

1



24

Тематическое направление «Дружба и вражда»

1



25

Темы сочинений тематического направления «Дружба и вражда»

1



26

Литературные произведения, цитаты по тематическому направлению «Дружба и вражда»

1



27

Тезисы и вопросы, работа над планом по тематическому направлению «Дружба и вражда»

1



28

Написание сочинения по тематическому направлению «Дружба и вражда»

1



29

Тематическое направление «Цели и средства»

1



30

Темы сочинений тематического направления «Цели и средства»

1



31

Литературные произведения, цитаты по тематическому направлению «Цели и средства»

1



32

Тезисы и вопросы по тематическому направлению «Цели и средства»

1



33

Работа над планом по тематическому направлению «Цели и средства»

1



34

Написание сочинения по тематическому направлению «Цели и средства»

1




Обобщение изученного

1



35

Повторение, обобщение изученного

1




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 1995.

  2. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995.

  3. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2008.

  4. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

  5. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979.

  6. Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965.

  7. Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 1973.

  8. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004.

  9. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.

  10. Торкунова Т.В. Как писать сочинение. – М.: Рольф, 1999.

  11. Сайт Инессы Перовой

  12. Сайт Захарьиной Е.А.

  13. Сайт «Грамота»// http://www.gramota.ru/

  14. Сайт «Культура письменной речи»// http://www.gramma.ru/

  15. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  16. www.fipi.ru – «Федеральный институт педагогических измерений»

  17. http://slovari.yandex.ru/

  18. http://ru.wikipedia.org/

  19. http://feb-web.ru/