СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Учимся анализировать поэтический текст»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для воспитания у учащихся интереса к поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Учимся анализировать поэтический текст»»

МБОУ Павловская СШ











Программа элективного курса по литературе: "Учимся анализировать поэтический текст"











Составила: Аниськова Т.А. –

учитель русского языка и литературы.





2022г.

Программа элективного курса «Учимся анализировать поэтический текст»

34 часа (1 час в неделю)

Элективные курсы (курсы по выбору) - играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы, в нашей школе они обязательны для старшеклассников. Элективный курс " Учимся анализировать поэтический текст " , является комплексным.


Цели курса:
1. Повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение у него стремления к вдумчивому чтению;

2. Формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова;

3. Строить речевое высказывание в письменной и устной форме;

4. Способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности ученика.

Предметом изучения данного курса являются важнейшие категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.
Задачи курса:
1. Дальнейшее постижение учащимся специфики литературы как вида искусства;

2. Систематизация знаний по теории литературы, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, отработка навыка использования термина и понятия на инструментальном уровне;

3. Обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;

4. Формирование умения самостоятельно анализировать произведение;

5. Сформировать у обучающихся умения и навыки грамотного анализа поэтического произведения, как в целом, так и отдельных его сторон: смысла и формы, звука и стиха, рифмы, ритма, строфики. Особое внимание уделяется "лирическому переживанию", "лирическому герою" и "лирическому персонажу" - ключевым понятиям поэтического текста.

6. Добиться понимания того, что анализ поэтического текста не самоцель, а средство для достижения художественного восприятия, для совершенствования читательского мастерства.

В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения .Данная технология анализа поэтического текста требует преимущественного внимания именно к его художественной форме: к структуре образной системы стихотворения, к полисемантизму, то есть многозначности ключевых слов текста, взаимодействию этих множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций, к ритмической, звуковой организации стиха и т.д.. Такой разнонаправленный анализ формы позволит глубже понять содержание, постигнуть произведение во всей его сложности и многозначности.

Организационно курс состоит из двух блоков, первый из которых (Особенности стихотворной речи), как показывает практика, является для обучающихся более сложным при анализе поэтического произведения. Изучаемый в этом блоке теоретический материал, закрепленный практическими занятиями с использованием знакомых учащимся произведений, позволит глубже и полнее воспринять поэтический текст во всем богатстве его содержания и насладиться прелестью его звучания.

Содержание курса

1. Жизнь стиха. Как читать и понимать стихи (Особенности стихотворной речи)

Стихи и проза. Отличие стихотворной речи от прозаической. Художественные задачи, стоящие перед поэтом и прозаиком. Ритмическая (ритмизированная) проза (А.Белый "Петербург"). Поэзия, ее соотнесение со стихом и литературным языком. Поэзия и лирика. Тематическое подразделение лирики (политическая, пейзажная, философская, любовная, лирика дружбы и т.д).. Формы лирики. Образ-переживание. Содержание лирического переживания. Лирическое переживание и непосредственное впечатление автора. Образ лирического героя. Личность поэта и лирический герой. Создание образа лирического героя. Лирический персонаж, разновидности (группы) лирического персонажа. Лиро-эпические жанры. Смысл и форма стихотворения. Стиховые единицы - строфа и строка. Ритм стиха. Стопа. Пиррихий. Спондей. Паузы в стихе. Паузы-словоразделы. Значение словораздела в поэтических произведениях. Цезура. Перенос, его роль в поэтическом произведении. Слово в стихе, его подчеркнутость, выделенность, особая выразительность. Тоническая система стихосложения. Дольник Верлибр (свободный стих). Звук и стих. Разнообразие фонетического построения стиха: звуковой повтор в начале строки (единоначатие), повторы в стихе согласных звуков (аллитерация), повторение гласных в стихе (ассонанс). Клаузулы и рифмы. Типы строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен),шестистишие (секстина), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).

2. Основные приемы и принципы анализа поэтического текста

Современные подходы к анализу поэтического текста. Различение понятий "первичное эмоциональное восприятие", "анализ" и "интерпретация". Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др. Поэтапное составление алгоритма анализа: первичное восприятие текста, ассоциации, которые вызывают у нас образы данного текста, выстраивание ассоциативных образных цепочек, выявление авторской позиции, обращение к художественным деталям, синтаксическим особенностям, звуковой организации и т.п.; сопоставление с другими произведениями того же автора, рассмотрение текста в контексте мировой литературы Анализ произведений русской поэзии в хронологической и художественной последовательности: романтическое двоемирие в стихотворении В.Жуковского "Вечер". Образ свободы и воли в поэзии А.С.Пушкина. Многообразие их художественного воплощения Сопоставительный анализ стихотворений "Узник" и "Монастырь на Казбеке". Семантика понятий свободы и воли у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Сопоставительный анализ стихотворений "Монастырь на Казбеке" и малоизвестного стихотворения М.Ю.Лермонтова "Крест на скале". Мотивы одиночества и бунтарства в романтическом мире М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений "Утес", "Узник", "Желанье" (общие мотивы, образы, основополагающие признаки его художественного мира). Философия природы и ее художественное воплощение в поэзии Ф.И.Тютчева. Дисгармоничность художественного мира поэта. Философия стихотворения "Сны" (Тютчев и Державин). Мир красоты и гармонии в поэзии А.Фета: "На стоге сена ночью южной", "Уснуло озеро", "Шепот, робкое дыханье…". Музыка стиха А.Фета, значение интонации, звукописи в достижении поэтического эффекта. Реалистическая система поэзии Н.А.Некрасова. Многозначность образа и точность словоупотребления. Романтическое двоемирие и реалистический образ: сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова "Я рано встал, недолги были сборы…" и стихотворения В.А.Жуковского "Пилигрим". Заключение. Повторение пройденного.

Тематическое планирование курса

 

Тематика занятий

Теория

Практика

 

Жизнь стиха (Особенности стихотворной речи)

 

 

1

Стих и проза

1

 

2

Сопоставление описание бурана в степи из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и стихотворения «Бесы»

 

1

3

Поэзия и лирика. Жанровые особенности

1

 

4

Жанровое своеобразии поэзии Рылеева. Определить жанр каждого из семи предложенных стихотворений Рылеева. Указать жанровые признаки содержания и стиля

 

1

5

Лирическое переживание

1

 

6

Сопоставление «Я помню чудное мгновенье» с прозаическими письмами А.С.Пушкина

 

1

7

Лирический герой

1

 

8

Лирический персонаж

1

 

9

Лиро-эпический жанр

1

 

10

Признаки эпического и лирического произведения в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

 

1

11

Смысл и форма. Стиховые единицы – строка и строфа

1

 

12

Ритм стиха. Строка и стопа. Пиррихий. Спондей

1

 

13

Иллюстрация двусложных и трехсложных размеров на примерах произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Твардовского, Н.А.Некрасова, К.Бальмонта, А.Суркова, В.Луговского

 

1

14

Паузы в стихе. Цезура – постоянный словораздел в стихе на два полустишья

1

 

15

Перенос – разделение грамматического предложения стихотворной строкой

1

 

16

Использование различных интонационно-ритмических средств в поэме А.Твардовского «Василий Теркин» и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

 

1

17

Слово в стихе. Короткая строка, ее особая выразительность

1

 

18

Тоническое стихосложение. Дольник

1

 

19

Особый строй стиха – верлибр

1

 

20

Клаузулы и рифмы

1

 

21

Различные типы строф

1

 

22

Анализ рифмы, ритма, строфики стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Блока, В.Брюсова

 

1

23

24

Составление алгоритма поэтапного анализа поэтического текста: семантический анализ, анализ изобразительных средств, анализ стихотворения в контексте

2

 

25

26

 

Пейзаж души. Анализ стихотворения В.Жуковского «Вечер». Сопоставление с отрывком из оды М.Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве…»

2

 

27

 

А.С.Пушкин.Сопоставительный анализ стихотворений «Узник» и «Монастырь на Кавказе»

1

 

28

29

 

Два художественных мира (Пушкин и Лермонтов). Сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Кавказе» и малоизвестного стихотворения М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

2

 

30

«Одиночество» и «свобода» в поэзии М.Ю.Лермонтова (стихотворения «Утес», «Узник», «Желанье»)

1

 

31

«Пылающая бездна» поэзии Ф.И.Тютчева (Анализ стихотворения «Сны»)

1

 

32

Художественный мир А.Фета. Анализ стихотворения «На стоге сена ночью южной…»

1

 

33

Гармония и красота бытия в поэзии А.Фета. Анализ стихотворений «Уснуло озеро…», «Шепот, робкое дыханье…»

1

 

34

Заключительное занятие. Повторение пройденного

1

 

 

Курс обеспечен учебными пособиями, которыми располагает гимназическая библиотека, методический кабинет гимназии, кабинет литературы и русского языка, среди них:

  • 1. Е.В.Коркина. Литература. Работа с поэтическими текстами. Практические задания. 9-11 классы.

  • 2. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А.Шаповал. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум 8-11 классы

  • 3. Ю.М.Лотман. Анализ поэтического текста

  • 4. Ю.М.Лотман В школе поэтического слова

  • 5. А.П.Квятковский. Школьный поэтический словарь

  • 6. Словарь юного филолога

  • 7. Словарь литературоведческих терминов

Список использованной литературы

  • 1. Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С.Генералова. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие. Москва.Издательство "Экзамен", 2005г.

  • 2. В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. Методическое пособие. Санкт-Петербург "Паритет", 2003г.

  • 3. Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе. 10 класс. Методическое пособие. Санкт-Петерберг "Паритет", 2004г.

  • 4. Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Исследования по теории стиха. Ленинград "Наука". Ленинградское отделение, 1978г.

  • 5. Ю.А.Лотман. Анализ поэтического текста. Ленинград "Просвещение".1972г.

  • 6. Л.И. Тимофеев. По воле истории. Методология изучения стиха и русской поэзии. Москва "Современник", 1976г.