СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса внеурочной деятельности "Русский язык: культура речи" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса внеурочной деятельности "Русский язык: культура речи" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса внеурочной деятельности "Русский язык: культура речи" 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8

Согласовано:

Утверждено:

старший методист по учебной работе

___________________ В.А. Конозакова

директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 _____________________А.В. Полежаева

от «______» _________________ 2019 г.

Приказ от «_____» ______2019 г. №____




Рабочая программа

курса «Русский язык: культура речи»

для 8 класса



учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Фадеевой Ксении Георгиевны



2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Программа курса «Русский язык: культура речи» для 8 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8.

Курс рассчитан на 34 часа, согласно учебному плану школы

Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестирования.

Развитие культуры речевого поведения, овладение норма­ми национального речевого этикета — одно из важнейших требова­ний государственного образовательного стандарта по русскому язы­ку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура ре­чевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формула­ми, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств об­щения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в рече­вом самосовершенствовании.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербаль­ном уровне происходит в результате систематического и целенаправлен­ного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддер­жания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внима­ние при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к со­беседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики так­же знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие веж­ливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галант­ность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культур­ного и воспитанного человека.

Формы организации работы учащихся должны носить преимуще­ственно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные рече­вые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.

В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Не­обходимо широко распространять научные знания, культивировать лучшие национальные традиции и формы доброжелательного обхож­дения в современном обществе. Речевой этикет очень нуждается в ак­тивном изучении, описании, сохранении.


Содержание курса

Роль речевого этикета в письменном общении (6 ч)

Особенности письменного общения. Роль речевого эти­кета в письменном общении.

Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письмен­ные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при письменном дистанци­онном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Из истории эпистолярного жанра в России.

Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (14ч)

Вербальные и невербальные средства общения. Роль не­вербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.

Национальные особенности жестов, мимики.

Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этике­том; их значение и сфера употребления. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие.

Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях.

Характеристика словарей языка жестов.

Мимика, поза человека как дополнительный источник инфор­мации о собеседнике в процессе общения (характер, настроение; одобрение / неодобрение; доверие / недоверие; желание / нежела­ние скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т. п.).

Интонация и культура речевого общения (15ч)

Интонация, её основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.

Интонация и правила речевого этикета.

Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.































Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока


Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля, измерители

ЦОР, элементы дополнительного содержания

Дата проведения

План

Факт

  1. Роль речевого этикета в письменном общении (6 ч.)

1

Речевое общение

Урок открытия нового знания

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменная и устная. Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла -к средствам его выражения-

в устной речи - в письменной речи

Текущий: опрос, беседа

Презентация: «Речевой этикет»

6.09


2

Особенности письменной речи

Урок открытия нового знания

Особенности письменной речи: использование для передачи мысли средств письма (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учи­тывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, ре­цензии, статьи, репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.). Возникновение и развитие письма как средства общения.

Текущий: опрос, беседа

Тексты для анализа

13.09


3

Зачины и концовки писем

Урок открытия нового знания

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дис­танционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, теле­факс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением пра­вил речевого этикета. Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

Текущий: опрос, проверочная работа

Презентация к занятию

20.09


4

Письмен­ные формы поздравления, приглашения, приветствия

Урок открытия нового знания

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Речевая ситуация и употребление этикетных формул обраще­ния, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.. Жесты и мимика; использование их в общении.

Тематический: письменная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

27.09


5

Особенности речевого этикета при письменном дистанци­онном общении

Урок открытия нового знания

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Общая характеристика норм речевого этикета, которые:

1) предписывают употребление этикетных знаков;

2) запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях. Речевая ситуация; её основные характеристики (кто — ко­му — о чём — где — когда — зачем — почему). Языковые сред­ства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикет­ной формулы. Этикетный диалог.

Текущий: опрос, беседа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

4.10


6

История эпистолярного жанра в России

Урок общеметодологической направленности

История эпистолярного жанра в России. Особенности речевого оформления писем в разные периоды развития эпистолярного жанра. Примеры писем разных лет. Воссоздание письма

Текущий: опрос, тестирование

Презентация «Эпистолярный жанр в России»

11.10


  1. Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (14 ч.)

7

Вербальные и невербальные средства общения

Урок открытия нового знания

Вербальные и невербальные средства общения. Роль не­вербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.


Текущий: опрос, тестирование

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

18.10


8

Национальные особенности жестов, мимики

Урок открытия нового знания

Национальные особенности жестов, мимики. Сравнительные сопоставительные характеристики жестов и мимики русского человека. Сравнение с иностранцами и их мимикой и жестами при разговоре

Текущий: опрос, беседа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

25.10

1 четверть


9

Типичные жесты, принятые речевым этикетом

Урок открытия нового знания

Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этике­том; их значение и сфера употребления. Анализ ситуаций употребления жестов при общении

Текущий: опрос, беседа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

8.11


10

Сфера употребления жестов

Урок открытия нового знания

Сфера употребления жестов. Основные характерные особенности употребления жестикуляции. Уместное и неуместное использование жестикуляции. Знакомство с понятием «Излишняя жестикуляция»

Текущий: опрос, тестирование

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

15.11


11

Усилительные жесты

Урок открытия нового знания

Основные разновидности жестов: усилительные жесты. Сфера употребления. Особенности использования данного типа жестов при устном общении

Текущий: опрос, тестирование

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

22.11


12

Изобразительные жесты

Урок открытия нового знания

Основные разновидности жестов: изобразительные жесты. Сфера употребления. Особенности использования данного типа жестов при устном общении

Текущий: опрос, тестирование

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

29.11


13

Указательные жесты

Урок открытия нового знания

Основные разновидности жестов: указательные жесты. Сфера употребления. Особенности использования данного типа жестов при устном общении

Текущий: опрос, тестирование

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

6.12


14

Регулирующие жесты

Урок открытия нового знания

Основные разновидности жестов: регулирующие жесты. Сфера употребления. Особенности использования данного типа жестов при устном общении

Текущий: опрос, тестирование

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

13.12


15

Мимика и жесты героев художественных произведений

Урок открытия нового знания

Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях. Анализ речевых ситуаций, описание героев художественных произведений. Герои комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя


Тематический: анализ литературного героя

Кадры из фильмов по художественным произведениям

20.12


16

Мимика и жесты героев художественных произведений

Урок открытия нового знания

Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях. Анализ речевых ситуаций, описание героев художественных произведений. Герои комедии «Горе от ума». А.С.Грибоедова


Тематический: анализ литературного героя

Кадры из фильмов по художественным произведениям

27.12

2 четверть


17

Мимика и жесты героев художественных произведений

Урок открытия нового знания

Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях. Анализ речевых ситуаций, описание героев художественных произведений

Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


Тематический: анализ литературного героя

Кадры из фильмов по художественным произведениям

10.01


18

Словари языка жестов

Урок открытия нового знания

Знакомство со словарями языка жестов. Изучение жестов, используемых глухими, слабослышащими, глухонемыми. Особенности употребления жестикуляции людьми с нарушениями слуха

Промежуточный: опрос, письменная работа

Словарь языка жестов

17.01


19

Мимика в процессе общения

Урок открытия нового знания

Мимика человека как дополнительный источник инфор­мации о собеседнике в процессе общения (характер, настроение; одобрение / неодобрение; доверие / недоверие; желание / нежела­ние скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т. п.)

Текущий: опрос, письменная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

24.01


20

Поза в процессе общения

Урок открытия нового знания

Поза человека как дополнительный источник инфор­мации о собеседнике в процессе общения (характер, настроение; одобрение / неодобрение; доверие / недоверие; желание / нежела­ние скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т. п.).

Текущий: опрос, беседа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

31.01


  1. Интонация и культура речевого общения (15 ч.)

21

Интонация

Урок открытия нового знания

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звуча­щей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Текущий: опрос, беседа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

7.02


22

Интонационные паузы

Урок открытия нового знания

Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смыс­ловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особеннос­ти обозначения пауз в письменном художественном тексте.

Текущий: опрос, беседа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

14.02


23

Логическое ударение

Урок открытия нового знания

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте. Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значе­нием противопоставления, сравнения и т. п.). Выделение логическим ударением нового или ключевого по­нятия в тексте.

Текущий: опрос, графический диктант

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

21.02


24

Мелодика речи

Урок открытия нового знания

Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения движения голоса при подго­товке к выразительному чтению текста.

Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста. Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэти­ческого текста. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение ху­дожественных произведений.

Тематический: письменная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

28.02


25

Темп речи

Урок открытия нового знания

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествователь­ные предложения; предложения с обособленными членами и т. д.)

Текущий: опрос, самостоятельная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

6.03


26

Тон речи

Урок открытия нового знания

Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функция интонации в ре­чевом общении.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

13.03


27

Правила речевого этикета

Урок открытия нового знания

Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.

Промежуточный: самостоятельная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

20.03

3 четверть


28

Правила речевого этикета

Урок открытия нового знания

Ситуация речевого общения и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовлен­ное и спонтанное общение. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Промежуточный: самостоятельная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

3.04


29

Согласованность интонации

Урок открытия нового знания

Особенности устной речи: использование средств звуча­щей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя.

Промежуточный: самостоятельная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

10.04


30

Словесный состав фраз

Урок открытия нового знания

Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.

Текущий: письменная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

17.04


31

Этикетные формулы

Урок открытия нового знания

Основные требования к содержанию и языковому оформле­нию устного высказывания. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.

Роль орфоэпии в устном общении.

Текущий: письменная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

24.04


32

Промежуточная аттестация

Урок развивающего контроля

Проверка знаний за курс «Речевой этикет» в 8 классе. Итоговое тестирование

Итоговый: тестирование

Карточки с заданиями

8.05


33

Комплименты. «Вежливые» слова

Урок открытия нового знания

Условия речевого общения: наличие мотива и цели общения, предмета речи, участников общения, наличие у собеседников об­щих знаний о мире, социокультурных нормах и стереотипах рече­вого поведения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Особенности употребления в речи «вежливых слов». Уместность употребления. Возрастные особенности употребления данных слов

Текущий: опрос, творческий диктант

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

15.05


34

Практическая работа «Правильная речь»

Урок развивающего контроля

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие. Использование знака акцента (словесного ударения) для раз­личения слов-омографов в языковых каламбурах.


Тематический: самостоятельная работа

Справочник «Речевой этикет. Секреты Риторики»

22.05






Литературно-методическое обеспечение


  1. Быстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2012.

  2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 2013.

  3. Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 2001.

  4. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 2001.

  5. Крейдлин Г.Е., Кротауз М.А. Семиотика, или Азбука обще­ния. — М., 2007.

  6. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 2007.

  7. Леонтъев А.А. Путешествие по карте языков мира. — М., 2011.

  8. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Ком­ментарий. — Л., 2003.

  9. Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. - М., 2004.

  10. Львова С.И. Речевой этикет. — М., 2005.

  11. Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 2002.

  12. Матвеев ВМ.,Панов АЛ. В мире вежливости. — М., 2006.

  13. Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск, 2000.

  14. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 2001.

  15. Скворцов Л.И. Культура языка — достояние социалистичес­кой культуры. — М., 2001.

  16. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 2002.

  17. Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 2001.

  18. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

  19. Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.

  20. Акишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разгово­ра. - М., 2000.

  21. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. — М., 2008.

  22. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского пись­ма. - М., 2001.

  23. Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

  24. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 2009.

  25. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

  26. Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

  27. Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 2001.

  28. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 2002.

  29. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

  30. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 2009.

  31. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистичес­кий и методический аспекты. — М., 2006.

  32. Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.

  33. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этике­та. - М., 2003.

  34. Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 2000.

  35. Читать человека как книгу / сост. Е. Знак. — М., 2008.

  36. Язык жестов / сост. А. Мельник. — М., 2003.