МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Г.УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа Утверждаю
рассмотрена на заседании ШМО директор МОУ СОШ№2
учителей гуманитарного цикла Л.М. Кузнецова
проведена экспертиза
в управлении образования
ПРОГРАММА
элективного курса
«Мой город на карте России»
для учащихся 9-х классов
Учитель истории,
обществознания,
краеведения
Лаврова Г.М.
Углегорск
Пояснительная записка.
Курс рассчитан на 14 часов.
I.Статус курса: Элективный курс по выбору учащихся.
II.Вид курса: Межпредметный. Имеет тесную связь с курсами обществознания, истории, географии.
В основу построения курса положены хронологический и тематико - проблемный принципы.
Данная программа составлена для предпрофильного обучения учащихся 9 классов.
III.Актуальность курса: программа включает новые для девятиклассников знания о малой Родине, Углегорском районе и городе Углегорске, привлечет предметным содержанием, создаст условия для формирования целостного личностно обусловленного образа окружающего мира у подростков, поможет сделать обоснованной выбор профиля в старшей школе. Для элективного курса «Мой город на карте России» характерны: Принцип плюрализма регионального своеобразия культур, готовность к конструктивному диалогу и взаимодействию внутри локального сообщества;
Этой темы не содержится в базовой программе «Краеведение» 9 классов.
IV.Цели: Курс призван обеспечить:
Овладение основами знаний о природе, историческом пути и культурном развитии Углегорского района и города Углегорска с древнейших времен до наших дней;
Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе полученных знаний;
Преемственность исторической памяти и исторического опыта поколений;
Воспитание патриотизма;
Изучение курса призвано помочь школьникам постич скрытые смыслы повседневной культуры и жизни сахалинцев;
Развитие самостоятельного исследовательского навыка;
Овладение технологий написания реферата, публичного выступления.
Курс предполагает использование таких современных форм учебных занятий и отчетности как проектные работы, творческие эссе на основе исследовательской деятельности в библиотеках, архивах и музее, участие в дискуссиях, конференциях, олимпиадах, игровых ситуациях.
VI. Гипотеза: В результате изучения курса «Мой город на карте Росси» подростки будут с большим уважением относиться к людям, живущим рядом с ними, гордиться своим городом, беречь природу и с достоинством носить звание – САХАЛИНЕЦ.
Программа курса.
Введение: (1ч) Мой город на карте России.
Тема 1 (2ч) Физико – экономико-географическое положение Углегорского района и города Углегорска.
Местоположение района на карте Сахалинской области. Климат, растительный и животный мир, обитатели Татарского пролива.
Понятие топонимика. История в названиях на карте Углегорского района.
Тема 2 (1ч.) История Углегорского района с древнейших времен.
2.1 Памятники археологии. Стоянки древних людей, быт, культура (праздники); тончи, айны и др., жители Углегорского района.
Тема 3 (2ч.) История города в 20е – нач. 40х г.г.
3.1 Архитектурные памятники Японского периода. Синтоистские храмы.
3.2 Округ Эсутору периода Карафуто.
Тема 4 (2ч.) История города в 40е г. ХХ века.
4.1 Падение Эсутору в сентябре 1945 года.
4.2 Освобождение города, и освободители. Углегорск советский. Указ о присвоении названия г. Углегорску.
Тема 5 История Углегорского района 1940е – 2006г.
5.1 Где эта улица, где этот дом. Строительство в городе. Культурные, административные здания. История в названиях улиц.
5.2 Дорогие мои земляки. Судьбы тех, кто живет рядом с нами.
Тема 6 (2ч) Развитие культуры образования, медицина Углегорского района и города Углегорска. Архитектурные памятники советского периода. Краеведческий музей.
6.1 Дома культуры, художественная самодеятельность. Углегорск литературный, поэзия и проза углегорских авторов.
6.2 Становление школьного образования. История моей школы.
Тема 7 Итоговые занятия.
7.1 Экскурсия в музей.
7.2 Защита проектов.
Учебно-тематический план.
№ п /п | Тема | Час | Содержание |
1 ч. 2 ч. 1.1 1.2 | Вводный урок: Мой город на карте России Тема 1. Физико-экономико- географическое положение города и района Местоположение района на карте сахалинской области. Климат, растительный и животный мир, обитатели Татарского пролива. Понятие топонимика. История в названиях на карте углегорского района. | 1ч 1ч 1ч | Положение на карте. Протяжённость. Географические названия - драгоценный памятник прошлого |
1 ч 2.1 | Тема 2. История углегоского района с древнейших времён. Памятники археологии. Стоянки древних людей, быт, культура. Тончи, айны и др. жители района | 1ч | Стоянки, вещественные источники. Религия. |
2 ч 3.1 3.2 | Тема 3. История города в 20-е-40-е гг. Архитектурные памятники японского периода. Синтоистские храмы. Округ Эсутору периода Карафуто. | 1ч 1ч | Видео урок Работа в архиве. |
2 ч 4.1 4.2 | Тема 4. История города в 40-е гг. xx века. Падение Эсутору в сентябре 1945г. Освобождение города и освободители. Углегорск советский. Указ о присвоении названия городу. | 1ч 1ч | Боевые действия с 11 по 17 августа на территории современного Углегорска. |
2 ч 5.1 5.2 | Тема 5. История Углегорска и района с 1945 г до наших дней. Где эта улица, где этот дом. Строительство в городе культурно - административные здания. История названия улиц. Дорогие мои земляки | 1ч 1ч | Экскурсия в порт. Урок-встреча за «круглым столом» |
2ч 6.1 6.2 | Тема 6. Развитие культы, медицины, образования Углегорского района, Архитектурные памятники Советского периода. Дома культуры, художественная самодеятельность, Углегорск литературный. Поэзия и проза углегорских авторов. Становление школьного образования. История моей школы. | 1ч 1ч | Встреча с работниками библиотеки. |
2 ч 7.1 7.2 | Тема 7.Итоговые занятия. Экскурсия в музей. Защита проектов. | 1ч 1ч | |
Практическая часть к элективному курсу в 9 классе «Мой город на карте»
Вводный урок.
Тема 1.
Занятие № 1. Работа с картой. Определение координат крайних точек Углегорского района.
Тема 1.
Занятие №1.1. Работа с контурными картами. Обозначить на карте населенные пункты, исчезнувшие с лица земли.
Тема №1.
Занятие 1.2. Чтение климатической карты Сахалинской области, составление диаграмм, графиков климата своей местности.
Тема№1.
Занятие 1.3. Работа с атласом (картой, топонимическим словарём).
Тема №2.
Занятие 2.1. Составление схемы «Коренные жители Углегорского района» Найди общие черты, найди особенности.
Тема №3.
Занятие 3.1. Правила ведения конспекта. Формы и методы конспектирования. Работа с опорным конспектом.
Тема №3.
Занятие 3.2. Работа с документами в архиве. Правила ведения конспекта. Формы и методы конспектирования. Работа с опорным конспектом.
Тема №4.
Занятие 4.1. Составление хронологической таблицы «Боевые действия на суше и на море».
Тема №5.
Занятие 5.1. Составление простого и сложного плана в помощь написания реферата.
Тема №6.
Занятие 6.1 и 6.2. Работа в библиотеках, поиск нужной литературы при помощи каталогов и библиотечно – библиографических пособий.
Тема №7.
Занятие 7.1. Экскурсия в краеведческий музей. Написание эссе.
Тема 7.2. Разработка и презентация проекта. Оформление списка используемой литературы.
Список рекомендуемой литературы.
1. Атлас Сахалинской области. - М.-1967. 136с. 2. Василевский А.А. Небесный огонь.- Южно-Сахалинск. 1995г.-95с. 3. Василевский Р.С., Голубев В.А.- Древние поселенцы на Сахалине.- Новосибирск., 1976. 4. Пальцев-Безюк С.Д. Топонимический словарь.- Южно-Сахалинск.- 1992.- 224с. 5. Данилов Н. На берегу Татарского пролива. Рассказы, Стихи.- Южно-Сахалинск,- 2000.- 112с. 6. История Сахалинской области с древних времен до наших дней./ под ред. Высокова М.С.- Южно-Сахалинск.- 1995- 272с. 7. Материалы к своду памятников истории и культуры Сахалинской области.- Южно-Сахалинск.- 1983.- 144с. 8. Самарин И.А. Синтоистские храмы Карафуто.// Вестник Сахалинского музея. 1999 г. 9. Светлов Г.Е. Путь богов: Синто в истории Японии. М.- 1985 г. 10. Таксами Ч.М., Косарев Д.Д. Кто вы, айны. Очерк истории и культуры. – М., 1990 г. http://uglegorsk.ru/hist/esutoru.htm, - Эсутору: историческая справка. http://uglegorsk.ru/hist/victoru.htm, - Падение Эсутору. Приложение Образцы рефератов слушателей элективного курса. |