СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Эссе как жанр ученического сочинения" 10-11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа элективного курса  по литературе для подготовки старшеклассников, обучающихся 10-11 классов, к итоговому сочинению  

Просмотр содержимого документа
«Программа "Эссе как жанр ученического сочинения" 10-11 класс»

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Кондопоги Республики Карелия

(МОУ СОШ № 8 г. Кондопоги РК)


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 8

г. Кондопоги РК

___________ Е.М. Мотрий

«___» ____________2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Эссе как жанр ученического сочинения»

срок реализации 1 год






Разработчики Бодрякова Т.Г,

учителя высшей квалификационной категории

Принята на педагогическом совете

Протокол № __от «__»_______2017 г.


Обсуждена и согласована

на методическом объединении

Протокол № __от «__»_______2017 г.





















г. Кондопога

2017 г.


Результаты освоения учебного курса.

В процессе обучения по программе рассматриваемого элективного курса учащиеся должны:

- знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;

- определять «решающую идею» эссе;

- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;

- находить средства художественной выразительности, используемые автором;

- видеть эстетическую функцию языка;

- рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;

- создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, художественной зарисовки, этюда, эссе.


Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному написанию творческой работы в форме эссе.


III. Тематическое планирование с указанием часов,

отводимых на изучение каждой темы


Класс

п/п

Раздел и темы программы

Количество часов.


10


35 часов


1.

Понятие о сочинении-рассуждении.

1

2

Сочинение как текст. Основные требования, предъявляемые к сочинению

1

3

Типы текста – типы сочинений. Сочинение-рассуждение. Жанр эссе, его основные признаки.

1

4

Композиция сочинения-рассуждения, алгоритм написания эссе.

1

5

Соотнесенность композиционных частей в эссе

1

6

Критерии оценивания эссе

1

7

Разновидности эссе как жанра сочинения

1

8

Эссе в форме очерка

1

8

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Знакомство с эссе писателя

1

9

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Анализ композиции и содержания писем

1

10

Работа над вступлением эссе


11

Варианты «мостиков» (переход от одной части работы к другой)

1

12

Практическая работа. Составление вступления по предложенным темам.

1

13

Анализ средств художественной выразительности

1

14

Работа над основной частью эссе

1

15

Аргументы в основной части, их виды

1

16

Анализ эпизода в художественном произведении

1

17

Работа над заключением в эссе

1

18

Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении

1

19

Типы проблем: философские, социальные.

1

20

Типы проблем: нравственные, экологические, эстетические

1

21

Как построить комментарий к проблеме

1

22

Типовые конструкции для формирования проблемы

1

23

Как выразить свое мнение в эссе (лексика)

1

24

Типовые конструкции для выражения своей позиции

1

25

Требование к плану эссе (формулировки в основной части)

1

26

Составление плана основной части эссе по предложенной теме

1

27

Практическая работа с цитатам (тезисы) из «Маленького принца» Экзюпери

1

28

Привлечение текстов художественных произведений при написании эссе

1

29

Введение цитат в текст сочинения

1


30

Практическая работа «Написание сочинения-рассуждения в форме эссе по предложенным темам»



31

Анализ сочинений - эссе

1


32

Практическая работа «Написание сочинения-рассуждения в форме эссе по предложенным темам»

1


33

Практическая работа: рецензирование работ друг друга

1


34

Итоговое тестирование по теме курса

1


35

Итоговое занятие

1

11класс




1

Требования к экзаменационному сочинению в форме эссе

1


2

Критерии оценки итогового сочинения

1


3

Памятка выпускнику по работе над сочинением в форме ЕГЭ

1


4

Основные тематические направления на текущий учебный год

1


5

Методические рекомендации по направлению № 1




Практическая работа по направлению№1




Самостоятельная работа по направлению №




Типы ошибок: фактические, этические ошибки.




Логические ошибки. Абзацное членение




Грамматические ошибки




Речевые ошибки




Практическая работа «Нахождение и редактирование всех типов ошибок




Практическая работа «Написание сочинения-рассуждения в форме эссе




Анализ сочинений.




Методические рекомендации по направлению №2




Практическая работа по направлению№2




Самостоятельная работа по направлению №




Методические рекомендации по направлению №3




Практическая работа по направлению№3




Самостоятельная работа по направлению № 3




Составление рецензий на сочинение




Методические рекомендации по направлению №4




Практическая работа по направлению№4




Самостоятельная работа по направлению №4




Методические рекомендации по направлению №5



25

Практическая работа по направлению№5



26

Самостоятельная работа по направлению №5



27

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного

1


28

Образцы эссе писателей последних десятилетий: В. Солоухин, Ю. Нагибин

1


29

Образцы эссе писателей последних десятилетий: К. Паустовский, В. Астафьев

1


30

Алгоритм, приемы и средства написания эссе

1


31

Обобщение материала по программе

1


32

Итоговое сочинение

1


33

Итоговое сочинение

1


34

Итоговое сочинение

1


35

Заключительное занятие

1